Приднестровское урегулирование: "Приднестровье четко и ясно дало понять Молдавии, что ни о каком объединении речи быть не может". Расширение НАТО на Восток: "Если вступление Украины в НАТО станет очевидным, Россия может потребовать от руководства ПМР заявления о том, что США и ЕС должны покинуть переговорный формат". Сельское хозяйство: "Принцип прозрачности при распределении российских кредитов был нарушен".

Приднестровское урегулирование: "Приднестровье четко и ясно дало понять Молдавии, что ни о каком объединении речи быть не может"

"Состоявшуюся 11 апреля 2008 года встречу президентов Приднестровья и Молдавии Игоря Смирнова и Владимира Воронина можно назвать вторым по значимости событием года, после признания суверенитета Косово, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Параллели между этими двумя событиями не случайно сегодня проводят многие. Именно косовский прецедент дал толчок размораживанию ситуации на берегах Днестра. Во-первых, Россия после многочисленных заявлений об универсальности косовского прецедента, все-таки решила не "обезьянничать". Во-вторых, понимание того, что Россия не спешит признавать Приднестровье, подвигло руководство республики искать новые методы борьбы за независимость, которые выразились в форме Договора "О дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой", который, по сути, есть не что иное, как предложение Республике Молдова признать ПМР. Ну, а в-третьих, понимание молдавскими властями неизбежности косовского прецедента вынудило руководство Молдавии задолго до его возникновения искать пути возобновления дружеского диалога с Москвой, в результате которого можно было бы убедить российскую сторону в том, что иметь в союзниках объединенную Молдавию для России гораздо выгоднее, нежели одно Приднестровье. Эти три предпосылки и сам косовский прецедент стали прелюдией к встрече президентов двух государств. Со времени предыдущей такой встречи прошло семь лет".

"Факт этой встречи уже сам по себе - событие неординарное, - отмечает информационное агентство. - А какой будет реакция Молдавии на предложения приднестровской стороны по урегулированию конфликта, отраженные в Договоре "О дружбе и сотрудничестве", нетрудно догадаться".

"Во исполнение воли народа Приднестровья статья первая Договора, четко и однозначно определила, что Молдавия и ПМР являются суверенными независимыми государствами. В частности, в этой статье говорится: "Высокие Договаривающиеся Стороны строят взаимоотношения на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, недопустимости применения силы или угрозы силой. Никакие положения настоящего Договора не должны толковаться как посягательство на суверенитет и независимость каждой из сторон". То есть, Приднестровье четко и ясно дало понять молдавскому руководству, что ни о каком объединении на федеративных, конфедеративных, а, уж тем более, унитарных началах речи быть не может. ПМР имеет полное право на независимость и намерено этим правом воспользоваться", - пишет информагентство.

"Ожидал ли такого поворота событий Воронин? Разумеется, нет, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Он приехал в Бендеры с предложением о создании рабочих групп, целью которых стала бы разработка мер, направленных на воплощение в жизнь так называемых "газетных инициатив Воронина". Напомним, что эти инициативы в первую очередь предполагали замену российских миротворцев гражданскими наблюдателями, демилитаризацию региона, создание совместных вооруженных сил, возврат железной дороги Приднестровья в состав Молдавской ЖД, создание совместного телевидения и ряд других, не менее интересных вопросов". "То есть, все инициативы были направлены на поэтапное включение Приднестровье в состав Молдавии", - подчеркивает информагентство.

"Однако в Договоре "О дружбе и сотрудничестве", предложенном приднестровской стороной, выдвинуты другие постулаты разрешения молдавско-приднестровского конфликта. В частности, в статье пятой договора четко и ясно говорится о том, что "проводимая в регионе миротворческая операция будет оставаться неизменной в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями Высоких Договаривающихся Сторон и Российской Федерацией", что само по себе сводит инициативу Воронина о замене миротворческих сил невоенными наблюдателями на "нет". Кроме того, понятно, что говорить о совместной армии двух разных государств - бессмысленно. Можно говорить о сотрудничестве в военной сфере, не более того", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Таким образом, на встрече двух президентов, состоявшейся 11 апреля, стороны в очередной раз продемонстрировали диаметральность своих взглядов на пути решения молдавско-приднестровской проблемы. Однако назвать ее безрезультативной ни в коей мере нельзя", - отмечает информационное агентство.

"Во-первых, Смирнов и Воронин пришли к согласованной позиции о создании совместных рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. Эти группы будут работать над проектами, направленными, как предполагается, на развитие инфраструктуры, дорожного строительства, безопасности и разоружения, а также социальной и культурно-гуманитарных сфер. Во-вторых, на встрече президентами было подтверждено желание сторон возобновить переговорный процесс в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). В-третьих, и Молдавия и Приднестровье намерены рассмотреть вопрос о снятии ограничений на передвижение высших государственных лиц Молдавии и Приднестровья на своих территориях. Ну, а, в-четвертых, Смирнов официально вручил Воронину Договор "О дружбе и сотрудничестве", который составлен с учетом результатов всех проведенных в Приднестровье референдумов и мог бы стать базовым документом при разрешении конфликта", - пишет информагентство.

"Другой вопрос, согласится ли молдавская сторона подписать этот договор? Если вспомнить о законе "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровского региона Молдавии" 2005 года, где Приднестровью отводится статус автономно-территориального образования, сродни гагаузскому, а также печальную участь Меморандума Козака 2003 года, в котором закреплялось федеративное обустройство Молдавии, трудно представить, что нынешний документ воспримут в Кишиневе без истерии, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Позиция Воронина ясна и однозначна - Приднестровье является составной частью унитарной Молдавии. Об этом молдавский президент твердит вот уже семь лет. Вряд ли его позиция изменилась хоть на йоту. Даже, несмотря на то, что он решился на встречу с главой так обливаемого им грязью, "сепаратистского режима". Отсюда вытекает закономерные вопросы: для чего Воронин инициировал встречу на высшем уровне, и зачем она вообще была ему нужна, если позиции сторон остались неизменными?"

"Лишь частично правы те, кто говорит, что Воронину эти переговоры нужны лишь для электоральных целей, чтобы вывести свою Партию коммунистов из кризиса и попытаться добиться еще раз победы на выборах. Несомненно, Воронину нужна еще одна победа, но еще больше Западу нужно избавиться от российского военного присутствия в регионе, а для этого есть только один путь - вернуть ПМР в лоно Молдавии", - отмечает информационное агентство.

