Власть и политика

Под заголовком "Дорога на Голубочки" Екатерина Гарбузова в официальных "Тульских известиях" (№68 от 10.04.08) пишет об итогах поездки губернатора и его заместителей в Ефремовский район. Там открылось отделение программного гемодиализа, работает межмуниципальный диагностический центр, но глава региона, как отмечает Гарбузова, на столах у медсестры и другого персонала не обнаружил главного - компьютеров, отсутствовала в больнице и локальная сеть! В вину эти "просчеты" были поставлены местной администрации. С ее главой Сергеем Пономаревым разговор у Вячеслава Дудки получился непростой. Гарбузова подробно перечисляет недостатки в работе местных властей: снижение доходной части бюджета, строительства жилья, сложную ситуацию в сельском хозяйстве. Причина, как пишет журналистка, в том, что в районе есть все, кроме желания местной власти работать. На исправление ситуации губернатор дал главе района три месяца.

Тот же автор в следующем номере "Тульских известий" под заголовком "Лекарства не роскошь, а средства выживания" предлагает вниманию читателей интервью с директором областного департамента здравоохранения Евгением Юдиным. В частности, последний рассказал о двух важных аспектах работы системы здравоохранения региона: дополнительном лекарственном обеспечении (ДЛО) и работе межмуниципальных диагностических центров. Так, по признанию Юдина, в первый год реализации программы было много организационной неразберихи, что вызывало справедливые нарекания населения. На волне возмущений разрешили выбирать: либо соцпакет, то есть право получения бесплатных лекарств, либо денежную компенсацию. Дальше в течение двух лет шел вал отказов от соцпакета - люди предпочли деньги. Уже в прошлом году, по оценке директора департамента здравоохранения, страховой принцип работал очень плохо, а в этом он не работает совсем. В программе ДЛО на 2008 год по области остались всего-навсего 28 процентов льготников - 60 691 человек. Норматив финансовых затрат на одного льготника, заложенный с начала года, - 417 рублей в месяц. Это значит, что Тульская область за год из федерального центра должна получить на льготное лекарственное обеспечение 303,6 миллиона рублей. Цифра, прямо говоря, явно недостаточна, области необходим дополнительный объем средств - более 196 миллионов. Сегодня мы уже вынуждены отпускать лекарства в счет апрельского и майского финансирования. Принято решение: аукцион по поставкам лекарств на второе полугодие провести раньше срока, чтобы препараты пошли в область как можно скорее. По сути, мы берем у программы в долг, надеясь, что на федеральном уровне вопрос с лекарственным обеспечением населения разрешится. Это ведь беда не одного нашего региона, такая ситуация везде.

По словам чиновника, которые приводят "Тульские известия", сейчас в Министерстве здравоохранения и социального развития принято решение с апреля увеличить норматив на шесть рублей в месяц на одного льготника. А поскольку мы на местах настаиваем на увеличении до тысячи рублей - ведь, допустим, больной сахарным диабетом получает лекарств на полторы тысячи рублей в месяц, - Минздрав запросил наши расчеты, и есть твердая надежда на то, что они будут приняты во внимание. Кроме того, губернатор принял решение о софинансировании программы ДЛО из областного бюджета. Что касается работы межмуниципальных диагностических центров, то их открыто пять, в каждый закуплено аппаратуры на сто миллионов рублей. Это продвинуло медицинскую помощь высокого уровня в сельскую глубинку. Для расположения диагностических центров (ДЦ) выбирались самые населенные районы с хорошим экономическим и кадровым потенциалом. В организации центров принимал участие не только областной бюджет, районные власти многое взяли на свои плечи. Одна только установка компьютерного томографа с подготовкой помещения в соответствии с санитарными нормами обходится в четыре миллиона рублей. Немногим меньше стоит установка рентгеновского аппарата. Есть еще не одноразовые, а постоянные расходы: за коммунальные услуги, на расходные материалы. Все это брали на себя те пять районов, где открывались ДЦ. А территории, которые к ним прикреплены, ни копейки в это дело не вложили. Но ведь их население тоже будут обслуживать новые центры! Все хотят лечиться бесплатно, только теперь вот даже простой вопрос с транспортировкой пациентов решить не в состоянии! Сперва возмущались, что в межмуниципальных ДЦ будут квоты на бесплатные обследования, что за пациентов сверх квоты должны платить муниципальные бюджеты, - но пока еще ни один платный пациент никуда не был направлен, они и бесплатных-то квот не выбирают! В каждом диагностическом центре расписано по дням: допустим, в понедельник обслуживается Чернь, во вторник - Каменка. Задача местных властей минимальна - организовать автобусный рейс, чтобы доставить пациентов утром в центр, в середине дня - обратно. И все! Раз в неделю можно постараться? Причем не за спасибо, больные билеты купят. Но кое-где до сих пор эта простая задача так и не решена.

