Приднестровское урегулирование: "ПМР - куда более зрелое государство, чем румынствующая Молдавия, скулящая под дверьми Евросоюза". Молдавия - Румыния: "Больше всего Бэсеску заботит вопрос: почему молдаване не спешат испытать объединительный экстаз?"

Приднестровское урегулирование: "ПМР - куда более зрелое государство, чем румынствующая Молдавия, скулящая под дверьми Евросоюза"

Итак, Владимир Воронин и Игорь Смирнов всё-таки встретились, пишет "Пульс". Ещё совсем недавно казалось, что такая встреча в принципе невозможна. Слишком уж высок был градус заочной полемики, слишком уж в ней было много личного. Однако - хватило политической воли сделать шаг навстречу друг другу. Позже Владимир Воронин заявил: если бы у Смирнова всегда было такое настроение, как на встрече в Бендерах, вопрос реинтеграции страны уже давно был бы закрыт. Несмотря на то, что все шло к личной встрече, всё же рукопожатия в Бендерах произвели эффект разорвавшейся бомбы, отмечает издание.

Итак, возобновление полномасштабного переговорного процесса, продолжает "Пульс". Как известно, именно об этом договорились президенты Молдавии и России Владимир Воронин и Владимир Путин на своей последней встрече в Ново-Огарёво. Ожидали, прежде всего, конструктивных заявлений, которые бы ознаменовали окончание холодной войны между Кишинёвом и Тирасполем. Но получили - гораздо больше. Твёрдую договорённость об отмене взаимных ограничений на перемещение чиновников. Буквально так: список на список. Кишинёв ходатайствует перед ЕС о снятии запрета на въезд для тираспольских деятелей, Тирасполь отменяет аналогичные санкции против кишинёвских государственных чиновников. Начиная с президента, у которого в Приднестровье, в селе Коржево Дубоссарского района - родительский дом и могила матери. Во-вторых, принципиальное решение укомплектовать рабочие группы по реализации недавних инициатив Владимира Воронина по расширению мер доверия между Кишинёвом и Тирасполем представителями Приднестровья. Неоднократно, ещё будучи в оппозиции, Воронин, предлагал упразднить посты сторон вдоль административной границы с Приднестровьем. Недавний "пакет" - приступить к сокращению совместных миротворческих постов, реализовать совместные инфраструктурные проекты: восстановить транспортный коридор Леушены-Кишинёв-Дубоссары с выходом на Украину, открыть мост через Днестр в районе села Гура-Быкулуй, восстановить единство Молдавской железной дороги и пропорционально распределять доходы от её деятельности, создать совместное общественное телевидение, провести поэтапную легализацию Приднестровского университета. Чуть позже из уст Владимира Воронина прозвучало и предложение сформировать совместные с Приднестровьем вооруженные силы. Но - очевидно, реализация этой инициативы - дело более отдалённой перспективы.

На вопрос - что сделало возможной эту встречу, Владимир Воронин ответил: сегодняшняя позиция России, которая заключается в том, что приднестровскую проблему необходимо решать исключительно в рамках территориальной целостности Молдавии, пишет "Пульс". В этом смысле, по словам президента, показательными являются слушанья в Государственной думе, посвящённые непризнанным республикам на постсоветском пространстве. Напомним, что российские депутаты склонны разделять ситуацию вокруг Абхазии и Осетии и ситуацию в Приднестровье. По их мнению, потенциал переговорного процесса между Кишинёвом и Тирасполем далеко не исчерпан. Итак, новый этап начался с восстановления искренних и доверительных отношений между Кишинёвом и Москвой: с регулярных контактов на высшем и экспертном уровне, с совместной работы над пакетом документов по окончательному урегулированию приднестровской проблемы, продолжает "Пульс". Влияния Москвы на Тирасполь ещё никто не отменял. "Коммерсант" и вовсе написал: Кремль оказал на Смирнова беспрецедентное давление, что и сделало возможной его встречу с Ворониным. Похоже, сегодня позиции Кишинёва и Москвы по Приднестровью близки, как никогда, утверждает издание.

Российские эксперты по СНГ сходятся на том, что Москве выгодно справедливое решение приднестровской проблемы, пишет "Пульс". Так, директор московского Института изучения проблем глобализации Михаил Делягин, отвечая на вопросы телекомпании "Мир" так сформулировал эти выгоды: Россия участвует в урегулировании всех конфликтов на постсоветском пространстве, и решение хоть одного из них закрепит за Москвой статус миротворца. Многие вспоминают, что это могло бы дать России дополнительные козыри в полемике с Западом вокруг косовской проблемы". Как ни парадоксально, фактор Косово и дипломатическое соперничество великих держав вокруг него пошло на пользу приднестровскому урегулированию. На примере Приднестровья можно создать своеобразный прецедент "антикосово", то есть - прецедент справедливого разрешения замороженного конфликта при полном соблюдении всех основных принципов международного права. Прежде всего - принципа территориальной целостности государства. Как известно, документы по приднестровскому урегулированию, которые рассматриваются сегодня сторонами, вовлечёнными в переговорный процесс, предполагают демилитаризацию региона. В отличие от Косово, где мир достигается за счёт массированного международного военного присутствия. Велик, думается, соблазн, отмечает издание.

Предпосылки для урегулирования в Приднестровье существуют не первый год, продолжает "Пульс". Отсутствие настоящей кровной вражды, этнических и религиозных противоречий у жителей обоих берегов Днестра, делают приднестровскую проблему наиболее решаемой изо всех аналогичных проблем на постсоветском пространстве. К тому же и сама Россия никогда не захлопывала эту дверь окончательно, и всегда оставляла своеобразную лазейку - когда уже, когда - шире - для того, чтобы окончательное решение приднестровской проблемы могло стать реальностью. После 2003 года, когда сторонам не удалось подписать так называемый меморандум Козака, в Москве на некоторое время стали доминировать "ястребы". Это с их лёгкой руки в 2005-м против Молдавии разворачивалась информационная война, продолжившаяся и в 2006-м темой так называемой "экономической блокады". Но молдавским властям удалось восстановить доверительные отношения с российским руководством. Что и создало благоприятный фон для возобновления полноценного процесса урегулирования приднестровской проблемы. А "ястребы"? Тот же Михаил Делягин напомнил, что высокопоставленный кремлёвский чиновник, который жестко выступал за разделение Молдавии и независимость Приднестровья был с треском изгнан из администрации российского президента. Делягин не назвал его фамилии, но и так ясно, что речь шла о бывшем советнике Путина Модесте Колерове, пишет газета. Эта отставка стала ещё одним подтверждением того, как изменилась позиция Москвы в отношении Молдавии и её главной проблемы, считает издание. Изменилась она - радикально.

В интервью журналистам относительно перспектив окончательного урегулирования приднестровского вопроса Владимир Воронин выразил "осторожный" оптимизм, пишет "Пульс". Слишком много факторов влияет на этот процесс. Окончательное решение приднестровской проблемы должно быть найдено в рамках формата "пять плюс два". Поэтому ещё одна интрига: будет ли достигнут компромисс между Москвой - с одной стороны и западными столицами - с другой? Учитывая длинный список проблем, типа ПРО, ДОВСЕ, Ирана и так далее. Пока, вроде бы, всё к тому и идет. Во всяком случае, представители США, ЕС и ОБСЕ "позитивно оценили возобновление прямого диалога между Кишинёвом и Тирасполем и начало деятельности рабочих групп по реализации инициатив по расширению мер доверия". Приднестровское урегулирование, по сути, уникальная возможность, как для России, так и для Запада продемонстрировать взаимопонимание и сотрудничество в решении одного из самых известных в мире замороженных конфликтов. Для этого тоже нужна политическая воля, уже продемонстрированная руководителями Кишинёва и Тирасполя. Раз есть такая возможность, то - какая по большому счету разница, кто примерит на себя лавры главного миротворца. Как известно, американцы убеждены, что именно они одержали победу во Второй Мировой войне, как убеждены в этом в странах бывшего Советского Союза. У победы всегда много отцов, подводит итог издание.

На этой неделе состоялось сразу два события, связанные с урегулированием приднестровского конфликта: во вторник в Одессе прошел семинар по приднестровскому урегулированию и встреча экспертов в формате "5+2", была намечена первая встреча молдавских и приднестровских экспертов в рамках рабочих групп по реализации совместных социально-экономических и экологических программ, пишет Analitique. Характер и атмосфера этих мероприятий говорят о том, что процесс, замороженный в течение последних лет, возобновлен. Эксперты склонны отводить главную роль в разморозке переговоров России. Российские издания даже приводят отрывки из диалога министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и приднестровского лидера Игоря Смирнова: "Вам позвонит Воронин. Вы будете с ним разговаривать?" - "Буду". Основанием для убежденности в главенствующей роли России стало и то, что во время состоявшейся в минувшую пятницу встречи Воронин и Смирнов выразили признательность российской дипломатии за содействие в организации встречи. И все же анализ событий последнего года дает основания предполагать, что логика и мотивация всех участников процесса приднестровского урегулирования изменилась, и к оценке его эволюции следует подходить вне сложившихся стереотипов и уклада.

Прежде всего, изменился подход Евросоюза к приднестровской проблеме, продолжает Analitique. Он стал активнее, жестче и более аргументирован. В Евросоюзе без дипломатических обиняков оперируют данными о бедности Молдавии. ЕС сулит и Кишиневу, и Тирасполю финансовую поддержку в случае, если они сдвинутся с мертвой точки и приступят к реализации совместных проектов. Для ЕС очень важно состояние дел в странах, расположенных по периметру его границ. Он даже придумал для них Программу добрососедства, которая предполагает их экономическое развитие. Евросоюз готов вкладывать деньги в решение самых глубоких и застарелых проблем в странах-соседях, таких как экология, транспортная инфраструктура, борьба с бедностью и т.д. "Поддерживать приднестровский конфликт совсем не дорого, но вложить деньги в его решение гораздо перспективнее", - заметил недавно один из высокопоставленных еврочиновников.

