На территории Архангельской области разведано 723 месторождения строительных песков, песчано-гравийной смеси (ПГС) и строительного камня. Об этом сообщил на "круглом столе" по вопросам, поднятым на совещании "Дорожный комплекс Архангельской области. Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог", проходившем в администрации Архангельской области, и.о. директора Департамента природных ресурсов Архангельской области Евгений Малютин.

267 месторождений из общего числа находится в распределенном фонде. Запасы песков составляют 126,9 млн. куб. м., ПГС- 123,3 млн. куб. м., песков плюс ПГС - 88,6 млн. куб. м По словам Евгения Малютина, это - огромные запасы. Из них в распределенном фонде находится 71,7 млн. куб. м. строительных песков; 36,9 млн. куб. м. ПГС; 31,6 млн. куб. м. ПГС плюс песок. "Все остальное не распределено",- подчеркнул Евгений Малютин.

Для сырьевой базы общераспространенных запасов Архангельской области характерно то, что большинство месторождений разведаны еще в советский период, многие из них - с запасами менее 1 млн. куб. метров, также многие месторождения характеризуются низким качеством сырья. Кроме того, отсутствует достоверная информация о состоянии месторождений, часть из которых была отработана без соответствующих разрешений. Не существует и учета перспективных участков. Значительная часть месторождений находится на расстоянии более 30 км. от автодорог. Часть месторождений, пригодных для использования в строительстве значимых дорог, отрабатывается для строительства лесных дорог, газопроводов или других объектов.

На данный момент потребность в дорожных строительных материалах составляет более 10,6 млн. куб. м. Значительная часть потребности будет покрыта за счет известных месторождений. "Однако, для закрытия оставшейся части потребностей необходимо проведение геологических исследований, поскольку имеющихся запасов месторождений, находящихся вблизи дорог недостаточно, а другие месторождения находятся далеко, - пояснил Малютин. - Считаю, что важным моментом для обеспечения дорожного строительства строительными материалами является формирования кадастра перспективных участков".

Отдельной проблемой в строительстве дорог в Архангельской области является дефицит щебня. Основные запасы пород, пригодных для изготовления щебня, сосредоточены в Плесецком и Онежском районах, на удалении от основных участков строительства автодорог. При этом значительная часть щебня употребляется для строительства железнодорожниками или отправляется за границы области. Для нужд областной программы по строительству дорог местные предприятия готовы поставлять щебень. Так, одно из ООО, добывающих базальт, заявляет о возможности ежемесячной поставки щебня со станции Пукса в объеме 10 тысяч тонн по цене 460-600 рублей за тонну. В 2008 году планирует получить щебень ЗАО "Сам", которое обустраивает карьер производительностью 1 млн. кубометров щебня в год в Плесецком районе. С 2009 года предприятие готово рассматривать любые заявки. Ввод карьера предполагается в сентябре 2008 года.

Недостаточно используются возможности предприятий Коношского и Няндомского районов. ООО "Севстройинвест" (ежемесячные поставки 4 тысячи куб. м. щебня) и ООО "Адонит" используют гравийно-песчаный материал. Представитель ООО "Адонит" Александр Ешцуп объяснил, что предприятие на данный момент проводит значительную реконструкцию производства и оборудования, после окончания реконструкции предприятие готово поставлять щебень в объеме 100 тысяч куб.м. всех типов щебня. На сегодняшний день у ООО есть запасы щебня в размере 80 тысяч кубометров по цене 450 рублей за кубометр.

"Таким образом, в Архангельскую область не всегда обязательно везти щебень из Мурманской области, можно поискать и поближе",- резюмировал Евгений Малютин.