"Битва за справедливость" - так озаглавлен материал Ивана Васильева в "Засечном рубеже" (№15 от 11.04.08). Речь шла о предстоящей областной партконференции "Справедливой России", на которой ожидался внутренний "переворот" в пользу нынешнего секретаря Центрального совета партии Игоря Зотова. Автор пишет, что на предстоящем съезде партии изменится ее структура и данный пост будет упразднен. Лидерство в Тульском региональном отделении для Зотова - как "утешительный приз". Касаясь методов давления на делегатов конференции, многие из которых не хотели избрания Зотова, Васильев пишет о попытках подкупа (заявление направлено в прокуратуру) и вызовах "на ковер" делегатов, работающих в бюджетных организациях, которым главы местных администраций, еще недавно ратовавшие за "Единую Россию", объясняли, что надо голосовать за Зотова.

Экономика

Проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров в очередной раз поднимает в "Тульском молодом коммунаре" (№46 от 11.04.08) Александр Савенков. Под заголовком "Пролетим без пролетария" он пишет, что число обучающихся в системе начального профессионального образования за 15 лет сократилось в Тульской области с 23 до 15 тысяч человек. И никаких признаков того, что тенденция изменится не заметно. Со ссылкой на данные госстатистики он сообщает читателям, что сегодня предприятиям и организациям региона не хватает 12-16 тысяч работников. Причем в 90% случаев речь идет о рабочих профессиях. И взять этих людей почти неоткуда. Те, кто числится безработным (официально - 8, реально - 23 тысячи человек), резервом не являются. Ибо 60% из них не пролетарии, а "контра" типа экономистов, юристов и социологов, большинство же остальных вообще не имеют никаких навыков. Особенно остро ситуация складывается в базовых отраслях экономики. В обрабатывающем производстве численность работающих за восемь лет упала со 190 до 160 тысяч человек, в строительстве - с 43 до 35, в сельском хозяйстве и переработке пищевой продукции - со 120 до 56 тысяч. Зато в торговле и сервисе количество работающих увеличилось со 107 до 190 тысяч человек. Далее Савенков называет четыре причины кадрового кризиса. Во-первых, демография. Многолетнее превышение смертности над рождаемостью привело к тому, что общая численность населения области, занятого в экономике, сократилась за полтора десятка лет с 900 до 740 тысяч человек. Во-вторых, кризис системы начального профессионального образования. Формально ситуация как бы не слишком плоха: прежде в области было 54 ПТУ, сегодня - около полусотни тех же по своей сути учебных заведений, переименованных в технические лицеи и колледжи. Однако если прежде в них учились 23 тысячи, то сегодня - только 15 тысяч человек. К тому же эти учебные заведения готовят не тех, кто нужен нашей экономике. Столица - это третья причина наших проблем с рабочими кадрами. Заработки там превышают тульские в три-четыре раза, и возникло множество фирм, которые организуют вахтовую работу людей из соседних областей. И, наконец, в-четвертых, низкий престиж профессий. Бывшего гегемона нынче считают неудачником по жизни. То ли дело менеджер... Компенсировать это можно только заработками на заводах, в три-четыре раза превышающими оплату труда на рынках и в магазинах. "Увы, пока все наоборот", - констатирует автор.

