Сегодня, 5 июня, в Чувашии в рамках экспертно-аналитического семинара по реализации комплексного проекта модернизации образования в качестве одного из основных вопросов были рассмотрены возможные риски и пути выхода из них, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "У каждого направления есть сумма рисков", - сказал на пресс-конференции в Чебоксарах Владимир Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", выступающего федеральным координатором проекта модернизации образования в России. При этом один из факторов риска касается новой системы оплаты труда работников общего образования. Суть новой системы заключается в установлении прямой взаимосвязи зарплаты учителя от качества и результативности труда. Введение новых финансовых механизмов - одно из самых трудных направлений. "В части новой системы оплаты труда риск в том, что впервые вводится материальная дифференциация учителей. Если сказать образно, мы предлагаем перейти от модели неравенства в бедности к неравенству в достатке. В зависимости от качества труда, учителя должны получать существенно разные заработные платы. Если судить по первым двум годам, то риск невелик, учителя хотят жить хорошо и зарабатывать деньги", - подчеркнул Бацын.

Право на получение части из заработного фонда должны доказывать не учителя, а его ученики. "Как в учебной сфере, так и во внеучебной деятельности. В любом случае, уходит понятие "средняя зарплата". Есть математические выкладки по закону больших чисел, что максимально стимулирующая часть (половина фонда) выпадает максимум на 10% учителей. Вторая половина фонда делится непропорционально: приблизительно еще у 20% учителей будет сравнительно заметное повышение. Остальное - на базовом уровне. И тогда эта публика должна задуматься, либо она стремится прорваться в круг избранных, либо думать о другом приложении своих профессиональных сил", - объяснил Бацын. Он также отметил, что в рамках оценки показателей работы учителей современный педагог не готов к тому, что его будут оценивать другие: "Учителя словно слиплись с предметом и думают, что будут обсуждать, как они преподают предмет. Но будут обсуждать не методику, а то, какие качества приобрел или развил ученик за 10 лет пребывания в этой школе".

Глава Минобразования Чувашии Галина Чернова отметила, что в новой системе оплаты труда важен единый норматив, условия труда. В целом, в Чувашии в результате введения новой системы оплаты труда средняя номинальная зарплата учителей в 2007 году по отношению к 2006 году возросла более чем на 25% и в 1 квартале 2008 года превысила 8 тыс. рублей. При этом зарплата части учителей в прошлом году повысилась более чем на 25%: результативно работающий учитель, обладающий высокой квалификацией, с учетом стимулирующих выплат сегодня получает 11-12 тыс. рублей.

Напомним, что в 2007 году Чувашия стала одним из победителей федерального комплексного проекта модернизации региональных систем образования и уже в первый год получила субсидии из федерального бюджета на реализацию проекта в объеме 209872,2 тыс. рублей. По итогам 2007 года республика вошла группу 10 регионов, выполнивших свои обязательства в полном объеме, поэтому в 2008-ом финансирование в размере 186668,6 тыс. рублей получила без дополнительных условий. Эти средства, как и в прошлом году, будут направлены на развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений.