Виктор Якубян: В игре с Медведевым США достанут из рукава две дамы
В связи с предстоящей сменой власти в США эксперты приступили к подведению некоторых итогов внешней политики администрации
Очевидно, события здесь приобрели существенную динамику, увеличилось и число задействованных в этих процессах игроков и факторов. Сегодня ни одна работа, нацеленная на обнаружение политических или экономических проблем Средней Азии, Южного Кавказа, Украины или Молдавии, не может состояться без углубления в цели американской геополитики и раскрытия механизмов, применяемых американской стороной для достижения этих целей. Вне всякого сомнения, Вашингтон добился того, что стал активнейшим игроком во внутриполитическом поле некоторых стран СНГ, оказывая непосредственное воздействие на состав элит этих государств и выбор их внешнеполитической линии. Вот новая реальность, позволяющая утверждать, что США действительно в некоторой степени ограничили суверенитет этих стран, рассчитывающих при финансово-экономической, консультационной, а некоторые и военной помощи американцев, решить свои насущные задачи. Это новая реальность является несомненным результатом политики США, в том числе, в период правления
Видимым промежуточным итогом американской политики на постсоветском пространстве является утверждение контроля над политической элитой двух важнейших стран СНГ - Грузии и Украины. Достижение этой задачи не было планом максимум для американской стороны, однако, само по себе, может считаться грандиозным успехом, открывающем выгоднейший плацдарм для расширения экспансии, в том числе и уже непосредственно на территорию России.
Функциональная важность Грузии обусловлена не только ее транзитными возможностями, которые могут быть использованы и уже используются в планах по обеспечению альтернативных путей доставки энергоресурсов и прочих грузов в обход России, но и той ролью, которую она может сыграть в случае необходимости воздействовать на такую болевую точку России как Северный Кавказ. Еще более важно обеспечение контроля над транзитными коммуникациями Украины - это поистине сверхзадача, в случае выполнения которой американцы получают возможность открытого воздействия на интересы не только России, но и Западной Европы, недопущения сближения позиций этих конкурирующих с США полюсов. Грузия и Украина в связке могут заметно облегчить достижение такой стратегической цели, как установление военного доминирования США в Черном море, что выводит американцев на выгоднейшие геостратегические позиции, позволяющие решать проблемы в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, в том числе и регулировать отношения с Турцией в совершенно ином режиме.
Участие в стратегических планах США для Тбилиси и Киева не могло обойтись без издержек. Очевидно, и
Еще более суровые будни встали перед новой правящей элитой Украины, получившей после Кучмы вместе с Украиной весь груз проблем этой огромной страны. Технологически воплотив механизм смены власти, "оранжевые лидеры" мгновенно получили афронт в лице крупной партий с пророссийского востока страны и с этого момента до сих пор вынуждены гасить ее потенциал. В этот период перед новой, перманентно сменяющейся властью, со всей остротой встали масштабные проблемы политического, экономического, культурного, языкового и религиозного размежевания двух частей Украины. Нести ответственность за все эти процессы - тяжелейший выбор, на который может пойти только ответственная, пользующаяся доверием народа власть. О том, что действующий президент
В сложившемся раскладе руководству Грузии, а уж тем более Украине нужны серьезнейшие гарантии. Именно осознание того, что они проводят политику не только антироссийскую, что уже несет риски, но и преимущественно антинациональную, делает актуальной идею делегирования главной составляющей суверенитета - безопасности страны соответствующему военно-политическому блоку в лице
Риски эти действительно велики. Важной особенностью ситуации, в которой приходится действовать Саакашвили и Ющенко, является то, что они, исходя из позиции и возможностей своих стран, восполняют лишь отдельные элементы глобальной и, что самое главное, долгосрочной политики США. Проще говоря, они выполняют задачи на отдельных вверенных им пятачках, являющихся лишь звеньями в длинной цепочке американской стратегии. Тем не менее, оба президента стараются выполнять свою часть миссии как можно быстро и качественно. Однако в результате объективно не столь результативной работы их западных коллег в России и Белоруссии, в Средней Азии, в Азербайджане, в Армении, в Турции и некоторых странах Восточной Европы, сегодня мы наблюдаем замечательную аномалию. Президенты Грузии и Украины выступают в фарватере развивающейся конфронтации с Россией, но при этом утеряли не только внятную и вполне вписывающуюся в стратегическую логику поддержку США, но и всяческое доверие собственных народов. С другой стороны Россия, как одна из мишеней американской политики, совершенно четко оценивает процессы на своем приграничье и старается реагировать на них точечно и предметно. В результате, например, долгосрочная и, как оказалось, не вполне выверенная политика США и некоторых стран ЕС по созданию альтернативных маршрутов доставки углеводородов из Средней Азии в Европу была мгновенно поддержана предметными действиями Тбилиси и Киева, но вскоре натолкнулась на конкретные проекты российской стороны, разработанные в превентивном режиме. Таким образом, на повестке появились проекты Прикаспийского газопровода, а также двух обходящих Украину проектов Nord Stream и South Stream. С другой стороны, украинские потуги диктовать транзитную политику и России, и Западной Европе - поставщику и потребителю - что может исходить исключительно из интересов третьей стороны, вылились в повышение тарифов на газ для самой Украины, а также свели отношения Киева с Москвой в нефтегазовой сфере в разряд бескомпромиссного бизнеса.
Другой пример, пока еще несостоявшиеся планы США расширить НАТО за счет Грузии и Украины уже привели к выработке долгожданной стратегии России в отношении Абхазии и Южной Осетии, увеличению воинского контингента РФ на границе с Грузией, а также к разработке вполне осуществимых планов по Крыму и Восточной Украине. В этом контексте, конфуз, который состоялся в Бухаресте на саммите НАТО, когда Грузии и Украине, вопреки настояниям Джорджа Буша, отказали в предоставлении Плана действий по членству в НАТО, свидетельствует и о недостаточно профессиональном изучении Киевом и Тбилиси современных тенденций американо-европейской конкуренции в Восточной Европе. Еще один пример, последний скандал с договором между Киевом и американским поставщиком ядерного топлива - компанией Westinghouse. Решение, которое якобы принималось с целью диверсификации поставок тепловыделяющих сборок, вызвало резкую реакцию российского поставщика, который вполне резонно обрисовал перспективу повышения своих отпускных цен. Удастся ли Киеву реально диверсифицировать поставки ядерного топлива - вопрос риторический, тогда как намерения российской стороны в случае реализации чреваты вполне ощутимыми экономическими последствиями. В Киеве договорились уже до того, что газ, поступающий из России, выгоднее покупать по европейским ценам. То есть платить за единицу товара больше, чем можешь платить на данном этапе. Очевидно, для рядового украинского производителя логики в такой позиции нет никакой. Точнее, она есть, но совершенно разрушительная, особенно для энергоемкой промышленности пророссийского юго-востока. В чем здесь выгода Украины никто толком так и не объяснил. Зато совершенно ясно, в чем выгода США или, скажем, Германии. Вынуждая Украину занять равноудаленную позицию от России, американцы наращивают контроль над ее политической элитой и территорией. Немцы же избавляются от демпингующего конкурента в сфере тяжелой металлургии.
Смена власти в США и неминуемая переоценка тактики, акцентов и сроков достижения, вне всякого сомнения, приоритетных для США задач, несут еще более серьезные риски для Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко. Очевидно, новая американская администрация с приходом к управлению внешней политикой заново оценит потенциал и операционные возможности этих политиков. По существующей информации, процесс этот уже начат.