Днем ранее "Тульский молодой коммунар" опубликовал статью Александра Савенкова о проблемах вхождения области в финансирование по программе Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. В частности, в статье отмечается, что "просто так" эти средства регионы не получат. Их дадут только тем, кто выполнит ряд условий. Требований этих в законах выдвинуто 13. Савенков условно разбивает их на два блока. Первый относится к муниципальным властям, второй - к собственникам жилья. При этом сам процесс выделения денег разбит на три этапа - с 2008-2009, с 2010 и с 2011 годов. Для каждого периода условия меняются, последовательно ужесточаясь. Чем раньше регион попытается "войти" в реформу, тем мягче для него данные требования. Чем позже он это будет делать, тем труднее они становятся... Итак, местные власти должны создать нормативную базу. Речь идет об областных и муниципальных юридических документах, где будет прописан механизм участия разных уровней бюджета в частичном финансировании этих работ. Плюс - разработка своих целевых программ помощи в реформировании системы ЖКХ. С ликвидацией "перекрестного субсидирования" оплаты коммунальных услуг за счет одних юридических лиц в пользу других и выведением тарифов на уровень безубыточной работы предприятий ЖКХ (при этом льготы для населения никто отменять не собирается). Здесь, по мнению автора статьи, ситуация у нас в области терпимая. Во всяком случае, большинство подобных правовых актов в районах "на подходе". Правда, все они предусматривают почти исключительно организационно-разъяснительное участие, реальных денег из местных бюджетов не будет. Но закон это позволяет.

Кроме того, власти должны обеспечить в сфере коммунальных услуг "зеленую улицу" коммерческим компаниям, в уставном капитале которых доля муниципалитетов или региональной власти не может превышать 25%. Если регион претендует на вступление в реформу с 2009 года, подобные компании должны составлять как минимум четвертую часть регионального рынка таких услуг. С доведением этого показателя к 2011 году до 80%. Если область "запоздала" и вступит в реформу с 2010 года, этот показатель должен уже составлять 50%. Ну, а в 2011 году (если в Фонде еще останутся средства) придется вступать, имея региональный рынок услуг в сфере коммунальных услуг, на 80% состоящий из частных компаний. В этом вопросе ситуация в районах области разная. От отличной до безобразной. Вторая группа требований, как пишет Савенков, касается собственников жилья в многоквартирных домах. Одно из них - согласие взять на себя 5% будущих расходов на ремонтные работы. Другое и главное: нужно до 1 мая нынешнего года определиться со способом управления жильем. Коих всего три: Управляющие компании (УК), Товарищества собственников жилья (ТСЖ) и непосредственное управление. Журналист утверждает, что последний способ - самый дешевый (жителям не нужно нанимать специалистов-управленцев), но и самый невыгодный в стратегическом плане, и подкрепляет свои доводы соответствующими аргументами. Во-первых, такие дома почти наверняка обречены на разрушение. 100 или 200 собственников в доме никогда не смогут договориться, кто и сколько должен отдавать денег на ремонт крыш, подъездов, лифтов, подвалов, труб. Восторжествует принцип - "каждый - сам по себе". Во-вторых, из Фонда денег таким домам не дадут. Коль жители решили "растащить" его обслуживание по персональным "кусочкам", игнорируя рынок коммерческих коммунальных услуг, то пусть они его сами и ремонтируют. Тем не менее, принцип непосредственного управления в закон заложили. По причине того, что он хорошо работает в условиях небольших многоквартирных домов. Там, где квартир две, четыре, шесть, максимум - восемь... Далее автор констатирует, что более года уговоров со стороны чиновников ни к чему не привели. "Народ кампанию по выбору между УК или ТСЖ проигнорировал. А ведь по закону есть еще условие, согласно которому для того, чтобы регион вошел в программу реформирования сферы ЖКХ с 2009 года, нужно чтобы владельцы в 5% многоквартирных домов создали именно ТСЖ. В 2010 году этот показатель увеличивается до 10%, в 2011 - до 25%. У нас же - мизер...", - пишет Савенков.

