До 10 июня в Югре должны предоставить наказы избирателей депутатам на III квартал 2008 года. Однако в очередной раз граждан могут подвести при выполнении данных им обещаний. Об этом сегодня, 3 июня, заявил корреспонденту ИА REGNUM депутат Думы Югры Алексей Андреев. Комментируя реализацию действия закона "О наказах избирателей", принятого 20 июля 2007 года, Андреев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: О каких проблемах идет речь? Почему нет уверенности в выполнении обещаний?

Существует три основных категории граждан и организаций, просьбы которых можно включать в наказы избирателей: физические лица, общественные организации и бюджетные организации (школы, больницы, детские садики и т.д.). Работая с каждой из этих групп мы столкнулись с множеством препятствий, которые не дают эффективно реализовать Закон "О наказах избирателей". Во-первых, это физические лица. Практически с первого этапа помощь данной категории была заблокирована. Правительство не сумело найти механизм перечисления материальной помощи физическим лицам и разрабатывало его без малого пол года. Я не знаю, действует ли он сейчас, но на протяжении четырех кварталов он не работал, поэтому многим гражданам вначале пообещали помощь, а потом отказали. А виноваты, конечно же, мы, депутаты, хотя вины нашей в этом нет. Сейчас механизм для работы с физическими лицами придумали следующий: материальная помощь может быть оказана физическому лицу в размере, не превышающем 40 тысяч рублей. Перечисление будет осуществляться исключительно через органы социальной защиты населения. Для этого необходимо выполнить ряд условий: представить информацию о проведении обследования жилищно-бытовых условий, информацию о выделенной единовременной материальной помощи из средств бюджета автономного округа в текущем и предшествующих годах, а так же о предоставляемых мерах социальной поддержки и размерах выплачиваемых пособий.

Таким образом, получается, что законом "О наказах избирателей" подменяется действие Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Так как, обратившись за помощью к депутату, человек не может рассчитывать на помощь от органов социальной защиты населения. На период 28 мая 2008 года ни один наказ об оказании материальной помощи физическому лицу пока не исполнен. Хотя, к примеру, выплаты материальной помощи в размере 5000 рублей ветеранам ко Дню Победы были выплачены без проблем. То есть, следовательно, механизм "когда кому-то надо" работает.

Что касается материальной помощи на лечение граждан (вторая группа физических лиц), то следует отметить, что сумма помощи здесь не ограничена, однако такая помощь может быть оказана только после положительного заключения Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это, в свою очередь, накладывает массу трудностей. Главная же трудность состоит в том, что в Департаменте здравоохранения четко не понимают, что и какие согласования от них требуются. А до согласования с профильным Департаментом необходимо собрать множество справок, а нам подготовить множество запросов. Получается бессмысленная солидная переписка.

ИА REGNUM: Вторая группа - это муниципальные учреждения. Какая здесь схема перечисления средств?

Деньги из бюджета Югры поступают в бюджет муниципального образования, а оттуда уже перераспределяются в муниципальное учреждение. Тут возникает трудность. Учреждение может получить деньги только после того как город поступившие средства учтет в своем бюджете, то есть примет поправки в городской бюджет. А делать он это сразу отказывается. Следовательно, средства доходят в муниципальное учреждение с еще большим опозданием. Процедура настолько долгая, что денежные средства, выделенные на реализацию наказов за I квартал 2008 года, до настоящего момента не могут поступить к некоторым заявителям, а ведь заявителям еще необходимо провести конкурсы и торги. Получается, что денежные средства могут остаться неосвоенными, в связи с окончанием финансового года.

ИА REGNUM: А как обстоят дела с общественными организациями?

Они, пожалуй, единственные, кто мог без особых проблем получить материальную помощь. Процедура простая и понятная. Однако 26 мая 2008 года поступило письмо правового управления Думы ХМАО-Югры, в котором сообщается о том, чтобы мы при принятии предложений на III квартал 2008 года депутаты не должны включать в перечень предложений наказы о финансовой помощи общественным организациям ввиду того, что отсутствует механизм финансирования. До этого четыре квартала подряд механизм перечисления был и исправно работал. Прояснить ситуацию невозможно, так как ответственное лицо находится в командировке.

ИА REGNUM: Получается, что во всех направлениях закон работает крайне слабо и неэффективно. Как же выходить из сложившейся ситуации?

На последнем заседании бюджетной комиссии мною была обозначена проблема выполнения наказов избирателей перед депутатами. При обсуждении этого вопроса, было принято решение закон дорабатывать, для этого создана рабочая группа из числа депутатов и членов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".