"Лет через 15 российские дороги будут как в Европе": интервью первого заместителя начальника ФГУ "Сибуправтодор"
В последнее время новосибирские власти все больше внимания уделяют состоянию дорожной отрасли. Новосибирск в 2008 году снова получит 1 млрд рублей из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дорог. Кроме того, озвучиваются наполеоновские планы о появлении в городе ряда важных развязок, в частности, на пересечении нескольких главных городских магистралей. В течение пары-тройки лет должно отремонтироваться Советское шоссе, которое неимоверно разбито, а ездят по нему только очень мужественные люди. К тому же Новосибирску, как воздух, нужен третий мост, и над этой проблемой сегодня тоже вроде бы работают. Однако до сих пор наши дороги оставляют желать лучшего. Ждать ли перемен? За ответами корреспондент ИА REGNUM обратился к первому заместителю ФГУ "Сибуправтодор" Сергею Титову.
ИА REGNUM: У нас в России две беды, и одна из них - дороги. Начнет ли ситуация когда-нибудь меняться в лучшую сторону?
Сейчас так уже нельзя говорить. Три года назад - было можно, а сейчас многое изменилось - как в России в целом, так и в сибирском регионе. Сегодня федеральные дороги, и так должно быть, это самые главные направления. И сеть федеральных автодорог сегодня гораздо лучше финансируется. Мы уже к 2010-2011 году выйдем на стопроцентное нормативное содержание трасс, которые находятся в нашем подчинении, а вот региональные трассы немного отстают.
Самое главное, что сегодня изменилось в дорожной отрасли, так это качество выполнения работ. В отношениях заказчика и подрядчика появилось понятие "гарантийные обязательства", мы даже судимся с теми, кто плохо или не вовремя выполняет свою работу. Пять-шесть лет назад это бы воспринималось как утопия. Раньше, когда финансирование шло тяжело, подрядные предприятия руководствовались одним - быстрее подписать госконтракт и получить деньги, чтобы хотя бы как-то выжить. Причем, если бы деньги можно было получить без контракта, то обходились бы этим способом. Сегодня финансирование не то что раньше, а некоторые подрядчики до сих пор пытаются жить прошлым и полагают, что требования к качеству работ можно оставить на прежнем уровне. Но времена, я подчеркиваю, изменились. Мы размещаем заказ, в конкурсе участвуют подрядные предприятия, затем заключается договор - в нем теперь прописано все. Начало выполнения работ, линейный календарь и график. Каждый их шаг прописан. И если будет шаг влево или шаг вправо, то подрядчиков ожидает...
ИА REGNUM: Расстрел?
Штраф. Штраф за каждый день просрочки, за применение некачественных материалов, за неправильное ограждение места работ и многое другое.
ИА REGNUM: Когда произошли такие перемены?
Последние два-три года мы последовательно работаем в этом направлении. А вот еще каких-то четыре-пять лет финансирование велось от случая к случаю, было непостоянным. Подрядчики иногда могли по три-четыре месяца не получать деньги за свои работы. Они, по сути, кредитовали их выполнение. Но плюс в нашей сегодняшней работе в том, что мы хотя и ставим жесткие требования, но зато сразу платим деньги. И это нашло отражение в работе подрядчиков - теперь они стараются укладываться в срок, делать работу более качественно. Кстати, в 2007 году только по объектам капремонта и ремонта мы оштрафовали подрядчиков на 19 млн рублей. В 2005 году эта цифра была порядка 7 млн.
ИА REGNUM: Увеличение суммы штрафов свидетельствует о том, что вы жестче стали спрашивать или просто увеличивается финансирование?
Вы правы, наряду с ужесточением требований у нас каждый год увеличивается финансирование, появляется больше объектов.
ИА REGNUM: С вас как-то тоже серьезнее спрашивают?
Да, с нас более серьезно стали спрашивать за качество выполняемых работ. Поэтому мы более серьезно спрашиваем с подрядных организаций, поскольку должны выполнять требования, которые перед нами ставит "Росавтодор".
ИА REGNUM: Вы говорите, "появились требования", "раньше штрафные санкции не были прописаны". А чья это заслуга? В первую очередь, это политика правительства. Ведь плохие дороги наносят урон нашей экономике. Да и по-другому нельзя уже было работать. Соответственно, мы не скрываем, с нашей стороны приходится иногда принимать неординарные меры. Если не принять их сегодня, завтра с подрядными организациями будет работать трудно. Мы, как заказчик, уже не идем на поводу у подрядных организаций.
ИА REGNUM: Раньше много воровали. Деньги не доходили до места назначения. Как с этим сейчас?
Нельзя сказать, что это было повсеместно. Случаев было много, потому что возможностей было много. Сегодня деньги приходят к нам и находятся на расчетном счете в казначействе. Я не случайно говорю: не проведя торги, не подведя итоги этих торгов, не заключив контракт с прописанным авансом - казначейство не заплатит ни копейки. К нам приходят деньги, мы уже четко видим, на какие объекты они распределены. И казначейство это четко контролирует - ни больше, ни меньше этих денег по контракту или объекту не будет оплачено.