"Чтобы Воронину или, по крайней мере, партии коммунистов (что, в общем-то, одно и то же) победить на выборах 2009 года, коммунистам, как минимум, надо добиться полного и окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Половинчатые действия желаемого электорального результата не дадут. А значит, в течение оставшегося до выборов года Воронин должен будет пойти на достаточно солидные уступки Приднестровью. Что касается России, то она заинтересована урегулировать конфликт за столом переговоров, дабы показать Западу, что развязка сербско-косовского узла была незаконной, поспешной и неоправданной. Тем самым Россия докажет мировому сообществу, что любой конфликт можно решить, опираясь на международно-признанные нормы, ни при каких обстоятельствах не нарушая их. Однако вопрос в данном случае заключается в другом: какой позиции будет придерживаться Москва в возобновившихся переговорах? Если Россия сможет убедить Молдавию подписать Договор "О дружбе и сотрудничестве", она действительно докажет, что путем переговоров можно разрешить территориальные проблемы. Если же не найдется иного пути примирения, кроме объединения двух государств, то это однозначно заведет переговорный процесс в тупик, так как руководство Приднестровья четко и бескомпромиссно заявило о том, что руководствоваться будет результатами референдума, на котором, практически весь приднестровский народ заявил о своем желании строить независимое государство", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Не стоит забывать, что в переговорном процессе участвуют ОБСЕ и Украина, а в качестве наблюдателей - США и ЕС, которые, по всей видимости, будут поддерживать позицию Кишинева. Так что переговоры обещают быть сложными", - подводит итог информагентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Главное событие года - первая с 2001 встреча президентов Молдавии и Приднестровья. Усилия Москвы не остались без результата. Хотя сама встреча мало, что решила - скорее показала, что разговаривать Тирасполь и Кишинев будут. А вот о чем и на одном ли языке - это уже подробности и конкретика. Над ними будут работать контактные группы, которые будут сформированы уже в ближайшем будущем. Президенты тоже будут встречаться чаще. По мнению депутата парламента Молдавии Дмитрия Брагиша, "ни один переговорный процесс, в котором изначально ставятся условия, не может иметь успех". Вместе с тем, приднестровская сторона никогда от своих требований не отступала - только принцип равноправия сторон. И именно это всегда не устраивало молдавскую сторону. Доктор политических наук, преподаватель института международных отношений Молдавии Сергей Назария говорит, что "скорее всего, переговоры возобновятся, но для того, чтобы они привели к взаимовыгодному результату, в первую очередь, Кишинев должен изменить позицию по отношению к Тирасполю". По его мнению, "на принципах унитарности Молдавии, где Приднестровье лишь автономия, решить проблему нереально, но и ПМР должна отойти от принципа независимости".

"Всем понятно, что Приднестровье не отойдет от своей главной позиции. Тирасполь пять лет назад пошел на уступки, согласившись на федерацию. Уникальный проект - меморандум Козака - тогда провалила именно Молдавия. И последние пять лет Приднестровье и Молдавия фактически повернулись друг к другу спинами и пошли в разные стороны. Приднестровье активнее стало стремиться к России - народ единогласно подтвердил выбранный курс на референдуме. Молдавия же решила присоединиться к европейской семье. Теперь жаркие события прошедшей зимы заставляют Кишинев все чаще обращать взор на Восток и как следствие этого, пересматривать свои, вроде как "незыблемые" позиции. Аналитики связывают потепление в молдавско-российских отношениях с экономическим кризисом, вызванным винными, продовольственными и энергетическими войнами с Россией. Все же не спасут молдавскую экономику европейские преференции - большая часть рынка на Востоке. Потому, говорят, молдавские власти, и активизировались в вопросах молдавско-приднестровского урегулирования. Осенние инициативы молдавского президента, пусть и не самые свежие и не его собственные, но все же стоит расценить как пиар-рекламу политики активизации. А уж после признания Косова и вовсе заговорили в Кишиневе о необходимости скорейшего возобновления переговорного процесса. Весенняя оттепель или весеннее обострение - политологи и эксперты пока не дают точного определения событиям, которые происходят в молдавско-приднестровских отношениях в последние полтора месяца", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Газета "Приднестровье" пишет: "Урегулирование молдавско-приднестровского конфликта входит в завершающую фазу. Смирнов и Воронин встретились после семилетнего перерыва. Детали случившегося указывают на самое активное участие в этом России - буквально накануне Воронин обсуждал перспективы урегулирования с послом РФ в Молдавии Валерием Кузьминым. Москва окончательно определилась со стратегией в отношении самоопределившихся республик на территории СНГ. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии - дело ближайшего будущего. Принятое в марте постановление Госдумы запустило юридический механизм признания - правительство РФ получило рекомендацию рассмотреть соответствующий вопрос".

"Более того, согласно ряду деталей протокола и Южная Осетия, и Абхазия - де-факто признанные республики, - отмечает издание. - Так, в официальных сообщениях МИД РФ Сергей Багапш именуется "президентом Республики Абхазия", без оговорок по поводу статуса. То же самое касается и южной части Осетии - президент РФ уже давно подписывает официальные документы и указы, где упоминается Республика Южная Осетия".

"Что же касается Приднестровья, то независимость республики Россией, скорее всего, признана не будет. Москва заинтересована в сохранении единого нейтрального государства Молдавии и ПМР в рамках общей федерации или конфедерации в орбите российского влияния с возможным последующим вхождением в состав России наряду с Южной Осетией и Абхазией", - пишет газета.

Расширение НАТО на Восток: "Если вступление Украины в НАТО станет очевидным, Россия может потребовать от руководства ПМР заявления о том, что США и ЕС должны покинуть переговорный формат"

"Новая газета" пишет: "Саммит НАТО в Бухаресте поставил перед Приднестровьем вопрос: какой должна быть внешняя политика республики с учётом того, что Украина и Грузия сделали первые шаги по вступлению в Североатлантический блок? Необходимо отметить, что саммит НАТО не дал окончательного ответа на вопрос о сроках подключения Украины и Грузии к Альянсу, однако выявил несколько существенных элементов. Первый: самая сильная составная часть НАТО - США - определённо заявили, что Вашингтон поддерживает вступление этих постсоветских стран в Альянс. Второй: в период до декабря 2008 года (когда НАТО вернётся к проблеме Украины и Грузии) Россия попытается ослабить позиции украинского руководства во главе с президентом Виктором Ющенко. Цель - не допустить начала конкретных процедур по вступлению Украины в НАТО. Потенциальные методы - дестабилизация общей ситуации на Украине, обеспечение падения Ющенко, территориальный раскол Украины, раскол правящей коалиции (прежде всего по линии Ющенко-Тимошенко). Третий: что касается Грузии, то в обстановке, когда свыше 70% её жителей выступает за присоединение к НАТО, стратегия Москвы, видимо, уже обозначилась в виде окончательного отсечения де-юре от Грузии отсечённых де-факто Абхазии и Южной Осетии. На положение ПМР грузинская ситуация, в отличие от украинской, прямого влияния не оказывает. Таким образом, предстоящие месяцы будут для ПМР полны рисков и щекотливых моментов, связанных с необходимостью лавировать между двумя странами-гарантами, чьи внешнеполитические ориентиры разошлись".

"В ближайшие месяцы, как можно предположить, Россия окажет политическую, финансовую и информационную помощь украинской оппозиции, а США - руководству страны во главе с Виктором Ющенко. Не исключено, что часть российской элиты попробует поставить на Юлию Тимошенко, постаравшись склонить её в случае удачи на президентских выборах 2009 года отказаться от формального вступления Украины в НАТО", - отмечает издание.

"В этой ситуации для ПМР просматриваются следующие риски. Первый: трудности лавирования между Москвой и Киевом, когда Россия осуществляет газо- и энергоснабжение ПМР, а также прикрывает республику с помощью группировки союзных войск, а Украина контролирует всю восточную границу ПМР. Второй: возможное обострение с миссией EUBAM, которая работает на украинско-приднестровской границе. Скорее всего, миссии не понравится, если Тирасполь займёт резко антиукраинскую позицию. Третий: в случае резкого отхода Тирасполя от пророссийского курса, РФ может уменьшить подачу газа в ПМР, а также потребовать возврата газовых долгов. (Задолженность Приднестровья перед ОАО "Газпром" в 2007 году выросла на $201,5 млн или на 15,7% и на 1 января 2008 года составила $1 млрд 482,5 млн - прим. ИА REGNUM). Четвёртый: участие в антиукраинских мероприятиях, в свою очередь, может резко ухудшить отношения ПМР с США. В этом случае Кишинёв имеет шанс укрепить свои позиции в глазах Вашингтона. Следовательно, сформулированная недавно руководством ПМР многовекторная политика объективно в этих условиях сведётся в ближайшие месяцы к избеганию участия в конфликтных ситуациях между участниками формата "5+2", - пишет "Новая газета".

