Приднестровское урегулирование: "Сегодня Приднестровье не видит никаких предпосылок даже для обсуждения темы строительства общего государства с Молдавией". Косовский прецедент: "После признания Косово - политика Приднестровья должна стать многовекторной". Общество: "Порядок общественной деятельности ПМР должен соответствовать российскому".

Приднестровское урегулирование: "Сегодня Приднестровье не видит никаких предпосылок даже для обсуждения темы строительства общего государства с Молдавией"

"Последняя реальная попытка окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта была предпринята неимоверными усилиями Дмитрия Козака в 2003 году, то есть пять лет назад, - пишет газета "Приднестровье". - Думается господин Козак до сих пор хорошо помнит ту "эпопею" и не забыл, каким фиаско она закончилась. Тогда, в 2003 году, он был настолько обескуражен неожиданным отказом президента Молдавии Владимира Воронина поставить свою подпись под итоговым документом, что расценил этот поступок одним выражением: "За гранью добра и зла". С тех пор многое изменилось в молдавско-приднестровских отношениях. К сожалению, как показало время, президент Молдавии в действиях по отношению к Приднестровью так и не вышел из этого состояния и продолжает пребывать за гранью добра и зла. И если еще пять лет назад приднестровцы скрепя сердце поддались на уговоры России и согласились предпринять попытку строительства общего государства с Молдавией, то сегодня они не видят никаких предпосылок даже обсуждения этой темы. Сегодня на повестке дня может стоять вопрос о добрососедских отношениях двух государств: Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики".

"Необходимо отметить следующий факт: в немалой степени переговорный процесс растянулся на пятнадцатилетний период, и по той весьма банальной причине, что каждый раз смена главы миссии ОБСЕ в Молдавии, ротация главы посольства США в Кишиневе, перевыборы состава Госдумы России и Верховной Рады Украины отбрасывают переговорный процесс практически к исходному рубежу, - отмечает издание. - Новые участники урегулирования с интересом экскурсантов посещают стороны конфликта, знакомятся с его историей из источников в Кишиневе и Тирасполе, постепенно обрастают информацией, и к концу своего пребывания в роли посредников или наблюдателей уже неплохо разбираются в сути вопроса. Самое время приступить к делу по-настоящему, но тут заканчивается время их миссии и на смену приходят новые "экскурсанты". "Как отмечали члены приднестровской делегации, участвовавшие в парламентских слушаниях в Москве, кулуарные беседы с депутатами Госдумы Российской Федерации нового созыва показали, что они (не все, но многие) мало что знают о Приднестровье, и для них явилось большим откровением, что в Приднестровье давно сформировались и работают все институты госуправления, есть своя законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, отличные и независимые от Молдавии, свои армия и органы правопорядка, государственной безопасности, финансовая система. Словом, они открывали для себя приднестровскую "терра инкогнита". Это не может не удручать. Не может не удручать еще и потому, что, судя по тексту заявления Госдумы РФ, он был, по старой канцелярской традиции заготовлен заранее, до проведения слушаний. Депутаты понадеялись на свой кругозор по принципу "высоко сижу - далеко гляжу", - пишет газета.

"Если изучать текст заявления Госдумы, то нужно обратить внимание на то, что там есть такое выражение: "Государственная дума уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии и Молдавии", - отмечает издание. - А как тогда расценивать действия госорганов РФ, регистрирующих в массовом порядке гражданство России (в Абхазии, Южной Осетии и ПМР) по заявлениям граждан суверенного, независимого государства, да к тому же проживающих на территории этого государства? Разве это не является вмешательством в его внутренние дела и нарушением суверенитета?"

"Если постараться быть юридически безупречным, то следует подчеркнуть, что и Молдавия, и Грузия выходили из состава СССР с нарушением Конституции Союза ССР и международного права, не проведя всенародного референдума. Отсюда следует, что свидетельствовать свое уважение их территориальной целостности - означает потворствовать нарушителям и узурпаторам власти. Что касается послевоенного периода, когда, по мнению депутатов Госдумы РФ, и проходил мучительный процесс формирования системы международных отношений, то, как в этот процесс вписать развал Советского Союза с массовыми нарушениями процедур выхода из его состава союзных республик? Не нарушило ли незыблемость этой системы разделение Чехословакии, объединение двух Германий, варварское растерзание Югославии, беспрестанное вмешательство Вашингтона во внутренние дела целого ряда суверенных государств с целью смены правящего режима и, наконец, вторжение США в Ирак вопреки Уставу ООН?!", - пишет газета "Приднестровье".

