В Чувашии прошли общественные слушания об исполнении республиканского бюджета за 2007 год. С отчетом перед парламентариями выступил глава Минфина Чувашии Николай Смирнов, передает корреспондент ИА REGNUM. Бюджет Чувашской Республики за 2007 год исполнен по доходам в сумме 23 млрд. 117 млн. рублей, что составляет 100,7% к годовым назначениям. Расходы составили 24 млрд. 62 млн. рублей или 97% годовых назначений, дефицит при плане 1 млрд. 838 млн. рублей - 945 млн. рублей. Как по доходам, так и по расходам республиканского бюджета за 2007 год перевыполнены параметры перспективного финансового плана. Консолидированный бюджет Чувашии достиг 29 млрд. 140 млн. рублей, расходы которого выросли на 48% по сравнению с 2006 годом, что почти в два раза больше, чем в среднем по России.

Доля расходов на капитальные вложения составила 28,5%, благодаря чему Чувашия оказалась в десятке лучших вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью, Красноярским краем, Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом. Объем федерального финансирования республиканских программ и проектов за прошлый год вырос на 70%, в то время как в среднем по России - на 30%. "Мы не жили на иждивении, а зарабатывали деньги", - сказал Николай Смирнов. В то же время, как отмечается в заключении экспертного совета Государственного Совета, по итогам года не исполнены в полном объеме бюджетные задания по акцизам, налогам на совокупный доход, доходам от предпринимательской деятельности и безвозмездным поступлениям. Положительные структурные сдвиги в доходной части бюджета происходили вследствие политики, направленной на увеличение экономического потенциала, наращивание инвестиций, повышение собираемости налогов.

В 2007 году достигнут значительный рост в сфере экономики. По сравнению со средними российскими показателями Чувашия продемонстрировала более высокие темпы роста промышленного производства (114% против 106,3%), объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился к уровню 2006 года на 22,2 процента (по России - 21,1%). Реальная начисленная среднемесячная заработная плата выросла на 22% (по России на 16%). Объем безвозмездных трансфертов из федерального бюджета увеличился в 1,7 раза (в среднем по России в 1,5 раза, в ПФО в 1,3 раза). "Этот показатель говорит о том, что мы более эффективно реализовали федеральные программы", - подчеркнул Николай Смирнов. В итоге доходы республиканского бюджета увеличились на 6 млрд. 57 млн. рублей.

Глава минфина также отметил, что в республику активно привлекаются внебюджетные средства через финансовые рынки. Дефицит республиканского бюджета составил 945393,2 тыс.рублей. Как отмечено в заключении экспертного совета Госсовета, основная часть средств на финансирование дефицита получена в результате выпуска государственных ценных бумаг. Выпуск облигационного займа в 2007 году объемом 1000 млн.рублей продолжил развитие положительной кредитной истории Чувашии на публичном уровне и позволил привлечь значительный объем средств на выгодных условиях. Сократился государственный долг республики. Чувашия получила право обслуживать казначейские счета по учету средств, поступающих из федерального бюджета.

Исполнение расходов в 1,7 раза превысило размер предусмотренных перспективным финансовым планом. В 2,1 раза возросли расходы по разделу "Национальная экономика". Это связано с завершением строительства дорог к населенным пунктам, а также реализацией нацпроекта "Развитие АПК" на территории Чувашии. В течение 2007 года сохранилась высокая доля инвестиций в основной капитал, за счет всех источников финансирования вложено 37,2 млрд.рублей инвестиций или 122% к уровню 2006 года. В рамках инвестиционных программ построено 400 км автомобильных дорог, соединивших 243 населенных пункта. На 146% выросли расходы на реализацию республиканской масштабной программы по обеспечению населения Чувашской Республики качественной питьевой водой, которой обеспечены в прошлом году жители Шемуршинского, Ибресинского, Батыревского, Яльчикского, Вурнарского, Комсомольского. Возрос объем средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы - 16 млрд. 258 млн. рублей.

Согласно заключению контрольно-счетной палаты Госсовета, по итогам 2007 года, доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила 40,8% объема собственных доходов консолидированного бюджета республики. Чувашия входит во вторую группу субъектов России, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета составляет от 20 до 60% объема собственных доходов. По заключению контрольно-счетной палаты, правового управления и экспертного Совета Государственного Совета Чувашской Республики существенных нарушений в исполнении бюджета не выявлено.

При этом контрольно-счетная палата отмечает, что отклонение полученных налоговых доходов от первоначально утвержденных составляет 37,1 %; неналоговых доходов - 34,8 %; доходов от предпринимательской деятельности - 112,1 %. Это свидетельствует о недостаточной реалистичности расчета доходов республиканского бюджета на стадии разработки и первоначального принятия. Во многих случаях причинами неосвоения бюджетных средств явилось то, что субвенции из федерального бюджета на финансирование отдельных мероприятий поступили в конце 2007 года, а так как при заключении государственных контрактов на выполнение работ требуется проведение открытых конкурсов, процедура которых занимает не менее 40 дней, поступившие средства остались на 1 января 2008 года неиспользованными.

В частности, это касалось программы реформирования региональных финансов, отдельных полномочий в области лесного хозяйства, выделения средств на ремонт учреждений здравоохранения, централизованные закупки лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом.

По причине недостаточности софинансирования из республиканского бюджета остались неиспользованными средства в сумме 37 702,0 тыс. рублей, выделенные из федерального бюджета на предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище". 90,2% средств от утвержденных назначений было использовано по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство", где наибольшее недоосвоение отмечается по субсидированию процентных ставок по кредитам, привлеченным на развитие малых форм хозяйствования в АПК в рамках нацпроекта "Развитие АПК" и Субсидии на поддержку племенного животноводства" в сумме 16 140,3 тыс. рублей, или 22,2 %.