"Россия, которая, несомненно, в ближайшее время начнёт жёсткую борьбу за недопущение вступления Украины в НАТО, может отвести в этой борьбе ПМР важную роль", - отмечает издание.

"В этой роли могут просматриваться следующие аспекты. Первый: в случае новых парламентских выборов на Украине от Тирасполя может потребоваться обеспечить противников Ющенко и Тимошенко несколькими десятками тысяч голосов приднестровцев, имеющих гражданство Украины. Второй: в 2009 году, когда на Украине пройдут президентские выборы, от Тирасполя наверняка потребуют играть против Виктора Ющенко. Третий: в случае вступления в силу сценария территориального раскола Украины от Тирасполя могут потребовать публично поддержать идею создания так называемой Новороссии или даже самому сформулировать её. Четвёртый: от руководства ПМР, если вступление Украины в НАТО станет очевидным, могут потребовать заявления, что США и ЕС должны покинуть переговорный формат, а Украина как присоединившаяся к программам сотрудничества с Альянсом страна не может быть беспристрастным гарантом. Таким образом, на руководство ПМР может быть возложена миссия публичной инициативы упразднения переговорного формата "5+2", - пишет газета.

"В свою очередь, Россия может гарантировать приднестровскому руководству новую отсрочку платежей по газовым долгам, невывод ОГРВ и миротворческих сил, а также крупномасштабную финансовую помощь", - отмечает издание.

"Теоретически Украина имеет следующие варианты. Первый: предложить руководству ПМР ввести на приднестровскую территорию, с учётом сформулированного многовекторного курса Тирасполя, миротворческие силы в составе от одного до двух батальонов. Второй: прямую работу с Тирасполем по ряду отраслей, невзирая на возражения Кишинёва. Третий: гарантии отказа Кишинёву в попытках установить контроль над импортом, ввозимым в ПМР с территории Украины. Четвёртый: предоставление ПМР режима наибольшего благоприятствования в торговле, что выразилось бы в снятии пошлин с приднестровских товаров", - пишет "Новая газета".

"При участии ПМР в борьбе вокруг данной проблемы вероятно блокирование Украиной, США и ЕС внешнеэкономической деятельности республики. Обоснованным видится вывод, что в подобных условиях ПМР должна соблюдать крайнюю осторожность и проявлять равную корректность в отношении обеих стран-гарантов, невзирая на все их разногласия", - подводит итог газета.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Казалось бы, на саммите НАТО решаются вопросы, связанные с жизнедеятельностью Североатлантического военного блока. А Воронин, как чертик из табакерки, тут как тут, и давай с натовской трибуны петь старые песни, правда, отнюдь не о главном. Совершенно не к месту вылез Воронин на натовскую трибуну и без обиняков заявил, "что приднестровский конфликт на протяжении более чем 16 лет остается зоной нестабильности, подрывающей региональную безопасность". Натовцы, услышав сие, от ужаса все разом, как по команде, перекрестились. Ведь "вооруженные до зубов" приднестровцы, коих насчитывается едва 500 тысяч вместе с детьми и стариками, 16 лет подрывают региональную безопасность, а НАТО об этом - ни сном, ни духом не знает, а, может, знает, да боится слово молвить, чтобы по шапке не получить от тех самых "вооруженных до зубов".

"Воронин, видя, какую тихую панику он устроил в Бухаресте, решил добить слабонервных натовцев: "Молдавия по сей день продолжает быть единственным государством Восточной Европы, политически и территориально разделенным, где более полумиллиона молдавских граждан являются заложниками сепаратистского режима", - отмечает информагентство. - По словам Воронина, 500 тысяч сепаратистов взяли в заложники полмиллиона человек. Усаме Бен Ладену подобное не снилось".

"Воронин объяснил, что "власти Молдавии хотят найти жизнеспособное решение приднестровской проблемы, которое должно заключаться в демилитаризации и запрете на размещение на территории республики иностранных войск и вооружений в соответствии с признанным статусом нейтралитета страны". Необходимо отметить, что, признав нейтралитет, можно будет забыть о вступлении Молдавии в НАТО, после того, как она, прикрываясь своей Конституцией, все же выдавит российские войска из региона. Воронин говорил о том, что "готов предоставить справедливый статус Приднестровскому региону в составе суверенной, неделимой и территориально целостной Молдавии", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"После Косово молдавский президент прекрасно понимает, что Запад, признав независимость этого края, косвенным образом признал несостоятельными территориальные претензии Молдавии на земли, которые, как ни крути, ей никогда не принадлежали. Молдавия самая нищая страна в Европе. Приднестровье - жирный кусок, но разве непризнанная республика виновата в молдавской нищете и бесправии народа, вынужденного все чаще обращаться в Страсбургский суд, дабы защитить свои права? Воронину стоило бы хорошенько подумать, прежде чем взбираться на натовскую трибуну. Впрочем, не нужно требовать от человека невозможного. "Думать" сегодня в молдавских эшелонах власти - непозволительная роскошь", - резюмирует информационное агентство.

Сельское хозяйство: "Принцип прозрачности при распределении российских кредитов был нарушен"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Получать сельхозкредиты за счет средств российской гуманитарной помощи будут приднестровские предприятия, крепко "стоящие на ногах". Так заявили в парламенте, комментируя критику аграриев о слишком жестких принципах отбора сельхозпредприятий. На кредиты не могут рассчитывать банкроты и те, кто не имеет возможности участвовать в финансировании этого проекта собственными ресурсами в размере 20% от объема кредита. А вот аграрии, для помощи которым и была выделена российская помощь, на этот счет имеют свое мнение. И считают, что при распределении кредитов во главу угла были поставлены интересы финансово-кредитных организаций республики, а не сельхозпроизводителей, которые в очередной раз остались без ничего". "После прошлогодней засухи весть о российской гуманитарной помощи в адрес агропромышленного комплекса Приднестровья обнадежила многих. Между тем, ее распределение по программе кредитования, утвержденной Верховным Советом ПМР, для отечественных фермеров совсем скоро обернулось глубоким разочарованием. Главный недостаток этой программы, как механизма распределения гуманитарной помощи РФ, по мнению фермеров Рыбницкого, Григориопольского и Дубоссарского районов - изначально несправедливая расстановка приоритетов. Во главу угла были поставлены интересы финансово-кредитных организаций республики, а не сельхозпроизводителей", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Первые кредиты, выделенные Российской Федерацией на развитие агропромышленного комплекса ПМР, уже распределены. Однако у приднестровских аграриев возникает много вопросов по поводу процесса и условий кредитования. Эти вопросы типичны. Прежде всего, это сроки, определенные на подготовку и подачу документов (многие претенденты просто не уложились в отведенный срок). По сообщению зампредседателя Приднестровского Республиканского банка (ПРБ) Светланы Моисеевой, изначально банк просил для аграриев месяц на подготовку документов. После чего еще 15 дней предполагалось предоставить для работы банкам-участникам кредитования для обработки заявок, и еще 15 дней - на обработку документов самим ПРБ. Но этого не случилось. Поэтому аграрии интересуются, на чем основано Временное положение Верховного Совета ПМР о распределении кредитов, какие условия оговаривала при этом РФ".

"Насколько известно, единственным условием РФ было эффективное и открытое распределение гуманитарной помощи, - отмечает информагентство. - Однако, по мнению некоторых аграриев, принцип прозрачности при распределении российских кредитов был нарушен. Многие из претендентов на выделение кредита не получили ни письменного мотивированного отказа, ни самого кредита. Кроме того, многие банки, в силу специфики своей деятельности, были не готовы к работе в данной сфере".