Тем временем Россия продолжает линию взаимоотношений со странами СНГ на основе взаимной экономической выгоды, пишет Analitique. Она не делает скидок ни для кого, а поддержка бывшим сестрам выражается в предоставлении гуманитарной помощи и активизации деятельности в культурно-гуманитарной сфере. В таком контексте элементарный расчет склонял Кишинев и Тирасполь к диалогу с ЕС. Следует отметить, что приднестровские руководители никогда не уклонялись от встреч с европейскими посредниками и наблюдателями. Кроме того, ощутимо изменились настроения в обществе, как приднестровском, так и молдавском. Приднестровцы все чаще выражают недовольство тем, что жизнь в регионе становится хуже и перспектив достойного существования не просматривается. В Приднестровье все чаще начинают поговаривать о различных формах организации будущего, например в качестве еврорегиона, появляются вопросы к России, администрации Смирнова, желание выслушать аргументы Кишинева. Очевидно, что рейтинг Смирнова в Приднестровье снижается, руководство региона удерживает свои позиции только питая страхи населения по отношению к любым переменам. Тем временем, в Молдавии интерес к приднестровскому вопросу падает. Даже политики больше склоняются к тому, что проблему нужно либо оставить в замороженном состоянии, либо начинать все сначала. Молдавия погружена в собственные проблемы и не способна видеть взаимосвязь между приднестровским урегулированием и перспективами развития, в частности притоком инвестиций, реанимации ряда экономических отраслей, изменения атмосферы социальной жизни, повышения политического рейтинга страны.

Так вот, если рассматривать прошедшую встречу Воронина и Смирнова и последовавшие за ней события в таком контексте, то становится понятно заявление участников переговорного процесса о том, что "необходимость для возобновления переговоров назрела", продолжает Analitique. Сохранение ситуации в том виде, в котором она находилась последние пять лет, скажется отрицательно на всех сторонах, вовлеченных в процесс урегулирования. И это объективный и самый главный фактор, определяющий решения сторон конфликта, гарантов и наблюдателей в процессе приднестровского урегулирования. Все остальное - политические моменты, которые будут существовать всегда, пока есть государства и их политические интересы, подводит итог издание.

После телефонного разговора Владимира Воронина с Игорем Смирновым состоялась "живая" встреча президента Молдавии и "главы Приднестровья" - так был назван Смирнов в официальном сообщении пресс-службы Воронина, пишут "Молдавские ведомости". Лидеры двух берегов и фактических двух молдавских государств не встречались с 2001 года. Когда коммунисты во главе с Ворониным пришли к власти в 2001 году, одним из главных лозунгов был "объединим страну". Но после провала "Меморандума Козака" и смены политических приоритетов с объединения страны на "поход в Европу" о реальном объединении всерьез никто уже не говорил. Единственно реальный план объединения был мастерски провален одним мудрым президентом и его дальновидным советником. Сегодня именно этот советник инициирует вновь проект объединения. Формат "5+2" откинут за неэффективностью и по причине невозможности использовать все прелести подковерной игры. Новый формат - это двое в комнате, Смирнов и Воронин, а Ткачук у них за спиной.

Все последние события свидетельствуют о том, что правящей партии грозит неминуемый и полный провал на будущих парламентских выборах 2009 года, продолжают "Молдавские ведомости". Коммунистам фактически не с чем идти к избирателям. Все лозунги и обещания, с которыми они шли к власти в 2001 году, благополучно забыты, прежняя программа партии выброшена, а предвыборные обещания не выполнены. После 2005 года появились новые лозунги, а совсем недавно и новая программа. Конечно, фразы и выражения вроде "эшелонированной демократии", "либерального марксизма" и "пролетариата знаний" очень красиво и заманчиво звучат, но в реальности они одинаково непонятны как их создателям, так и простым обывателям. В реальности избирателям нечего предложить. Но в стране есть "светлые головы", они думают и не спят, и они придумали. Всякое новое - это хорошо забытое старое. Все как-то уже, наверно, подзабыли, что конфликт на Днестре надо решать. Вспомнили и сами себя спросили, а не попробовать ли решить. А вместе с конфликтом и проблему передачи власти. Сказано - сделано. "Правда - это ложь". "Война - это мир". "Смирнов не бандит, а честный гражданин".

Семь лет официальная пропаганда и Воронин твердили, что "в Приднестровье - преступный режим", а Смирнов "отпетый бандит", пишут "Молдавские ведомости". Сегодня, когда дни режима Воронина сочтены, и у него нет реальных союзников ни внутри страны, ни за рубежом, остается один выход - сделать своим союзником непримиримого врага. Ткачуку, как никому другому известно, что режим Воронина похож на режим Смирнов как две капли воды. С одной лишь поправкой - режим Смирнова изначально нелегитимен, а режим Воронина - наоборот. Во всем остальном коррупция, бедность, произвол чиновников, преступность - все то же самое. Вплоть до кланово-бандитского характера самих режимов. Вплоть до того, что сыновья президентов контролируют экономику: сын Воронина молдавскую, сын Смирнова приднестровскую. По мысли Ткачука, что нам, братьям по системе, делить. Нужно просто взять и все поделить. Тебе половина и мне половина.

Последние события в мире - провозглашение независимости Косова и реакция на это России - создали, по мысли Ткачука, хорошую внешнеполитическую ситуацию для объединения, продолжают "Молдавские ведомости". Отделение официальной Москвой проблемы Южной Осетии и Абхазии от приднестровского конфликта еще больше подкрепили желание попробовать решить проблему 2009 года путем объединения. Последнее время в обществе ходят упорные слухи, что есть тайный закулисный план объединения республики. Власть всеми силами пытается откреститься от этих слухов и доказать, что они беспочвенны, и подобного рода планов не было и нет в помине. Современный режим и его идеолог Ткачук может предложить только один план объединения, и он может быть только тайным.

