"Перестановки в команде Пимашкова".

("Красноярский рабочий" 27.03.03)

В администрации Красноярска прошли серьезные кадровые перестановки.

На должность заместителя главы города по вопросам промышленности, предпринимательства и связи назначен Иван Девяткин, занимавший прежде пост главы администрации Советского района. Вместо Юрия Рогачева на должность главы администрации Железнодорожного района назначен Леонид Беглюк, возглавлявший аппарат главы города. На должность заместителя главы города, руководителя аппарата назначен Сергей Разгоняев, занимавший должность заместителя главы администрации Свердловского района по социальным вопросам. На должность начальника управления информации назначена Людмила Токмакова, возглавлявшая управление социальной защиты населения города. Депутат горсовета Галина Пашинова назначена начальником управления социальной защиты населения администрации Красноярска. Николай Сарапулов, работавший прокурором Красноярска, назначен на должность начальника управления общественной безопасности. Пресс-секретарем мэра города стала Елена Шостак, занимавшая пост заместителя начальника управления по внешнеэкономическим и международным связям.

"Испытания экономики на рысистость".

(Юрий Чувашев "Красноярский рабочий" 27.03.03)

Простой ямщицкий вопрос: в одну программу впрячь возможно коня и трепетную лань? Особенно если "конь", стоящий на довольствии в исполнительной власти, привык размеренно, что та лошадь на шахте, вышагивать по жизненной дистанции, размеченной циркулярами и распоряжениями начальства. Тогда как нервическая законодательная "лань" по породе своей более склонна к затейливо-непредсказуемой иноходи.

Впрочем, мастерство кучерское истинное в том и заключается, чтобы всякий, кто в хомуте, в глубине своей души полагал, что именно он и является коренником, а отнюдь не пристяжным. Тогда птица-тройка, какой бы масти и норову она ни подобралась, не будет оглобли выворачивать.

В связи с чем весьма отрадно, что разработчики программы социально-экономического развития края до 2010 года, представляющие всю полноту краевой власти, демонстрируют сегодня обоюдное понимание внутренних сложностей процесса слаживания на старте реформенных испытаний экономики региона на рысистость и выносливость. Во всяком случае, первое совместное заседание рабочих групп по подготовке проекта программы, прошедшее 25 марта, показало настрой власти копать глубоко, но жить при этом по средствам. С привлечением депутатов, науки и директорского корпуса намечено перейти от рассуждений о системном кризисе экономики региона к реальному развитию основных отраслей.

Понятно, что скептицизм по поводу этих планов есть и будет немалый. Но, как известно, тот, кто хочет работать, ищет возможности, а кто не хочет - причину. Денег, в том числе и бюджетных, на всех, естественно, не хватит. Однако иерархия приоритетов финансирования в ходе баталий лоббистов с хранителями казны все равно выстроится. И прорывные направления, куда пойдут деньги, определятся. А пока что направлений таких масса. Но и задач ставится не меньше.

В частности, путем освобождения от непрофильных активов должна быть оптимизирована государственная собственность в крае. Предстоит разработать и комплексную научно обоснованную программу выравнивания уровня социально-экономического развития территорий края. Что же касается, к примеру, реформирования системы эффективного природопользования, то в программе предусмотрена разработка механизма установления и изъятия природной ренты, что позволяло бы выравнивать экономические условия деятельности в сфере природопользования и в обрабатывающих секторах экономики. Да плюс к тому нужна реформа системы управления ресурсной базой, чтобы повысить степень рациональности ее использования.

И так практически по каждому отраслевому направлению. В перечне задач - развитие рынка недвижимости, рациональное управление земельными ресурсами, создание условий для эффективного и устойчивого лесопользования, форсированное развитие финансовых рынков в крае, привлечение банковского капитала к кредитованию жилищного строительства на условиях ипотеки. И далее - по отраслевым спискам.

Особый акцент намечено сделать на региональной налоговой политике, с помощью которой предстоит существенно скорректировать неблагоприятные для края последствия бесконечно идущей в стране налоговой реформы. Для чего планируется вести в крае единую и согласованную политику, дабы с помощью законодательных мер оптимизировать налоговую нагрузку на предприятия и стимулировать инвестиционную активность. А главное - стараться не допускать несправедливого для региона перераспределения финансовых ресурсов в пользу других субъектов Федерации. И если уж это все же происходит, то край должен получать какую-то компенсацию за вывод со своей территории центров образования прибыли с последующей капитализацией средств за пределами нашего региона.

Реформенные преобразования, судя по настрою рабочих групп по подготовке программы, грядут практически по всем азимутам социально-экономической жизни Красноярья. Но громадье новаторских планов - к слову, уже далеко не первых в истории создания судьбоносных для края программ развития - изначально нуждается в четком финансовом обосновании. Как подчеркнул на первом заседании оргкомитета заместитель директора СКТБ "Наука" Красноярского научного центра СО РАН Борис Нефедов, разработка любой программы начинается прежде всего с описания ограничений на ресурсы, в том числе и в денежном выражении. Лоскутное финансовое одеяло все равно всех не обогреет. И кроме того, необходимо решать вопрос привлечения денежных средств в банковский сектор (а это уже в том числе и проблема возвращения доверия людей к банкам), поскольку кредитные учреждения региона сегодня не в состоянии обеспечить финансами разрабатываемую программу социально-экономического развития. И не случайно депутат Законодательного Собрания Юрий Абакумов предложил провести предварительную инвентаризацию финансовых ресурсов региона и досконально выяснить денежную обоснованность реформаторских планов руководителей промышленных предприятий.