"По мнению аграриев, даже невысокий процент, под который им предлагалось получить кредит, для многих оказался неподъемным, процент кредитования, считают аграрии, должен быть снижен до 2-3% и приближен к гуманитарной помощи. Выделение кредита только под приобретение новых основных средств техники и под закладку многолетних насаждений, по мнению аграриев, противоречат ситуации, которая сложилась в сельском хозяйстве Приднестровья. Основную часть агропромышленного сектора составляют мелкие и средние фермерские хозяйства, у которых нет необходимости приобретать новую технику. Им выгоднее ее арендовать. А сегодня мелкие и средние фермерские хозяйства крайне нуждаются в посевном материале и в ГСМ. Также аграриев беспокоит вопрос о том, что если гуманитарная помощь была выделена на преодоление последствий засухи, то кредиты должны получить все пострадавшие хозяйства", - пишет информационное агентство.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, по итогам двух заседаний Банковского совета ПРБ было удовлетворено 15 заявок от сельхозпроизводителей ПМР на общую сумму $5 555 000, в резерве находится еще $3 452 000. Кредиты выдаются на 5 лет под 5% годовых, каждый получатель финансовой помощи вправе рассчитывать на сумму до $500 тысяч.

Напомним, в декабре 2007 года в ответ на обращение депутатов Верховного совета ПМР Россия выделила гуманитарную помощь в размере 640 миллионов российских рублей, в том числе 220 млн 500 тыс. на поддержку развития сельского хозяйства. 27 февраля 2008 года ВС ПМР принял постановление о порядке распределения финансовой помощи РФ для оказания технической поддержки организациям агропромышленного комплекса.

Базовые принципы распределения технической помощи разрабатывал Верховный Совет ПМР. По требованию Центробанка России деньги, направленные на кредитование сельского хозяйства, должны получить многократное обращение, то есть после возврата кредита средства должны быть вновь направлены на поддержку других сельхозпроизводителей.

Первоочередное право на получение кредитов предоставляется сельхозпредприятиям, ранее не имевшим субсидий государства в виде покрытия 3/4 ставки рефинансирования, без задолженностей перед бюджетами всех уровней по начисленным за 2006 год платежам. Также кредит не могут получить предприятия, руководителями которых являются депутаты Верховного Совета, члены Кабинета министров, главы госадминистраций, их супруги и близкие родственники. Таким образом, парламент Приднестровья принял решение о том, что в первую очередь кредиты будут выдаваться предприятиям, ранее не получавшим государственных субсидий и не имеющих задолженностей перед бюджетами всех уровней. Данное решение было принято с целью гарантировать возврат денег.

Финансирование за счёт кредитов заявленных бизнес-проектов будет производиться на 80%, 20% станут долей самого заявителя. Отсрочка платежа по кредиту допускается на один год с начала программы кредитования. Самые популярные суммы кредита - от $50 до $200 тысяч. Кредиты будут выдаваться в российских рублях, чтобы избежать возможного негативного влияния инфляции. Бизнес-планы станут достоянием общественности.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по данным министерства экономики потери урожая от засухи лета 2007 года исчисляются в сумме порядка $46 млн. На восстановление потерь необходимо около $35 млн. Помимо этого значительные финансовые средства требуются также на восстановление мелиоративной системы республики - порядка $70 млн.

Также по данным, приведенным в обращении Верховного совета ПМР к Государственной думе Российской Федерации с просьбой об оказании республике финансовой помощи для ликвидации последствий засухи отмечается, что "для поддержания экономики Приднестровью необходимо около $94 млн, в том числе на восполнение потерь сельхозпроизводителей - около $45 млн, на воспроизводство посевных культур в 2008 году - около $30 млн; свыше $10 млн Приднестровью необходимо на компенсационные выплаты в связи с ожидаемым повышением предельных цен на продукты первой необходимости, а также свыше $8 млн дополнительных средств в случае отсутствия в республиканском бюджете средств на покрытие дефицита для выплаты пенсий в 2007-2008 годах".