Кислые щи крымских татар, инопланетян и русофобов: Крым за неделю
Обзор крымских СМИ за 7 - 13 апреля
На минувшей неделе в крымских СМИ заметно доминировала российская тема, часто - в связи с известным прошедшим саммитом Североатлантического альянса в Бухаресте с проекцией на Крым. Одни издания просто ограничивались сообщениями, имеющими политический резонанс, другие анализировали и комментировали те или иные события, третьи откровенно делали недружественные выпады в сторону России.
Поскольку газеты выходили накануне и в дни 64-й годовщины освобождения территории Крымского полуострова от немецко-фашистских захватчиков в годы
Вопрос принадлежности Крыма не закрыт. Россия готова выдвинуть территориальные претензии на полуостров в случае форсирования движения Украины в
Резкое заявление - "Российский флот вытесняют из Севастополя" - сделал 11 апреля
Тот же адрес - Севастополь, горгосадминистрация - оказался в "положительном" интервью первого заместителя главы Севастопольской горгосадминистации Владимира Казарина еженедельнику "Крымский обозреватель" (№ 14, 8 апреля). Вот как он просвещает читателей Севастополя по поводу регулярного захода в бухту натовских кораблей: "... я с большим удивлением читал многочисленные комментарии о том, что регулярные визиты иностранных военных кораблей в Севастополь - это форма интеграции Украины в НАТО или сотрудничества нашей страны с натовскими структурами. Авторы этих комментариев неправы...". Казарин говорит, что "жители Севастополя это понимают". А чтобы быть очень убедительным, севастопольский чиновник администрации, назначенной президентом, агитирует севастопольцев примером России. Он добавляет, что "когда корабли Черноморского флота России уходят в дальние походы, они посещают порты других стран", но не уточняет, что Россия не готовится стать членом НАТО и не приручает его к своим военным базам.
В радиопередачах на местные темы, в том числе в новостных блоках, в Гостелерадио Крыма постепенно начинает доминировать украинский язык. А соответственно - и "украинские" взгляды на политику России. Так, 13 апреля в украиноязычном радиовыпуске "Ковчег" Крымского радио ведущий заявил, что он читает письмо радиослушателя, который якобы заявил следующее: НАТО для Украины - это "чтобы лучше жить"; вступать в военный блок необходимо, потому что надо "обороняться от террористов или инопланетян"; Лужкова, который в связи с заявкой Украины в ПДЧ заявил о праве выхода из Большого договора, "надо отправить на пенсию"; "старший брат" держит камень за пазухой". Уже от себя ведущий, находясь в своем "Ковчеге", заявил, что границы между государствами не бывают справедливыми: они такие, какие в настоящий момент.
"Нацменьшинствам не видать русского языка", - сообщила "1-я крымская". В заметке говорится, что комитет
С вышеприведенной темой перекликается и публикация в газете "Крымское время" (№ 40, 12 апреля). "Украина не сможет заставить перейти на украинский язык обучения филиал
Свою статистику о языках опубликовала еженедельная газета "Республика Крым" (№ 14, 10 - 16 апреля): "Украинский язык родным называют больше половины наших граждан, русский - около трети населения...". В редакциях знают, что простодушные читатели верят любой публикации.
"1-я Крымская" (№ 14, 11/17 апреля) целую полосу посвятила критике советского прошлого. Она рассказывает, например, что Днепрогэс, одно из "циклопических сооружений, воздвигнутых на реках Украины", строили примитивным способом, даже "бетон месили ногами". Однако в конце признается, что потом "его турбины начали разваливаться". И хотя был подготовлен проект модернизации ГЭС в конце 80-х, такие времена "наступили лишь в 1997 году да и то лишь отчасти". "От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться...", - констатирует автор, не замечая, что приводит читателей к выводу о том, что в независимой Украине в настоящее время не хватает и ног.