По западной политической терминологии, Воронин "хромая утка", пишут "Молдавские ведомости". Это его последний президентский срок и по конституции он больше не может избираться. С каждым днем все меньше потенциальных избирателей у партии. Ведь в основном большинстве это ветераны и пенсионеры. Власть Смирнова, несмотря на ее внешнюю крепость, также имеет свой конец. Последние скандалы с оплатой российского газа Приднестровьем может привести в будущем к смене власти в регионе. Формула Рузвельта "он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын" работала до последнего времени. Вопрос газа может привести к отказу со стороны "матери-России" в выполнении родительских обязанностей и поиске другого, более верного и послушного сына. В реальности оба президента "хромые утки", и если первое очевидно уже сегодня, то второе станет реальным фактом уже завтра.

План объединения по Ткачуку - это сохранение существующего статус-кво, но в формате единого государства, продолжают "Молдавские ведомости". России нужен пример мирного разрешения территориального спора и застарелого конфликта в Европе и на постсоветском пространстве как антипод Косову. Поэтому она должна помочь и благословить объединение братских режимов в один. Смирнову нужно узаконить свое положение, доходы, собственность и бизнес семьи при условии сохранения собственной власти. Воронин тоже нуждается в этом.

По мысли Марка Ткачука, главную роль в таком сценарии должно сыграть население Приднестровья, которое должно будет голосовать в 2009 году во время парламентских выборов за ПКРМ, пишут "Молдавские ведомости". Ткачук полагает совершенно очевидным тот факт, что приднестровский избиратель крайне плохо относится ко всем партиям с правого берега Днестра. Но если будет указ сверху и благословение свыше в поддержу Воронина, то такое большое количество голосов сразу поднимет рейтинг, и количество голосов у ПКРМ будет достаточным как для победы на выборах, так и для избрания нового президента. План объединения по Ткачуку - это объединение с целью сохранения и закрепления авторитарно-бандитского режима по обе стороны Днестра. В результате такого объединения Молдавии уже никогда не быть нормальным демократическим, правовым государством, подводит итог издание.

Председатель Национально-либеральной партии Молдавии Виталия Павличенко назвала встречу в Бендерах Владимира Воронина и Игоря Смирнова шагом молдавского лидера к подготовке к парламентским выборам 2009 года, пишет "Ника-пресс". Как она отметила, нетрудно усмотреть в настроениях Воронина стремление повлиять на расклад политических сил в стране привлечением к участию в избирательной кампании приднестровских организаций и местного электората. Однако, по мнению председателя НЛП, это будет трудно сделать по целому ряду объективных причин: Приднестровье, чтобы претендовать на участие в подобного рода процедурах, должно у себя осуществить программы по декриминализации, демилитаризации и демократизации, а уж потом претендовать на право стать частью цивилизованных процессов. Павличенко убеждена также, что Воронин, даже если в тайных помыслах рассматривает роль Левобережья в исходе парламентских выборов и, в частности, в удержании молдавских коммунистов во власти, рискует оказаться среди тех, кто в первую очередь подпадает под действия "концепции трех "Д".

Президент Молдавии Владимир Воронин одержал, пусть маленькую, но все-таки победу пропагандистского свойства, инициировав и проведя затем встречу со своим главным оппонентом из Тирасполя, считает руководитель Ассоциации ADEPT Игорь Боцан, пишет "Ника-пресс". Он также обратил внимание на точные действия Воронина, которые не только завершились диалогом по его настоянию, но и которые продемонстрировали согласованную с Москвой тактику: президент РМ показал, что Россия ему помогает, а это накануне парламентских выборов в РМ многого стоит. Политолог убежден, что Воронин проигнорирует врученный ему Смирновым Договор о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, и вряд ли соответствующие службы будут озадачены его анализом и составлением официального ответа на документ.

Успех президента РМ Владимира Воронина на приднестровском направлении имеет только поверхностные признаки и относится лишь к организационной части проведения его встречи с лидером Приднестровья Игорем Смирновым, считает директор Европейского института Виктор Дораш. В интервью "Ника-пресс" он сказал, что удачные действия Воронина, бесспорно, проявившего известную волю к встрече, закончились, как только Смирнов вручил ему договор о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Приднестровьем. В итоге, отметил Дораш, победное начало Воронина в финале обернулось полным его поражением, и это поражение ему организовал Смирнов: что теперь Кишинев будет делать с полученным Договором - никто в окружении Воронина, пожалуй, не знает. Политолог высказал сомнения по поводу поиска приличных возможностей Кишинева проигнорировать или замолчать полученные от Смирнова тексты, поскольку, по его мнению, как поведение приднестровской стороны, так и некоторые позиции Договора также были согласованы с Москвой. В этой связи он напомнил о позиции России, лидеры которой в ходе событий вокруг проблемы Косово заявляли, что Москва "не будет обезьянничать" и не будет баловаться аналогичными действиями по признанию Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, что и было делом подтверждено на встрече Воронина и Смирнова.

Накануне встречи молдавского и приднестровского президентов член парламентской фракции ПКРМ Владимир Цуркан выразил убежденность в начале нового и более продуктивного этапа в переговорах с Тирасполем, пишет "Ника-пресс". Однако в беседе с корреспондентом агентства депутат отметил, что объявленная готовность Смирнова обсуждать "проект всеобъемлющего договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Приднестровьем" едва ли заслуживает внимания. Такого документа в природе не существует, и если, сказал депутат, Смирнов на самом деле намеревается выступить с подобной инициативой, то вряд ли как серьезный политик и перспективный переговорщик.

