"Если трибуна не нужна, может, купите дорогу?": обзор СМИ Камчатки
Обзор СМИ Камчатского края за 14-18 апреля
"Гуд бай, Ленин", - с таким заголовком 17 апреля вышла газета "Вести", которая пишет, что банкротством организаций ЖКХ сегодня никого не удивишь. Но ситуация с елизовским "Горжилуправлением" уникальна. "Это предприятие было крупнейшим в жилищно-коммунальном хозяйстве Елизовского района: почти 400 работников занимались содержанием и ремонтом домов, благоустройством, уличным освещением и так далее. А 17 мая 2007 года предприятие, накопив долгов более чем на 300 млн рублей, стало банкротом. На нем было введено конкурсное производство. И когда конкурсный управляющий Александр Лельчук приступил к работе, то увидел, что стал хозяином практически всего города. При составлении списка имущества "Горжилуправления" выяснилось, что у него на балансе - весь жилой фонд Елизова (около тысячи домов), помещения, встроенные и пристроенные к жилым домам (магазины, аптеки и т. д.), отдельно стоящие здания (общежития, Дом быта), специальные здания, в которых располагаются аварийные службы, гаражи и тому подобное. А также - автобусные остановки, детские площадки и аттракционы, мосты через реки и пешеходные, ограждения, целая набережная, общественный туалет, стела при въезде в город с надписью "Елизово" и памятники", - сообщает издание.
"Памятники - отдельная песня. Их три. Прежде всего, мемориал Георгию Елизову, установленный в честь 60-летия советской власти (балансовая стоимость 479 442 рубля). Другой памятник, балансовой стоимостью 122 019 рублей, посвящен Ивану Дергачеву, про которого многие елизовчане вообще ничего не знают. Но чтобы пролить свет на эту историческую загадку, достаточно подойти поближе к памятнику. На нем есть табличка, на которой написано, что Иван Дергачев был военным летчиком, который погиб 18 августа 1945 г. при освобождении острова Шумшу. Как рассказали нам в Военно-историческом музее войск и сил северо-востока России, останки летчика были обнаружены в 1980 г. на склоне вулкана Горелый и перезахоронены в Елизове. Третий памятник установлен в честь камчатцев, погибших в Отечественной войне (балансовая стоимость 183 650 рублей). И есть еще один объект, который можно отнести к этому списку, - мраморная трибуна на площади Ленина (383 891 рубль). В советское время местные начальники слали с нее приветы демонстрантам 1 Мая и 7 Ноября. Впрочем, сейчас она тоже без дела не стоит. Позади трибуны - памятник вождю мирового пролетариата. Правда, сам Владимир Ильич находится на балансе другой организации. Но фактически памятник и трибуна - единый комплекс", - рассказывает газета.
Все это "богатое приданое" принадлежит "Горжилуправлению", которое обанкротилось. А по закону имущество банкрота идет с молотка для погашения его долгов. Иными словами, конкурсный управляющий имеет полное право выставить памятники на торги. Дмитрий Джурко, который работал в елизовском комитете по имуществу, говорит, что недопускает, что эти объекты могут быть проданы. "Во-первых, какой общественный резонанс это вызовет! Во-вторых, как купить памятник, если его нельзя ни снять, ни увезти?", - говорит Джурко. А вот Галина Елефтериади, специалист некоммерческого партнерства, которое ведет процедуру банкротства на нескольких предприятиях, говорит, что в России возможно все. "Если допустить такую ситуацию, то, скорее всего, это будут не открытые торги, а конкурс с выполнением определенных условий: не сносить, обеспечить к памятнику свободный доступ. Потенциальный покупатель вряд ли сможет получить доход с этого имущества. Зато придется нести расходы по его содержанию", - говорит Елефтериади".
"В нашем случае абсурда удалось избежать. Решено передать памятники в собственность Елизовского городского поселения, как и жилфонд. Но у банкрота еще остается имущество, с которым неясно, что будет. Например, мосты (хотя здесь покупатели могут найтись: купил, поставил шлагбаум - и бери плату за проезд - чем не вариант?) или фонари вдоль дорог на огромную сумму. В Петропавловске под банкротством несколько коммунальных предприятий: "Южное", "Жилремуслуга" и т. д. Здесь тоже до абсурда недалеко. Например, у "Спецкоммунремстроя" на балансе шесть автомобильных дорог. И его конкурсный управляющий по закону может их пустить с молотка. Если трибуна не нужна, может, купите дорогу?", - вопрошает издание.
