Первоочередные задачи высшего профессионального образования в Республике Татарстан обсуждали 24 мая в Кабинете Министров РТ на совещании, которое провел первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов. В совещании приняли участие министр образования и науки РТ Наиль Валеев, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, ректоры вузов республики, представители администраций муниципальных районов республики. Первый вице-премьер РТ напомнил участникам совещания некоторые решения Совета безопасности РТ (от 31.03.2008) в области образования и данные в связи с этим поручения Президента РТ Минтимера Шаймиева. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в ресс-службе кабинета министров РТ, совбез РТ решил до 1 сентября 2008 года завершить работу по формированию в республике образовательных кластеров, обеспечивающих интеграцию всех уровней профессионального образования с бизнес-сообществом.

Кроме того, в целях интеграции науки и образования и эффективного обеспечения стратегического партнерства с бизнес-сообществом, в соответствии с перечнем поручений Президента РФ (от 13 ноября 2007 года) до 1 июня 2008 года необходимо представить в Правительство России предложения о создании на базе КГТУ им. Туполева, Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного энергетического университета и Казанского государственного архитектурно-строительного университета Приволжского федерального политехнического университета. На этом пункте Равиль Муратов особо заострил внимание ректоров вузов. Министр образования и науки РТ Наиль Валеев представил аналитические материалы, полученные в ходе опроса выпускников общеобразовательных школ 2008 года.

Так, в 2008 году в республике обучение в школах заканчивают 30 тысяч 375 человек. Только в Казани в этом году общеобразовательные учреждения выпустят более 9 тысяч детей. Планирует продолжить образование 29 тысяч 655 выпускников, из них в вузы собирается поступать 27 тысяч 799 человек.

Продолжить обучение намерены в том числе 334 ребенка-инвалида (из них в вузы будет поступать 221 человек), 177 детей-сирот (в вузы - 129 человек) и 43 человека из приемных семей (в вузы - 30 детей). Наиль Валеев напомнил ректорам вузов о том, что дети-инвалиды и дети-сироты подлежат обязательному зачислению в вузы при положительном результате экзамена. Глава Минобраза РТ также сообщил, что количество бюджетных мест в вузах республики - порядка 16 тысяч. Он предоставил данные по количеству выпускников и их намерениям поступать в вузы, техникумы и учреждения начального и среднего профессионального образования по каждому муниципальному району.

"Сегодня вузы должны выпускать востребованные для экономики республики кадры", - заявил первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. Он просил в преддверье вступительных экзаменов исключить возможность обмана абитуриентов и введения в заблуждение родителей филиалами и представительствами ряда вузов, которые работают в других регионах, но представлены в Татарстане. Зачастую такие вузы не располагают достаточной материальной базой и квалифицированным преподавательским составом для обучения, сказал Равиль Муратов, в итоге родители платят деньги, а их дети необходимых знаний не получают. Он посоветовал ректорам государственных вузов более активно приглашать абитуриентов поступать на технические факультеты, а также не набирать студентов на непрофильные специальности (когда, например, технические вузы открывают факультеты, обучающие гуманитарным специальностям). Необходимо сделать все для того, чтобы как можно больше детей поступало в вузы республики, считает Равиль Муратов. По прогнозным данным, в этом году в вузы России будет поступать 643 выпускника из Татарстана, в вузы Башкирии - 107 человек, Удмуртии - 182 человека, Чувашии - 61, высшие учебные заведения за рубежом - около 40 выпускников.

Первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов предложил ректорам вузов до конца следующей недели (до 31 мая) представить прогнозные цифры по количеству поступающих в этом году абитуриентов и соотнести их с кадровой потребностью экономики республики.