"В современном мире, да и в мире вообще, невозможно соблюдать и активно отстаивать интересы одного государства без ущемления интересов другого. Это - аксиома", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Почти год посредники в переговорном процессе между Молдавией и Приднестровьем говорят о возобновлении переговоров. В Приднестровье готовы вести диалог с руководством Молдавии, но обсуждать пока сторонам нечего. Подготовка к встрече не ведется. Нет повестки дня, нет документов для обсуждения. Уже наработан пятнадцатилетний опыт подготовки к таким встречам. Сейчас Молдавия настаивает на реализации закона о статусе Приднестровья, принятого молдавским парламентом в 2005 году (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Позиция Молдавии такова: вот закон, декларация Молдавии о нейтралитете, обсуждать которую не дело приднестровцев, и дорожная карта - выполняйте! Этот план хорош, но беда в том, что он нереализуемый. Гаранты и посредники тоже не поддерживают официальный Кишинев. Украина в молдавском плане вообще не упоминается, также молдавский подход противоречит позиции России, основанной на равноправном отношении к сторонам".

"Заявления Воронина - это предвыборный пиар, но Приднестровье не участник данной избирательной кампании, - отмечает информагентство. - У Воронина своя задача - это сохранение власти, а не приднестровское урегулирование".

"Четыре месяца назад Владимир Воронин обещал, что группы молдавских экспертов разработают проекты в области инфраструктуры, торгово-экономической области, восстановления функциональности железной дороги Молдавии, в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В итоге ни одного проекта в Приднестровье для обсуждения Кишинев не направил. Уже четыре месяца в Молдавии работают 12 экспертных групп. Но за это время ПМР не получило ни одного документа. Россия и Украина тоже ничего не получили", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Политика нынешнего молдавского руководства постоянно меняет свою направленность, она то прозападная, то пророссийская. Примерно раз в три года можно наблюдать полный оборот. Сейчас наступило время пророссийского цикла", - заключает информационное агентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Приднестровью настоятельно рекомендуется сесть за стол переговоров. В Тирасполе и не отказываются. Было бы что обсуждать. Пока же транзитный протокол переговорщики отклонили, взамен ничего путного, по мнению дипломатов, не предложили. Но неизменным остается условие - переговоры на равных. И любые документы подписывать с Молдавией только по согласию всех сторон. Правда, и приднестровские, и даже молдавские эксперты сомневаются, что так и будет. У переговорного процесса на сегодняшний день перспектив нет, потому что Молдавия не отказывается от принципа унитаризма. А это тот принцип, на который никогда не согласится Тирасполь. Впрочем, у Приднестровья есть стабильный союзник в лице России. Кроме того, межведомственный протокол Жуков-Смирнов вступает в фазу второго этапа. (23 мая 2006 года в Москве по итогам рабочей встречи заместителя председателя правительства Российской Федерации Александра Жукова с президентом Приднестровья Игорем Смирновым был подписан протокол. Подписание данного комплексного документа, предусматривает установление прямых связей между Россией и Приднестровьем в различных областях. Основой протокола "Смирнов - Жуков" являются ключевые принципы и положения Меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" от 8 мая 1997 года - прим. ИА REGNUM). В этот документ планируется добавить целый ряд интересующих Приднестровье позиций. Более того, уже началась работа по участию ПМР в двух национальных проектах России: по образованию и медицине".

"На всех уровнях продолжать работать единым фронтом Приднестровье планирует и с содружеством "За демократию и права народов". За прошлый год эти отношения укрепились созданием устава сообщества. ОБСЕ и США сейчас по отношению к ПМР занимает весьма пассивную позицию. Зато Приднестровью интересно взаимодействие с Евросоюзом в области транзита грузов, работы транспорта, выдачи квот предприятиям. Словом, работать теперь Приднестровье будет многовекторно", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Газета "Человек и его права" пишет: "Президент США Джордж Буш выступает за урегулирование приднестровской проблемы в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), о чем заявил в интервью ряду европейских изданий перед началом визитов на Украину, в Румынию, Хорватию и Россию. "Прежде всего, мы хотим работать над тем, чтобы Молдавия, ныне независимая страна, сохраняла суверенные границы, и чтобы к ней относились как к независимой стране", - подчеркнул хозяин Белого дома. По его словам, США участвуют в работе формата "5+2", который, как он надеется, приведет к урегулированию приднестровского вопроса".

