Экспедиторская компания "Совфрахт" становится контролирующим собственником ОАО "Ейский морской порт" (ЕМП), говорится в статье, опубликованной в газете "КоммерсантЪ" 4 июня. Компания получит 53,2% в ЕМП, сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Сумма сделки не раскрывается.

На годовом собрании акционеров ЕМП был уже избран новый состав совета директоров, в котором представители нового собственника получили пять мест из девяти. Рыночная стоимость покупаемого пакета составляет $10-15 млн, но из-за иска Росимущества к порту его акции продаются с существенным дисконтом.

Как сообщил "Ъ" начальник отдела водного, воздушного и автомобильного транспорта ФАС РФ Евгений Аникин, "Совфрахт" обратился в Федеральную антимонопольную службу за разрешением на приобретение 53,2% акций ЕМП, а 20 мая ФАС вынесла положительное заключение.

Согласно данным ЕМП, по состоянию на лето 2007 года 25,5% его акций принадлежали Росимуществу, 5,9% - ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", 12,69% - ОАО "Ейский портовый элеватор" (другой стивидор ейского порта), компании Danler Services S.A. и Maron Group Ltl контролировали 31% и 22,2% соответственно. Несколько представителей порта утверждают, что состав акционеров и их доли в течение года не менялись. Как пишет газета, приобретаемый "Совфрахтом" пакет совпадает с суммой пакетов иностранных компаний, представитель порта допускает, что экспедитор покупает не акции, а самих акционеров.

Сделка еще не завершена, но, по данным издания, "Совфрахт" (в ФАС и порту не говорят, покупает акции сам экспедитор или его "дочерняя" компания. - прим. "Ъ") уже установил контроль над ЕМП. Как рассказал источник газеты, 30 мая прошло очередное годовое собрание акционеров порта. На собрании был переизбран совет директоров (СД), в котором пять мест из девяти получили представители нового собственника. В СД, в частности, вошли гендиректор ОАО "Совфрахт" Дмитрий Пурим и руководитель дирекции "Шиппинг" "Совфрахта" Михаил Путилин. Два места в СД получили представители Росимущества, два - представители "Магнитки" (на собрании акционеров за них голосовал ММК и Ейский портовый элеватор).

Сумма сделки не раскрывается. Ранее в интервью "Ъ" гендиректор ЕМП Владимир Озеров оценивал рыночную стоимость всего предприятия в $20-25 млн, следовательно, контрольный пакет может стоить $10-13 млн. Но ЕМП уже почти год является ответчиком по нескольким искам Росимущества, которое требует расторгнуть договоры аренды причалов и национализировать полученное ЕМП в ходе приватизации госимущество. Эти иски угрожают бизнесу предприятия и являются "важным ценообразующим фактором в сделке", сказал представитель порта, отказавшись назвать размер дисконта. По его словам, из-за этих исков сделка еще может сорваться. Дмитрий Пурим и Михаил Путилин через своих помощников отказались комментировать ситуацию.

Эксперты неоднозначно оценивают важность нового приобретения для экспедиторской компании. "Как и любой портовый актив, ЕМП сейчас интересен для инвестиций. Порт поможет выстроить "Совфрахту" эффективную логистическую цепочку, так как имеет хорошую культуру управления и работы, неплохой коллектив и традиции, что очень важно для стивидорного бизнеса", - говорит заместитель гендиректора ОАО "Азовский порт" Вера Трошина. "Любые вложения в портовые активы на юге интересны, в том числе благодаря будущему росту грузооборота в связи с олимпийской стройкой", - добавляет гендиректор ОАО "Ростовский порт" Виктор Вовк.

В то же время Владимир Терсенов (члены его семьи контролируют ООО "Ейский-порт-Виста") считает вложения в азовские порты бесперспективными. "Черное море - 700 километров побережья, идите туда стройте! Это намного перспективнее. На Азовском море все стивидоры жалуются на недостаток грузов. Когда построят вторую железнодорожную ветку к Новороссийскому порту и объездную дорогу через Абинск, для азовских портов вообще наступят черные дни. Ведь, в отличие от черноморских, они не могут принимать большие суда", - говорит эксперт.

Справка "Коммерсанта": ОАО "Совфрахт" создано в 1992 году на базе Всесоюзного объединения "Совфрахт", которое до 1991 года было структурным подразделением Министерства морского флота СССР. Выручка в 2006 году составила 530 млн руб., чистая прибыль - 183 млн рублей.

ОАО "Ейский морской порт" является крупнейшей по грузообороту стивидорной компанией Ейска. В 2007 году перевалил 1,47 млн т грузов. Грузооборот в 2006 году составил 1,36 млн т, выручка - 208 млн руб., чистая прибыль - 23,8 млн рублей.