Из чего натурально следует и жесткая необходимость инвентаризации управленческих кадров, которыми располагает край. Как бы солидно и наукообразно ни были составлены реформенные бумаги, без денег и кадров любое развитие дальше страниц программы не двинется. Так что сейчас в крае считают не только рубли-доллары, но и специалистов толковых. Дело теперь за тем, чтобы баланс этот сошелся.

"Судьба крайизбиркома".

("Сегодняшняя газета" 27.03.03)

Верховный суд РФ рассмотрит жалобу избирательной комиссии Красноярского края 4 апреля. Об этом сообщила секретарь крайизбиркома Лариса Нартович. Напомним, краевой суд в январе этого года удовлетворил ходатайство Центральной избирательной комиссии о роспуске крайизбиркома на основании допущенных комиссией нарушений избирательного законодательства в период губернаторских выборов. В положенный срок красноярская комиссия подала жалобу на решение краевого суда в Верховный суд РФ. Стоит также напомнить, что весной этого года истекает срок деятельности нынешнего состава как центральной, так и краевой комиссий.

"Награда нашла героя".

("Сегодняшняя газета" 27.03.03)

26 марта губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вручил орден Дружбы мэру Красноярска Петру Пимашкову. Соответствующий Указ о награждении был подписан Президентом России еще 14 января. Однако вручение ордена состоялось только вчера: очевидно сказалась занятость как вручителя, так и награжденного. Вообще же Александру Хлопонину не привыкать вручать ордена от имени президента - это прямая обязанность губернатора. А для Петра Ивановича орден Дружбы - далеко не первая награда, но от того не менее почетная. Орденом Дружбы награждаются те граждане России, что достигли солидных трудовых успехов и много лет отдавали свой труд на благо Родины.

"Кадровое движение".

("Сегодняшняя газета" 27.03.03)

Продолжились перестановки в администрации Красноярска. Петр Пимашков подписал заявление об отставке главы Железнодорожного района Юрия Рогачева. На его место назначен Леонид Беглюк, который до этого занимал должность заместителя мэра Красноярска, руководителя аппарата главы города. Также освободил свое место глава Советского района Иван Девяткин в связи с переходом на место заместителя мэра города, курирующего вопросы промышленности, развития предпринимательства, транспорта и связи. Кандидатура нового главы района пока находится на рассмотрении. Временно исполняющим обязанности главы Советского района назначен Александр Кривопалов, заместитель главы района. На место Леонида Беглюка назначен Сергей Разгоняев, заместитель главы Свердловского района по социальным вопросам.

Новым пресс-секретарем Пимашкова стала Елена Шостак. Ранее занимавшая эту должность Инесса Рева назначена заместителем начальника управления информации, начальником отдела по взаимодействию со СМИ.

Вероятно эти перестановки в администрации не последние. Как заявил Иосиф Бакшеев, заместитель главы города по кадрам, "жизнь не стоит на месте, будут еще подвижки".

Сам же Петр Пимашков, комментируя кадровые перестановки в своем кабинете, заявил журналистам, что это - "часть нормального рабочего процесса". Никакого подтекста в них нет. "Идет оптимизация управления Красноярском. Поиски каких-либо других мотивов просто неуместны. Оптимизация структуры администрации - это непрерывный процесс, и он не должен отставать от требований жизни. Мы пытаемся сделать так, чтобы красноярцам было удобно работать с властью".

"Хлопонин попросил энергетиков не прибедняться".

("Известия - Красноярск", 27.03.03)

Вчера состоялось расширенное заседание Совета администрации, Заксобрания и Союза промышленников края. Обсуждались перспективы развития энергетики. Губернатор Александр Хлопонин вступил в дискуссию с представителями "Красноярскэнерго" и попросил их "никому больше не рассказывать, что, покупая электроэнергию на ГЭС по 6,5 копеек и продавая ее представителям среднего бизнеса по 1,05 рублей за киловатт в час, вы убыточная компания". А для того, чтобы понять, из чего складывается энергетический тариф и насколько он обоснован, Хлопонин предложил провести в "Красноярскэнерго" аудиторскую проверку. Напомним, что это уже вторая тарифная проверка. Первая касается обоснованности цен на жилищно-коммунальные услуги. Губернатор попросил предоставить окончательные расчеты к лету. Также до 1 июня он попросил ученых из Иркутского института системной энергетики совместно с местными специалистами подготовить план развития энергетического комплекса в крае.

"Для забастовки нет повода".

