Введение обязательной социальной отчетности в России крайне нежелательно - СовФед

Москва, 2 июня 2008, 16:40 — REGNUM  Ведение обязательной социальной отчетности в России является крайне нежелательным. К такому мнению пришли участники парламентских слушаний 2 июня в Совете Федерации на тему "Корпоративная социальная ответственность в России: цели, задачи, проблемы, законодательное обеспечение". По словам заместителя председателя комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрея Хазина, есть страны, в которых вид социальной отчетности является обязательным для предприятий. Однако общее мнение отечественных экспертов сводится к тому, что в России делать этого не нужно.

Кроме того, по мнению Андрея Хазина, компаниям, ведущим серьезную социальную работу, не должно быть никаких финансовых преференций, "потому что вся практика финансовых преференций приводит к открытиям новых способов ухода от налогов". По его мнению, к компаниям, ведущим социальную отчетность, должны применяться, прежде всего, способы морального поощрения. В частности, комитет СФ по экономической политике стал патроном национальных премий за лучшие социальные отчеты. Андрей Хазин объявил на парламентских слушаниях о приеме заявок на получение таких годовых премий.

По данным первого исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева, с 2006 года стабильно растет число российских компаний, предоставляющих корпоративные социальные отчеты. На сегодня таких отчетов зарегистрировано 117, в то время как в сентябре 2006 года их число составляло 54. По его словам, растет также качество предоставляемых отчетов. В то же время, он отметил, что совокупный объем инвестиций компаний в социальную сферу составил в России 17%, в то время как в развитых странах инвестиции в "человеческий потенциал" составляют 2/3. Александр Мурычев подчеркнул, что в России не существует единого стандарта социальной отчетности. Он напомнил, что в 2004 году была принята социальная хартия российского бизнеса, которая может служить основой социальной отчетности. В то же время, по его словам, нужны индикаторы для реализации этой социальной хартии.

Руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе Юрий Сизов сообщил на парламентских слушаниях, что на сегодня социальную отчетность рассматривается как обязанность любой цивилизованной компании. По его мнению. В России нужны нормативные документы, описывающие обязательные моменты, которые компания обязана о себе раскрывать. Это финансовые положения, наиболее значимые решения руководства компании, существенные события. Второй момент - это стандарты корпоративного поведения компании, которые отражаются в кодексах корпоративного поведения. Кодексы определяют порядок взаимоотношений внутри компании и порядок взаимоотношений компании с внешним миром. "Сегодня более 500 компаний придерживаются таких кодексов, - сказал Юрий Сизов. - Все компании, торгующие на открытом рынке, приняли кодексы корпоративного поведения со стандартами социальной отчетности. Причем, на 80% эти кодексы совпадают".

Вместе с тем, на первый план выдвигается проблема финансовой грамотности населения. Необходимо создание среды, в которой вопросы финансовых отношений понимали бы не только руководители, но и сотрудники компаний. "Через повышение финансовой грамотности мы придем и к социальной отчетности", - считает чиновник.

Исследования, проведенные крупными компаниями, в том числе Сбербанком и биржами ММВБ, показали, что менее одного процента населения не только правильно отвечают на финансовые вопросы, но и правильно понимают задаваемые вопросы. В результате, безграмотность и недопонимание финансовых рисков приводит к серьезным финансовым потерям самих людей.

Так, исследования выявили 5 проблем, приводящих к финансовым проблемам экономически активной части населения. Во-первых, имущественное расслоение, вызывающее недовольство людей. Во-вторых, пенсии: большинство людей до 1960 года рождения выпадают из пенсионной реформы. В-третьих, долги населения: люди попадают под влияние рекламы и безрассудно берут кредиты, не задумываясь о риске. В-четвертых, мифы о быстром обогащении. В-пятых, мошенничество. По словам Юрия Сизова, сегодня финансовое мошенничество находит новые пути развития и наблюдается новый рассвет финансовых пирамид. В итоге, количество людей, пришедших на финансовый рынок меньше, чем количество пострадавших вкладчиков.

По данным депутата Государственной думы РФ, заместителя председателя ГД по науке и наукоемким технологиям Игоря Игошина, только от деятельности финансовой пирамиды компании "Рубин" пострадали в Санкт-Петербурге 50 тысяч человек, а всего в России пострадали от деятельности этой компании более 100 тысяч человек. По его мнению, правоохранительные органы России должны взяться за решение проблемы роста уровня финансового мошенничества. При этом, он отметил, что самим сотрудникам правоохранительных органов необходимо повышать знания о существующей финансовой системе. Он отметил, что инвестирование в пенсии - это первый шаг по созданию стимулов финансовой активности населения. Однако, по его мнению, надо в дальнейшем расширять возможности человека по инвестированию собственных средств. "В стране необходимо формировать мощный финансовый институт и сделать это можно только повышении финансовой культуры населения", - считает депутат.

По мнению Юрия Сизова, на сегодня в России наработан хороший методический материал для создания общефедеральной программы по ликвидации финансовой безграмотности населения.

Эта программа предполагает развитие четырех направлений. Необходимо создание просветительских передач по телевидению. Введение предметов по основам финансовой грамотности в школах. В московских школах уже проводился эксперимент по ведению такой дисциплины на уроках экономики, однако этого оказалось недостаточно. Сейчас федеральная служба проводит конкурс с тем, чтобы создать междисциплинарную программу по финансовой безопасности. Эти лекции можно включать в дисциплины: москвоведение, математику и другие, - считает Сизов. К 1 сентября планируется подведение итогов этого конкурса.

По мнению Сизова, в рамках программы планируется подключать к решению проблемы финансовой безграмотности у населения средства массовой информации, а также развивать культурно-музейное направление. По его мнению, необходимо в электронном виде обобщить исторический положительный финансовый опыт и создавать в музеях финансовые залы, которые можно использовать для корпоративных мероприятий.

"Все эти мероприятия надо включать как обязательные в отчетность предприятий", - считает представитель Федеральной службы по финансовым рынкам. По его мнению, только нормативными документами нельзя внедрить корпоративные социальные стандарты. Он также убежден, что бизнес не возьмет на себя все социальные проблемы, и государство не может решить одним ведомством проблему финансовой безграмотности. Это комплексная задача. Базисом для решения вопросов может стать общефедеральная программа по ликвидации финансовой безграмотности населения, считает Сизов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.