Издание отмечает, что "на приднестровское урегулирование влияют разногласия крупных держав". "Молдавия стала заложницей геополитики больших государств, поэтому на урегулирование конфликта влияют разногласия крупных держав по Косово, ДОВСЕ и по поводу возможного вступления Грузии и Украины в НАТО. Молдавии не остается ничего, кроме как ждать результатов. Если будут достигнуты какие-то сдвиги в решении проблемы территориальной целостности Молдавии, значит, в чем-то нужно будет идти на уступки", - пишет газета.

Косовский прецедент: "После признания Косово - политика Приднестровья должна стать многовекторной"

Газета "Приднестровье" пишет: "Повествование современной европейской истории отныне делится на два этапа: до того как, не спрашивая согласия независимого государства, его провинцию в нарушение существующей системы международных отношений (США, в первую очередь), признали независимым государством, и - после этого события. В связи с этим можно сказать, что современникам "повезло" жить в очередную эпоху перемен. На наших глазах завершается слом выстраиваемой послевоенными десятилетиями международной системы отношений, чем девальвируется авторитет ООН как основного органа, сохраняющего миропорядок. При этом часть государств во главе с Соединенными Штатами готова и дальше следовать по пути волюнтаризма, ориентируясь на авторитет силы, а часть, в число коих входит и Россия, предпочитает придерживаться устава ООН. Большая политика - это большая игра, к сожалению, одной из "карт" в большой игре между Россией и Западом в числе непризнанных республик на постсоветском пространстве стало и Приднестровье".

"Для приднестровцев на протяжении всего периода существования государства наиболее актуальным вопросом является тема международного признания независимости приднестровской государственности, на первом этапе, как минимум, со стороны России, - отмечает издание. - Однако, как выясняется на примере Косово, не все надежды, связанные с признанием независимости даже рядом стран, воплощаются в реальные дивиденды. Еще буквально накануне факта объявления о своем суверенитете косовары с уверенностью говорили о том, что их государственность готовы признать не менее ста стран. Сегодня выясняется, что это далеко не так. Подавляющее большинство стран мира признать независимость Сербской провинции явно не торопится. Не спешит с признанием мусульманского Косово даже ряд стран мусульманского мира, озабоченных распространением вируса сепаратизма и на свои территории". "Совершенно очевидно, что в обозримом будущем у Косово (по незыблемому праву вето) нет шансов стать членом ВТО, ОБСЕ, не говоря уже о том, что Косово не сможет рассчитывать на членство в ООН", - подчеркивает газета.

"Сербия всеми силами стремится попасть в Евросоюз, и, в обмен на членство в ЕС, Белград, скорее всего, заявит о предоставлении Косово независимости. В каком положении тогда окажется Россия? Самый мягкий ответ - в нелепом. И еще в заведомо проигрышном, поскольку в случае если Белград заявит о предоставлении независимого статуса Приштине, Косово приобретет статус абсолютно легитимной независимости (с согласия центра). Но нет никаких предпосылок полагать, что таким же образом могут поступить с Абхазией и Южной Осетией - Грузия, а с Приднестровьем - Молдавия. То есть тогда для России тема "признать - не признать" будет окончательно закрыта", - пишет газета "Приднестровье".

"Приходится с горечью констатировать: Россия, своей подчеркнуто корректной политикой приверженности невмешательству, позволила на Балканах развиваться ситуации в направлении, заведомо проигрышном для себя, и точно так же действует и на постсоветском пространстве - отступая шаг за шагом, проигрывает Грузию, Украину, Молдавию, а как следствие - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, - отмечает издание. - Есть мнение, что Российская Федерация проводит многовекторную политику, направленную на защиту собственных госинтересов в отличие от одновекторной, которую проводил Советский Союз". "Возможно, чисто внешне картина выглядит так, но представляется, что одновекторная внешняя политика, проводимая СССР, была на порядок логичнее и эффективнее нынешней российской", - подчеркивает издание.

