В результате полномасштабной войны, развернутой в Ираке, пострадавшие нашлись и в Новороссийске.

Как заявил директор предприятия "Зарубежстроймонтаж" Виталий Киреев, предприятие терпит убытки, исчисляемые в миллионах рублей. "Зарубежстроймонтаж" занимается изготовлением конструкций для иракских электростанций и экспедирует грузы, которые идут в эту страну. Сейчас вся территория предприятия забита и своей продукцией, и оборудованием, которое изготавливают на других российских заводах. Вся эта продукция никак не может быть доставлена в Ирак - нет судовладельцев, которые бы взяли на себя ответственность за транспортировку грузов.

В числе пострадавших от войны в Ираке немало и моряков, которые не могут отправиться в очередной рейс. Капитан-наставник крюинговой компании "Валмарс" Валерий Волков сообщил, что из-за ближневосточных событий несколько судовладельцев отказались брать наших моряков в связи с переходом на средиземноморские линии - там можно обойтись более дешевой рабочей силой - индийцами, филлипинцами. Отменила свой заказ компания, нанимавшая россиян на буровые платформы. Как говорит Валерий Волков, за несколько месяцев нынешнего года компания отправила в рейсы всего несколько человек, хотя обычно за год отправляется 300-400 моряков.

По словам руководителя крюинговой компании "Континент" Виктора Ионина, пришлось отказаться от формирования экипажа на прежде востребованной пассажирской линии Израиль-Египет. Но для компании это не стало катастрофой, поскольку большинство моряков, которые отправляются в рейс с ее помощью, работают в Средиземном море. Главное, чтобы в боевые действия не включились Ливия, Тунис, Египет и другие мусульманские страны в этом районе.

По прогнозам Виктора Ионина, если война окажется недолгой, то российские моряки останутся даже в выигрыше. После завершения конфликта Персидский залив станет более оживленным для морских перевозок.

Выяснить, есть ли сегодня российские моряки в ближневосточной зоне, не так легко. Местные крюинговые компании, занятые комплектованием экипажей, ответственности за их рейсы не несут. Куда отправится судно, знает судовладелец или фрахтователь. Международная морская газета "Lloyd's List" высказывает предположение, что судно "Сочи", принадлежащее компании "Новошип", задействовано в военных перевозках. Однако представители Новороссийского морского пароходства отказываются от комментариев по этому поводу.

Как сообщил помощник президента ОАО "Новошип" Валерий Палий, суда компании заранее были выведены из Персидского залива. Сделано это и ради безопасности людей, и из экономических соображений. Ведь рейсы в военной обстановке - это расходы, связанные со страхованием военных рисков и повышенной оплатой труда.

Полностью исключить присутствие российских моряков в зоне иракского кризиса невозможно. Та же "Lloyd's Lisf сообщает, что министерство обороны Великобритании зафрахтовало для выполнения рейсов в этот регион шесть-восемь судов типа Ро-Ро. По сведениям координатора международного профсоюза моряков Александра Агеева, на них сейчас работают и российские моряки. Как говорит Александр Агеев, по закону у моряков на судах, которые предпримут рейс в Персидский залив, есть выбор - отказаться от работы или требовать двойную оплату труда. Пока от экипажей сведений о нарушении этого требования не поступало.