Ашот Егиазарян: Энергетическое НАТО и бунт транзитеров в Киеве

Баку, 28 мая 2008, 10:54 — REGNUM  Еще на энергетическом саммите в Вильнюсе, прошедшем 10-11 октября прошлого года, президенты Украины, Польши, Литвы, Грузии и Азербайджана договорились интенсифицировать отношения в энергетической сфере, и сразу после завершения саммита было подписано соглашение о присоединении к международной трубопроводной компании "Сарматия" по достройке нефтепровода "Одесса-Гданьск" национальной нефтегазовой компании Азербайджана, нефтегазовой корпорации Грузии и нефтегазовой компании Литвы.

Ранее, в июле 2004 года, "Укртранснафта" и польский нефтетранспортный монополист "Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A." создали совместную компанию "Сарматия" для реализации проекта строительства участка нефтепровода Броды-Плоцк, протяженностью около 490 км. А затем, в мае 2007 года, на энергетическом саммите в Кракове президенты пяти стран - Азербайджана, Грузии, Украины, Польши и Литвы - и спецпредставитель президента Казахстана подписали общее коммюнике, в котором говорилось о создании Межгосударственной рабочей группы и общей компании, которая будет реализовывать проект строительства нефтепровода Броды-Плоцк-Гданск.

На Вильнюсском саммите планировалось, что следующий энергосаммит будет проведен в Киеве в 2008 году, где и будет утвержден график реализации проекта достройки нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск. Проект оценивался в $1,3 млрд., а ориентировочной датой пуска нефтепровода от Черного моря к Балтийскому считался 2012 год. Президент Украины Виктор Ющенко, высоко оценивая подписанные на энергетическом саммите в Вильнюсе соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере, выразил убеждение, что эти документы являются практическим шагом в реализации проекта "Одесса - Броды - Плоцк - Гданск", и он не видит серьезных проблем финансового или коммерческого характера в реализации проекта, а проект транспортировки каспийской нефти в Европу якобы перешел из политической плоскости в прикладную.

Однако итоговые документы, которые были подписаны на энергетическом саммите в Киеве 22-23 мая 2008, говорят об обратном. Киевская декларация "о принципах глобальной энергетической безопасности" и совместное заявление "о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве", то есть два из трех подписанных итоговых документов, и по своей форме и по содержанию, скорее всего, являются политическими документами, чем практической реализацией задач, поставленных на Вильнюсском саммите. В этом отношении Киевский саммит - шаг назад, а не вперед. Более того, это политические документы уже иного характера, преследующие другие цели и задачи, далеко не совпадающие с духом Краковского и Вильнюсского саммитов. С подписанием вышеназванных документов, по сути дела, была предпринята попытка инициировать новый процесс - объединение восточно-европейских стран в организацию, призванную уменьшить энергетическую зависимость от России и разработать инструменты давления на нее. Оба документа пронизаны духом положений и принципов Европейской Энергетической Хартии, как известно, преследующей цель давления на энергетическую политику России.

"Киевская декларация о принципах глобальной энергетической безопасности" - это рамочный договор, предусматривающий сотрудничество в сфере глобальной энергетической безопасности на базе принципов прозрачности, взаимного доверия, взаимности и недискриминации, то есть в соответствии с требованиями Энергетической Хартии. Практически те же принципы были положены и в основу совместного заявления о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве. Примечательно, что одной из главных задач этой новой международной организации, как ожидается, будет определение тарифов на транзит энергоносителей по территории ее членов, то есть проведение единой транзитной политики. Впрочем, наблюдатели отмечают, что идея энергетического сообщества появилась последней, но в итоге стала главной темой саммита. В ходе саммита Украина, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Польша договорились создать межгосударственную рабочую группу по разработке принципов формирования каспийско-черноморско-балтийского энерготранзитного пространства, в соответствии с национальными законодательствами и законодательством ЕС.

Что касается судьбы проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, то она практически отодвинулась на второй план - не были объявлены ни сроки достройки нефтепровода, до сих пор заключено никаких контрактов о поставках нефти. На саммите были рассмотрены только так называемые предварительные выводы технико-экономического обоснования нефтепроводного маршрута "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск", и предварительные выводы маркетинговых исследований о строительстве на Украине высокотехнологического комплекса по переработке каспийской нефти. По этому вопросу было принято всего лишь совместное заявление президентов Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины.