Игорь Смирнов оказался политиком более чем серьезным, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Он предпочел не обсуждать с Владимиром Ворониным проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Приднестровьем, а просто вручил его во время встречи, пожелав при этом молдавскому лидеру успехов в дальнейшей работе. Молдавская сторона, как, впрочем, и некоторые другие участники переговоров в формате "5 плюс 2" считают "тексты Смирнова" не обязательными для изучения и даже для ответа. Сам Воронин сразу же после встречи в Бендерах определил судьбу Договора: не надо заниматься сказками и выдумками о каких-то федерациях.

Надо полагать, приднестровская сторона к своему документу имеет более трепетное отношение, и теперь, после его вручения (правда, уже нашлись умники, говорящие, что это не было официальной процедурой - Воронин просто взял документ), будет вправе требовать на него ответа, продолжает "Ника-пресс". Во всяком случае, Тирасполь не упустит случая, чтобы напомнить Кишиневу о своем варианте разрешения конфликта, а также о том, что, кроме полагающейся на него политико-правовой рецензии, недурно было бы ознакомиться и с кишиневским вариантом урегулирования. В самом деле, обмен между сторонами своими проектами урегулирования конфликта представляется сегодня одним из самых логичных, да и самых честных вариантов развития событий, называемых полномасштабным переговорным процессом. И здесь кроется самая главная загадка встречи двух президентов - молдавского и приднестровского. Привези Воронин 11 апреля в Бендеры свой документ, картина была бы кардинально другой - лидеры встретились, чтобы обозначить свои позиции по принципиальным вопросам и чтобы (а это самое главное) показать свою готовность к преодолению существующих разногласий. Ничего подобного не было. А это лучшее подтверждение одной из существующих версий о том, как и кто готовил встречу в Бендерах.

Роль Москвы в ней бесспорна и косвенно подтверждена Ворониным и Смирновым, пишет "Ника-пресс". Оба поблагодарили российскую дипломатию за содействие. Однако после телефонного разговора Воронина со Смирновым 7 апреля возникла пауза, сопровождаемая вопросами - где будет встреча и когда? Утром 9 апреля появились обоснованные предположения, что встреча вообще может не состояться. Причины назывались веские. Когда президент Воронин узнал (сценарий события согласовывался заранее) о намерениях Смирнова вручить ему свой план, он дал понять, что такая встреча нежелательна. Смирнов же в свою очередь предпочитал появиться на встрече не просто в качестве политика, которого позвали телефонным звонком из-за Днестра, а он поехал как представитель стороны, имеющей свои взгляды на происходящее между Кишиневом и Тирасполем, т.е. со своим планом. Утверждают, что здесь и вмешалась Москва, сказав обоим сокровенные и соответствующие текущему моменту, да и месту обоих в европейской истории слова, которые в буквальном переводе означали настоятельные рекомендации встретиться, а содержание встречи определить самим.

Воронин при таком развитии событий должен был бы рад привезти свой план урегулирования проблемы, пишет "Ника-пресс". Обмен документами, повторимся, уравнял бы позиции обоих лидеров и показал бы их готовность идти навстречу друг другу: у нас разные подходы к урегулированию, но мы намерены искать компромиссы. Воронин не захотел "равняться". Да и нет у него никакого своего плана - ни пакетного, никакого... И поэтому единственной его победой на встрече со Смирновым следует считать то, что теперь молдавский президент, согласно приднестровскому Договору о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, именуется Высокой Договаривающейся Стороной. Отсюда и ясными становятся результаты деятельности совместных комиссий, будто бы начинающих свою работу. Если раньше министр реинтеграции Шова говорил, что не знает такого министра иностранных дел ПМР Лицкая, но знает его как представителя Приднестровья на переговорах с Молдавией, то теперь он должность Лицкая будет называть правильно, подводит итог агентство.

Воронин, в конце 2001 г. заявивший, что "никогда не сядет за стол переговоров со Смирновым", на днях сел-таки, пишет "Коммерсант Plus". Показательно то, как он комментирует итоги бендерской встречи. Возвратясь в Кишинев, он собрал правительство и объявил, что разработанная в Молдавии программа мер доверия с Приднестровьем "направлена на защиту прав и улучшение положения населения в Приднестровском регионе". То есть опять передергивание карт, стремление "запиарить" суть, создать впечатление, что Кишинев будет опекать страдающих под сепаратистским игом приднестровцев.

Между тем, хотя приднестровцам сейчас экономически очень трудно, и именно из-за кишиневских блокад при поддержке Украины и Запада, - тем не менее ПМР представляет собой куда более зрелое и самостоятельное государство, чем румынствующая Молдавия, скулящая под дверьми Евросоюза, продолжает "Коммерсант Plus". Приднестровье не нуждается (во всяком случае, нуждается куда менее, чем сама Молдавия) в благотворительных льготах и прочих патерналистских мерах, о которых твердит Воронин, - "в сфере здравоохранения и социальной защиты населения приднестровского региона; по вопросам образования и молодежи; по проблемам разоружения и демилитаризации; по предоставлению гуманитарной помощи; в области сельского хозяйства". И речь в Бендерах шла не о бессарабской гуманитарке, а о прекращении преступной политики удушения братского народа и о переходе к равноправным отношениям двух государств с возможной перспективой дальнейшего сближения.

