16 мая воронежский трамвай отмечает свой восемьдесят второй день рождения, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в комитете "Воронежцы - за трамвай".

Первый трамвай появился в Воронеже в 1926 году, хотя планировался его пуск еще до революции. Первая линия соединила железнодорожный вокзал с маслозаводом - территорией нынешнего цирка. Затем началось бурное развитие воронежской трамвайной сети, прервавшееся только во время Великой Отечественной Войны. Именно трамвай стал первым объектом городской инфраструктуры, восстановленным после ухода фашистов из города - трамваи вернулись на городские улицы уже в 1943 году.

В 1977 году произошло знаковое для Воронежа событие - в город стали поступать вагоны чешского производства Tatra T3. Воронеж встал в ряд других городов-обладателей этих лучших на тот момент вагонов соцлагеря - от Екатеринбурга и Самары до Праги и Лейпцига. Трамвайные линии были проложены во все районы города, а сам трамвай стал главным видом общественного транспорта в Воронеже.

С начала 1990-х годов плановые поставки вагонов прекратились, а городские власти постепенно сокращали его финансирование. Воронежский электротранспорт не смог приспособиться к новым условиям. В 2001 году, по решению мэры Александра Ковалева, были демонтированы пути на Московском проспекте, за счет которого и поддерживалась работа трамвая. Через некоторое время Московский проспект превратился в постоянную городскую пробку: на замену нескольким десяткам вагонов пришли тысячи маршруток, забившими ключевую городскую магистраль. В 2002 году лишился сначала второго, а затем и первого трамвайного депо (откуда еще в 1891 году вышла первая конка). За один год были уничтожены все вагоны Татра, бывшие основой подвижного состава воронежского трамвая. В 2002-2003 годах в Воронеж съезжались транспортники со всей страны, скупая запчасти для того, чтобы поддерживать работу трамвая в своих городах. Одновременно было снято движение с большей части трамвайных линий.

Сегодня в городе продолжают работу три маршрута. На некоторых участках трамвай все еще играет важную роль. Например, на улице 45-й Стрелковой Дивизии или на Южно-Моравской. Городские власти, декларируя намерения в поддержании и развитии электротранспорта, до сих пор ограничиваются лишь выделением мизерных средств, которых едва хватает на оплату электроэнергии, пояснили в комитете. Сегодня решается вопрос об окончательном снятии трамвайного движения с Северного моста, второй ярус которого специально создан для трамваев. В таком случае весь Левый берег города окончательно лишится электротранспорта. Причина банальная - зимой злоумышленники срезали дорогостоящий кабель, питающий контактную сеть на Северном мосту. Средств на закупку нового кабеля (а речь идет о 2,5 км), в депо нет.

В этой связи ОД Комитет "Воронежцы за трамвай" официально обращается к городской администрации и ее главе Сергею Колиуху с просьбой о выделении 500 тысяч рублей на закупку медного кабеля для восстановления трамвайного движения на Северном мосту. Северный мост позволит воронежцам на деле оценить то, насколько новый мэр отличается в своих действиях от предыдущих.