Ассоциированные отношения с Россией. Бюджет. Ветераны в оппозиции. Правительство против недобросовестных сельхозруководителей. Миротворцы. Ислам

Ассоциированные отношения с Россией

18 марта Народное собрание Республики Абхазия предпринял "судьбоносный", по словам премьер-министра Геннадия Гагулия, шаг: обратилось к Федеральному Собранию Российской Федерации с призывом заключить "ассоциированные отношения" между Россией и Абхазией. Само рассмотрение этого вопроса в парламенте неожиданно вылилось в яркое и по-своему символичное событие. Начав читать проект обращения, спикер Нугзар Ашуба неожиданно плохо себя почувствовал и не смог закончить чтение. "Судьбоносный" проект дочитал его заместитель Константин Озган, один из известнейших командиров времен грузино-абхазской войны (и бывший глава налоговой службы Абхазии). Спикер же, несмотря на плохое самочувствие, находился в зале до конца чтения проекта и только после этого отбыл в больницу, где ему поставили диагноз "гипертонический криз".

Обращение, полный текст которого в тот же день распространило абхазское государственное информагентство "Апсныпресс", примечательно как своей основной частью, так и преамбулой. Последняя содержит ранее чрезвычайно редко "артикулировавшееся" в российских СМИ юридическое обоснование государственной независимости Абхазии. Базируется оно на законодательстве СССР, действовавшем в 1991 году, прежде всего - на Законе СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990. Этот закон, отразивший известные попытки президента СССР Михаила Горбачева дружить с автономиями "против союзных республик", предусматривал, что если союзная республика выбывает из состава СССР, входящие в нее автономии вольны определять свой статус самостоятельно. Абхазские парламентарии напоминают, что Абхазия, в отличие от остальной части Грузии, принимала участие в референдуме о сохранении Советского Союза 17 марта 1991 года, и напротив, не участвовала в референдуме о независимости Грузии, состоявшемся двумя неделями позже, 31 марта. С этого момента, говорится в обращении, "на территории бывшей ГССР возникло два не связанных друг с другом государства - Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза". С чисто юридической точки зрения такая трактовка небезупречна: выход Грузинской ССР из состава Советского Союза не был произведен в соответствии с упомянутым Законом "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Этот закон, в частности, требовал, чтобы референдум о выходе из состава Союза проводился в республике дважды, с пятилетним интервалом - чего в Грузии не произошло. И все же "историческая" часть обращения весьма интересна, поскольку ранее апологеты абхазской независимости в качестве ее обоснования ссылались лишь на референдум о независимости, прошедший в этой сепаратистской республике осенью 1999 года. Итоги того референдума не признало мировое сообщество.

Что касается самого понятия "ассоциированное членство", то оно в обращении толкуется следующим образом:

"1. Республика Абхазия осуществляет скоординированную с Российской Федерацией и не противоречащую ее интересам внешнюю политику...

2. Республика Абхазия предоставляет России право на размещение на своей территории военных баз. При этом Республика Абхазия обязуется не заключать какие-либо соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве с третьими странами. В свою очередь, Россия обеспечивает защиту территории Республики Абхазия, так же как и своей территории.

3. Охрану своих внешних границ Республика Абхазия осуществляет совместно с Российской Федерацией.

4. Республика Абхазия вступает в валютный и таможенный союз с Российской Федерацией.

5. Осуществляется синхронизация правовой системы Республики Абхазия с правовой системой Российской Федерации"

Пункт о военном сотрудничестве Абхазия предложила России выполнить уже до рассмотрения парламентского обращения Федеральным собранием. Как сообщил "Интерфакс", буквально на следующий день после принятия обращения абхазское руководство предложило России создать на абхазской территории военную базу. В качестве возможных мест ее дислокации указывались Гудаута (откуда российская база была выведена в 2001 году во исполнение дипломатических обязательств России) и Очамчира (в этом приморском городе российских военных нет давно, но примечательно, что он находится гораздо ближе Гудауты к абхазо-грузинской границе).

Реакция на обращение парламента в самой Абхазии была вовсе не такой однозначной, как можно было ожидать. По данным "Апсныпресс", его активно поддержали высшие чиновники, такие как премьер Геннадий Гагулия и министр иностранных дел Сергей Шамба; солидарна с ними Компартия Абхазии. Однако более осторожную позицию высказали лидеры влиятельной общественной организации ветеранов войны 1992-1993 годов "Амцахара". Возглавлявший эту организацию до середины марта председатель Комитета Народного Собрания по обороне и безопасности Гарри Саманба заявил, что обращение требует широкого обсуждения в народе. А только что избранный на пост сопредседателя "Амцахары" председатель Комитета Народного Собрания по законодательству Владимир Начач-оглы призвал не забывать о возможных негативных последствиях принятия обращения. "Мы должны всё четко взвесить и продумать, как бы принятие этого обращения в будущем не обернулось против нас, поскольку есть примеры, когда ассоциированные государства становились одним из штатов или одним из субъектов того или иного государства", - сказал он. Без энтузиазма высказывались о соглашении и некоторые представители интеллектуальной элиты Абхазии, например, известный ученый-лингвист Тамара Шакрыл. "Апсныпресс" приводит следующее ее высказывание: "Мы фактическим просимся под покровительство того государства, которое признает территориальную целостность Грузии. Пока мы не определимся с Грузией, и пока мы не будем признаны как независимое государство, нам не следует обзаводиться такими документами. Как бы мы с огня в полымя не попали". Иными словами, сдержанное отношение некоторых кругов в Абхазии к тесному союзу с Россией обусловлено неоднозначной позицией РФ по абхазскому вопросу. Причем в глазах абхазских наблюдателей "неоднозначность" возросла после встречи Владимира Путина с Эдуардом Шеварднадзе 6-7 марта в Сочи: детали политических договоренностей, достигнутых на этой встрече, раскрыты не были, но оптимизм, которого не скрывал после нее Шеварднадзе, заставил многих в Абхазии заподозрить, что Россия пошла на какие-то политические уступки Тбилиси.

