О ключевых проблемах Донецкого региона и вопросах распределения властных полномочий и средств между регионами и центром на Украине ИА REGNUM беседует с председателем Донецкого облсовета, заместителем руководителя Донецким областным отделением Партии регионов, активным участником съезда в Северодонецке Анатолием Близнюком

ИА REGNUM: Анатолий Михайлович, как законодательство Украины трактует полномочия местных советов?

С точки зрения закона все в порядке. Действующее законодательство, Конституция, Закон о местном самоуправлении позволяют местным органам власти более-менее эффективно работать. Но беда в том, что есть другой закон - закон о местных государственных администрациях, который выстроил президентскую вертикаль власти. То есть те полномочия, которые по Конституции являются составляющей функционирования местных органов власти, фактически переданы госадминистрациям. Так что Украина, подписав Хартию о развитии местного самоуправления, не выполняет своих обязательств. И именно в этом плане есть разночтения.

ИА REGNUM: Власть у того, кто распоряжается заработанными деньгами. Как тут центр и регионы делятся полномочиями?

Совершенно верный подход. Деньги и возможность их тратить на конкретные программы и есть настоящие полномочия. И мы не претендуем на чужие рычаги влияния. Но в отношении Донбасса картина выглядит достаточно печально. Даже не играет роли, есть администрации или нет. Важен принцип формирования бюджета, который у нас построен по принципу сверху вниз. Не снизу вверх, что было бы логично, и отвечало всеми признанным демократическим принципам, а наоборот. В Киеве принимают решения, там делят средства на душу населения и распределяют, исходя из собственных представлений и критериев - что и где финансировать и в каком объеме. Это тот самый формульный подход, который стал уже нарицательным понятием.

ИА REGNUM: И, естественно, из Донбасса тянут по полной программе?

Есть регионы, которые являются донорами, их на Украине всего три - Киевская область, Днепропетровская и Донецкая. А остальные называются красивым словом реципиенты, они сидят на дотациях. Так вот, наш регион совершенно не имеет стимулов к развитию и наращиванию производства. Государство этой стратегии не выработало. Формульный подход, казначейское исполнение бюджета, тендерные процедуры, последнее решение по ломке механизма выделения земли органами местной власти, все эти вещи в конечном итоге ведут к усилению центральной вертикали власти.

ИА REGNUM: То есть Донбасс отдает в центр деньги, а в качестве компенсации получает лишние проблемы и указания?

Из Киева пытаются делить ресурсы, делить землю. Последние годы просто издевались над теми, кто как-то использует бюджетные средства. Это все, что по большому счету мешает работать местному самоуправлению. И самое главное, провозгласив идеологию рыночных преобразований, декларируя демократические преобразования, в том числе и построение гражданского общества, государство ни шагу в этом направлении не сделало. Именно в этом проблема. Мы декларируем одно, а делаем все наоборот.

Я был на последнем заседании Ассамблеи европейских регионов, перед нами выступал Барроуз и я для себя отметил один интересный момент. Он говорит - двадцать семь стран, входящих в Евросоюз, имеют разный менталитет, разные подходы. В одной стране могут быть три государственных языка, но это не есть проблема. И наша задача выстраивать совместную стратегию этих двадцати семи стран, а регионов задача - делать все, чтобы успешно работать с громадами и иметь их в качестве партнеров и единомышленников государства. Тогда вместе можно продолжить успешное строительство коммунизма или капитализма. Стопроцентная децентрализация. Они это понимают. А у нас не стран, а регионов двадцать семь. В единой и унитарной по Конституции державе. И мы до сих пор не находим взаимопонимания. Ни на политическом, ни на экономическом, ни на языковом уровне. Поэтому элита, если она таковой является, должна связать это все воедино и не делить народ по паспортам, по языковому признаку, по уровню доходов, мы в единой стране должны выработать единую стратегию построения рыночных отношений и гражданского общества.

ИА REGNUM: Так как все-таки поделить полномочия по справедливости?

В идеале центру нужно оставить тот объем полномочий, которые ему делегировала громада. Национальная оборона, внутренние войска, на которые возложены общегосударственные функции, международные отношения. И при этом центральная власть должна четко помнить - эти полномочия делегированные. И не нужно изобретать велосипед - собраться и определить четкую стратегию реформирований. Государственные органы нужны нам, но они не должны работать изолированно, по принципу "мы пришли и делаем, что хотим". Они должны спрашивать у громады, что нужно людям, и как специалисты предлагать варианты решения.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к деньгам и справедливости. Как эти вещи совмещаются в формировании областного бюджета и изъятиях в пользу государства?

Донецкий регион имеет бюджет, который равен ровно половине того, что мы зарабатываем. То есть 50% наших доходов изымаются в бюджет государства. А возвращается гораздо меньше - по тому же формульному подходу. В качестве примера - в Донецком регионе сосредоточено 38% всех вредных выбросов по стране. Любой нормальный человек сделает логичный вывод - те же 38% экологических средств должны быть вложены в Донецкую область. У нас все наоборот. Этих средств у нас нет вообще. Нам оставляют из экологических сборов 30% от тех, что мы собрали в регионе. Вместо 38% со всей страны. У нас сложилась ситуация, при которой в регионе 28 городов областного значения. Не говоря уже о более, чем шестидесяти городах районного подчинения. И 17 районов. У нас сельского населения всего 9%, а в стране 30%. Есть регионы, в которых мало городов и много районов. И снова формульный подход работает против Донбасса - по установленным правилам на сельского жителя выделяют больше денег, чем на городского.

Нас обдирают сразу в нескольких местах. Раз - половину забирают, два - по нормативному принципу выстраивают бюджет, а у них он на душу населения всегда получается выше, чем в нашем регионе. И центр не реагирует на реальную ситуацию в экологии, в проблематике депрессивных шахтерских городов, где из восьми шахт остались работать всего две при том же населении. В государстве нет единой политики, направленной на определение стратегических перспектив каждого региона. Я говорю не только о Донбассе - по каждому региону нет четкой стратегии, как и куда ему развиваться. И единых подходов нет, даже в тактике.

ИА REGNUM: То есть Киев перед Донбассом в долгу?

Мы не обвиняем, ни на кого не показываем пальцем, мы ищем нормальный выход. Последняя наша инициатива - договор с Кабмином. Подписали, определили среднесрочную перспективу до 2011 года, мы наметили мероприятия, которые позволят решить проблемы городов и поселков общими усилиями. Но там, в Киеве, нас не слышат. Нас не хотят слышать и не хотят видеть этой проблематики. Новое правительство все делает наоборот. В ущерб Донбассу и в ущерб его экономике. А это значит в ущерб экономики всей страны и интересам граждан. На сто процентов договор не работает. Недавно правительство предложило составить бюджет, они проанализируют и внесут изменения в то, что принял парламент. В феврале. Обещали до конца месяца, мне кажется. Ответа и изменений нет. Депрессивные города, как были, так и остались с бюджетом, который в основном состоит из заработной платы. В таком населенном пункте составляющая заработной платы в бюджете от 93% до 98%. О каком, простите, развитии, может идти речь? Все. Но никто этого видеть не хочет.