(Дарья Марьялова "Известия - Красноярск" 27.03.03)

Сегодня профсоюз работников бюджетной сферы собирается пикетировать краевую администрацию с требованием повысить заработную плату на 50%. Однако эта акция пройдет мирно. Дело в том, что вчера состоялась встреча заместителя губернатора по социальным вопросам Татьяны Давыденко, заместителя губернатора - начальника главного финансового управления Александра Новака, депутатов Законодательного собрания и профсоюза медицинских работников. Решено было создать специальную комиссию, которая подготовит экономические и социальные обоснования и разработает правовые нормы повышения заработной платы. Все необходимые расчеты должны быть готовы к 4 апреля. Именно на этот день назначена встреча бюджетных профсоюзов с губернатором Хлопониным. Вот об этих достигнутых договоренностях руководство профсоюзов и проинформирует бюджетников на сегодняшней акции протеста.

"Экзамен для "новобранцев".

("Городские новости" 27.03.03)

Этим летом начнется формирование нового состава краевой избирательной комиссии. На этот раз - по новому выборному законодательству. Каким он будет, новый крайизбирком? "Выдавать" точные прогнозы не берутся даже эксперты. Однако уже сейчас ясно, что новая комиссия будет менее строптивой. И, судя по всему, не столь опытной.

Работа в избирательной комиссии - весьма специфический вид деятельности. Профессионалов здесь немного. Например, в окружных избирательных комиссиях на время выборов от основной работы освобождают только председателя. Остальные совмещают основную деятельность - врача или учителя - с составлением списков избирателей, заполнением бюллетеней и написанием протоколов. Не в каждой районной комиссии есть юрист. Впрочем, и теоретические правовые знания не являются ключевым моментом, ведь они не могут заменить практику.

...Четыре года назад был сформирован нынешний состав краевой избирательной комиссии. Примерно треть членов избиркома уже могла похвастаться довольно солидным "выборным" опытом (к примеру, председатель Георгий Кострыкин и его заместитель Александр Бугрей). Видимо, на первых порах новичкам во многом приходилось полагаться на их мнение. За четыре года крайизбирком успел "набить шишки" на выборах в ЗС, губернаторских выборах. Видимо, уверовав в свою "заматерелость", часть комиссии продолжает упрямо отстаивать неоднозначное решение об отмене губернаторских выборов. По закону о выборах, опираясь на факты и внутреннее убеждение, члены избирательных комиссий и должны голосовать за то или иное решение. Но, с другой стороны, убежденность сегодня зачастую покупается и может быть вызвана внешними факторами - обманом, давлением или угрозами.

Нынешний состав крайизбиркома не раз обвиняли в ангажированности. Между тем ни одна региональная избирательная комиссия не может быть независима по определению. Это исходит из самих принципов их формирования.

По закону, исполнительная и законодательная ветви власти из 14 претендентов выдвигают в состав избирательной комиссии по семь человек. Кроме того, половина комиссии должна состоять из представителей политических партий. Естественно, последние так или иначе будут лоббировать интересы "своих" партий. Например, закрывать глаза на нарушения.

Председатель комиссии, с одной стороны, - должность выборная (его определяют члены комиссии тайным голосованием), с другой - всегда назначенец. Эта кандидатура должна быть согласована с ЦИКом. Поначалу участникам свежесозданной комиссии зачастую приходится полагаться на опыт председателя и голосовать по его указке.

Кстати, теоретически тот же Кострыкин вполне может войти в новый состав крайизбиркома. Закону это не противоречит. Допустим, его позиция придется по душе депутатам Законодательного собрания. Что ж, нормальный сценарий: в нашей стране сбываются наиболее абсурдные предположения. Нужно ли это самому Георгию Кострыкину? Вряд ли. Избирательная комиссия разобщена, а значит, конструктивно работать не сможет.

Многим из нынешнего состава крайизбиркома самое время идти работать в избирательные штабы. Ведь теперь они подкованы в предвыборных играх не хуже матерых политтехнологов. Во всяком случае, в центр занятости им обращаться рановато...

Кардинальные перемены в составе избирательной комиссии вряд ли пойдут на пользу выборной системе края. Не исключено, что, если избирком будет полностью сформирован из "новобранцев", на первых порах он окажется беспомощным. Между тем первые месяцы работы нового состава придутся на время подготовки к выборам в Государственную думу. Вряд ли очередная выборная гонка в крае будет разворачиваться по бесконфликтному сценарию.

Считается, что новый закон о выборах ограничивает использование так называемых грязных технологий. Это не совсем верно. Снять кандидата с регистрации теперь можно только через суд и не позднее, чем за пять дней до голосования (при желании за это время можно как следует навредить противнику).

Ожидается, что самый большой поток "черного пиара" выльется на наши головы до назначения даты выборов, которая будет официально обозначена в течение трех недель с 25 августа. Определять депутатов Госдумы мы будем 14 декабря, агитация же в средствах массовой информации разрешена за тридцать дней до дня голосования, то есть, начиная с 14 ноября. Однако "раскрутка" кандидатов на думское кресло уже сейчас идет полным ходом.

Итак, сразу же после того, как новый состав краевой избирательной комиссии будет сформирован, ему предстоит сдавать свой первый экзамен - проведение выборов в Государственную думу.