Бюджет

Как отмечалось в предыдущих обзорах, отставка правительства Анри Джергения в декабре 2002 года была, по крайней мере официально, связана с невыполнением госбюджета. И хотя некоторые экономические показатели с возвращением на пост премьера Геннадия Гагулия как будто улучшились, исполнение текущего бюджета вновь под угрозой. Об этом, как сообщает "Апсныпресс", заявил сам Гагулия на совещании в правительстве 17 марта. В целях стимулирования платежей в бюджет, главе госкомпании "Черноморэнерго" Сергею Багапш позволено отключать электричество неплательщикам, суммарная задолженность которых перед энергетиками составляет сегодня 25 млн руб.

Одновременно изыскиваются другие способы пополнения бюджета. Глава Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Астамур Аппба предложил отказаться от практики, при которой все доходы от приватизации направляются в специальный республиканский фонд. Он считает, что процесс приватизации тормозится потому, что местные власти в нем совершенно не заинтересованы, что изменится, если часть доходов от продажи госимущества будут получать они. Впрочем, с приватизацией в Абхазии не все так плохо: в одном из предыдущих обзоров ИА REGNUM уже рассказывало, например, о выгодной для сепаратистской республики сделке по продаже госдачи "Гагра" Краснодарскому краю.

Ветераны в оппозиции

Съезд упомянутого объединения абхазских ветеранов "Амцахара" стал на прошлой неделе заметным событием еще и потому, что его участники весьма резко критиковали правительство Абхазии. По их мнению, кабинет работает неэффективно, а его структура требует пересмотра. Если оппозиционные настроения ветеранов укрепятся, это может оказать влияние на общий расклад политических сил в Абхазии - существующая сегодня оппозиция состоит в основном из маргинальных деятелей культуры, ветераны же имеют авторитет среди широких слоев населения. По данным "Апсныпресс", на съезде ветеранов выступал с критикой нынешнего правительства и экс-премьер Анри Джергения. Это его первое появление на публике после отставки, и можно предположить, что он рассматривает ветеранов в качестве опоры для продолжения своей политической карьеры.

Правительство против недобросовестных сельхозруководителей

По данным "Апсныпресс", на заседании правительства 20 марта рассматривался вопрос о положении дел в сельском хозяйстве. Вице-премьер, министр экономики Руслан Ардзинба говорил о недобросовестном учете продукции в государственных сельхозпредприятиях. Например, судя по документации, в некоторых хозяйствах с одного цитрусового насаждения собирают лишь 700 грамм плодов, в других 3-4 килограмма, в третьих - 24 килограмма. Ардзинба уверен, что такой "разброс" связан с наличием неучтенного урожая. Государственный план по сбору цитрусовых, согласно Ардзинба, в прошлом году был выполнен на 60%. Вице-премьер также сказал, что многие хозяйства, занимающиеся механизированным сбором чая, при продаже выдают его за собранный вручную (который стоит существенно дороже). Из-за завышенных цен из 6000 тонн чая, собранных в прошлом году (60% от запланированного объема сбора), реализовано пока только 840 тонн. Впрочем, и за них деньги до сих пор не перечислены хозяйствами в бюджет.

В настоящее время, по данным "Апсныпресс", Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД Абхазии начало проверку фактов нецелевого использования кредитов, выданных из государственного бюджета на поддержку сельскохозяйственной отрасли. Первая проверка проводится в агрофирме "Абжьыуаа", руководители которой обвиняются в хищении 75 тысяч долларов.

Миротворцы

Как сообщил на прошлой неделе исполнительный секретарь СНГ Юрий Яров, процедура подписания президентами государств-участников СНГ решения о продлении мандата миротворческого контингента в Абхазии близка к завершению. Теперь этот мандат не ограничивает срока пребывания миротворцев - они будут находиться в зоне абхазо-грузинского противостояния до тех пор, пока против этого не выскажутся Россия или Грузия.

Не обошлось на прошлой неделе и без скандала вокруг миротворцев. Black Sea Press сообщило, что абхазские вооруженные формирования минируют территорию, прилегающую к их блок-постам в Гальском районе, то есть в той части Абхазии, куда возвращаются грузинские беженцы. При этом агентство отмечало, что минирование происходит с ведома российских миротворцев, чьи блок-посты находятся в непосредственной близости от абхазских. Руководство вооруженных сил Абхазии, правда, эту информацию немедленно опровергло.

Ислам

"Апсныпресс" сообщает о съезде абхазских мусульман, который прошел в Сухуми 19 марта. Повестка дня состояла из двух пунктов - избрание муфтия (им вновь стал Адиль Габлия) и принятие заявления в поддержку Ирака. На съезде присутствовал представитель главы Центрального Духовного управления мусульман России Талгата Таджутдина, известного хорошими контактами с российскими политиками, ответственными за Кавказ, в частности, с полпредом в Южном ФО Виктором Казанцевым. О присутствии на съезде руководителей Абхазии однако не сообщается. Хотя среди абхазов с давних времен были и христиане, и мусульмане, за десять лет фактической независимости республики политический вес в ней сумели нарастить представители православной церкви, но не мусульманские лидеры. Правда, от статуса государственной религии одинаково далеки и православие, и ислам - иначе трудно было бы себе представить неоднократно имевшее место публичное поклонение руководителей Абхазии языческим святым местам.