Общество

Под заголовком "Из одной крайности - в другую" "Тульский молодой коммунар" (№44 от 08.04.08) публикует материал Александра Абрамова про рост количества алкогольных отравлений с летальным исходом в полтора раза с начала 2008 года. Столь резкого всплеска "пьяной" убыли населения мы не знали с 1994 года, признает автор. В январе-феврале 106 туляков и тулячек выпили столько, что медицина была бессильна. Этот показатель в полтора раза превышает аналогичные данные начала 2007 года. Если тенденция не изменится, то за 12 месяцев область рискует получить около 850-950 "пьяных" смертей вместо прежних 600-650. При этом употребление алкогольных суррогатов не является главной причиной подобных летальных исходов. Народ насмерть упивается лошадиными дозами нормальной водки. И, наконец, у нас сразу на 18% выросло число разводов. Если год назад на 100 красивых свадебных церемоний в области приходилось 73 не столь симпатичных процедур по расторжению семейных уз, то сейчас доля разводов выросла до 91 на каждую сотню появлений новых "ячеек общества". Мы резво ворвались в группу лидеров, догнав Москву и Санкт-Петербург. В данном случае такая "победа" не радует. И наводит на мысль о повышенной нервозности и вспыльчивости среди тульской молодежи: средняя продолжительность жизни едва народившихся семей не превышает одного года...

"Чем разбавляют тульский бензин?" - этим вопросом в "Новотульском металлурге" (№49 от 10.04.08) задается Светлана Ульянова. Она напоминает, что с 1 января 2009 года весь бензин и дизтопливо российского производства должны будут соответствовать требованиям экологического стандарта "Евро-3", еще через год - "Евро-4". Высшая бензиновая проба стандарта "Евро-5" будет введена с 1 января 2013 года в обязательном порядке для всех производителей. Со ссылкой на начальника отдела поверки механических СИ ФГУ "Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Дмитрия Благовещенского журналистка пишет, что качество бензина по мере удаления от областного центра становится значительно хуже. Бывалые водители знают: отправляясь в дальнюю дорогу, стоит запастись топливом до ближайшего крупного населенного пункта. Заправляться на трассе, конечно, дешевле. Но риск "нарваться" на некачественное топливо увеличивается в разы. У каждого водителя - свои постоянные маршруты движения, привычные места заправки. Если "вдруг" после того, как в бак автомобиля залили свежее топливо, начались проблемы в работе двигателя, логично предположить, что причина - в некачественном бензине. Установить факт нарушения в этом случае достаточно просто. Поэтому в городе владельцы АЗС бензин стараются "не бадяжить". На трассе иначе. Уехал за сотни километров, а где заправлялся - и не вспомнишь. Что касается владельцев АЗС, в большинстве своем они, прежде чем закупить горючее, пользуются услугами испытательных лабораторий. Покупка разбавленного, как в известном фильме, бензина может обойтись очень дорого. Далее следует прогноз роста цен на ГСМ. Если верить экспертам, пишет Ульянова, пропорционально росту экологичности топлива будет расти и его цена. Впрочем, топливо дорожает уже сегодня. Кстати, оптовые цены выросли значительно больше розничных, так что на сколько еще подорожает бензин, волнует всех без исключения автолюбителей. По данным независимых исследовательских центров, тонна бензина в оптовых ценах выросла на 11,52%, тонна АИ-92 - на 4,06%, дизеля - на 4,62%. Внутренние цены на нефть повышаются вслед за мировыми. В России нефтяные компании готовы поставлять сырую нефть в мае по цене 8 тысяч рублей за тонну, в то время как поставки на апрель были по цене в 7 тысяч рублей. Радует, что розничные цены пока растут не сильно. С начала года бензин на АЗС подорожал на 2%. "Однако насколько хватит "запаса прочности", неизвестно...", - резюмирует журналистка.

