В селении Алхан-Кала Грозненского района Чечни обнаружены чеченские надмогильные камни - чурты, они были заложены в основу фундамента бывшей птицефабрики, построенной после депортации чеченского народа. После выселения чеченцев и ингушей в 1944 году, советские власти уничтожали все связанное с чеченцами, разворовывались дома, уничтожались национальные ценности. Святые для каждого чеченца надмогильные камни использовались как строительный материал. Чурты клали в основу фундамента, применяли при строительстве дорог, тротуаров, мостов. До сих пор многие считают, что центральные улицы Грозного также стоят на могильных камнях чеченских предков.

Впервые на проблему обратили внимание в начале девяностых годов. В центре Грозного воздвигли Мемориальный комплекс памяти жертв депортации. На территорию бывшего кинотеатра "Челюскинцев", огороженную с трех сторон кирпичной стеной, с надписью на чеченском языке: " Не сломаемся! Не заплачем! Не забудем!", свезли чурты, найденные в различных районах республики. Этот памятник, полуразрушенный за время двух чеченских кампаний, и сейчас является печальным напоминанием о трагедии, пережитой народом.

Корреспондент ИА REGNUM побывал 14 мая в Алхан-Кале - одном из самых разрушенных за время войны в Чечне сел. По дороге к птицефабрике до сих пор приходится идти через окопы. От птицефабрики остались одни развалины, но это уже дело рук мародеров. Еще в начале 90-х фабрика остановила работу, и сельчане разобрали ее на стройматериалы. Чурты были найдены в основании ее фундамента местным жителем - Лечи. " Когда я нашел их, то не смог оставить это без внимания и сообщил своим знакомым. Это варварское отношение к святым для нас камням и мы не можем это так оставлять."- сказал Леча корреспонденту ИА REGNUM. Леча сообщил о обнаруженных камнях сотрудникам ПО "Поиск пропавших без вести", которые и организовали работы по переносу камней на старое сельское кладбище. Как объяснил глава Алхан-Калы Рустам Исраилов, после возвращения из ссылки жители часто находили чурты, и складывали их на территории этого кладбища. Помощник омбудсмена Чечни Хамзат Умхаев отметил, что каждый чурт ценен как памятник искусства чеченского народа, их выполняли вручную, каждый был отличен от другого, оригинален. По изображению на чуртах можно определить не только пол похороненного, но и его возраст, род занятий. "На камнях сохранились вырезанные имена Аллаха, рисунки, удивительно, но на некоторых даже не поблекли краски"- отметил он.

По данным археологов, самый старые чеченские чурты датируются 16 веком. По ним ученые определяют примерное время появления мусульман в регионе.