Ясно, как Божий день: максимум, каким такое сближение вообще может быть, - это федерация на самом финише процесса при условии, что он будет безупречно успешным, пишет "Коммерсант Plus". Воронин, заявляя о том, что "пора прекратить все разговоры о двух республиках и федеративном устройстве Республики Молдова", не просто солгал, а сознательно торпедировал дальнейший прогресс в едва начавшихся переговорах. C другой стороны, игра в поддавки с Кишиневом пользы Приднестровью не принесет; пряники, которые, размахивая западным кнутом, сулит ему Правобережье, не столь сладки, как уверяет Воронин. Ведь, судя по всем его нынешним высказываниям, он намерен в ходе дальнейших переговоров навязать Приднестровью суррогат "широкой автономии" типа гагаузской, а как попирает Кишинев гагаузскую автономию - хорошо известно. Эта затея, как и все, до сих пор исходившее от молдавского президента, обреченная, подводит итог издание.

Первую после почти семилетнего перерыва встречу Владимира Воронина и Игоря Смирнова эпохальной никак не назовешь, пишет в другом своем материале на эту тему "Коммерсант Plus". В силу незначительности принятых на ней решений. Лидеры пока договорились всего лишь о взаимном снятии ограничений, препятствовавших прежде передвижению высших руководителей Молдавии по территории Приднестровья и запрещающих въезд представителей тираспольской администрации в страны Евросоюза. Таких договоренностей было достичь легче всего. Труднее будет потом достигать согласия по другим, более принципиальным вопросам.

Бендерская встреча проходила при закрытых дверях, поэтому сказать точно, о чем говорили президенты, достаточно сложно, продолжает "Коммерсант Plus". Судя по всему, результаты встречи пока довольно скромные. Стороны договорились о создании рабочих групп, которым поручено "укреплять доверие" между Молдавией и Приднестровьем. Кроме того, как следует из сообщений СМИ, решено было возобновить переговорный процесс в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина, а также наблюдатели от США и ЕС), прерванный в 2006 году по инициативе Воронина. Впрочем, все это будет бессмысленным, если президенты не придут к согласию в главном - в вопросе о статусе Приднестровья.

Тем не менее, сами президенты, по их словам, остались удовлетворены встречей, выразив "осторожный оптимизм" в отношении будущего переговорного процесса, пишет "Коммерсант Plus". Большинство экспертов, в свою очередь, пока выражают сдержанный пессимизм. Действительно, очень уж далеки пока позиции сторон друг от друга. Проект соглашения "О дружбе и сотрудничестве", который президенту РМ вручил Игорь Смирнов, - ясный сигнал о том, что ПМР намерена строить отношения с РМ как независимое государство. А Владимир Воронин на следующий день после встречи заявил следующее: "Я всегда оставался оптимистом относительно того, что приднестровская проблема будет решена в рамках единой Молдавии". Таким образом, на встрече двух президентов стороны в очередной раз продемонстрировали диаметральную противоположность своих взглядов относительно способа решения приднестровской проблемы, подводит итог издание.

С одной стороны, хорошо, что переговоры, наконец, возобновились, так как на обоих берегах Днестра люди уже безмерно устали от разрушительной "холодной войны" между Кишиневом и Тирасполем, продолжает Ava.md. Появилась надежда на то, что через Днестр, наконец-то, будут перекинуты мосты дружбы и сотрудничества, что будут устранены все искусственно созданные препятствия на пути эффективного политического, экономического, социального и гуманитарного взаимодействий Молдавии и Приднестровья, а в конечном итоге - и для объедения страны. Во всяком случае, первый шаг навстречу друг другу Кишинев и Тирасполь уже сделали. И это внушает осторожный оптимизм. Однако настораживает то, что документы, которыми обменялись Воронин и Смирнов на встрече, пока ещё содержат взаимоисключающие положения: президент РМ продолжает опираться на положения "Закона 2005", подтверждающего унитарный характер молдавского государства, а президент ПМР апеллирует к результатам проведенного в Приднестровье референдума, согласно которым, подавляющее большинство граждан региона выступают за его независимость. Противоречия, как говорится, налицо. И противоречия, надо признать, принципиальные, фундаментальные.

С позицией Игоря Смирнова все более-менее ясно, пишет Ava.md. Он, скорее всего, будет твёрдо стоять на принципах независимости Приднестровья. Пока нет признаков того, что Смирнов сам, по своей воле, пойдет на какие-либо существенные компромиссы, потому что лично ему не нужно объединение с Молдавией. Не нужно потому, что Смирнову нет места в объединенной Молдавии. Не нужно потому, что потеря им власти в ПМР может повлечь за собой многие неприятные для него вопросы со стороны тех приднестровцев, которые сегодня, в силу вполне понятных обстоятельств, пока ещё не могут их задать. Это, прежде всего, вопросы, касающиеся сомнительного характера приватизации некоторых стратегических объектов региона, "газовых денег", неоправданных льгот некоторым "приближенным" к власти фирмам. Вполне понятно, что существование этих вопросов не гарантирует Смирнову спокойную старость после ухода из власти. Но, несмотря на то, что Смирнов настроен против объединения, его позиции сегодня уже не сильны, как прежде. Авторитет Смирнова в приднестровском обществе заметно падает. Изменилось и отношение России, которая больше не намерена прощать ему прежние грешки. Смирнов не может все это не учитывать. И это дает, пусть небольшую, но всё-таки надежду на то, что он не решится сорвать едва начавшийся переговорный процесс. К тому же Смирнов, при всей крутости его характера, в отличие от своего молдавского коллеги Воронина, является человеком слова. Ему можно будет верить, если он пойдет на какие-то соглашения. Во всяком случае, от своих слов и подписей он не откажется.