Основным инициатором нового формата сотрудничества этих стран по существу являлся не Киев, а балтийская четверка (Польша плюс три прибалтийские республики). Примечательно, что президенты этих стран вылетели в Киев вместе, на одном самолете, сразу после четырехсторонней встречи в Риге.

Польша и прибалтийские республики фактически находятся в монопольной зависимости от российских поставок энергоносителей. Вместе с тем эти страны являются транзитными для экспорта российских энергоносителей в Западную Европу. Если транзитный статус раньше давал преимущества этим странам и как-то компенсировал зависимость от российского импорта транзитной зависимостью России, то теперь сложилась другая ситуация. Дело в том, что Россия проводит политику экспорта энергоносителей по принципу "экспорт максимально через российские терминалы". С этой целью была создана Балтийская трубопроводная система (БТС), выводящая экспортную нефть и нефтепродукты к российским портам в Финском заливе - Приморск, Усть-Луга и Высоцк, совокупная мощность которых в настоящее время уже достигла 75 млн тонн. Очень скоро, уже в 2010 году у России будет даже избыток мощностей для экспорта нефти и нефтепродуктов по северно-западному направлению. С нынешнего года практически прекратился нефтяной транзит через Латвию и ее порт Вентспилс, который еще недавно имел по сути монопольное транзитное значение в северо-западном регионе, принося ежегодно до 400 млн. долларов Латвии. Планируется сократить транзит российской нефти и через Эстонию, доля которой в экспорте нефти из России пока достигает 15%, на чём Эстония ежегодно зарабатывает свыше 80 млн. долларов. В перспективе планируется создать ответвление БТС на российские порты в Мурманской и Архангельской областях, что позволит полностью переориентировать на них российский нефтяной транзит через Эстонию. В настоящее время нефть по трубе не поступает и в Литву на НПЗ в Мажейкяй.

Сложно обстоят дела и в сфере газового транзита. После строительства газопровода "Северный поток", который напрямую соединяет Россию и Германию, прибалтийские страны и Польша потеряют и газовый транзит. Но если раньше Польша и прибалтийские республики прямо и жестко выступали против осуществления этого проекта, осуждая Германию в измене принципам общеевропейской энергетической политики, то в последнее время они стали более прагматичными. Кроме Эстонии, они все сняли практически все свои возражения против строительства газопровода. Таким образом Польша, Латвия и Литва хотят смягчить позицию России по этим вопросам, чтобы взамен своей лояльности получить всевозможные нефтяные и газовые дивиденды (возможное подключение к будущему газопроводу или строительство альтернативного "Северному потоку" газопровода, проходящего через территорию Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, размещение на территории Латвии подземных газохранилищ, возобновление поставок нефти на НПЗ Литвы и т.д.). Да и Эстония, выступая против "Северного потока", преследует ту же цель - получить гарантии сохранения за собой нефтяного транзита.

По замыслу инициаторов, создание альянса между странами Восточной Европы (включая Украину), являющимися одновременно потребителями российских энергоносителей и их транзиторами в Западную Европу, может стать сильным рычагом для отстаивания собственных энергетических интересов как на российском, так и на западно-европейском направлении. С одной стороны, они надеются, что разработка принципов единой транзитной политики даст им возможность эффективно противостоять России, даже сотрудничать с Москвой на взаимовыгодной основе. С другой стороны, посредством альянса можно перебрасывать доктрину "российской энергетической угрозы" в тыл - в Западную Европу, таким образом популяризируя идею создания "энергетического НАТО" как противовес "энергетическому шантажу" Москвы.

Киевский саммит по составу был достаточно представительным. На мероприятиях в рамках Киевского саммита приняли участие шесть президентов - Азербайджана, Грузии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, а также высокопоставленные представители более 30 государств и международных организаций. Участники саммита предлагали ЕС подписать декларацию о принципах глобальной энергобезопасности. Пока заявили о своем желании поддержать Киевскую декларацию относительно принципов глобальной энергетической безопасности восемь стран, в частности Грузия, Эстония, Литва, Латвия, Молдавия, Польша, Румыния и Азербайджан.

Ашот Егиазарян - экономический эксперт (Армения)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.