Как представляется, грузинский президент Саакашвили сегодня находится в крайне сложной ситуации. После "триумфального" старта своего правления, венцом которой стало изгнание руководителя Аджарии Аслана Абашидзе (последнего главы автономии Грузии, не пошедшего на полный разрыв отношений с Тбилиси, и, видимо, поэтому и пострадавшего), Саакашвили увяз в Южной Осетии, а впоследствии влез в распри со своими ближайшими соратниками. Смерть премьера
Несколько более сложные процессы протекают на Украине. Здесь нарастает противостояние между президентом и премьер-министром. Некогда соратники по проведению в жизнь американских интересов - Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко сегодня ведут жесточайшую борьбу, нацеленную на успех в президентских выборах в 2010 году. После внушительной победы на прошедших парламентских выборах Юлия Тимошенко наращивает давление по всем фронтам. Должность премьер-министра позволила ей провести в жизнь ряд популистских инициатив, которые довели ее рейтинг до исторического максимума. Тимошенко торпедировала некоторые договоренности Ющенко на внешнеэкономической арене. В частности, усилиями украинского премьера были практически пересмотрены итоги переговоров Ющенко-Путин по газовой проблеме. По некоторым оценкам, сегодня лагерь Тимошенко преднамеренно обостряет отношения с "президентом без рейтинга" с тем, чтобы последний пошел на экстраординарные меры по блокированию работы правительства. При таком сценарии Тимошенко сможет заявить о невозможности проводить в жизнь "социально-ориентированную" политику, инициировать развал лишенной практического смысла коалиции и пуститься в новые электоральные процессы на пике популярности. Политическая сила Юлии Тимошенко всячески дистанцируется от острых идеологических и внешнеполитических проблем. Тот же "бухарестский конфуз" никоим образом не коснулся ни Тимошенко, ни ее политической силы, которая сегодня не без успеха пытается распространить влияние и на традиционную вотчину
В процессе подготовки к досрочным парламентским выборам на Украине, назначение и итоги которых стали моментом истины в новейшей украинской политике, Юлия Тимошенко заручилась поддержкой Демократической партии США и либеральных кругов Европы. Как ранее сообщалось в прессе, в начале 2007 года Тимошенко посетила США, где имела встречи с первыми лицами американской администрации, в том числе с Кондолизой Райс, а также, с Мадлен Олбрайт, что подчеркнуло симпатии к Тимошенко со стороны Демократической партии США.
В отличие от Тимошенко, президент Ющенко наращивает националистическую составляющую своей политики, по сути дела, повторяя ошибку Михаила Саакашвили. Он слепо следует американским установкам, по некоторым данным, разработанным в свое время его же супругой
В любом случае, США сделают все возможное, чтобы не растерять свое политическое влияние на Украину и Грузию. Если взятые в отдельности эти две страны очень уязвимы перед Россией, в связке они могут оказывать ощутимое воздействие на региональные позиции Москвы, фактически развалить такой интеграционный проект как СНГ. Грузия и Украина являются ключевыми игроками в блоке
Грузия и Украина могут стать для США полноценными партнерами в этом начинании только в обновленном виде, без уже отыгранных карт. Стоит задача приведения в баланс внутриполитической и социально-экономической ситуации в этих странах, реанимации их демократического имиджа, а также выстраивания новой повестки взаимоотношений с Россией. С этими задачами могут справиться только опытные политики, уже втянутые в задачи, выстроенные американскими стратегами. Их принадлежность к женскому полу будет контрастировать с другими странами СНГ, подчеркивая демократическую сущность грузинской и украинской политических систем, а подчеркнутый центризм, удержать центробежные процессы, провоцированные политикой Ющенко и Саакашвили. В российско-украинских и российско-грузинских маневрах новому президенту России
Стратегическими задачами нового российского президента останутся: продолжение взаимовыгодного диалога со странами Средней Азии; совместный с Ираном поиск путей нивелирования влияния США на Южном Кавказе (что позволит удержать в орбите российского влияния Армению и нейтрализовать возможность негативных сценариев для ОДКБ); выстраивание прогрессирующей шкалы взаимодействия со странами Западной Европы, что подорвет операционный потенциал стратегического "трезубца" Украина-Польша-Прибалтика.