В общем-то, понятна и позиция Россия в данной ситуации, продолжает Ava.md. В объединении Молдавии она видит ассиметричный ответ на то, что произошло в Косово. России очень нужно "анти-Косово" как доказательство того, что существуют и другие, более разумные и справедливые модели урегулирования такого рода конфликтов, а не только те, которые предлагают США. Судя по всему, Россия искренне хочет помочь Кишиневу и Тирасполю в решении этой застарелой проблемы. Она готова признать любые их договоренности между собой. Но она, скорее всего, не отдаст Тирасполь "на съедение" Кишиневу, не позволит Воронину решить конфликт силовыми методами.

В более сложной ситуации оказались сегодня ЕС и США, пишет Ava.md. Для них основная задача состоит вовсе не в достижении объединения Молдавии, а в обеспечении вывода российских войск из Приднестровья. Всем известно, что "меморандум Козака" они торпедировали именно по этой причине. Конечно, все это камуфлируется ими бесконечными разговорами о защите демократии и правах человека, но суть дела от этого не меняется: вначале вывод российских солдат (в том числе и миротворцев), а уж потом объединение. Судя, например, по выступлениям известного рупора США Влада Сокора на конференции по проблеме урегулирования Приднестровского конфликта, организованной Ассоциацией внешней политики РМ, он не только в курсе всех основных молдавских планов и намерений по этой проблеме, но и сам (естественно, по рекомендациям Госдепартамента США) их "определяет и корректирует". Что касается соседней Украины, то сегодня она старается играть на приднестровском направлении так, чтобы своими действами понравиться США и ЕС, но, в то же время, не поссориться с Россией и не наломать дров в самом Приднестровье, где проживает много украинцев. Худо-бедно, но пока Киеву это, в целом, удается.

И в заключение о главной проблеме и основном переговорщике, то есть о Молдавии, во главе которой находится Владимир Воронин, продолжает Ava.md. Традиционно "маятниковая" политика молдавского президента Владимира Воронина в отношениях с другими государствами, уже не раз доказавшая свою ущербность и полную бесперспективность, проявляется и в отношении живущего по своим собственным законам уже свыше семнадцати лет левобережного региона страны - Приднестровья, выражаясь в попеременном переходе от любви к ненависти, и наоборот. Это существенное обстоятельство делает, по большому счёту, почти невозможными любые точные прогнозы того, как будет вести себя Воронин в тот или иной момент по отношению к Тирасполю и, соответственно, как и когда будет окончательно решена проблема Приднестровья, и будет ли она вообще решена.

Главный вопрос сегодня в том, насколько искренне Воронин хочет решить проблему урегулирования конфликта и реинтеграции страны, пишет Ava.md. Есть, к сожалению, обоснованное подозрение, что ему эти переговоры нужны лишь для электоральных целей, чтобы вывести ПКРМ из кризиса и попытаться добиться еще раз победы на выборах. Очень хотелось бы знать, готов ли он к длительным и трудным переговорам, к компромиссам и уступкам, или же вновь настроен на "блицкриг" и "безоговорочную капитуляцию" Тирасполя перед его ультиматумами? Бросит ли он переговоры и снова начнет возводить стену вражды между двумя берегами Днестра, если "блицкриг" не получится?

"Предсказуемая непредсказуемость" Владимира Воронина - это главная беда Молдавии, продолжает Ava.md. Поэтому так пессимистично настроены сегодня многие серьёзные эксперты и политики Молдавии в отношении перспективы этих новых переговоров. В то же время, Молдавии очень нужен успех на приднестровском направлении. Но успех серьёзный, подлинно прорывной, который приведет к реальному объединению страны, а не сугубо пропагандистский, служащий лишь сиюминутному поднятию рейтинга Воронина и ПКРМ. Объединение Молдавии - это самая большая гарантия сохранения ее независимости и суверенитета. Это хорошо понимают унионисты, а потому делают все, чтобы никаких договоренностей между Кишиневом и Тирасполем не было достигнуто. Хорошо бы, чтобы это поняли и все молдавские патриоты-государственники. Хотелось бы также, чтобы это осознал и сам Владимир Воронин. Если это произойдет, он получит реальный шанс войти в историю Молдавии в качестве "объединителя страны". Если же этого не случится, он бесславно уйдет с политической арены как глава семейного клана, который на протяжении восьми лет терроризировал и разрушал Молдавию, подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Больше всего Бэсеску заботит вопрос: почему молдаване не спешат испытать объединительный экстаз?"

"Румыния не усматривает необходимости в подписании Договора о границе с Республикой Молдова", - заявил президент Румынии Траян Бэсеску. На дебатах, состоявшихся в Бухаресте, он заявил, что договор с Республикой Молдова "не является приоритетной задачей, пишет "Пульс". "Сразу же после распада Советского Союза мы признали бывшие границы. И мы не видим необходимости в договоре о румынско-молдавской государственной границе", - сказал Бэсеску. Он также отметил, что при определенных обстоятельствах юг Украины должен вернуться в состав Республики Молдова.