Постоянно вносит свою лепту в антироссийскую пропаганду крымско-татарский меджлис. На минувшей неделе, как отметило "Крымское время" (№ 38, 8 апреля), пропагандистом выступил первый заместитель меджлиса Рефат Чубаров. Он "не исключает, что деятельность в Крыму сторонников исламской партии "Хизб-ут-Тахрир" финансируется из Российской Федерации", - говорится в публикации. По мнению Чубарова, люди, которые проповедуют в Крыму идеи "Хизб-ут-Тахрира", получают "достаточную финансовую поддержку" из-за рубежа. "Для меня единственный вопрос: откуда именно? - отметил первый замглавы меджлиса. - Если исходить из того, какие государства плохо скрывают свою заинтересованность в Украине, то я не исключаю, что "Хизб-ут-Тахрир" финансируется из кругов, которые находятся в российском государстве".
Сразу несколько материалов с претензиями к бывшему СССР и к Российской Федерации опубликовано в еженедельной крымско-татарской газете Госкомитета по делам национальностей Украины "Голос Крыма" (№ 15, 11 апреля). Например, в объемной публикации говорится, что 24 марта исполнилось 18 лет с тех пор, как закрыли уголовное дело по дегирменкойским событиям. Осенью 1989 года группа крымских татар - уроженцев Дегирменкоя и их потомков после "обиваний порогов" различных инстанций с просьбой о выделении земельных участков под строительство индивидуальных домов на родной земле, "заняли позиции" на краю табачного поля в Дегирменкое - установили палатки "в твердом намерении выбить участки под строительство домов". "С 28 октября по 14 декабря 1989 года стоял этот первый палаточный городок протеста на Южном берегу Крыма", - пишет газета и рассказывает о судьбе руководительницы дегирменкойской группы Ульвие Аблаевой. Вот некоторые выдержки: "В детстве Ульвие вкусила "прелесть" и наручников, и тюремных камер - в первый раз девочка попала в тюрьму в трехлетнем возрасте"; "в 13 лет на Ульвие надели наручники и отправили с матерью в белогорский медвытрезвитель, потом в симферопольскую тюрьму". Есть любопытная деталь: "Поступить на юридический факультет в те годы для крымских татар было нереально. Но Ульвие поступила!". Затем описывается известный крымско-татарский митинг неповиновения в Москве. Как пишет газета, в 1988 году представители крымских татар, среди которых была Ульвие Аблаева, "были отправлены в Москву и пришли с требованиями к Моссовету". Далее - яркие краски: "На людей набросились и стали избивать несметные полчища милиции. Ульвие схватили и жестоко, до потери сознания били головой об автобус. Она очнулась в тюрьме "Матросская тишина" с разбитой головой, искалеченными рукой и ногой. Ее перевозили с места на место. Она постоянно теряла сознание. Очнулась в краснодарской больнице, родственники искали и нашли ее среди трупов, выкрали из больницы и повезли домой".
Если агитация и пропаганда находятся в надежных руках, то и на бытовом уровне можно найти повод бросить куда-нибудь камень. Так, несколько газет, в том числе "События" (№ 14, 11 апреля), опубликовали, например, заметку о том, что "Умер крымский татарин - последний турецкий ветеран Первой мировой". А вот чем, в частности, занимательна заметка: "Он был сыном одного из лидеров крымских татар, Зеки Бея, боровшегося против царской России".
Но всех дальше бросил камень все тот же крымско-татарский "Голос Крыма" (№ 15, 11 апреля), в пух и прах раскритиковавший... русские щи: "Кто не знает, щи - это похлебка такая незатейливая исконно российского происхождения, состоящая как бы из капусты. Кислой. Исторический путь щей и ворох русских пословиц о щах известны: "Щи да каша - пища наша" (да-а, предки гастрономической фантазией не отличались!), а насмешливое прозвище "профессор кислых щей" давалось недалекому кичливому человеку. Короче, щи во все времена были неизменными героями и звездами литературного, устного народного и гастрономического творчества. Ничтоже сумняшеся теперь щи эти вовсю рекламируют на Украине...". А крымские татары не согласны с рекламой, и вот почему: "Биться на поле боя надо бы выходить, плотно поев высококалорийной пищи, пирогов с мясом, например, а не щей каких-то, ну никак не вписываются они в разряд сытной "боевой" пищи! Это ж одна капуста ж! Кислая! Вот и думаю, а как же бились-то с крымскими татарами на одних щах войска Екатерины да запорожские казаки...".