Китай ждет официальных документов по строительству ответвления нефтепровода ВСТО

Москва, 3 июня 2008, 17:26 — REGNUM  Проект российско-китайского нефтепровода перекочевал из "эпохи Путина" в "эпоху Медведева". Стремительный визит Дмитрия Медведева в Китай имел густой колорит экономической дипломатии и ознаменовал собой определенный прогресс. Новый российский президент заявил, что по строительству российско-китайского нефтепровода между сторонами есть базовые договоренности, и сейчас проходит завершающая часть переговоров по конкретным вопросам. И Россия, и Китай с высокой степенью оптимизма расценивают перспективу своих торгово-экономических отношений в области энергетики. Ответвление нефтепровода в Китай сможет ежедневно перекачивать 1,6 млн баррелей.

В преддверии своего визита в Китай Медведев сообщил, что переговоры между компанией "Роснефть" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о строительстве ответвления в Китай нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) находятся на завершающем этапе.

На днях из Москвы пришло сообщение о том, что по подписанному Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и российской "Транснефтью" соглашению, затраты на строительство ответвления от "ВСТО" в Китай берет на себя китайская сторона. Речь идет о ежедневной переброске с российского Дальнего Востока в Китай и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона 1,6 млн баррелей сырой нефти. Китайская национальная нефтегазовая корпорация отказалась от комментариев, пишет "Китайский информационный Интернет-Центр".

Нефтепровод начинается в Тайшете Иркутской области и идет к Сковордино в Амурской области. По оценкам, общий размер инвестиций в этот участок нефтепровода составляет $11 млрд. Проектная мощность второго участка - от Сковордино до побережья Тихого океана протяженностью в 2100 км - составит 367,5 млн баррелей в год. По завершении строительства участка "Тайшет - Сковордино" мощность нефтепровода возрастет от 20,5 млн до 588 млн баррелей в год.

"В переговорах на уровне нефтяных компаний действительно достигнут прогресс, - заявил в недавнем интервью директор отдела по делам с Россией Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюнь. - Однако трудно сказать, что вопрос об ответвлении нефтепровода с российского Дальнего Востока в Китай уже закрыт". Фэн Юйцзюнь считает, что проект почти готов, однако один ключевой момент остается непроясненным: "Поскольку до сих пор нет официального соглашения о нефтепроводе из России в Дацин, достигнутый прогресс показывает, что по важнейшему вопросу - ответвлению нефтепровода - и при значительном прогрессе в переговорах между компаниями мы все же должны ждать заключения официального соглашения".

Китай никогда не отказывался от концепции ответвления восточного нефтепровода на свою территорию. Сегодня необходимо, чтобы правительство России в документальной форме официально поддержало строительство ответвления в Китай нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Хотя до сих пор российские нефтяные компании, Министерство промышленности и энергетики, российские руководители неоднократно высказывали свои соображения о стоимости строительства, направлении прокладки нефтепровода, об изменении сроков строительных работ, правительство России никогда не публиковало на этот счет соответствующего официального документа, пишет "Китайский информационный Интернет-Центр".

По мнению авторитетного специалиста-международника, строительство ответвления нефтепровода отнюдь не исчерпывает всей полноты китайско-российского сотрудничества в этой области. "Для Китая с его большим спросом на нефть ключевым является обеспечение долговременных поставок российской нефти и природного газа, - говорит Фэн Юйцзюнь. - Различные формы доставки - лишь способ решения, но не суть проблемы. Только достаточные и стабильные поставки нефти из России отвечают интересам Китая". Поэтому, как считает Фэн Юйцзюнь, если поставки нефти по железной дороге будут экономически более выгодны, Китай не будет исключать такой способ получения российской нефти.

По мнению Фэн Юйцзюня, в этой области у китайско-российского сотрудничества существуют широкие перспективы: "Однако в последнее время нет никакого движения в переговорах о ценах на нефть. Вопрос этот - сложный. Здесь нельзя достичь долгосрочного соглашения за один раунд переговоров. Конъюнктура международного нефтяного рынка постоянно меняется. Главное состоит в том, чтобы соглашение учитывало интересы обеих сторон, чтобы была найдена разумная формула цены на нефть". В краткосрочной же перспективе, как говорит Фэн Юйцзюнь, Китаю и России достаточно трудно договориться о ценах на нефть.

15 апреля заместитель главы Минпромэнерго России Андрей Дементьев сказал, что прокладка ответвления нефтепровода в Китай с технической точки зрения не составляет проблемы. Проблема в том, удастся ли договориться с китайской стороной о поставках нефти. Без соглашения по цене поставок нет нужды и в строительстве нефтепровода.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.