Видимо, для Бэсеску границы вовсе - не приоритет, продолжает "Пульс". Что же тогда интересует главу румынского государства? Об этом он сам неоднократно заявлял, в том числе и на международных форумах. Больше всего Бэсеску заботит вопрос, почему молдаване не спешат испытать объединительный экстаз. Наверное, на тот случай, если они вдруг одумаются, глава румынского государства делает вид, что границ признавать не надо. Ну, а пассаж про юг Украины видимо, означает, что без Южной Бессарабии процесс становления "Великой Румынии" был бы не полным.

Наверное, скоро можно будет полностью игнорировать любые изречения Бэсеску, поскольку то, что он периодически "заявляет" по Молдавии, указывает на стилистику Бэсеску а-ля Жириновский, пишет "Пульс". К примеру, последний говорил, что у него уже есть несколько вагонов для того, чтобы отвести предателей родины в Сибирь и расстрелять. Но Жириновскому все можно. Наверное, можно теперь и Бэсеску. Потому что его заявления, по сути, ничем не отличаются. Они также не имеют никакого отношения к реальности. Ни к молдавской, ни к европейской. Пока это смахивает на буффонаду. Будет неудивительно, если Бэсеску увлечется, и вскорости начнет развлекать бухарестскую и европейскую публику гримасами и ужимками. Жириновский же может облачаться на развлекательных шоу в робу зека.

Тем временем Румыния может попасть под мониторинг ПАСЕ, продолжает "Пульс". В предпоследний день проходящей в Страсбурге очередной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы был официально зарегистрирован проект резолюции "О непризнании Румынией права молдаван на национальную идентичность". В документе в частности высказывается обеспокоенность политикой румынских официальных властей по непризнанию молдавского этноса и несоблюдению суверенитета Республики Молдова. В тексте отмечается, что в последнее время руководство Румынии позволяет себе высказывания ультранационалистического содержания в адрес Молдавии, несовместимые со стандартами и принципами Совета Европы, ОБСЕ и ООН. Также вызывает озабоченность политика румынских властей по несоблюдению основополагающих прав и свобод лиц, принадлежащих к различным этническим группам. В проекте резолюции особо подчёркнуто, что предпринимаемые румынским руководством действия по навязыванию идентичности, а также непризнание идентичности лиц, как в Румынии, так и за её пределами, считающих себя молдаванами, являются недопустимыми. Авторы проекта резолюции обращаются к Парламентской Ассамблее инициировать действия по мониторингу ситуации и обеспечению соблюдения в Румынии прав человека, а также норм и принципов международного права. Проект резолюции был подписан членами ПАСЕ из всех политических групп ПАСЕ, представляющих 14 национальных делегаций, в том числе от Чехии, Словении, Кипра, Грузии, Дании, Норвегии, России, Исландии, Италии, Голландии и других стран. Со стороны молдавской делегации проект подписан членами ПАСЕ, депутатами Григорием Петренко и Марией Постойко.

Тем временем Председатель Комитета министров Совета Европы, министр иностранных дел Словакии Ян Кубиш рекомендовал молдавской общине в Румынии обратиться в ЕСПЧ, если она считает, что румынские власти нарушили права, пишет "Пульс". Председатель КМСЕ подчеркнул, что проблема нарушения прав нацменьшинств в Румынии должна быть рассмотрена дополнительно. Румыния как государство-член Совета Европы ратифицировала Конвенцию о соблюдении прав национальных меньшинств, поэтому, пояснил Кубиш, представители этнического меньшинства, убежденные, что их права были нарушены, могут обратиться в Европейский суд по правам человека. Ранее румынские власти отказали судебным решением зарегистрировать молдавскую общину в Румынии. Свой отказ они обосновали тем, что не существует молдавского этноса и молдавской нации отдельно от румынской. По словам главы парламентской комиссии по внешней политике Григория Петренко, такое решение официального Бухареста носит политический характер; оно не соответствует стандартам Совета Европы и нарушает право граждан, считающих себя молдаванами.

Исполняющий обязанности заместителя директора Департамента консульских дел Константин Бургиу встретился в МИДЕИ с поверенным в делах Румынии в Молдавии Ионуцем Дику, пишет "Независимая Молдова". На встрече до сведения румынского дипломата доведена озабоченность Министерства иностранных дел и европейской интеграции в связи с недавними случаями, произошедшими на территории Румынии с гражданами Республики Молдова - гибелью Татьяны Дуплей, произошедшей в результате дорожно-транспортного происшествия, и жестоким обращением с Георге Зуграву, о котором власти Республики Молдова узнали из румынской прессы. Румынскому дипломату было указано на необходимость оперативного информирования румынскими властями Посольства Республики Молдова в Бухаресте об инцидентах с участием граждан Республики Молдова. Было отмечено, что защита граждан Республики Молдова - приоритет МИДЕИ и что в связи с этим необходимо более активное сотрудничество румынских властей. Кроме того, молдавский дипломат рекомендовал изучить возможность и целесообразность организации специального обучения сотрудников пограничных структур Румынии, учитывая, что в адрес МИДЕИ поступили сведения о неадекватном поведении в пунктах перехода, проявленном в ряде случаев румынскими пограничниками по отношению к гражданам Республики Молдова. В связи с поступившими в прошлом году жалобами от граждан Республики Молдова, которые при возвращении в страну из-за рубежа накануне праздника Пасхи испытали трудности в связи с переходом румынско-молдавской границы, МИДЕИ призвало румынское руководство организовать наиболее эффективную организацию процедуры перехода румынской границы в перспективе приближающихся религиозных праздников и возможного увеличения числа молдавских граждан, которые пересекут транзитом Румынию.