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

"На гвоздь повесят мантию?" - задается вопросом Ирина Парамонова в "Тульском молодом коммунаре" (№45 от 09.04.08), имея в виду перспективу дисквалификации шесть судей области. По словам председателя облсуда Игоря Пыленко, которые приводит издание, сегодня главный критерий оценки работы судей - это строгое соблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Пока что ситуация в тульском правосудии далека от идеальной. Пыленко отметил, что за три месяца удалось достичь определенного сдвига, нарушений стало меньше, но они еще есть. Всего 15 процентов судей работают в строгом соответствии с буквой закона, в чем, по мнению Пыленко, виноваты, в первую очередь, председатели районных и городских судов. Для борьбы с волокитой председатель областного суда намерен использовать политику кнута и пряника. По итогам работы за прошлый год и первые три месяца этого года шестеро судей (как мировые, так и федеральные) вызываются в Квалификационную коллегию для досрочного прекращения полномочий. Это самое суровое наказание для судьи: он лишается статуса и права на пожизненную пенсию, сколько бы лет ни проработал. Заметим, что за 19 лет работы Квалификационной коллегии судей Тульской области лишь однажды судья был досрочно лишен полномочий: за нарушение дисциплины в 2002 году покарали судью из Заокского района. Изменится и система премирования судей. Теперь размер премиальных (это очень существенная прибавка к жалованью) будет зависеть от количественных и качественных показателей работы судьи: сколько дел рассмотрел, сколько - в срок, и сколько приговоров осталось в силе. "Это несправедливо, когда один судья рассматривает 10 дел за месяц, а другой - 200, но премии они при этом получают одинаковые", - считает Пыленко.

"Целился в курицу - попал в человека" - пишет Андрей Варенков в еженедельнике "Слобода" (№15 от 09.04.08). Трагический случай, в результате которого погиб 60-летний щекинец Евгений Макеев и только чудом остался цел его 7-летний внук, произошел 5 апреля в Щекине на ул. Парковой. Варенков пишет, что вечером Евгений Макеев с внуком Мартином пошли на улицу. "Вдруг с улицы донесся хлопок, - вспоминает дочь погибшего Людмила Аксенова. - Мама выбежала на улицу и увидела, что папа лежит на пороге дома без сознания, а из его ноги хлещет кровь!" Евгений Макеев до приезда медиков не дожил: пуля пробила бедренную артерию. Он умер от потери крови. Стрелок - 40-летний Сергей Т. - сам явился к дому убитого им мужчины: проверить, не стряслось ли чего из-за его стрельбы. Узнав, что погиб человек, он сам вызвал милицию. Подозреваемый, сосед погибшего пенсионера по ул. Парковой, работал в одной из московских охранных фирм. Он рассказал милиционерам, что в тот день решил зарубить трех кур. Пока рубил одну, вторая сбежала. Охранник, как был, в трусах и майке, вернулся домой, достал из сейфа охотничье ружье 12-го калибра, взял патрон и погнался за птицей. Свидетелем "охоты" за курицей стал сосед охранника. Увидев бегущего по улице с ружьем Сергея, мужчина попытался его остановить: "Ты с ума сошел? Не стреляй - на улице народа полно!" Но тот не послушался - выстрелил в сторону дома Макеевых. Пуля прошила забор и попала в стоящего у входа хозяина. "Следствие склоняется к тому, что убийство действительно, как и утверждает подозреваемый, было совершено случайно, - говорит Татьяна Аленчева, руководитель Щекинского следственного отдела СУ СК при Прокуратуре РФ. - Погибший и стрелявший были соседями, но не знали друг друга. Мы возбудили дело по статье о причинении смерти по неосторожности. Максимальное наказание за это преступление - 2 года лишения свободы. Пока в отношении стрелка избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде".