Народное собрание: "Это что, уже тоталитаризм или пока еще только диктатура?" Комрат - Кишинев: "Изуверская политика Молдавии по отношению к Гагаузии закладывает основы долгосрочного конфликта".

Народное собрание: "Это что, уже тоталитаризм или пока еще только диктатура?"

Депутаты Народного Собрания (НС) Гагаузии нового созыва, собравшиеся 12 мая на второе заседание, опять не смогли договориться по кандидатуре председателя, пишет Infotag. Выборы не состоялись в связи с болезнью депутата от ПКРМ Ильи Хиора. Он - самый старший депутат и, согласно местному законодательству, исполняет роль председательствующего до избрания постоянного президиума. По этой причине депутаты единогласно решили отложить избрание руководящих органов НС. Группа депутатов коммунистов предложила перенести заседание на 19 мая. Однако большинство депутатов поддержало альтернативное предложение - поручить башкану Гагаузии Михаилу Формузалу определить дату следующего заседания НС. Несмотря на отсутствие руководящих органов, гагаузские депутаты смогли рассмотреть один вопрос. По предложению депутата Сергея Чернева, на голосование был поставлен вопрос об опечатывании кабинетов руководства НС, которые, по словам депутата, незаконно продолжают занимать депутаты прошлого созыва. Данное предложение поддержало 17 из 33 присутствовавших на заседании народных избранников. Депутат законодательного органа автономии Степан Есир, занимавший в прошлом составе должность председателя, назвал данное голосование "беспределом", а депутаты от ПКРМ в знак протеста покинули зал заседаний.

Заседание законодательного органа Гагаузии 12 мая опять не принесло желаемого результата, пишет "Пульс". Кресло председателя Народного собрания осталось вакантным на неопределенный срок. Но без скандала на заседании гагаузских депутатов не обошлось: вопреки уложению автономии большинство народных избранников с минимальным перевесом в один голос делегировали свое право назначить дату нового заседания башкану автономии Михаилу Формузалу, пишет газета.

Заседание 12 мая четвертого созыва Народного собрания обещало быть интригующим: ведь в предыдущий раз - тридцатого апреля, ни альянс коммунистов и независимых депутатов "За процветающую Гагаузию в составе Единой Молдовы", ни подконтрольная башкану "Единая Гагаузия" так и не смогли набрать необходимое большинство в восемнадцать голосов, продолжает "Пульс". Причем, во втором туре, куда вышли кандидаты от коммунистов Демьян Карасени и от "Равноправия" Сергей Чернев, при подсчете результатов оказывались испорченными шесть бюллетеней. Возможно, по случайному совпадению именно шесть депутатов принадлежат "третьей силе" - мэру Николаю Дудогло. Двенадцатого мая из тридцати пяти депутатских кресел занятыми оказались лишь тридцать три. Одно из них все еще вакантно. Центральная избирательная комиссия Гагаузии аннулировала результаты голосования в селе Томай. Но главной причиной несостоявшихся выборов оказалась болезнь депутата Ильи Хиора, не позволившая ему придти на заседание. Искать в болезни члена альянса коммунистов и независимых депутатов политический заговор вряд ли стоит: будучи в преклонных годах, господин Хиора чувствовал себя неважно еще тридцатого апреля. Кстати, именно Хиора как старейший народный избранник должен был стать временным председательствующим. Эту вакантную должность с трудно скрываемой радостью и без лишней скромности занял башкан Гагаузии Михаил Формузал.

Оказавшись на заседании без ценного голоса, депутаты-коммунисты решили, что двенадцатое мая - не самый удачный для решающего боя день, и предложили перенести выборы председателя Народного собрания на следующую неделю, пишет "Пульс". Несостоявшийся председатель Сергей Чернев от движения "Равноправие" выдал юридический нонсенс - делегировать право назначения новой даты Михаилу Формузалу, главе исполнительной власти автономии. Напрочь забыв про краеугольный принцип разделения властей, за предложение Чернева проголосовали семнадцать депутатов - люди "Единой Гагаузии" и группа Дудогло.

Этим промежуточным успехом Сергей Чернев не ограничился и предложил поддержать инициативу исполкома Гагаузии опечатать все кабинеты Народного собрания до избрания нового председателя и передать их на баланс исполкома Гагаузии, продолжает "Пульс". Многих депутатов возмутила сама идея. Откуда у исполкома Гагаузии право опечатывать имущество законодательного органа? "А куда же будут обращаться со своими проблемами люди? Ведь Народное собрание - это не только депутаты, но и аппарат, который не перестает работать даже в период выборов", - заметил председатель прошлого созыва Степан Есир. Кстати, сам Есир и его замы давно уже сдали в гараж служебные автомобили, утверждает издание.

Впрочем, на независимость законодательной ветви власти Формузал покусился еще раньше, пишет "Пульс". 8 мая за его подписью вышел документ, обязывающий провести инвентаризацию имущества Народного собрания, не допускать людей в кабинеты руководителей. В знак протеста шестнадцать депутатов альянса коммунистов и независимых депутатов "За процветающую Гагаузию в составе Единой Молдовы" покинули зал заседания прямо во время голосования по этому предложению. С тем же минимальным перевесом оно было принято. Недопустимые с юридической точки зрения решения минимального большинства Народного собрания ничуть не смущают башкана Гагаузии. "Думаю, угроза лишиться собственных кабинетов подтолкнет депутатов к большей сговорчивости и они, наконец-то, изберут председателя. Как только выздоровеет Илья Хиора, я назначу дату новой попытки", - пообещал Михаил Формузал.

"Делегирование полномочий законодательного органа исполнительному абсолютно незаконно", - заявила первый секретарь комратского райкома ПКРМ, депутат парламента Ирина Влах, продолжает "Пульс". Согласно законодательству, башкан имеет право лишь созвать учредительное заседание Народного собрания и присутствовать на его дальнейших заседаниях, но не вмешиваться в работу депутатов. Башкан Гагаузии абсолютно не имеет права вести заседание законодательного органа. Но согласно Уложению (высшему закону Гагауз Ери), созвать Народное собрание могут только сами депутаты. Семнадцать депутатов из альянса коммунистов и независимых высокого башканского соизволения ждать не намерены: инициировать заседание может даже одиннадцать народных избранников.

Затягивание выборов председателя законодательного органа автономии связано с тем, что подконтрольная башкану "Единая Гагаузия", так и не сумевшая получить большинство в Народном собрании, стремится спровоцировать роспуск законодательного органа и старается доказать неэффективность его нынешнего состава, пишет "Пульс". Но главная интрига, конечно, не в дате следующих выборов председателя Народного собрания, а в том, за кого отдадут свои голоса шесть депутатов во главе с мэром Комрата Николаем Дудогло. На заседании двенадцатого мая они сидели рядом с представителями "Единой Гагаузии". Иначе как странным такое соседство местные аналитики не называют. Напомним, что команда Дудогло шла на выборы с идеей сохранения и укрепления взаимовыгодного сотрудничества с центром, в то время как "Единая Гагаузия" предлагала взять курс на "суверенизацию" автономии. Насколько долговечным окажется этот союз двух непримиримых соперников за лидерство в автономии, покажут результаты выборов председателя Народного собрания Гагаузии, подводит итог издание.

Многие помнят, как башкан Гагаузии Михаил Формузал занимался агитацией непосредственно в день выборов в Народное Собрание - подчеркнем, прямой, неприкрытой, совершенно откровенной агитацией, пишет "Коммунист". Международные наблюдатели тогда предпочли закрыть глаза на этот факт и отнесли его к "незначительным нарушениям". Однако это был первый тревожный звонок. Беспрецедентное нарушение не только закона, но и этических норм, принятых на выборах - это опасно.

