Власть и политика

Перспектива изменения системы выборов депутатов Тулгордумы стала одной из ключевых дискуссионных тем на минувшей неделе. "Гордепов послали в партию" - под таким заголовком Сергей Васильев в еженедельнике "АиФ в Туле" (№22 от 28.05.08), в частности пишет, что часть депутатов Тульской городской Думы уже высказалась против "партийных" выборов в представительный орган областного центра. В своем обращении на имя главного федерального инспектора в Тульской области Сергея Харитонова они заявляют, что подобный подход - нарушение Конституции РФ. В частности, в письме говорится, что в Туле лишь около 1 % партийных избирателей, остальные - 99 % - не являются членами каких-либо партий и движений. По логике мятежных гордепов, после принятия законопроекта у большинства туляков будет отнято право быть избранными. Конечно, можно предположить, что партии решат выдвинуть в качестве своего кандидата человека не партийного, но реально в это верится с трудом.

Сам автор, словно обращаясь к подписантам, отмечает, что в муниципальных выборах могут принимать участие не только парламентские и иные партии, но и движения, в Уставы которых внесены соответствующие моменты. Так что можно срочно создавать массу самых разнообразных общественных объединений или спешно вносить изменения в Уставы уже имеющихся и выдвигать, выдвигать, выдвигать кандидатов. Правда, не очень понятно: зачем инициаторам законопроекта понадобилось усложнять народу жизнь? - спрашивает журналист. Разве что таким странным образом они пытаются активизировать политическую активность.

На эту же тему еженедельник "Засечный рубеж" (№22 от 30.05.08) под заголовком "Депутат - посланец партии или территории?" утверждает, что выборы по партспискам выгодны местной власти, поскольку эти самые списки будут согласовываться в высоких кабинетах, дабы избежать прохождения в депутаты нелояльных политиков. Кроме того, издание убеждает читателей, что депутаты-списочники уже не будут заинтересованы в работе с избирателями так, как одномандатники, поскольку будут ответственны не столько перед населением, сколько перед своим партруководством.

Экономика

Про "Зарплаты по заумным формулам" в "Тульском молодом коммунаре" (№64 от 27.05.08) пишет Александр Савенков, имея в виду эксперимент по новой системе оплаты труда работникам бюджетной сферы. По его словам, новая схема отвергает схему "тарифного" начисления заработков образца 1992 года, которую педагоги осваивали долго и мучительно. Приходится начинать с нуля. Да, заранее известно, что всем работникам отрасли будет прибавка (и это радует), но у всех данная прибавка будет разная. Что закладывает в педагогические коллективы "мины", грозящие обидами и конфликтами... Заявлено, что новая система оплаты труда педагогов вводится для того, чтобы повысить в средних учебных заведениях качество образования. А также для постоянного роста оплаты труда всех сотрудников этой сферы, но в жесткой связке с улучшением качества получаемых детьми знаний. Основа системы - "бюджетная стоимость образовательной услуги". Определяется она централизованно, для каждого региона. Во что это выльется для каждой школы - сказать пока трудно. Зато известно, как будут считать заработки разных категорий работников учреждений народного образования. Понять эти мудрености, как считает журналист, под силу лишь высококвалифицированным математикам. Ибо формулы насыщены массой коэффициентов, каждый из которых имеет свою сложную внутреннюю структуру. При этом они позволяют руководителям варьировать их значения. Однако общую сумму затрат на оплату труда заранее "вгоняют" в объемы бюджетного финансирования на эти цели. То есть режь торт на любое число кусков, но - в пределах готовой выпечки, приводит сравнение Савенков.

Однако, ниже он сообщает, что после внедрения новой схемы средние заработки более 20 тысяч педагогов и других сотрудников учебных заведений областного и муниципального уровней увеличатся на 12%. С нынешних 7800 до 8650 рублей в месяц. На это потребуется более 800 миллионов рублей, они есть. Тем не менее "разбивка" ежемесячного прироста заработков в 850 рублей выглядит для разных работников no-разному. Более всего - в полтора раза - вырастут доходы подсобного персонала. И это приятно, что те же уборщицы или сторожа школ станут получать не нынешние позорные две, а три с половиной тысячи рублей в месяц.

Однако что же с педагогами и воспитателями детских садов? - задается вопросом автор статьи. Здесь - по-разному, все зависит от стажа, классности, других показателей. Но есть такая неприятная подробность: у многих из них прибавка составит всего 200, 100 и даже 50 рублей. Хуже всего придется руководителям учебных заведений, на плечи которых ложится основной груз начинающейся реформы. Во многих случаях их доходы почти не изменятся. Понятно - закон федеральный, и нам его нужно выполнять в обязательном порядке. Но не проще было бы просто добавить людям по 12% к их заработкам? - этот вопрос Савенкова звучит уже риторически.

"Куда ушли "дорожные" деньги Тулы?" - этим вопросом в еженедельнике "Слобода" (№22 от 28.05.08) задается Андрей Варенков и поясняет: в областном центре разгорелся скандал, связанный с использованием средств федерального бюджета, выделенных на ремонт тульских дорог. Со ссылкой на Тульское УФСб он сообщает, что 22 апреля на основании оперативных материалов были возбуждены два уголовных дела в отношении должностного лица. Статья - незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ). Дела были объединены в одно производство, расследованием занимается Следственное отделение УФСБ. Сама статья вроде бы не имеет отношения к "дорожным" деньгам, но чекисты отметили: оба факта связаны с проведением дорожно-строительных работ. Ссылаясь на тайну следствия, должность и фамилию нечистоплотного чиновника в ФСБ не назвали. Данные о проведении обысков и выемках документов в Управлении дорожного хозяйства эфэсбэшники официально не подтвердили, но и не опровергли. Глава Тулы Владимир Могильников в свою очередь не связывает возбуждение уголовных дел с использованием средств федерального бюджета на строительство дорог в 2007 году. Мэр напомнил, что на реконструкцию тульских дорог в 2007 г. было выделено 402 млн. руб. из федерального бюджета и 220 млн. из городского. Не использованные федеральные деньги - 70 млн. - будут потрачены на ремонт дорог в этом году.

Однако ниже Варенков демонстрирует скепсис относительно заявлений Могильникова. Несмотря на уверенность мэра, пишет он, нарушения при проведении прошлогодней дорожной кампании, похоже, все-таки были допущены. Их нашли чиновники еще одного контролирующего органа - Управления Росфиннадзора. Правда, если раньше вопрос городским чиновникам звучал так: "Все ли деньги потрачены именно на ремонт дорог или часть их ушла на другие цели?", то теперь его нужно перефразировать: "Как тратили федеральные средства при ремонте дорог? Были ли работы по восстановлению транспортной сети выполнены качественно?"

Ответил на этот вопрос руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области Владимир Ростовцев. По его признанию, уже установлено, что в конкурсе участвовали организации, не имеющие лицензии на проведение работ, которые им предстояло выполнять. Есть и другие нарушения. Более обстоятельно обо всех недостатках уместно говорить после окончания проверки. По словам чиновников Росфиннадзора, сейчас назначена экспертиза, от результатов которой во многом будут зависеть выводы проверяющих. Экспертам из "Росдортехнологии" предстоит проверить всю дорожно-строительную кампанию 2007 года - от количества реально использованных стройматериалов до качества конечного продукта - дорожного покрытия.

Общество

Дорожную тему продолжила Ирина Елагина в "Тульском молодом коммунаре" (№67 от 30.05.08). Под заголовком "Дороги убиты, но дело живет" она приводит слова тульских дорожных чиновников относительно уголовных дел и прочих обвинений. Так, заместитель начальника Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства (УТСиДХ) городской администрации Михаил Зайцев, заявил журналистам: никто из сотрудников управления, принимавших непосредственное участие в организации и приемке ремонтных работ, не находится под следствием. Более того, ссылаясь на акты проверок, проведенных Росфиннадзором (24 апреля), Службой мониторинга дорожных работ (25 апреля) и Счетной палатой РФ (22 мая), подчеркнул, что нет никаких оснований для упреков в адрес УТСиДХ в растрате бюджетных средств или каких-либо иных преступлениях.

Все подрядчики работали по договорам с четырехлетней гарантией, и никто не отказался устранить брак. Процент некачественного ремонта, как свидетельствуют результаты проверок, ничтожно мал - 4 тысячи кв. км, а это всего 1%. Эта цифра вызвала неодобрительный гул среди журналистов, все сразу стали перечислять места, где по весне асфальт уплыл вместе с талой водой. Но, как еще раз подчеркнул Зайцев, есть официальные документы и реальные километры новых и качественных дорог. По данным УТСиДХ, все конкурсы на проведение ремонтных работ в Туле проводились в строгом соответствии с законом, все подрядные организации имели лицензии на те виды работ, которые требуют лицензирования. Как резюмировал юрист управления Алексей Орлов, никаких растрат и хищений нет, как и других серьезных нарушений законодательства. Кроме того, Зайцев рассказал о планах Управления по ремонту ряда магистральных улиц города.

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

Огромный материал под заголовком "Рекламное пространство коррупции" "МК в Туле" (№22 от 28.05.08) посвятил стилю работы городских властей. Издание утверждает, что "Тульские чиновники считают весь город своей вотчиной", в которой "процветает не только официальный, но и теневой рынок рекламных носителей". Какая часть денежных потоков от рекламного бизнеса поступает в карман тульских чиновников, вряд ли поддается учету, но то, что административная рента существует, сомнений нет, уверяет читателей "МК в Туле", и добавляет наша задача - показать механизм регулирования рынка, с помощью которого чиновники заставляют рекламные компании играть по их правилам. Острие пера еженедельника направлено против ООО "Дорожные знаки г. Тулы". Из статьи можно сделать вывод, что организация тесно афиллирована с городскими властями, монополизировала значительный сегмент рекламного рынка в нарушение антимонопольного законодательства. Так, учредителем ООО стал некий Борис Орлов, который только совсем недавно и то сразу после запроса учредительных документов Прокуратурой из состава учредителей "Дорожных знаков" вышел, а значился, если верить документам, лишь помощником депутата Тульской городской думы. Причина неожиданного решения доподлинно нам неизвестна, но она, похоже, связана с тем, что Борис Александрович стал, по сути, представителем городской власти по вопросам регулирования рекламы, в частности на безвозмездной!!! основе защищает интересы главы администрации в судах по доверенности как против рекламщиков, так и в других случаях. Далее газета приводит историю со светодиодными рекламными экранами, которые установила компания "ТВ-Консалтинг" на центральных улицах Тулы.

Летом 2006 года ООО "ТВ-Консалтинг" обратилось с просьбой к главе Тулы Владимиру Могильникову о выделении четырех земельных участков для установки светодиодных экранов в самых людных местах города. Примечательно, что ранее, начиная с 2003 года, с предложениями об установке дисплеев на тех же местах Тулы в администрацию города обращались и другие рекламные фирмы, но им было в этом отказано под различными предлогами и торги не проводились. И только Владимир Могильников, проникнувшись идеей ООО "ТВ-Консалтинг", ее сразу же поддержал. В связи с нарушением законодательства о рекламе Ассоциация тульских рекламных агентств "Астра" обратилась в областную прокуратуру и Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области. Как следует из текста решения УФАС Тульской области, градоначальник №2, то есть глава администрации Тулы Альберт Уколов, в своем официальном ответе антимонопольной службе от 28 мая 2007 года заявил, что "разрешение на установку рекламных конструкций не выдавалось и договора ни с кем не заключались. Данные земельные участки заняты самовольно". Позвольте возразить, ответило руководство ООО "ТВ-Консалтинг" в своем письме в антимонопольное ведомство, мы действовали в соответствии с разрешением главы Тулы (градоначальника №1) Владимира Могильникова, который якобы подписал некое письмо, ставшее единственным основанием для проведения работ. Первого августа прошлого года первый заместитель главы администрации Тулы Александр Мышкин, курирующий рекламу, выдал предписание о демонтаже четырех рекламных конструкций, установленных ООО "ТВ-Консалтинг". В связи с этим рекламная фирма обратилась в арбитражный суд Тульской области, который в свою очередь решением от 31 января нынешнего года обязал комитет имущественных и земельных отношений заключить с ООО "ТВ-Консалтинг" договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Издание приводит три версии, которые могут объяснить происходящее.

Первая. Владимир Могильников, подписав письмо на выделение четырех участков земли в центре города, обманул не только рекламную фирму и ничего не ведающего градоначальника №2 Альберта Уколова. Вторая. Компания "ТВ-Консалтинг" установила светодиодные экраны в самых людных местах города и обвела тем самым вокруг пальца не только опытного градоначальника №1 Владимира Могильникова, но и молодого градоначальника №2 Альберта Уколова. Третья. Все происходящее похоже на игру, борьбу нанайских мальчиков, когда городские власти находятся в сговоре с руководством "ТВ-Консалтинг" и вместе они пытаются облапошить федеральные структуры (прокуратуру, УФАС и др.), рекламное бизнес-сообщество, чтобы обеспечить благоприятные условия на рынке одной рекламной компании.

Далее "МК в Туле" делает некоторые выводы. Как известно, пишет издание, благоприятные условия для коррупции возникают тогда, когда чиновник распоряжается ресурсами, которые ему не принадлежат. При этом он стремится создать такие правила, которые ставили бы гражданина или частную фирму в зависимость исключительно от его действия либо бездействия. Характерный пример - регулирование городскими властями рекламного рынка в областном центре. Если следовать логике городских властей, то Тула для них в первую очередь феодальная вотчина, которую они могут раздаривать своим сюзеренам на кормление. Ни больше, ни меньше. Рынок наружной рекламы в городе Туле они также считают своей феодальной вотчиной. Решения тульских городских властей, принимаемые с целью регулирования рекламного рынка - характерный пример создания благоприятных условий для возникновения коррупции. Поэтому очередная компания по борьбе с этим злом, объявленная президентом Дмитрием Медведевым, похоже, в Туле имеет пока мало перспектив. Если бы не областная прокуратура и другие территориальные федеральные структуры, их вообще бы не было, резюмирует издание.