Кто обещал возвратить пять районов? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 2 июня 2008, 13:46 — REGNUM  

Военный вестник

На границе

Бакинские СМИ продолжают передавать сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. При этом, прошедшая неделя отличалась большим числом сообщений об обстрелах позиций азербайджанских вооруженных сил со стороны Армении. Об обстрелах с территории сел Чинари и Мосесгех Бердского района и сел Бердаван и Беркабер Иджеванского района Республики Армения "525-я газета", Day.az, 1news.az, "АПА" и Analitika.az сообщали ежедневно с 19-го по 24 мая. Те же СМИ одновременно сообщают об обстрелах, ведущихся по практически всем направлениям с территории Нагорного Карабаха. Жертв нет.

По сообщению бакинской "525-й газеты", мониторинг, проведенный 22 мая на линии соприкосновения войск, вблизи села Гараханбейли Физулинского района прошел без инцидентов. Со стороны Азербайджана мониторинг провели помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Антал Хердич.

С карабахской стороны мониторинг провели личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, Питер Ки и Владимир Коунтулов (Болгария). Накануне мониторинга Каспршик встретился в Степанакерте с президентом Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяном. Они обсудили вопросы, касающиеся мониторинга. Кроме того, сообщает Главное информационное управление аппарата президента НКР, в ходе встречи был также обсужден ряд вопросов, связанных с нынешней ситуацией и перспективами урегулирования нагорно- карабахского конфликта. ("Де-Факто").

"То, что мониторинг прошел без инцидентов, свидетельствует о том, что армянская и азербайджанская стороны всегда дают соответствующие указания своим подразделениям, чтобы в эти периоды международные наблюдатели ничего не обнаруживали, и в их отчетных документах не фигурировала сторона, открывшая огонь, - сказал бакинской газете "Эхо" азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. - А то, что этот режим ежедневно нарушается с обоих направлений - ни для кого не секрет, и стороны активно выносят эту информацию на суд общественности. Я неоднократно подчеркивал, что военные - люди подчиненные, и солдат не имеет права делать ни единого выстрела без позволения командования. Поэтому все эти обстрелы производятся с санкции свыше. И это будет наверняка продолжаться до тех пор, пока не урегулируют этот конфликт. Думаю, что с наступлением лета эти обстрелы будут происходить чуть ли не ежечасно и по всей линии соприкосновения. Солдаты начнут чаще вылезать из окопов, что облегчит действия снайперов".

Пленные

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", продолжается работа по возвращению четырех граждан Армении, забредших в апреле с.г. на территорию Нахиджевана. По словам министра обороны Армении Сейрана Оганяна, с руководством ВС Азербайджана проводились соответствующие переговоры. "Сперва они изъявили готовность вернуть пленных, но потом начали тянуть. Они говорят, что с пленными нужно провести соответствующую работу, и только после этого они будут возвращены. Это зависит и от того, хотят ли пленные вернуться - у нас содержится один азербайджанский военнопленный, который не желает возвращаться на родину", - сказал министр. Газета напоминает, что в апреле граждане Армении Ваник Николаевич Змбоян, Артем Андраникович Зограбян, Карен Дживанович Торосян и Агаси Атомович Енокян отправились в военный городок в селе Хачик навестить друга-военнослужащего. После происшедшего в воинской части инцидента они обратились в бегство, заблудились и оказались на территории Нахиджевана.

Переговоры по возвращению на Родину четырех граждан Армении, оказавшихся в азербайджанском плену, должны быть продолжены, заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. "Наши граждане оказались в Нахиджеване в результате произошедшего в военной части конфликта. Мы вели переговоры о возвращении наших граждан с военным руководством Азербайджана, которое выразило готовность передать их, однако затем, по каким-то причинам, изменило свое намерение", - заявил Оганян. Министр отметил, что ситуация с армянскими пленными обсуждалась и в ходе проведенного на днях заседания комиссии по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших. Оганян проинформировал, что в ходе заседания члены комиссии просмотрели запись об условиях содержания армянских граждан, размещенную на одном из азербайджанских сайтов. "Мы пришли к решению продолжать работу, и переговоры по возврату наших граждан будут продолжены", - отметил министр обороны Армении. (PanARMENIAN.Net).

Глава пресс-центра Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил в беседе с "Эхо", что не может сказать ничего относительно возвращения или невозвращения задержанных на родину. "В данный момент продолжаются следственные мероприятия, известно, что эти четверо готовили провокацию. После того как расследование завершится полностью, и станет ясно, как Азербайджан распорядится задержанными. Что же касается заявлений армянской стороны о том, что это не диверсанты, я скажу, что задержанные, сразу после того как попали в плен, дали признательные показания по ряду моментов. И дача таких показаний продолжается до сих пор". По словам же военэксперта Узеира Джафарова, "в любом случае скоро эти пленные будут возвращены армянской стороне". "Насколько я знаю, в этом направлении уже достигнута определенная договоренность. Единственная загвоздка в том, что наши спецслужбы еще не закончили допросы и определенную профилактическую работу, которая обычно проводится с пленными. По имеющейся у меня информации, двое из задержанных являются военнослужащими. И по-моему, для избежания утверждений с армянской стороны Азербайджану неплохо было бы продемонстрировать задержанных по телевидению, в том виде, в каком они попали к нам, с тем что они при себе имели", сказал Джафаров бакинской газете.

