За последние годы сразу несколько крупных инвестиционных проектов начали активно строиться в акватории Финского залива. Об их влиянии на водную гладь шеф-редактору ИА REGNUM рассказал заместитель руководителя Росприроднадзора в Северо-Западном федеральном округе Роман Балуев.

Роман Викторович, в российской части Балтийского моря в настоящее время полноценно функционируют девять портов и еще несколько строятся. Все это не может проходить бесследно для акватории.....

Замечу, что среди этих 9 портовых комплексов есть один из крупнейших в Европе нефтеналивных портов - Приморский торговый порт, грузооборот которого в 2007 году составил 70 млн. тонн нефти. Всего в прошлом году зафиксировано более 30 тысяч судозаходов в российскую Балтику: примерно 60% из них были грузовыми судами, 17-25% - танкерами. Кроме того, в акватории Балтийского моря находится морское нефтяное месторождение "Кравцовское", а также участки в восточной части Финского залива, на которых осуществляется добыча железно-марганцевых конкреций и морских песков. Но это - уже действующие производства. А в перспективе нагрузка на залив может увеличиться за счет строящихся объектов - терминалов в Санкт-петербургском морском порту, в морском торговом порту Усть-Луга, а также в морском торговом порту Приморск. И, разумеется, все это влияет на качество морских вод. В частности, крупномасштабные гидротехнические и дноуглубительные работы проходили в акватории Невской губы в 2005-2007 годах, когда ФГУП "Росморпорт" углублял проходной канал для будущего "Морского пассажирского порта на Васильевском острове Санкт-Петербурга". Надо отметить, что регулярное патрулирование районов производства работ показывает, что технические средства и технологии, применяемые для выполнения работ, соответствуют заявленным при технико-экономическом обосновании проекта, а также соответствуют мировой практике. Непосредственно при образовании территории, то есть при намыве, применяются специальные нетканые завесы, которые позволяют снизить распространение взвешенных частиц в воде.

Насколько я понимаю, основное негативное влияние "Морского фасада" на акваторию уже позади. Но есть и только начинающиеся проекты - например, стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге.

В настоящее время мы не получили от ООО "Авант" - генерального подрядчика проекта строительства стадиона, документа свидетельствующего о прохождении государственной экологической экспертизы, не получили отчета и об организации производственного экологического контроля. В ближайшее время обещают представить...

А влияние строящейся дамбы?

На все работы по строительству подходных каналов к судопропускным сооружениям на Комплексе сооружений по защите Санкт-Петербурга от наводнений существует положительное заключение Государственной экологической экспертизы. И в целом, влияние этих работ на морскую среду не столь значительно. Другое дело, что сейчас стоит вопрос о функционировании очистных сооружений на дамбе. Вот этим специалисты Департамента Росприроднадзора занимаются сегодня вплотную.

Каково влияние на Финский залив строительства терминалов в Усть-Луге?

Мониторинговые исследования свидетельствуют, что существенных аспектов антропогенного воздействия не выявлено. В 2008 году "Росморпорт" планирует провести плановые дноуглубительные работы - 3 млн тонн. Эти работы безусловно оказывают воздействие на морскую среду в период их проведения, поскольку часть грунта переходит во взвешенное состояние. В целом ситуацию в районе Усть-Луги можно охарактеризовать как стабильную.

Получается, что в целом, влияние новых инвестиционных проектов на морскую среду не является катастрофическим?

Любая активная деятельность человека меняет окружающую среду, в том числе меняет качество морской среды. Однако современные технологии позволяют минимизировать это влияние, а сохранение в России института Государственной экологической экспертизы для морских объектов безусловное благо, в первую очередь как элемента предконтроля. Четкое соблюдение законодательства, регулярный анализ информации позволяет инвесторам вовремя предотвращать или минимизировать возможное усиление негативного влияния на природу. Просто пока еще нормы экологической безопасности не для всех природопользователей стали столь же обязательными, как и налоговые нормы, а ведь во всем мире это является одним из показателей цивилизованности бизнес-структур.