В Новосибирске 15 мая стартовал межрегиональный форум "Местное самоуправление - школа гражданской активности". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре мэрии города, о новосибирском опыте привлечения городского сообщества к решению актуальных проблем социально-экономического развития территории коллегам из других регионов рассказал мэр Владимир Городецкий.

Ярким примером такой работы является разработка Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска. Как подчеркнул мэр, этот документ, определяющий главные векторы дальнейшего движения города, создавался всем городским сообществом. Публичные слушания и апробации, тщательная выверка долгосрочных целей с представителями бизнеса, науки, производства, социальной сферы и общественными организациями шли почти два года. В документе определены не только стратегии, но и индикаторы достижения стратегических целей с разбивкой по пятилетним периодам, а также элементы сценариев развития Новосибирска до 2020 года. В начале 2005 года Стратегический план был утвержден горсоветом. Инструментами его реализации являются комплексные целевые программы. Сейчас город разрабатывает программы по совершенствованию демографической и социальной политики, формированию и развитию в Новосибирске экономики инновационного типа, повышению его инвестиционной привлекательности и так далее.

Одной из комплексных программ стала разработка генплана Новосибирска. Как подчеркнул Владимир Городецкий, горожане принимали активное участие в обсуждении этого документа - несколько раз проводились публичные слушания проекта, общественные обсуждения, все предложения активистов и инициативных групп граждан учитывались, по целому ряду из них в документ были внесены коррективы. Публичные слушания проводятся в Новосибирске по всем ключевым вопросам развития мегаполиса - от градостроительства до исполнения бюджета, от землепользования до внесения изменений в Устав города. Как показывает практика, интерес жителей к обсуждению в ходе общественных процедур конкретных вопросов жизни района, двора, соседнего парка очень высок, отметил мэр.

Кроме того, эффективным инструментом вовлечения городского сообщества в обсуждение и решение важных для будущего города задач являются координационные советы, убежден Владимир Городецкий. Так, в работе координационного совета по содействию реформе жилищно-коммунального хозяйства участвуют представители ТСЖ, территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, поставщиков услуг. Одним из ярких примеров эффективной деятельности совета мэр назвал разработку типового договора между жильцами и управляющими компаниями, позволившего унифицировать отношения между сторонами в рамках всего города.

Самый действенный механизм привлечения горожан к общественной жизни - это территориальное общественное самоуправление. И новосибирский опыт создания этой системы особо заинтересовал участников форума. "За восемь лет органы ТОС в Новосибирске стали основой для подъема гражданской активности населения, вовлечения горожан в управление городом, совершенствования местного самоуправления, - подчеркнул Владимир Городецкий. - Изначально ТОСы в нашем городе создавались как механизм общественного контроля за деятельностью предприятий ЖКХ и привлечения граждан к решению проблем благоустройства территории. Сегодня они расширяют свою деятельность, участвуют в создании комфортной среды во дворах, в микрорайонах. ТОСы создают клубы по интересам, спортивные секции, участвуют в охране правопорядка, помогают в работе участковым уполномоченным и многое другое".

Один из эффективнейших инструментов делегирования полномочий общественникам - это гранты на реализацию социально значимых проектов, убежден новосибирский мэр. "Приоритет конкурсная комиссия отдает предложениям активистов и инициативных групп граждан, ТОСов по благоустройству дворов, обустройству детских, спортивных площадок. Но появляются и такие проекты, как, например, "Музей истории микрорайона", "Развитие общественного участия в управлении жильем", образовательно-воспитательные проекты для детей и подростков", - отметил мэр Новосибирска. Активное участие органы ТОС приняли в конкурсе "Лучший объект благоустройства водных объектов и водоохранных зон". В текущем году по инициативе председателей территориального общественного самоуправления в конкурсе на муниципальный грант выделена отдельная номинация по проектам благоустройства, создания зон отдыха в частном секторе.

На форуме своим опытом поделились представители других сибирских и дальневосточных городов: Томска, Читы, Красноярска. В Омске с 2006 года реализуется программа работы с населением по повышению правовой культуры. В Томске 17 целевых приоритетных программ социальной направленности нацелены на развитие городского сообщества, одна из которых - "Развитие общественного самоуправления", на публичных слушаниях по программе развития Томска до 2011 года был представлен весь спектр мнений томичей.

Во многих муниципальных образованиях созданы и активно работают общественные советы, способствующие широкому и гласному обсуждению важнейших вопросов жизни муниципальных образований. Отметим, что к настоящему моменту региональные отделения ВСМС ("Всероссийский совет местного самоуправления") созданы в 77 регионах России.

Участники форума считают, что необходимо разработать местные программы по поддержке и развитию гражданских инициатив; создавать условия для участия общественности в выработке, принятии и реализации решений органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо проводить регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальном образовании; организовывать работу по правовому просвещению населения (разъяснение положений №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), обучению активистов органов ТОС и ТСЖ, необходимо также активнее взаимодействовать с представителями традиционных религиозных конфессий для реализации проектов, направленных на решение проблем городов и поселков.