Представители Международного Комитета Красного Креста получили доступ к четверым гражданам Армении, находящимся на азербайджанской стороне. Как сообщили АрмИнфо в ереванской делегации МККК, представители МККК посетили пленных граждан РА в минувшую пятницу. "Процесс идет согласно обычным процедурам МККК", - отметили в делегации.

Перед встречей в Санкт-Петербурге

Россия намерена организовать встречу президентов Армении и Азербайджана с целью урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Об этом сообщил 20 мая глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме. "В России обеспокоены ситуацией вокруг нагорно-карабахского конфликта, - сказал министр. - Работаем с другими участниками Минской группы по урегулированию ситуации". "Сейчас обсуждается возможность организации очередной встречи президентов Армении и Азербайджана, - отметил Лавров. - Убеждены, что можно найти приемлемое решение и для Армении, и для Азербайджана". Бакинская "Зеркало" напоминает, что в начале мая состоялась первая встреча главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова с новым министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном, после чего было заявлено о возможности встречи глав государств. 6 июня в Санкт-Петербурге - в рамках неформального саммита глав государств СНГ - запланирована первая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с новым президентом Армении Сержом Саркисяном.

В то же время, передает "Ноян Тапан", Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в Беларуси Али Нагиев заявил, что кризис в отношениях между Азербайджаном и Арменией выгоден в первую очередь России. "В кризисных отношениях между Арменией и Азербайджаном чувствуется интерес России. Этот кризис пройдет тогда, когда этого захочет Россия. Я подписываюсь под каждым своим словом", - заявил Нагиев.

Третьего июня в Москве сопредседатели Минской Группы ОБСЕ Мэтью Брайза (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) проведут консультации, после чего встретятся с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. Об этом сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза. По его словам, сопредседатели обсудят вопрос продолжения сотрудничества с Карасиным в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта: "Затем в рамках 12-го международного энергетического форума в Санкт-Петербурге появится возможность знакомства президентов Азербайджана и Армении. Пока рано чего-либо ждать от результатов встречи. Эта встреча будет носить ознакомительный характер". По словам Брайзы, после этого сопредседатели встретяться в Хельсинки с председателем ОБСЕ Александром Стабблом. Американский дипломат отметил, что рано говорить о предстоящих шагах после встречи дипломатов: "Все будет завистель от встречи". ("525-я газета").

Азербайджан ожидает от Армении конструктивной позиции на встрече президентов в Санкт-Петербурге. Как сообщает "АПА", об этом заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы ожидаем на этой встрече конструктивной позиции от Армении. Хочу напомнить, что после встречи министров иностранных дел в Страсбурге министр Эльмар Мамедъяров также отметил наличие возможностей для этой встречи. Если армянская сторона проявит волю, то на переговорах может быть достигнуто продвижение. Мы ожидаем, что Армения, осознав реальность, сделает на этой встрече реальные шаги",- отметил он.

В интервью бакинскому агентству "Тренд" российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков отметил, что новый президент Армении прекрасно осведомлен о том, как развивается процесс вокруг Нагорного Карабаха. "Я думаю, что встреча будет очень деловой, если обе стороны проявят конструктивность и будут готовы обсудить базовые принципы урегулирования конфликта", - сказал Мерзляков.

Мы ждем следующей встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна. Как сообщает "АПА", об этом журналистам заявил глава бакинского офиса LINKS Денис Саймут. Он отметил, что международное сообщество надеется, что эта встреча даст новый импульс развитию мирного процесса: "Мы разделяем обеспокоенность Азербайджана в связи с этой проблемой, в частности, потому что до сих пор тысячи людей страдают от этого конфликта. Уверен, что, если понадобится, международное сообщество будет готово помочь".

Предстоящую 7 июня в Санкт-Петербурге встречу президентов Армении и Азербайджана президент Нагорного Карабаха Бако Саакян назвал прогрессом. Об этом он заявил журналистам в Ереване. С точки зрения главы НКР, проведение переговорного процесса по урегулированию конфликта само по себе уже является прогрессом. Касаясь ситуации на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана, Саакян отметил, что руководство НКР делают все возможное для уменьшения числа инцидентов на линии соприкосновения. ("Де-Факто").

Особого прогресса в процессе урегулирования карабахского конфликта от предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана не стоит ожидать. Такое мнение высказал председатель парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Национального Собрания Армении, член фракции правящей Республиканской партии Армении Гагик Минасян о предстоящей 7 июня в Санкт-Петербурге встрече президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева. Это будет первая встреча на высшем уровне после избрания Саркисяна новым главой армянского государства. "Я разделяю мнение экспертов, считающих, что резкие нападки азербайджанской стороны связаны с предстоящими в Азербайджане президентскими выборами, поэтому я не связываю особых надежд от предстоящей встречи президентов", - сказал Минасян на пресс-конференции. По мнению депутата, санкт-петербургская встреча глав двух государств будут носить ознакомительный характер, и стороны на ней будут придерживаться выжидательной позиции. При этом он добавил, что ожидаемое в ближайшее время подписание межгосударственного договора между Арменией и Нагорным Карабахом станет стимулом для развития процесса урегулирования. ("Де-Факто").

Армянская сторона выступает за мирное урегулирование карабахской проблемы, заявил президент Армении Серж Саркисян в ходе встречи с аккредитованными в Армении руководителями дипломатических представительств. "Официальный Ереван является сторонником мирного урегулирования карабахской проблемы на основе компромиссов, в то время как другая сторона часто выступает с милитаристскими заявлениями", - подчеркнул глава государства. При этом, пишет газета "Новое время", Саркисян отметил, что возможности урегулирования проблемы не исчерпаны, если переговоры будут продолжены на основополагающих принципах.

На столе переговоров по Нагорному Карабаху в настоящее время лежит документ, где "черным по белому" подтверждено право карабахского народа на самоопределение, заявил в Степанакерте бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Данный документ действительно предоставит возможность нашей дипломатии продолжать проводить "агрессивную" дипломатию, сохраняя при этом зарегистрированный факт самоопределения карабахского народа", - сказал он. Осканян отметил, что долгое время являлся участником переговорного процесса, очевидцем различных предложений, знаком со всеми документами с 1991 года и проект, который лежит сейчас на столе переговоров, наиболее соответствует справедливому решению проблемы. ("Новое время").

После прошедших в Армении выборов на официальном уровне состоялась лишь встреча глав МИД двух республик, и, поскольку она носила ознакомительный характер для нового армянского министра Эдварда Налбандяна, ожидать каких-либо результатов от данной встречи не приходилось. Об этом, передает радио "Азадлыг", заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Что касается предстоящей встречи президентов Азербайджана и Армении, считает Азимов, то ее результаты прогнозировать не стоит, об этом можно будет говорить уже после того, как она состоится. "Азербайджанская сторона, не обращая внимания на всевозможные политические спекуляции, ставит перед Ереваном конкретный вопрос - готова ли Армения урегулировать нагорно-карабахский конфликт. И соответственно, ждет такого же конкретного ответа",- подчеркнул замглавы азербайджанского МИД. Говоря о Пражском процессе, Азимов отметил, что его основу составляет урегулирование конфликта в соответствии с принципом территориальной целостности Азербайджана. По его словам, с 2004 по ноябрь 2006 года Пражский процесс развивался в позитивном русле, но в декабре 2006 года на встрече в верхах в Минске "армянская сторона вдруг изменила свою позицию, внеся в нее деструктивные элементы". По мнению замминистра, некоторые, но вполне поправимые ошибки допустили и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Объясняя негативную реакцию стран - посредников на предпринимаемые Азербайджаном шаги, Азимов сказал, что это объясняется стремлением сопредседателей не дать появиться в процессе переговоров новым факторам, которые, по их мнению, могли бы дать повод армянской стороне затягивать переговоры. Однако такой подход, считает азербайджанский дипломат, напротив, дает возможность Армении продолжать занимать деструктивную позицию. "Именно поэтому Азербайджан своим экономическим развитием, инициированием различных региональных проектов, своими политическими шагами создает новую ситуацию. Такую ситуацию, чтобы Армения поняла - положение становится нетерпимым. Чтобы ей со всех сторон заявляли, что надо положить конец агрессии, ибо в продолжении конфликта, возобновлении военных действий не заинтересован никто. Мы стремимся создать именно такую ситуацию. А сопредседатели по-прежнему хотят сами управлять процессом, избегая давления со стороны. Поэтому представители стран - посредниц и распространяют слухи о том, что Азербайджан будто бы стремится перевести процесс урегулирования в ООН и отказаться от услуг Минской группы", - отметил Азимов. В заключение замглавы азербайджанского МИД отметил, что подобные заявления расходятся с существующими реалиями. (ИА REGNUM).

По мнению газеты "Новое время", сообщение о предстоящей встрече президентов Армении и Азербайджана "стала сигналом для очередной масштабной демонстрации непримиримости Баку". "Спецподготовка" к президентской встрече коснулась не только азербайджанских политологов и аналитиков, пишет газета, в нее охотно вовлеклись и госчиновники из аппарата президента Азербайджана, а также МИД. "Фактор грядущих в октябре выборов в Азербайджане, несомненно, отразится на переговорном процессе. Ильхам Алиев, решительно настроенный на сохранение "престола", будет еще активнее "махать шашкой", спекулируя всем, чем возможно и невозможно". Напоминая о недавнем интервью Day.az замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, где последний изложил позицию Азербайджана, "представив 8 "любимых" принципов, где наряду с остальным "пакетом" речь идет о "передаче Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана", газета пишет: "Между тем министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян вновь на днях подтвердил, что ключевым вопросом переговоров является вопрос статуса Нагорного Карабаха, который должен быть определен посредством плебисцита. Министр подчеркнул также важность продолжения переговоров на основе предложений посредников Минской группы ОБСЕ, поскольку предложения эти являются результатом кропотливой работы..." "Краеугольным камнем переговорного процесса является вопрос статуса Нагорного Карабаха, и он должен быть решен в результате мирных переговоров, посредством плебисцита, который предоставит населению Нагорного Карабаха возможность свободного волеизъявления, что и является сутью нынешнего этапа переговоров. Полагаю, что сегодня существует возможность разрешения конфликта и она может быть достигнута при проявлении политической воли", заявил Налбандян. Насколько реальна эта возможность, в какой-то степени станет ясно уже в Санкт-Петербурге, заключает газета, "хотя не исключен и более откровенный демарш Баку".

Азербайджан не хочет говорить с Карабахом?

"Нагорный Карабах должен самостоятельно участвовать в переговорах о мирном урегулировании конфликта с Азербайджаном, заявил президент Нагорного Карабаха Бако Саакян, отвечая на вопрос российской газеты "Ведомости". "Есть главная сторона конфликта - это независимая Нагорно-Карабахская республика, с точно такими же приоритетами, которые имеют другие иностранные государства", - пояснил Саакян.

Официальный Баку отказывается вести переговоры с армянской общиной Нагорного Карабаха. "С самого начала переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта велись с Арменией, как со страной-агрессором, а не с теми, кто "поставлен" в Нагорный Карабах для создания какой-то ширмы", - сказал Trend News пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим.

"В своих высказываниях глава армянской общины Нагорного Карабаха допустил несколько ошибок, считает Хазар Ибрагим. "Понятия "Нагорно-Карабахская Республика" не существует, есть армянская община Нагорного Карабаха. В данный момент никаких переговоров с представителями так называемого "НКР" быть не может", сказал он. По словам пресс-секретаря МИД Азербайджана, НКР не действует в рамках азербайджанского законодательства, эта территория, а также другие прилегающие земли сейчас находятся под оккупацией Армении, непосредственно участвовавшей во всех неправомочных действиях против Азербайджана. "Эти неправомочные действия Армении привели к тому, что некоторые люди в Нагорном Карабахе называют себя госпредставителями какого-то юридического образования", сказал Ибрагим. "Какие-либо переговоры с армянской общиной могут быть только в том, случае, если Армения освободит территории Азербайджана, азербайджанская община вернется на свои земли, и будут созданы все условия для мирного проживания обеих общин в Нагорном Карабахе", отметил пресс-секретарь МИД Азербайджана. ("525-я газета").

"Очевидно, что исключение Азербайджаном диалога с Нагорно-Карабахской Республикой, усиление антиармянской пропаганды ведут к затягиванию урегулирования конфликта, от которого прежде всего страдают народы сторон", - сказал председатель Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики Ашот Гулян. Спикер отметил, что "какое-либо предопределяющее, более того, принудительное решение, не могут гарантировать стабильность, мир и благополучие". "И наоборот, решение, принятое на правовой основе и международно гарантированное, может стать реальной основой и началом сотрудничества", - заключил Гулян. (АрмИнфо).

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что пока рано говорить о подключении Нагорного Карабаха к переговорному процессу. "После того, как будут одобрены основополагающие принципы урегулирования, ничто не помешает представителям региона участвовать в разработке соглашения по Нагорному Карабаху", - сказал российский посредник, пишет газета "Айоц Ашхар", озаглавив информацию "И ты, Мерзляков?;

Заявлением Юрия Мерзлякова недовольны и в Азербайджане. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим в беседе с бакинской газетой "Зеркало" заметил, что власти Азербайджана будут общаться с представителями азербайджанской и армянской общин лишь после того, как армянские вооруженные силы покинут территорию нашей страны и вынужденные переселенцы вернутся на свои земли. Он также отметил, что если речь идет об участии в переговорах общин, то для этого Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана. "Что же касается граждан нашей страны, проживающих в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана и находящихся вне нашего правового поля по причине оккупации, то, естественно, правительство Азербайджана будет общаться с ними, они получат все те блага, которыми располагают остальные граждане страны", - подчеркнул Ибрагим. Он уверен, что после завершения оккупации в регион будут сделаны очень большие инвестиции, и Нагорный Карабах будет развиваться так же, как и вся остальная часть Азербайджана.

"Начиная от московской встречи Минской группы ОБСЕ в 1993 году, Нагорный Карабах являлся стороной конфликта, участником переговорного процесса и оставался таким вплоть до осени 1997 года, несмотря на резкое сопротивление Баку. Тем не менее, ряд факторов, в том числе начинавшийся тогда внутренний кризис в Армении, а также рост престижа Азербайджана привели к тому, что под надуманным предлогом, а именно - внеочередных президентских выборов в НКР, Минская группа отказалась вести переговоры с участием Степанакерта. По сей день Степанакерт совершенно оправданно настаивает на своем полноценном участии в качестве конфликтующей стороны в переговорном процессе под эгидой Минской группы ОБСЕ. Баку противится этому". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил начальник отдела проблем ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Александр Скаков. По его словам, на сегодня Нагорный Карабах занимает особое место среди непризнанных стран. "С одной стороны, Нагорный Карабах доказал свою политическую и экономическую состоятельность и устойчивость. С другой стороны, НКР дистанцируется от других непризнанных республики, а в итоге - и от России. Россия также не выражает стремления втягивать Нагорный Карабах в свою орбиту, не желает портить своих позитивно формирующихся отношений с Азербайджаном. В итоге получилась парадоксальная ситуация - всячески дистанцируясь и подчеркивая свою обособленность, НКР, тем не менее, оказалась заложником тех же процессов и объектом того же давления, что другие непризнанные страны", - сказал эксперт. При этом он отметил неоднозначность ситуации. "С одной стороны, статус Нагорного Карабаха, как стороны конфликта, понижен, переговоры ведутся без его участия. С другой стороны, не участвуя в переговорах, НКР получает возможность заблокировать реализацию любого мирного плана, а Армения получает свободу рук. В любом случае, неучастие НКР в переговорном процессе не может считаться логичным, так как интересы Еревана и Степанакерта хоть и близки, но не идентичны", - сказал Скаков.

МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта всерьез опасалась срыва переговоров и конца мирного урегулирования конфликта. Об этом заявил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. "Однако эти опасения ОБСЕ были развеяны после встреч с главами государств Азербайджана и Армении, а также с официальными лицами двух конфликтующих сторон. В настоящее время ведутся переговоры по возврату пяти районов, составляющих зону безопасности Нагорного Карабаха. После этого ОБСЕ предлагает определить статус Нагорного Карабаха. После возврата пяти районов Карабах готов приступить к переговорам с Азербайджаном по поводу статуса", - сказал Фасье. (PanARMENIAN.Net).