Мы подвергаемся проверке и органами финансового надзора. У нас есть ведомственный контроль "Росавтодора" в лице "Росдортехнологии", которая раз в год производит полную проверку производственно-финансовой деятельности нашего ФГУ. Это тоже накладывает определенный отпечаток. Ведь раньше что было? Главный бич - на дорожную отрасль не обращали внимания. А еще в 2002 году были ликвидированы территориальные дорожные фонды, вследствие чего случился провал в финансировании, особенно в субъектах Федерации.
ИА REGNUM: На одной из встреч с подрядчиками, вы говорили о сложностях с проектными организациями, в частности, у крупнейшего новосибирского подрядчика - компании "Новосибирск-Автодор". Это частная проблема или нехватка кадров у всех?
Сегодня это болезнь многих. Вообще в дорожно-строительные предприятия очень сложно найти руководителя, главного инженера, таких специалистов, которые действительно могли отдаваться работе. А проектировщики - это интеллигенция дорожной отрасли. Они на голову должны быть выше, чтобы сразу заложить разумные технические решения в тот или иной проект. Их, к сожалению, нет.
ИА REGNUM: А куда эти люди делись? Их не учат?
Во-первых, автомобильно-дорожных вузов очень мало. Их и раньше-то было небольшое количество (московский автомобильно-дорожный, киевский, харьковский, сибирский, омский, ташкентский, потом появился строительно-дорожный в Усть-Каменогорске). Понятно, что и специалистов тоже мало. Во-вторых, эта специальность не была престижной. В дорожной отрасли самое ужасное время - время застоя - было с середины девяностых годов до, пожалуй, 2005 года. Каждый знал, что сегодня можно отработать месяц, а зарплату за этот месяц получить через три-четыре месяца. Конечно, человек старался и выбирал другое место работы, чтобы прожить самому и прокормить семью.
ИА REGNUM: Ну, как вам видится, проблема нехватки кадров будет решена?
Проектные предприятия и в Новосибирской области, и в других городах раньше были очень мощные, имели свои здания, эти здания были большие, а потом, когда начались плохие времена, были сданы в аренду или проданы. Сегодня некоторые проектные предприятия начали перерождаться и создаваться с нуля. Я считаю, должны вернуться вузы. Дополнительно на уровне государства должно вестись распределение. Это очень важно. И "Новосибирск-Автодор" и "Сибмост", хотя и были тяжелые времена, на свои средства обучали специалистов, оплачивали их обучение в СГУПСе (Сибирский госуниверситет путей сообщения, ранее НИИЖД, - прим. ИА REGNUM), выплачивали стипендии, но потом мало кто после института возвращался. Раньше, если студент не доехал до места распределения, его разыскивали через прокуратуру, могли даже диплома лишить. Сегодня к этому нужно вернуться.
ИА REGNUM: Через сколько лет наши дороги станут такими как в Европе? Произойдет ли это вообще?
Я думаю, произойдет. Жизнь заставит сделать это. По срокам трудно сказать, ведь многое зависит еще от субъекта Федерации, его руководства. А по федеральной сети в целом в ближайшие 10-15 лет мы достигнем определенного уровня. Наши дороги никто не будет называть "направления", это будут хорошие дороги с качественным покрытием, по которым можно будет хорошо ездить.
Справка ИА REGNUM:
Сергей Титов родился в 1961 году в Казахстане. После школы, в 1978 году, поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт, который окончил в 1983 г. Затем работал в дорожной системе, был выдвинут на комсомольскую работу (1985-1990 гг.), руководил более 15 лет дорожно-строительной фирмой, затем назначен в Новосибирске генеральным директором завода дорожных машин. В 2004 году пришел в ФГУ "Сибуправтодор" на должность заместителя начальника (начальник учреждения - сын кемеровского губернатора Дмитрий Тулеев), с февраля 2005 стал уже первым заместителем.
ФГУ "Сибуправтодор" - представитель Федерального дорожного агентства в Западно-Сибирском регионе. В оперативном управлении "Сибуправтодора" - федеральные автомобильные дороги М-51 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск до Новосибирска, М-53 "Байкал" от Новосибирска через Кемерово, Красноярск до Иркутска с подъездом к Томску, М-52 "Чуйский тракт" от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, М-38 от Омска через Черлак до границы с Казахстаном, 1Р 402 от Тюмени через Ялуторовск, Ишим до Омска в границах четырех субъектов Федерации: Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Всего на балансе ФГУ "Сибуправтодор" состоит 2014,8 км федеральных автомобильных дорог и 84 автодорожных мостовых сооружения общей протяженностью 5 835 погонных метров. К выполнению работ по содержанию федеральных автомобильных дорог привлечено 12 подрядных организаций. Работы по содержанию мостовых сооружений выполняют две специализированные мостовые организации (Омская и Новосибирская области) и четыре дорожные организации в Кемеровской и Томской областях.
В 2008 году на объектах ремонта и капитального ремонта планируется освоить 1 154,8 млн рублей: будут отремонтированы более 280 км участков автотрасс региона, капитально отремонтированы 70,56 км. В Омской области будет отремонтирован путепровод через железную дорогу на автотрассе М-51. Финансирование строительства северного обхода Новосибирска предусмотрено в размере 2 млрд рублей. Это позволит ввести мост через Обь, четыре пусковых комплекса, завершив в целом первый этап первой очереди строительства.