"... а у маломерщиков чубы трещат", с таким заголовком вышла 16 апреля газета "Рыбак Камчатки". Издание сообщает, что процесс объединения рыбного и торгового портов в единую структуру продвигается тяжело. Между их администрациями постоянно возникают разногласия то по одному, то по другому поводу. На сей раз "яблоком раздора" послужил вопрос о надзоре за безопасностью маломерных судов рыбопромыслового флота. "Эта функция уже на протяжении многих лет осуществляется специалистами рыбного порта. С давнего времени налажена четкая система. В соответствии с правилами судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. За соблюдением этих требований и следят сотрудники группы технического надзора ГА ПМРП (госадминистрация Петропавловского морского рыбного порта - ИА REGNUM). До недавнего времени никаких разногласий не было. Однако в марте от начальника администрации Петропавловского морского порта пришло письмо, в котором говорится, что ГА ПМРП нарушает закон - проводит государственную регистрацию и технический надзор судов маломерного флота, не имея на то оснований. Начались разбирательства с транспортной прокуратурой", - сообщает газета.
"Возникает резонный вопрос: почему раньше всех все устраивало, а сейчас вдруг подняли шум? По мнению одного из сотрудников рыбного порта, ситуация связана с грядущим объединением портов. Контроль и управление маломерным флотом - дело довольно хлопотное. Вероятно поэтому кто-то захотел просто избавиться от будущей лишней работы. И способ нашелся - обвинить рыбный порт в неправомерности действий. Но обратимся к законодательству. Под маломерным подразумевается судно, мощностью стационарных двигателей не более 55 киловатт (75 л.с.) и несамоходное валовой вместимости менее 80 регистровых тонн. Регистрацию и надзор в отношении маломерного флота осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), которая входит в структуру МЧС России. Но далеко не все малые суда относятся к ведению ГИМС. Эта структура надзирает за самоходными судами внутреннего плавания - прогулочными и спортивными катерами, моторными лодками и т.д. К ее ведению никоим образом не относится морской рыбопромысловый флот, чьи суда, в соответствии с 35 статьей Кодекса торгового мореплавания, регистрируются капитаном рыбного порта. Техническим надзором за маломерными рыбопромысловыми судами занимается рыбный порт, как это и определено Правилами классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота", - разъясняет издание.
"В общем, о каких нарушениях идет речь - непонятно. Понятно только одно - в стремлении облегчить себе жизнь о последствиях, как всегда, не задумываются.... Разбирательства идут, приближается открытие навигации, и в результате этой неразберихи могут пострадать простые люди, которые работают на маломерных судах, судовладельцы понесут необоснованные убытки. Ведь при межведомственной борьбе, как правило, нарушаются интересы обычных граждан. Сломать налаженную схему легко, а вот вернуться к ней будет не так-то просто", - пишет газета.
"Перелётная икра", - в статье с таким названием газета "Камчатское время" 16 апреля рассказывает о том, что Степан Левитин (фамилия изменена) до недавнего времени работал инспектором - контролёром в службе авиационной безопасности аэропорта "Елизово". "В его обязанности входило обеспечение авиационной безопасности на территории Петропавловск -Камчатского авиапредприятия. То есть, он со своими коллегами по САБу (служба авиабезопасности) осуществлял досмотр багажа пассажиров и груза, отправляемого по всем авиационным направлениям через грузовой авиационный терминал. 16 ноября 2007 года Степан находился в аэропорту и, пользуясь правом беспрепятственного доступа в помещения аэровокзального комплекса, пронёс в бойлерную, расположенную в зале повышенной комфортности, пять пластиковых контейнеров с красной икрой. Общий вес икры - 144 кг. Отсюда он намеревался контейнеры загрузить в один из пассажирских самолётов, следовавших из Петропавловска в столицу нашей родины. В "
"Перед загрузкой на борт контейнеров Степан Анатольевич успел снабдить каждую посылку стикерами - наклейками серии ПК "Досмотрено" ФГУ "Петропавловск- Камчатское авиапредприятие" №... Наверное, икра ушла бы по назначению, если бы один из сотрудников линейного отдела внутренних дел на воздушном и морском транспорте совместно с сотрудником
"Бизнес бизнесом, но выходит так, что с таким же успехом в любой самолёт Левитин мог беспрепятственно пронести не только икру, но взрывное устройство или оружие. С какой целью - другой вопрос. Потом, когда что -нибудь случится на воздушном судне во время полёта, о причине произошедшего можно будет только гадать... 24 декабря 2007 года Камчатский межрайонный следственный отдел на транспорте в отношении сотрудника службы авиационной безопасности Степана Левитина возбудил уголовное дело по ч. 1-й ст. 238-й УК РФ ("Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции..., не отвечающих требованиям безопасности"). Санкция статьи в лучшем случае - штраф до 300 тысяч рублей, в худшем - лишение свободы сроком до двух лет. В настоящее время дело находится в суде", - заключает издание.