То ли армянские политики заняты внутренними делами - новыми назначениями, перераспределением собственности, то ли все так привыкли к периодическим заявлениям сопредседателей, но армянская политическая элита пропустила мимо ушей заявление Бернара Фасье, пишет степанакертское электронное издание Karabakh-Open.com в статье озаглавленной "Кто обещал Бернару Фасье возвратить пять районов?" Самое примечательное, пишет газета, что на высказывание Фасье не отреагировал министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян (к молчанию карабахского МИД все давно привыкли). Тишина в армянском МИД может означать либо то, что заявление Фасье ничего не значит, либо армянский министр согласен на сдачу пяти районов и сам об этом сказал Бернару Фасье. С некоторых пор, пишет газета, тема сдачи районов стала основной в переговорах по карабахскому урегулированию. "Урегулирование связывается со сдачей районов не только в Азербайджане, но и за его пределами. Дело дошло до того, что уже и в армянских СМИ говорят о сдаче районов как о "необходимом компромиссе", не углубляясь в суть дела и не понимая, что тем самым дают карты в руки нашим оппонентам. А бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров договорился до того, что заявил, что Армении и Карабаху надо срочно заключить с Азербайджаном соглашение о невозобновлении военных действий, причем, взамен на согласие Баку не начинать войну армянская сторона должна отдать все 7 районов вокруг бывшей НКАО. Так зачем нужны эти районы Карабаху? Может, поскорее освободиться от них, чтобы не к чему было придраться? Видимо, стратеги, благодаря которым сложилась нынешняя граница между армянскими государствами и Азербайджаном, были плохими военными и ничего не понимали в вопросах безопасности. Или нынешние армянские политики плохо разбираются в картах и ни разу не были на границах НКР".

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" отвечает главный редактор азербайджанского информационно-аналитического агентства "Третий взгляд" Рауф Раджабов

Айоц Ашхар: Как, по Вашему, может быть урегулирован конфликт?

Рауф Раджабов: На мой взгляд, решение проблемы нужно искать не в плоскости челночной дипломатии, политических компромиссов и тем более военного противостояния, а в свободной экономической конкуренции, во взаимовыгодном сотрудничестве и интеграции, в сфере общих интересов. Экономика не разъединяет, а, напротив, объединяет конфликтующие стороны. Рыночная экономика означает свободное передвижение людей и капитала, а политический компромисс - это торг: ты мне, я тебе. Иными словами, вместо того, чтобы идти друг другу навстречу, стороны соперничают: чьи аргументы более веские, кто сможет выторговать больше. В прошлом году мы приняли закон о создании в Азербайджане четырех свободных экономических зон. Одну из них до окончательного определения статуса мог бы составить Нагорный Карабах. Это можно сделать путем референдума с условием, что в нем должны участвовать и представители азербайджанской общины - беженцы, в свое время вынужденно покинувшие свои дома. Но для этого азербайджанцы должны вернуться в Карабах и жить там бок о бок с армянами в формате свободной экономической зоны. Уверен, это позволит преодолеть психологический барьер, мешающий сосуществованию армян и азербайджанцев.

Айоц Ашхар: Азербайджанское руководство отказывается от какого бы то ни было сотрудничества с армянской стороной, пока Карабахский вопрос не будет решен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как по-вашему, готова ли ваша страна предоставить Карабаху статус "свободной экономической зоны"?

Рауф Раджабов: То, о чем я говорю, предполагает прежде всего демилитаризацию зоны конфликта. Не секрет, что на оккупированных территориях, я имею в виду Карабах, пять и частично еще два района, размещены военные подразделения Армении - по меньшей мере 30-тысячный контингент. Они, несомненно, должны быть выведены. Азербайджан тоже должен вывести свои войска. На этих территориях должны оставаться только военные подразделения Карабаха - 20-25 тысяч человек. Они и будут обеспечивать безопасность жителей Карабаха - как армян, так и азербайджанцев. В таком случае не возникнет никакой необходимости в помощи международных миротворческих сил. Эту миссию будут выполнять военные формирования Карабаха, причем без вмешательства внешних сил, новых или старых игроков, отстаивающих свои интересы в регионе. Думаю, это сведет к минимуму их влияние в нашем регионе. Понятно, что нужны гарантии для возвращения беженцев. Иными словами, нельзя говорить о населении Карабаха и при этом забывать о 50-тысячной азербайджанской общине, проживавшей в Карабахе до 1988 г. Если это случится, армянское большинство в лице военных формирований НК будет обеспечивать безопасность азербайджанского меньшинства. А гарантами безопасности станут две стороны конфликта - Армения и Азербайджан. Дальнейшее развитие событий приведет к тому, что Карабах интегрируется в Азербайджан и Армению, а армянская экономика - в азербайджанскую. Применение этой модели приведет к созданию единой системы внутренней безопасности и фактическому стиранию границ. Грузия тоже будет участвовать в этом процессе, и мы создадим свободную экономическую зону на Южном Кавказе и одновременно укрепим внешние границы трех стран. Если же одна из сторон будет требовать от другой подписания документа, закрепляющего результаты войны, то есть будет стремиться к их легализации, уверен, ни к чему хорошему это не приведет.

