Руководитель "Агентства социальной информации-Санкт-Петербург" Роман Могилевский дал интервью шеф-редактору ИА REGNUM Оксане Чернышевой.

ИА REGNUM: Роман Семенович, насколько вырос общий интерес горожан к инвестиционным проектам?

- С моей точки зрения вырос существенно. Косвенно об этом свидетельствует то, что в ходе опросов все меньше людей говорит: "Затрудняюсь ответить". Чем дальше, тем выше интерес горожан к крупным инвестиционным проектам, которые меняют облик города как снаружи, так и изнутри - благодаря росту общего число рабочих мест, мест для проведения досуга и многому другому. Горожане пытаются понять, что происходит в Петербурге, и сформировать свое отношение к этому. Не всегда положительное отношение, но главное, что оно есть. Мы регулярно исследуем общественное мнение по поводу новых крупных инвестиционных проектов, таких как "Балтийской жемчужины", "Морского фасада", строительства автозаводов и других, и видим, как уменьшается количество людей, ничего не знающих о проектах или относящихся к ним безразлично.

ИА REGNUM: От чего зависит интерес людей к проектам? Их больше волнует общее развитие города или то, что эти изменения коснутся их жизни?

- Есть разные группы населения. По большей части, людей волнует и то и другое. В целом они понимают связь условий их собственной жизни с развитием города. Однако, так бывает далеко не всегда. Покажу на примере проекта "Надземный экспресс". Спрашиваем у людей: это - нужный городу проект? Более 70% отвечают "Да". Мол, это поможет решить транспортную проблему. Следующий вопрос: "А если трасса пройдет рядом с Вашим домом?" Те же более 70% опрошенных - против этого. Получается, что абстрактно к развитию города люди относятся хорошо, но если ради этого развития надо пожертвовать своим комфортом, то отношение тут же меняется на отрицательное.

ИА REGNUM: Значит, в действительности общественными проблемами заинтересованы немногие?

- Понимаете, крупные инвестиционные проекты связаны в сознании людей с бизнесом, который инвестирует деньги, и с властью, которая выделяет участки земли, решает вопросы газа, света и пр. Так вот власть и бизнес должны вести с обществом диалог. И если бизнес постепенно приходит к мысли, что этот диалог должен быть честным и открытым - тогда он просто эффективнее, то многие чиновники, особенно профильных комитетов, пока это не всегда понимают. Диалог - очень тяжелая вещь, но он не может строиться на обмане или умалчиваниях. Ну, примут проект, не согласовав его с обществом, ну, построят что-то, но осадок-то у людей сохранится. И он будет копиться. Потом именно такая атмосфера приведёт к политическим кризисам. Когда чиновничество не считается с общественным мнением, оно само пилит сук, на котором сидит. И начинаются риски, которые в свою очередь пугают и отталкивают от региона бизнес и т.д.

ИА REGNUM: Но российское законодательство не требует учитывать общественное мнение при принятии решений по масштабным проектам. Общественные слушания теперь не являются обязательным пунктом при согласовании проектов...

- Я считаю, что это не очень правильно. В документы по согласованию надо закладывать социологическую оценку общественного мнения вокруг проекта. Ведь если этого нет, то инвесторы могут просто не знать, что существует другое, отличное от их, мнение о ситуации, и тем самым увеличивать свои риски.

ИА REGNUM: А ведь есть и те, которые не хотят знать...

- Но иное мнение-то все равно есть, а значит, риски растут.

ИА REGNUM: Роман Семенович, по вашим данным получается, что за последние полгода улучшилось общественное мнение о проекте строительства небоскреба для "Газпрома" на Охте - теперь это называется "Охта-центр".

- Между прочим, на мой взгляд, новое название проекта во многом способствовало изменению его восприятия, а в итоге привело к изменению общественного мнения. И немаловажную роль сыграло время: после заявления проекта прошло много месяцев, была проведена серьезная разъяснительная кампания, у горожан появилась привычка к тому, что на Охте будет новый микрорайон - и как результат 46 % опрошенных в марте этого года высказались за строительство Охта-центра. Причем среди них много молодежи, которая, я так думаю, увидела за этим положительные изменения для себя - новые места для работы и современного отдыха. Мне кажется, таким образом, мы замерили так называемое "обогащенное общественное мнение" по проекту - не просто "нравится- не нравится", а мнение, обогащенное знаниями, информацией о проекте, просвещенное мнение.

ИА REGNUM: Согласно вашим исследованиям, петербуржцы почти не опасаются возможного экономического кризиса в России, да и в целом довольно оптимистично смотрят на жизнь. Наверняка это тоже сказывается на их отношении к инвестиционным проектам?

- Сегодняшние петербуржцы - особенно трудоспособные люди в возрасте от 25 до 55 лет - пережили много переломов. Они привыкли рассчитывать на себя, но за последние 20 лет они весьма позитивно оценили возможности, которые им предоставила рыночная экономика. Да, жизнь сейчас нелегкая и далеко не все живут в достатке, но есть возможность получить кредит и купить на эти деньги машину, улучшив свой уровень жизни. У молодежи есть потенциальная возможность поехать получить образование в другие страны. Есть возможность откладывать деньги в негосударственный пенсионный фонд, заботясь о своей старости и т.д.. Конечно, у людей сохраняются опасения обмана, но такие возможности существуют уже много лет, и люди постепенно привыкают ими пользоваться, в целом позитивно воспринимая такие изменения. В России идёт общая системная модернизация - не только технологическая, но и на уровне сознания. Человек меняется, меняются его интересы - он начинает смотреть вокруг и интересоваться событиями в Петербурге, в России, в мире. Когда меняются потребительские стандарты, меняется и отношение к модернизации в целом - отсюда рост интереса к модернизации города.

ИА REGNUM: Таким образом, люди становятся активнее?

- Активность среднего класса растет, и это будет продолжаться до достижения определённой стабильности в экономике и обществе. А когда она настанет - неизвестно.

Справка ИА REGNUM. Исследовательская компания "Агентство Cоциальной Информации Санкт-Петербург" была основана в 1996 году. Основным направлением деятельности "АСИ Санкт-Петербург" является организация маркетинговых и социологических исследований и опросов общественного мнения. За последние 5 лет работы компанией проведено более 1000 исследований в различных областях, в том числе региональных и международных