Электронная газета "Вечерние Вести Петропавловска" 15 апреля сообщило, что в Москве прошло заседание комиссии экологической экспертизы по бурению первой скважины на шельфе Камчатки. "14 апреля в Министерстве природных ресурсов РФ (г. Москва) прошло заключительное заседание комиссии Государственной экологической экспертизы Индивидуального рабочего проекта на строительство поисковой скважины №1 на Западно-Сухановской площади Западно-Камчатского лицензионного участка. Камчатская лига независимых экспертов, проводившая общественную экологическую экспертизу представила комиссии заключение подготовленное экспертами из Петропавловска-Камчатского, Москвы, Магадана", - сообщает издание.
"Члены комиссии общественной экологической экспертизы присутствовали на заседании государственной комиссии. "Фактически это заседание была разбито на два лагеря. Один - это четыре представителя общественной экспертизы и второй лагерь -
"Камчатская лига независимых экспертов, эксперты Общественной экологической экспертизы категорически не согласны с решением Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), так как считают, что представленные комиссией общественной экологической экспертизы 24 аргумента о недостатках проектной документации (и соответственно необходимость доработки проекта) весомы и они не были опровергнуты ни членами ГЭЭ, ни Роснефтью в ходе обсуждения. В частности, в проекте не предусмотрено соблюдение должным образом прав коренных малочисленных народов Севера. Для справки: Получение заключения Государственной экологической экспертизы является обязательной процедурой, которая предшествует работе буровиков на шельфе. Заключение общественной экологической экспертизы, согласно действующему законодательству РФ, носит рекомендательный характер. В рамках прошедшего заседания Государственной экологической экспертизы обсуждался проект бурения первой поисковой скважины на Западно-Камчатском шельфе. Всего на существующих лицензионных участках в Охотском море планируется пробурить четыре таких скважины", - заключает газета.
Газета "Вести" 17 апреля в своей статье ищет ответ на вопрос "О чем расскажут камчатские музеи?" Журналисты издания устроили для своих читателей своеобразную экскурсию по камчатским музеям. "Например, экспонаты Камчатского государственного объединенного музея расскажут гостям об истории региона, коренных народах Камчатки и их культуре. Здесь можно узнать о племенах, которые жили на Камчатке тысячи лет назад, об открытиях этой замечательной земли российскими исследователями. Сотрудники музея познакомят с уникальной частью фонда: археологической коллекцией с неолитических стоянок и этнографической коллекцией, а также уникальными изделиями из оленьего рога. В Камчатском областном художественном музее также можно увидеть уникальные произведения аборигенов - коряков, чукчей, эвенов и др. Елизовский государственный музей политической географии открывает для своих посетителей залы этнографии (коренное население Камчатки, эмигранты из Кореи), современной истории (в т.ч. репрессии 30-х - 50-х гг. XX века) и т.д. Очень интересен с этой точки зрения и другой выставочный зал - Музей лосося, где один из разделов освещает тему значения лососей в жизни коренного населения Северной Пацифики и природоохранных традиций коренного населения Камчатки", - рассказывает газета.