Айоц Ашхар: Вы считаете, что результаты войны надо аннулировать?

Рауф Раджабов: Вот видите? Результаты войны - это результаты одного сражения. Но возможно второе сражение, исход которого может быть совсем другим.

Айоц Ашхар: А вы уверены, что исход второго сражения, мягко говоря, не разочарует Азербайджан?

Рауф Раджабов: Вот об этом я и говорю. Возможны второе, третье, четвертое и пятое сражения. Но если мы хотим перевернуть эту страницу истории и добиться стабильности и прочного мира в регионе, то должны отказаться от тактики навязывания результатов войны. В противном случае проигравшая сторона будет стремиться к реваншу и мы окажемся в состоянии перманентной войны. А потому надо говорить не о результатах войны, а об общих интересах и взаимовыгодном сотрудничестве.

Айоц Ашхар: Говоря о возвращении беженцев, вы имеете в виду только покинувших Карабах азербайджанцев или еще и армян, депортированных из Баку, Сумгаита, Кировабада, других армянонаселенных городов Азербайджана, из Геташена и Шаумяна?

Рауф Раджабов: Конечно, все беженцы должны иметь возможность вернуться в родные дома. Для этого нужно будет осуществить целую программу решения жилищных, социальных, бытовых проблем беженцев, вопросов их интеграции. Без решения этих вопросов нельзя говорить о возвращении беженцев. Но решение этих проблем требует немалых средств и времени, сделать это сразу, одним пакетом невозможно. На мой взгляд, эти вопросы следует решать поэтапно, Армения и Азербайджан должны выработать соответствующие механизмы. Конечно, все это должно делаться на добровольных началах, без принуждения, не попирая прав тех людей, которые на сегодняшний день живут в покинутых домах - будь то в Баку, Карабахе, Ереване или Ванадзоре. ("Айоц Ашхар").

Конференция в Баку

История развития карабахского конфликта, причины пассивности посредников его урегулирования, торможение "Пражского процесса" и другие вопросы были затронуты на научно-практической конференции "Карабах: вчера, сегодня и завтра", приуроченной к 90-летию Азербайджанской Демократической Республики. Как сообщает бакинская газета "Зеркало", по мнению азербайджанского политолога Али Аббасова, "Пражский процесс" в этом году затормозился и почти изжил себя. Не зря, добавил он, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров предрекал "гибель" этого процесса. Касаясь вопроса референдума, Аббасов отметил, что если не сегодня, то завтра азербайджанские власти рискуют столкнуться с наставлениями международного сообщества о необходимости проведения референдума. Дело в том, добавил он, что Испания и Ирландия, у которых также имеются проблемы конфликтов, готовы согласиться на проведение референдума. "Думаю, после этого Азербайджану перед напором международного сообщества будет уже не под силу аргументировать невозможность проведения референдума", - сказал он. На его взгляд, нужно решить вопрос хотя бы формальной раздачи земель, которые находятся на оккупированных территориях. "Со времени введения муниципалитетов прошло много лет, были дважды проведены выборы, люди участвовали в этих выборах, а вот получить свои земли они так и не смогли. Если бы они на руках имели соответствующие документы о том, что обладают земельной собственностью, то у них было бы еще больше оснований для отстаивания перед международными организациями своих прав на эту самую собственность. Считаю, что это очень важный момент, и власти должны учесть данное обстоятельство", - подчеркнул он, добавив при этом, что в любое время будет готов помочь людям в составлении документации и обращений в международные структуры. "Нужно самим решить карабахский конфликт, никто со стороны не придет и не поможет нам. Не стоит уповать и на нынешних посредников, у которых на уме только стратегические интересы своих стран, их нисколько не интересует сам процесс урегулирования конфликта", - подчеркнул Аббасов. По мнению другого участника конференции, историка Рафика Сафарова, в судьбе разрешения конфликта должен принимать участие каждый, будь-то историк, ученый, дипломат и простой гражданин, кто может внести свою лепту в процесс урегулирования.

Международная конференция в Степанакерте

23-24 мая в Степанакерте состоялась международная научная конференция "20-летие Карабахского движения: реалии и перспективы". Как сообщает АрмИнфо, в работе конференции принимают участие политологи, эксперты, ученые, представители властей Нагорного Карабаха, Армении, России, США, Германии, Греции, Бельгии, Ирана, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. Работы проводились в трех секциях - "Историко-правовые обоснования самоопределения Нагорного Карабаха и международное право", "Особенности международного восприятия нагорно- карабахской проблемы и современные геополитические развития", "Информационные вызовы в процессе карабахского урегулирования".

Как отметил, открывая конференцию, спикер карабахского парламента Ашот Гулян, за прошедшие 20 лет урегулированию конфликта препятствовал ряд обстоятельств, которые следует изучить, чтобы преодолеть. Такими препятствиям, по мнению спикера, являются стереотипы. Одним из главных стереотипов Гулян считает восприятие конфликта исключительно в политическом поле, игнорируя правовые аргументы. "Каким бы то ни было урегулирование, оно будет закреплено в правовом документе, поэтому игнорировать этот фактор нельзя", - считает спикер. Еще один стереотип - кажущееся противоречие между принципами территориальной целостности и правом на самоопределение наций. По мнению Гуляна, никакого противоречия нет, поскольку международное право признает целостность только тех государств, которые образованы на принципе самоопределения наций. И третий фактор, который должен стать определяющим, - это права человека. Фактически, на территории бывшей НКАО в массовом порядке нарушались основополагающие права человека, и именно в этом состояла причина возникновения конфликта. Речь идет о защите коллективной безопасности, отметил Гулян. Спикер призвал учитывать эти факторы при обсуждениях и не прибегать к сиюминутным решениям. (Karabakh-Open.com).

