Вадим Беньковский, генеральный директор ООО "Экватор", специализирующегося на прибрежном рыболовстве в акватории Невской губы Финского залива, дал интервью ИА REGNUM:

ИА REGNUM: Часто говорят, что крупные инвестиционные проекты в Санкт-Петербурге убивают Невскую губу. Это так?

На мой взгляд, все зависит от степени цивилизованности организации, которая ведет проект. И неважно - большой это проект или маленький. Важно - соблюдает ли организация выданные специалистами рекомендации, когда можно проводить работы в акватории Невы, а когда нет. В Санкт-Петербурге работают целые НИИ и специализированные структуры, которые ведут мониторинги нереста рыб и другой подводной жизни, а по итогам этих мониторингов выдают рекомендации. Вот от их соблюдения и зависит ситуация в акватории. Что касается рыбы, то нерест имеет не только сроки, но и цикличность, зависимость от погодных условий и т.д. Например, в 2007 году ход рыбы был хороший - и получился настоящий рыбный год. В этом году ситуация хуже, но это зависит не от человеческой деятельности, а от того, что рыбы пришло мало, что, кстати, и прогнозировал Государственный институт озерного и рыбного хозяйства РФ. А в целом, нынешнее количество рыбы нельзя даже сравнивать с 80-ми годами прошлого века. В 1987-1989 годах вылавливали за весну более 3000 тонн корюшки, а сейчас - около 120 тонн. О чем говорить?! Разумеется, это влияние не столько погоды, сколько субъективных факторов деятельности человека, причем это накопленный эффект, не разовый.

ИА REGNUM: Но в акватории Невы действительно ведутся большие работы - строятся пассажирский порт на Васильевском острове, новый стадион на Крестовском, дамба...

Насколько я знаю, УК "Морской фасад Санкт-Петербурга" четко укладывается в сроки, установленные для проведения работ - в частности, в период нереста корюшки все гидротехнические работы приостанавливаются. К тому же эта организация платит так называемые "ущербные" деньги, которые перечисляются в бюджет, а затем предназначаются для воспроизводства рыбных пород. Кроме того, "Морской фасад" платит и за мониторинг ситуация в той части акватории, где ведутся работы по намыву территории. Что касается строительства нового стадиона на Крестовском острове, то именно в незапретный период был построен огромный причал - видимо, для приема грузовых судов со стройматериалами. Некоторый негативный эффект получился от дноуглубительных работ, которые проводил Усть-Лужский филиал Росморпорта для порта в Усть-Луге... Но по большому счету, такие моменты сейчас встречаются все реже, инвестор становится все более цивилизованным и законопослушным.

ИА REGNUM: А запретов не стало меньше? Может быть, это законодательство смягчается?

Запреты сохраняются довольно большие, но, на мой взгляд, хорошо бы еще и признать рыбоохранными зонами части территории в Невской губе, которые долгое время не использовались людьми. Например, на некоторых песчаных отмелях не ведутся никакие строительные или иные работы - и не надо. Там возможно появление тех пород рыб, про которых мы и забыли. И, может быть, в целом уже пора говорить о начале восстановления экологии Финского залива, потерянной за последние десятилетия.