"Но особое внимание стоит уделить музеям под открытым небом. Например, ительменской деревне, этно-культурному комплексу "Пимчах". Это стилизованная деревня аборигенов, расположенная на живописной поляне в березовом лесу под горой Острой (пос. Сосновка Елизовского района). Здесь можно максимально близко и полно познакомиться с историей и культурой одного из коренных народов Камчатки - ительменов. Как следует из описания Пимчаха, все постройки в деревне выполнены в соответствии с описанием Крашенинникова (XVIII век). Этнографический комплекс состоит из летнего и зимнего жилищ ительменов. Здесь туристам демонстрируются поделки и сувениры, изготовленные местными жителями. Во время национальных праздников гости деревни могут пройти древний обряд очищения, познакомиться с традициями, песнями, танцами и блюдами национальной кухни ительменов (уха, тельно, травяной чай), поучаствовать в мастер-классах по бисероплетению, совершить ритуальное восхождение на святую гору Острую, стать свидетелями шаманских обрядов. Также туристам открывается уникальная возможность остановиться в древних ительменских жилищах и принять участие в традиционных хозяйственных ительменских работах", - пишет издание.
"Другая реконструкция поселения аборигенов расположена за несколько сотен километров от Петропавловска - в селе Мильково. В местном музее наряду с постоянными экспозициями "Традиционная культура коренного населения долины реки Камчатка" и "Освоение русскими Камчатки в XVII - XVIII веках", давно обосновался комплекс Верхне-Камчатского острога ХVII века. А наиболее ценными коллекциями музея являются меховая одежда с календарной семантикой этносов Камчатки; орудия железоделательного завода 1763 - 1783 гг. с. Мильково; колокола завода; черепа и кости четвертичного периода (палеолит) с яров реки Камчатки; каменные орудия палеолита и неолита; утварь первых русских землепроходцев и многое другое. В Быстринском районе расположились еще три национально-культурных комплекса - Быстринский этнографический музей, Музей бурого медведя и эвенское стойбище "Мэнэдек", - продолжают "Вести".
"Тем, кто хоть раз в жизни побывал в Эссо, не стоит и рассказывать об одном из самых завораживающих мест села - Быстринском этнографическом музее. Пройти его просто невозможно, да и забыть, впрочем, тоже. Музей расположен в центре с. Эссо, на берегу горной незамерзающей реки Уксичан. Здесь можно увидеть уникальные предметы шаманизма, оригинальную атрибутику эвенов. А сами сотрудники музея давно привыкли к гостям из Аляски и Японии. Не удивляются здесь и туристам из Франции, Германии, Швейцарии и даже далекой Мексики. В большинстве своем посетители интересуются образом жизни аборигенов, их историей, традициями и жизненной перспективой. Недалеко от этнографического притаился Музей бурого медведя. Кстати, этот музей абсолютно уникален - такого вы не увидите больше нигде в мире! Основой его экспозиции являются уникальные фотографии научного сотрудника Кроноцкого биосферного заповедника Виталия Николаенко, который посвятил тридцать лет изучению бурых медведей в Долине гейзеров. Помимо снимков биолога, в музее представлены макеты берлоги и лежбища косолапых, интересная подборка книг и статей с описанием различных сторон их жизни. Кстати, появление этого музея на Камчатке не случайно: здешняя популяция бурых медведей считается крупнейшей в мире! Особого внимания заслуживает и эвенское стойбище "Мэнэдек" (этно-культурный комплекс "Мэнэдек"), расположенное примерно в тридцати километрах от Эссо. Это подлинный памятник многовековой культуры корякского и эвенского народов. Ну и завершая нашу экскурсию по этнографическим мемориалам Камчатки, позволим себе рассказать о Нижне-Камчатском остроге и Алеутском краеведческом музее. Нижне-Камчатский острог, заложенный в 1704 - 1706 гг. на берегу реки Камчатки русскими казаками, в течение многих лет оставался центром жизни Камчатки. Отсюда в 1728 г. ушла в плавание Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга, а с 1740 г. здесь строились суда, на которых русские промышленники осваивали Алеутские острова и Аляску. Особую судьбу и значение имеет и Алеутский музей, который был создан в середине 1960-х годов. Изначально экспозиция была посвящена Первой и Второй Камчатским экспедициям Витуса Беринга и алеутской культуре. В настоящий момент, помимо данных экспозиций, в музее представлены материалы по геологическому прошлому островов и древнему заселению Беринги", - завершает газета свою экскурсию.