"Ясно, что в таких сложных политических вопросах, как Арцахская проблема (Арцах - историческое название Нагорного Карабаха, - прим. ИА REGNUM), могут сталкиваться различные интересы. Известно, что в ходе поиска ответов на политические, правовые вопросы могут приниматься сиюминутные решения, не устраивающие всех. Важно найти конкретные и перспективные пути решения". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, обращаясь к участникам международной конференции. При этом архиепископ отметил, что при принятии любых решений акцент в первую очередь должен делаться на нравственность. Духовный предводитель Арцаха благословил конференцию.

Бывший представитель президента РФ по карабахскому урегулированию, посол Владимир Казимиров в своем докладе призвал стороны конфликта отказаться от возобновлении военных действий. По его мнению, нельзя иронизировать над выражением - "лишь бы не было войны". И усилия посредников должны быть прежде всего направлены на укрепление режима прекращения огня. Причем, считает Казимиров, это нужно сделать путем заключения соглашения, в котором стороны официально отказались бы от военного пути разрешения конфликта. И если такое соглашение - со всеми гарантирующими составляющими - будет достигнуто, то можно будет говорить о переходе урегулирования конфликта из военной плоскости в политическую. Казимиров считает, что позиции сторон непримиримы исключительно с военных позиций. Азербайджан все время угрожает возобновить войну (президент Азербайджана Ильхам Алиев буквально недавно заявил, что завершился лишь первый этап войны), армянская же сторона оправдывает этой угрозой удержание территорий вокруг бывшей НКАО. Все попытки урегулировать конфликт упираются именно в это противоречие. Казимиров считает, что если не будет угрозы возобновления войны, позиции сторон будут не столь бескомпромиссными. Он считает, что, скорее всего, одна сторона не пойдет на заключение соглашения. Тем более, что после инцидента в начале марта на линии соприкосновения Степанакерт выступил с открытой инициативой закрепить документально отказ от военных действий, а Азербайджан так на это не отреагировал. По мнении дипломата, надо бы еще раз выступить с такой инициативой, причем, это должна сделать Минская группа ОБСЕ, одним из основных пунктов мандата которой является недопущение военных действий. "И если уж и сейчас какая-то сторона откажется подписаться под таким документом, то отношение мирового сообщества к конфликту может измениться. Возможно, если бы это было сделано раньше, то Азербайджану не удалось бы провести в ООН резолюцию", - отметил Казимиров. Российский дипломат отметил, что сейчас сопредседатели Минской группы ОБСЕ почему-то исходят из того, что возобновления военных действий не может быть по определению. Хотя налицо симптомы обратного процесса - на эгнетание военной риторики, наращивание военного бюджета со стороны Азербайджана и рост числа инцидентов на линии соприкосновения. "Сейчас все выступают за мирное урегулирование конфликта. Но словесных заявлений недостаточно. Нужны документальные, иные гарантии. Надо осуждать, не проявлять терпимость к инцидентам на границе, к воинственным заявлениям, надо применять санкции за невыполнение требований, предлагать проекты соглашения. Надеюсь, в этом меня поддержат не только женщины", - закончил свою речь Казимиров. ("Кавказский узел").

"Сегодня у нас сложилась интересная ситуация, при которой существует фактически независимая Нагорно-Карабахская Республика со всеми ее государственными атрибутами, но с другой стороны ее статус в международно-правовом плане не определен. Однако фактическая независимость Нагорного Карабаха бесспорна, во всяком случае для нас, армян". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил на конференции экс-глава МИД Армении Вардан Осканян. По его словам, находящийся ныне на столе переговоров документ является достижением армянской дипломатии, ибо в нем зафиксировано право Нагорного Карабаха на самоопределение, что позволяет наилучшим образом решить проблему. "Данный документ предоставит возможность нашей дипломатии продолжать проводить активную работу, сохраняя при этом зарегистрированный факт самоопределения карабахского народа", - отметил бывший глава МИД. Заметив, что он не видит альтернативы данному документу, Осканян выразил надежду, что Баку не откажется от его пунктов, ибо документ был составлен также при активном участии азербайджанской стороны. Экс-глава МИД Армении перечислил ряд факторов влияния на процесс карабахского урегулирования, в частности, интересы держав, внутриполитическое и экономическое состояние сторон конфликта, степень эффективности переговоров, ведущихся сторонами конфликта и др.