То, что произошло на последнем заседании Народного Собрания, которое состоялось 12 мая, подтвердило и усилило эту тревогу, продолжает "Коммунист". Если кратко: председатель Народного собрания не избран. Когда состоится следующее заседание НС - неизвестно. В работу законодательного органа вторгся глава автономии Михаил Формузал, и при поддержке "своих" депутатов фактически захватил контроль над работой гагаузского парламента. Напомним: на заседании присутствовали 16 депутатов, избранных по спискам и при поддержке ПКРМ, 11 "формузаловцев" и 6 - сторонников мэра Комрата Николая Дудогло. Всего - 33 депутата из 35. Одного депутата еще предстоит избрать: Центральная избирательная комиссия Гагаузии назначила повторные выборы в селе Томай на 25 мая. Заседание должен был вести депутат от ПКРМ Илья Хиора. Он - самый старший депутат и исполняет роль председательствующего до избрания постоянного президиума. Группа депутатов-коммунистов предложила перенести заседание на 19 мая. Это было бы только логично: отсутствие двух депутатов из 35 при выборах председателя НС - серьезный фактор.

Но то, что произошло дальше, не укладывается ни в рамки логики, ни в рамки законодательных норм, утверждает "Коммунист". Это нельзя назвать иначе как скандальным решением, опасной игрой и шагом на путь к авторитарной власти в Гагаузии. Сторонник башкана Сергей Чернев, которого, вообще-то, избирали от движения "Равноправие", предложил... поручить Михаилу Формузалу созвать следующее заседание НС Гагаузии, хотя согласно действующему законодательству это право предоставлено лишь депутатам Народного Собрания - для этого достаточно всего 11 голосов. Представьте, что заседанием парламента Молдавии, на котором должен быть избран спикер, рулит президент страны, и станет понятно, что такого рода маневры угрожают обрушением всей законодательной системы в автономии.

Это очевидно, но это нисколько не смутило ни сторонников башкана, ни... сторонников Николая Дудогло, которые с удивительным единодушием поддержали эту игру, пишет "Коммунист". "За" проголосовали 17 депутатов. В результате Михаил Формузал начал вести себя как председательствующий на заседании, сам себе вручив это право. И теперь, если вы возьмете две фотографии - с заседания Исполкома и с заседания Народного Собрания, то вы не найдете отличий. И там - на председательском месте башкан, и тут - башкан.

То, что произошло дальше на заседании, уже не укладывается даже в рамки обыкновенного здравого смысла (о законности тут речи вообще уже не идет), продолжает "Коммунист". Сергей Чернев предложил... "поддержать инициативу исполкома Гагаузии от 8 мая, опечатать все кабинеты Народного Собрания, гаражи, провести инвентаризацию имущества НС и передать их на баланс исполкома Гагаузии". Опять давайте проведем аналогию: представим, что президент Молдавии предлагает... опечатать кабинеты депутатов и передать все имущество парламента на баланс президентского аппарата. Простите, это что, уже тоталитаризм или пока еще только диктатура? Вы объясните, чтобы люди поняли, какой режим на дворе. В знак протеста 16 депутатов альянса коммунистов и независимых депутатов "За процветающую Гагаузию в составе Единой Молдовы" покинули зал заседания. Михаил Формузал заявил, что собирается назначить дату следующего заседания.

Что происходит - абсолютно понятно, пишет "Коммунист". Башкан стремится дезорганизовать работу НС, добиться его роспуска и новых выборов. Он намеренно провоцирует конфликты, и очень жаль, что в этой "созидательной" работе ему помогают сторонники Николая Дудогло - то ли усыпленные риторикой башкана, то ли поверившие его декларациям. Если так пойдет и дальше - хорошим это не кончится. Курс на срыв работы Народного Собрания, курс на обострение политической обстановки в только что прошедшей сквозь горнило выборов автономии - неприемлем, подводит итог издание.

Депутаты сформированного после региональных парламентских выборов Народного собрания АТО Гагауз Ери не сумели использовать вторую попытку для избрания спикера, пишет "Ника-пресс". Как сообщили агентству источники в высшем законодательном органе, уточнившие события 12 мая, когда было принято решение продолжить консультации в политических группах об условиях борьбы за пост председателя, инициаторами выступили представители ПКРМ, а "народные патриоты", чтобы не накалять и без того нервозную обстановку в НС, согласились с их предложением. Очередное заседание перенесено на неопределенное время; по данным агентства оно может состояться в середине третьей декады мая. Эти сроки уже дают основания наблюдателям сравнить борьбу в Комрате с событиями в столичном муниципальном совете, когда городские депутаты долго не могли избрать спикера, за что подвергались критике и насмешкам со стороны коммунистических СМИ РМ. Основная борьба, как и предполагалось накануне избирательной кампании, развернулась между двумя политическими группами, вошедшими в НС - союзом коммунистов и сторонников ПКРМ и депутатами, позиционирующими себя в качестве представителей народно-патриотических сил АТО. Напомним, что сразу же после завершения второго тура выборов обе группы заявили о своей победе и бесспорных возможностях, позволяющих сформировать мажоритарную фракцию и избрать своего спикера.

Первыми поторопились объявить успех коммунисты, продолжает "Ника-пресс". После сокрушительных поражений на башканских и местных выборах, когда результаты показали падающий в крае рейтинг ПКРМ, победа им была нужна. Рассчитывая в будущем на поддержку со стороны независимых депутатов, "красные" Гагаузии не без участия вдохновителей из центра сообщили о своих, как минимум, восемнадцати депутатах. "Народные патриоты" оказались чуть сдержаннее, но и они давали оптимистические знаки. Ответ на вопрос "кто же победил?" могли бы дать выборы спикера НС - кто продвинул своего в кресло "главного депутата", тот и победил. Но ответа нет, и скоро его не будет. А это значит, что будет новая "гагаузская каша", которую, со своей стороны, попытаются расхлебать "народные патриоты", а коммунисты тоже будут что-то такое делать, объясняя свою работу стремлениями достичь на Юге гражданского мира, остановить экстремизм и прочую заразу.

Заседание 12 мая, после которого стороны разошлись по своим углам, показало: в Гагаузии подходит к финалу скрытая борьба за контроль над высшим законодательным органом, пишет "Ника-пресс". Коммунисты, взявшие тайм-аут, будут пытаться оторвать несколько депутатов от "народных патриотов"; народные патриоты будут удерживать своих людей. Все формы борьбы уже исчерпаны, остался только этот - не самый достойный. Весна 2008 года в Гагаузии сильно напоминает конец 2001 - начало 2002 годов: тогда пришедшие к власти в РМ коммунисты, пытаясь снять действующего башкана, организовывали раз за разом заседания НС, пока постепенно не собрали группу противников главы АТО. Потом здесь бродили упорные слухи о том, кто и сколько взял от кишиневских заказчиков денег, чтобы участвовать в перевороте против "всенародно избранной власти". Слухи, как водится, подтверждения никакого не имели. Пытался, было, дело вновь раскрутить один из активных участников событий депутат НС Кристиогло: ходил по кишиневским журналистским закоулкам, грозился даже написать книгу под страшным названием "Гагаузия-2002. История предательства", но все заглохло само собой. В Комрате коротко вспомнили о деталях переворота, когда стало известно о загадочной смерти Кристиогло; поговаривали здесь о каком-то тайном его списке депутатов, которые... В общем, у "народных патриотов" есть причины опасаться повторения плохого сценария. Но есть и причина полагать, что на этот раз депутаты не дрогнут... Ждем выборов спикера НС и создания фракций. События обещают быть интересными, подводит итог агентство.

Комрат - Кишинев: "Изуверская политика Молдавии по отношению к Гагаузии закладывает основы долгосрочного конфликта"

Гагаузия возникла на карте Молдавии, а значит, Европы и мира именно в момент приближения к распаду интернационалистской "империи" - СССР, пишет "Коммерсант Plus". 19 августа 1990 года, после провозглашения Молдавской ССР суверенитета, и гагаузы провозгласили Гагаузскую Советскую Социалистическую Республику со столицей в Комрате. Уже осенью того же года гагаузы избрали и сформировали собственные органы власти и создали военизированные отряды самообороны. Молдаване возмутились и попытались приструнить их силой. Но тогда вопрос удалось решить малой кровью, и регион получил автономию.

Гагаузам удалось мирно завоевать свое место под государственным солнцем Молдавии, продолжает "Коммерсант Plus". В декабре 1994 года молдавским парламентом был принят закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". "Гагауз Ери" переводится как "место, где живут гагаузы". Согласно этому закону, в 1995 году был проведен референдум, и те территории, где гагаузы составили более 50% населения и изъявили желание обособиться в автономию со столицей в Комрате, стали Гагауз Ери - автономно-территориальным образованием в составе единой Молдавии. И в статье 1, пункте 4 этого закона было записано главное: "В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение". То есть, другими словами, если Молдавия захочет объединиться с Румынией, то гагаузы имеют право уйти в самостоятельное государственное плавание. Например, при помощи России. "Гагаузский народ испокон веков с симпатией относится к России. Мы хорошо помним, чем ей обязаны - 220 лет назад эти земли были подарены гагаузам российским царем. Благодаря поддержке Москвы, гагаузы закрепились на этих землях", - откровенно сказал башкан Формузал об этой проблеме.

С 1994-1995 годов Гагауз Ери прошла несколько разных этапов отношений с Кишиневом, пишет "Коммерсант Plus". Избранные в 1994 году власти в Комрате были прокоммунистическими и лояльными к Молдавии. Молдаване же решили, что дело сделано, и вернулись к прежней политике игнорирования нацменьшинства: закон об АТО не исполнялся, деньги на развитие не выделялись, продукция изымалась и продавалась от имени Молдавии. Это привело к тому, что в 1999 году башканом Гагауз Ери стал Дмитрий Кройтор, который потребовал неукоснительного выполнения закона и большей бюджетной самостоятельности АТО. Но в это время к власти и во всей Молдавии безраздельно пришли коммунисты, которые и вынудили Кройтора уйти в отставку. Его традиционно обвинили в финансовых махинациях и злоупотреблении властью, а депутаты НС Гагаузии от ПКРМ высказали ему недоверие и отстранили от власти. Владимир Воронин, новый "красный" президент Молдавии, даже заявил тогда: "В Конституции упоминания о Гагаузской автономии нет. Если мы действительно хотим, чтобы народ Гагаузии имел свою автономию, чтобы он развивался на основе этого нормально, то должны сделать поправку". В 2002 году в рамках инициированной ПКРМ кампании переизбрания местных властей башканом Гагаузии стал коммунист Георгий Табунщик. После этого ПКРМ благополучно забыла о собственных обещаниях, вплоть до 2006 года, когда по Табунщику "выстрелил" "артиллерист" Формузал, бывший офицер Советской Армии, лидер оппозиционного ПКРМ движения "Единая Гагаузия".

И сегодня многие обозреватели "выкристаллизовали" перечень требований Гагауз Ери к Молдавии, который и может стать универсальным рецептом национального возбуждения любого нацменьшинства в стране, которая не уделяет ему, меньшинству, должного внимания, продолжает "Коммерсант Plus". Вот эти требования:

- создание федерального Молдавского государства, в котором Гагауз Ери будет одним из субъектов федерации. Президент Воронин прав: в конституции Молдавии действительно нет записи о Гагаузии, а только сказано, что специальными законами могут быть созданы автономные районы. Но такой закон у гагаузов есть;

- включение Гагаузии в переговорный процесс по поводу будущего Молдавии. Особенно если обострятся разговоры о вхождении Молдавии в Румынию. Другой вариант - объединение двух государств ради интеграции в НАТО и Евросоюз. Гагаузы по закону могут не идти в Румынию;

- ликвидация неравномерности распределения экономических выгод между центром и автономией, разделение бюджетов. Юг Молдавии - Гагаузия - это сельхозрайон, и его сельхозпродукция сегодня составляет значительную часть экспорта всей Молдавии, наполняет госбюджет, а гагаузы имеют право на пропорциональные преференции из него;

- сохранение статуса русского языка и создание условий для развития гагаузского языка. Формузал уже заявил, что за 17 лет существования Гагаузии центр не дал и лея на развитие гагаузского языка. Зато средства на эти цели дает и обещает давать Россия;

- усиление "восточного" вектора внешней политики.

Москва и сейчас сохраняет связи с АТО, а руководство Молдавии это страшно нервирует, пишет "Коммерсант Plus". Для гагаузов памятен совершенно глупый, с точки зрения возбуждения обид и гагаузского сепаратизма, эпизод с недопуском в Гагаузию гуманитарной помощи - продовольственного и фуражного зерна - из России. Та таким образом хотела помочь гагаузам после засухи прошлого года. Но Кишинев долго не пускал эту помощь в Гагаузию. Депутат парламента Молдавии Дмитрий Брагиш по этому поводу даже заявил: "Правительство и правящая партия коммунистов готовы пренебречь проблемами граждан страны, которые пострадали от прошлогодней засухи, ради своей политической и электоральной выгоды. Без преувеличения можно назвать этот процесс геноцидом против гагаузского населения" А если учесть, что ранее гагаузы ничего не получили из 100 тыс. евро, выделенных на "гуманитарку" Румынией, из 4 млн долл., выданных "Газпромом" на ГСМ для весенней страды, то картина "ограбления народа" становится еще более полной...

В этих условиях Россия становится "светом в окошке", продолжает "Коммерсант Plus". И она не упускает шанса им стать. В начале марта текущего года было подписано очередное соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве между исполкомом АТО Гагауз Ери и правительством Москвы. В Комрате особые надежды возлагают на то, что в ближайшей перспективе со стороны правительства Москвы и московских предпринимательских структур и банков пойдут инвестиции:

- в предприятия пищевой промышленности (виноделие, производство детского питания и концентрированных соков, переработка и расфасовка меда, переработка шерсти);

- в сельское хозяйство (закладка плантаций грецкого ореха, садов, виноградников, создание тепличного комплекса);

- в строительство жилищных комплексов, объектов гостиничного хозяйства и социально-культурного назначения;

- в осуществление обмена информацией о выставочно-ярмарочных планах в агропромышленной отрасли, проводимых в Гагаузии и Москве;

- в участие представителей учебных заведений Гагаузии (в составе делегаций Молдавии) в Международной летней школе русского языка для обмена школьными делегациями между образовательными учреждениями автономии и Москвы, организации отправки учебной и учебно-методической литературы в гагаузские школы и лицеи, а также для приглашения педагогических кадров из Гагаузии на проводимые ежегодно мероприятия по повышению педагогического мастерства и для организации краткосрочных курсов повышения квалификации для педагогов Гагаузии.

Другими словами, у Молдавии есть "вечно тлеющая" или "замороженная" ПМР, к которой может присоединиться Гагаузия, продолжает "Коммерсант Plus". А с дальнейшим ослаблением центра в Кишиневе, ростом прорумынских настроений в молдавском политикуме возможны и другие "сюрпризы": например, Тараклийский район, не просто граничащий, а переплетенный территориально с Гагауз Ери. Район этот на 66% процентов населен болгарами, которые уже поговаривают о своих правах на национальную автономию. Полно в районе и гагаузов. Они всегда найдут общий язык с соплеменниками в автономии. Во-вторых, после самопровозглашения Косово и признания его западными странами-"китами" все возможно - любой поворот в государственном строительстве не просто разных народов, но даже частей этих народов, оказавшихся не в своих "родных" странах. В этом - еще один ужас косовского прецедента, подводит итог издание.

В настоящее время страны-гаранты и посредники по вопросу молдавско-приднестровского урегулирования Россия, Украина, а также ОБСЕ, СЕ и США усиленно пытаются проводить мероприятия по укреплению мер доверия между обоими берегами Днестра, пишет "Единая Гагаузия". Что само по себе является позитивным началом, которое рано или поздно должно дать положительные всходы. Об этом сейчас часто говорят политики, эксперты, политологи и дипломаты, пишут СМИ. В этом контексте вообще не принимается во внимание и не рассматривается нерешённая до конца проблема Гагаузии в Молдавии. Если и вспоминают изредка про Гагаузию, то обычно ограничиваются констатацией факта: "Конечно, у Гагаузии есть свои особенности, и они отражены в конституционных положениях от 1994 года, которые предоставляют гагаузам автономию". Но никто не рассматривает вопрос, что Молдавия в одностороннем порядке препятствует реализации и введению данного закона в жизнь в полном объёме, на практике реализуя принцип отложенного статуса Гагаузии, в надежде, что всё утрясётся само собой и Гагаузия уравняется в правах и полномочиях с обыкновенными административными единицами страны. Руководство Молдавии и международное сообщество никак не может осознать и понять тот факт, что всякие половинчатые решения с неизбежностью чреваты нестабильностью.

Между тем, вопросы укрепления мер доверия на постмолдавском пространстве необходимо решать комплексно, так как в настоящее время назрела крайняя необходимость по укреплению мер доверия не только между обоими берегами Днестра, но и между официальным Кишинёвом, олицетворяющим Молдавию и официальным Комратом, соответственно олицетворяющим Гагаузию, продолжает "Единая Гагаузия". Очень важно, чтобы в этом вопросе Кишинёв продемонстрировал желание делать реальные шаги навстречу Комрату в разрешении накопившихся проблем, а не ограничивался бы декларативными заявлениями и обещаниями, как это происходило до сих пор. Не секрет, что в настоящее время Молдавия фактически превратилась в один из нестабильных и конфликтоопасных регионов мира, на границе с Евросоюзом, что чревато провоцированием обострения проблем гуманитарной безопасности в целом, а также национальной безопасности не только самой Молдавии, но и отдельных, в настоящее время, ее составляющих, в частности народа Гагаузии. Следует отметить, что в этих условиях Молдавия остро нуждается в разработке конструктивной и последовательной политики, и, прежде всего во взаимоотношениях с Гагаузией. Ибо, по сути, изуверская политика Молдавии по отношению к Гагаузии, закладывающая основы долгосрочного конфликта, привела к тому, что статус Гагаузии до сих пор реально остаётся неопределённым и не реализуемым, благодаря противодействию Молдавии. Продолжающийся ведомственный диктат официального Кишинёва, который, в нарушение норм принятого закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", не учитывает национально-государственные интересы Гагаузии, привёл к тому, что Республика Молдова препятствует претворению в жизнь права гагаузского народа на самоопределение. Хотя и в законе "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и в решении Конституционного суда Республики Молдова отмечено, что закреплённый за Гагаузией статус в составе Республики Молдова, является формой самоопределения гагаузского народа. Это в свою очередь влечёт за собой тот факт, что главная угроза национальной безопасности и развитию стабильного гагаузского общества, как внешнего фактора, исходит непосредственно от самой Молдавии и от её неадекватной политики. Что существенным образом повлияло и влияет на социально-экономическое развитие Гагаузии, а это в свою очередь отражается на главном достоянии гагаузского народа - на состояние его генофонда.

В настоящее время стало очевидным, что в современном мире выделяются две тенденции общего развития: с одной стороны, это процессы глобализации и интеграции, с другой - стремление к культурному и национальному своеобразию, попытки сохранить историческое наследие, национальную и культурную идентичность, возрождение и укрепление своей государственности, пишет "Единая Гагаузия". После окончания второй мировой войны эти процессы приобрели новое звучание в связи с официальным признанием принципа самоопределения народов в качестве одного из основополагающих принципов современного международного права. И уже с середины ХХ века с новой силой о своем стремлении к независимости стали заявлять Квебек в Канаде, Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков в Испании, Падания в Италии, Корсика во Франции, Фландрия в Бельгии. Каждая из вышеупомянутых стран выбрала свой путь выхода из сложившегося тупика. В середине февраля 2008 года одностороннее провозглашение независимости края Косово привлекло внимание всего международного сообщества к проблеме непризнанных государств, принципу нерушимости государственных границ, наряду с правом народов на самоопределение и геополитическим изменениям, которые происходят на европейском континенте после распада Советского Союза. Это произошло и потому, что впервые за последние десятилетия была провозглашена независимость провинции, являющейся частью существующего неделимого государства, являющегося членом ООН. Большинство непризнанных государств в Европе находятся на постсоветском пространстве, и потому весь этот регион в последнее время оказался в фокусе мировой и европейской политики. Ибо нерешённые проблемы непризнанных международным сообществом постсоветских государств дают основание утверждать, что окончательное конституциирование стадии распада СССР ещё не завершено.

В условиях тоталитарной системы вопрос об экономической и национальной самостоятельности Гагаузии вообще не мог быть поставлен в явном виде, и все усилия национальной самозащиты сосредотачивались на культурно-языковом уровне, на борьбе за выживание национальной культуры, литературы, языка, продолжает "Единая Гагаузия". Возникновение национальных движений в разные периоды лишний раз подтверждало, что в общественном сознании идеи восстановления справедливости по отношению к своему народу всегда присутствовали и не раз поднимались. Одним из наиболее влиятельных факторов становления и развития массового национального самосознания, которое консолидирует общество в деле утверждения его государственности, считается историческое наследие. Знакомство с историей государственности древних тюрков-огузов свидетельствует о том, что в самой постановке вопроса о государственности гагаузского народа имеется больше объективных, исторических и геополитических предпосылок, чем субъективных желаний кого бы то ни было. Корни государственности гагаузского народа уходят в глубокую древность. Для гагаузского народа свобода была не просто абстрактным понятием, а образом жизни, социальной реальностью. Именно поэтому история гагаузов не знала ни рабства, ни крепостного права. Именно поэтому обычное право гагаузского народа сохраняло самобытность государства огузов. Именно поэтому гагаузский народ и сумел сохранить себя как этнос, не растворившись и не исчезнув, как до сегодняшнего дня исчезли и ассимилировались десятки и сотни народов мира.

В период распада СССР на его территории было провозглашено немало государственных образований, в том числе и Гагаузская Республика, пишет "Единая Гагаузия". Она была образована 19 августа 1990 года на съезде народных депутатов всех уровней от территорий компактного проживания гагаузского народа, подтверждённая референдумом населения мест компактного проживания гагаузского народа, в соответствии с нормами действующего законодательства Союза ССР и общепризнанными принципами международного права, императивной нормой которого является принцип самоопределения народов и наций. Именно эта территория (с населением около 170 тыс. человек, 80% которых составляли гагаузы - тюркский народ христианского вероисповедания) стала пионером в движении самопровозглашенных республик в составе ещё тогда существующего СССР. Кроме того, исторической и политико-правовой основой реализации гагаузским народом своего права на самоопределение - в полном объёме, явилось принятие парламентом МССР 28 июня 1990 года Постановления об утверждении "Заключения по пакту Молотова - Риббентропа", которое объявляло Бессарабию и Буковину "оккупированными румынскими территориями". А закон СССР "Об образовании Молдавской ССР" от 2 августа 1940 года был признан незаконным и недействительным. Тем самым Молдавская ССР, преобразованная перед этим в МССР, упразднила саму себя - в том виде, в каком она существовала на протяжении 50 лет, то есть она в буквальном смысле "де-юре" прекратила своё существование. Других документов, конституирующих Молдавию, как государственно-правовое образование в тех же границах, кроме соответствующего решения советского правительства от 2 августа 1940 года, не существует. Другие народы, проживающие на территории образовавшегося постмолдавского пространства - "в связи с самоликвидацией Советской Социалистической Республики Молдова", также реализовали своё право на самоопределение. Так, 2 сентября 1990 года была образована Приднестровская Молдавская Республика, а 27 августа 1991 года была образована собственно Республика Молдова.