Нагорный Карабах - уникальный случай в регионе, подобно Косово, считающегося уникальным случаем, сказал заявил заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов в ходе состоявшейся в Степанакерте международной конференции на тему "Карабахское движение: реалии и перспективы". Маркедонов остановился на "трех казусах Косово". "Первый казус Косово существует в мозгах Кондолизы Райс, большинства американских и европейских политков, и сводится к тому, что Косово - уникальный случай, который не может быть использован для самоопределения не только на постсоветском пространстве, но и в любой точке земного шара. Второй казус Косово существует в мозгах лидеров де-факто государств (Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии), считающих, что Косово может быть использован как прецедент, и каких-либо законодательных, правовых, политических механизмов, которые запрещали бы это, не существует. Третий казус - казус Косово сам по себе, как некая реальность, существующая на Балканах. Это определенный конфликт со своей динамикой, со своими внутренними, внешними, политическими, социо-культурными и другими последствиями. Но что бы ни говорили, косовский казус имеет очень серьезное влияние, потому что, на мой взгляд, он поставил очень важный, фундаментальный вопрос. Это - проблема лояльности и идентичности, а именно, готовы ли де-факто государственные образования рассматривать свои, говоря морской терминологией, порты приписки или материнские территории, или государства-носители, как свои государства? Готовы ли они брать паспорта этого государства, считать, что это государство выражает их чаяния, решает их вопросы, защищает их права и т.д.?", сказал Маркедонов. Говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, эксперт отметил, что ни в Южной Осетии, ни в Абхазии "нет такой военно-политической реальности, как "линия соприкосновения" или "линия фронта". "В Нагорном Карабахе существует "дженльменское соглашение" между конфликтующими сторонами. Ну не совсем джентльменское, не совсем соглашение, но тем не менее, здесь нет миротворческих сил. Существует линия фронта, почти 193 километра, которая, объективно говоря, создает некие существенные ограничения для разморозки. Здесь невозможно сделать какой-то быстрый марш-бросок, как в Южной Осетии, или войти в Кодорское ущелье, как в Абхазии. Тем не менее, разморозка стала активно проводиться в последнее время и в Нагорном Карабахе, именно после того, как самоопределение Косово стало некой реальностью. В марте 2008 года здесь произошло самое крупное после прекращения огня в мае 1994 года военное столкновение на линии соприкосновения", отметил эксперт. При этом он заметил, что "Ильхаму Алиеву, в отличие от его "великого отца", все-таки нужно доказывать свою легитимность и политическую значимость". "Папа мог сдать половину Азербайджана, называть это "брестским миром" по-азербайджански, утверждать, что так было нужно, что он имел на это полное право, и не нужно было доказывать свою легитимность в глазах собственных граждан. Ильхаму Алиеву надо многое объяснять. Объяснять, что он - не просто хороший сын хорошего отца, но и самостоятельный политик, который действительно заботится о национальных интересах в понимании Баку", сказал Маркедонов. По его мнению, имеют место еще и опасения со стороны государств-носителей относительно того, что "косовский казус все-таки может иметь последствия, поскольку сегодня говорить о каких-то правилах игры на мировом уровне не представляется возможным". "Существуют опасения относительно того, что конъюнктура изменится, и большие игроки, поняв, что интеграция де-факто государств с признанными государственными образованиями не получается, перейдут от Косово и к Карабаху, и к Абхазии и т.д. Поэтому, пока не перешли, государства-носители стремятся как можно скорее завершить эту ситуацию", - сказал эксперт. При этом он отметил, что до 2008 года Россия не участвовала в проекте разморозки конфликтов и традиционно апеллировала к статус-кво. "После того, как Косово стали признавать, российская дипломатия посчитала, что нужен наш ответ, наши домашние заготовки, и мы начали свою политку по повышению уровня отношений с Абхазией и Южной Осетией. Хотя в этом я особой прагматики не вижу. Зачем об этом говорить лишний раз и раздражать всех? Ведь контакты и так имеются. Не думаю, что нужно делать какие-либо шаги вне целостной стратегии, которые будут настраивать всех основных игроков против России", - сказал Маркедонов. На вопрос, почему Нагорный Карабах "не включается в общий список, не подпадает под универсальный подход", эксперт заметил: "С Азербайджаном у России гораздо лучшие отношения, чем с Грузией, и дразнить Баку в нынешней ситуации, портить отношения с Азербайжаном особенно не хотят. Часто путинский подход называют универсальным подходом, но это не так, ибо ни одно официальное российское лицо, собственно говоря, не включало Карабах в число тех государственных образований, которые могут воспользоваться косовским прецедентом". (АрмИнфо).

Состоявшаяся в Степанакерте международная конференция на тему "Карабахское движение: реалии и перспективы" не осталась вне поля зрения Баку. "В случае если мы узнаем, что на мероприятии в Ханкенди (азербайджанское наименование Степанакерта. - прим. ИА REGNUM), посвященном так называемому "20-летию Карабахского движения", принимают представители госструктур каких-либо стран, то МИД немедленно отреагирует, заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. Но, учитывая то, что армянская сторона обычно использует своих же соплеменников и близких к ним людей из других стран, и приглашает их в частном лице от имени стран в которых они проживают, то естественно в таком случае МИД Азербайджана не будет реагировать, чтоб тем самым лишний раз не рекламировать никому не известных "экспертов и специалистов" собравшихся в непризнанной НКР, сказал Ибрагим. "А причиной проведения конференции и особенно обсуждения на ней "историко-правового обоснования самоопределения Нагорного Карабаха" и попытка опереться при этом на международное право, продиктованы тем, что Азербайджан провел международную конференцию ГУАМ по международно-правовым аспектам разрешения Нагорно-Карабахского конфликта. Армянская сторона поняла, насколько однозначна позиция международного сообщества в лице официальных лиц и экспертов, поддержавших право Азербайджана на использование всех способов при восстановлении своего суверенитета и решении Карабахского конфликта", отметил глава пресс-службы МИД. "Армянской стороне не удастся чего-то достигнуть, поскольку они не смогут привлечь серьезных международных экспертов, и есть внушительная международно-правовая база и сложившаяся реальная международно-политическая обстановка, которая полностью показывает пагубность нынешней политики Армении", завершил Ибрагим. (1news.az).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.