"В начале президент Путин заявил, что Косово в случае признания его независимости создаст прецедент. Затем сказал о том, что этот прецедент несомненно распространится и на непризнанные республики стран СНГ. Затем, по мере развития событий, утверждал, что Россия оставляет за собой право поступить с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем аналогичным образом, признав их право на независимость. И, наконец, после объявления Косово о своей независимости и признания ее США, Россия заявляет: "А мы не собираемся обезьянничать"... В такой непростой обстановке Приднестровье также предполагает проводить многовекторную внешнюю политику, ибо грамотная ориентация позволяет наращивать экономическую деятельность и без политического признания", - подводит итог газета.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Приднестровью следует откорректировать свою политику. Выбирать направления в политике следует исходя из общемировых тенденций. Последний раз значительные изменения произошли совсем недавно, 17 февраля 2008 года. Тогда сербский край Косово провозгласил независимость. Косово стало последней каплей, которая разрушила Потсдамскую мировую систему. Рушиться она начала после распада СССР. Почти 15 лет можно было наблюдать этот процесс. Потсдамская система мироустройства установилась после Второй Мировой войны. Это была двублоковая система победителей - СССР и США. В блоки входили союзники, друзья и так далее. Тогда, после войны была создана Организация Объединенных наций - высший форум, иногда суд и один из механизмов по признанию государств. Высшая форма признания страны - это принятие его в ряды ООН. Теперь эта система потерпела крах". "Официальный Тирасполь с самого начала заявлял, что не считает Косово прецедентом для себя, - отмечает информагентство. - История Косово и Приднестровья сильно отличается. ПМР больше, чем Косово имеет прав на признание".

"Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия ставили вопрос о международном признании со стороны России. Ответом, который получили республики, недовольны ни Южная Осетия, ни Абхазия, ни Приднестровье. Но профессионалы в РФ считают правильным не делать поспешных шагов. Для РФ нет понятия "быстро" в вопросах признания. Сейчас Москва хочет отследить - насколько успешна ситуация с Косово", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Хотя нет оснований для разговоров о том, что "Москва бросила Приднестровье". Не следует ограничиваться только думскими слушаниями, - отмечает информационное агентство. - Парламентская дипломатия - это отдельный вид дипломатии и политической деятельности".

"После косовского прецедента: признания этого государства и дальнейших последствий данного факта - политика ПМР должна стать многовекторной. Естественно для ПМР остается эталоном политика Советского Союза. Она была по своей сути идеологической и одновекторной. И в ответ в Приднестровье ждут такого же отношения к себе. Особенно со стороны России. Но в нынешних условиях это невозможно. Россия сама проводит сегодня разноплановую, прагматичную политику. Она не идеологическая и даже не националистическая. Хотя многовекторность ПМР будет сильно отличаться от молдавской. Доктрина внешней политики меняется раз в несколько лет. Поэтому ошибки в выборе векторов лучше не допускать", - резюмирует информагентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Признанное Косово еще не повод говорить о независимости Приднестровья - таков неутешительный вывод мирового сообщества. Действительно Косово для ПМР не прецедент, удел Приднестровья - ожидание обыкновенного чуда в то время, когда преобладает право сильного. Впрочем, как долго просуществует независимость Косова, вопрос спорный. Косовары рассчитывали на поддержку минимум 100 стран, в итоге заручились признанием менее 40. Им не светит вступление в ООН, против будет Россия и Китай. Косово не грозит вступление в Евросоюз - против будет Греция и Испания. ОБСЕ и ВТО тоже останется лишь несбыточной мечтой молодого признанного государства. Потому как право "вето" еще никто не отменял. Вот и независимость".

"С одной стороны, государство, с другой стороны - субъект международного права, как показывает практика, в области экономики Косово будет развиваться с большим трудом. А с точки зрения дипломатии США - это будет серьезная неудача, потому что обещали-то быстрое развитие и всеобщее признание. Россия занимает выжидательную позицию. Она не верит, что сербы будут держаться до конца. Шумные протесты, кипа бумаг против признания Косово - все теория. На практике - ни санкций, ни обещанного разрыва отношений с теми странами, которые признали сепаратистов", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Общество: "Порядок общественной деятельности ПМР должен соответствовать российскому"

Газета "Приднестровье" пишет: "В настоящее время представители более 70 общественных объединений всех городов и районов республики обсуждают проект закона "Об общественных объединениях". По мнению общественников, обсуждение законопроекта - это лишь повод для активизации, причина глубже: нужен серьезный разговор с представителями власти о дальнейших путях развития общественного движения в Приднестровье".

"После многократной коллективной экспертизы законопроекта все предложения анализируются и направляются в Верховный Совет. Чтобы новый закон наиболее полно и всесторонне регулировал деятельность общественных объединений, парламентарии приняли решение о создании рабочей группы, в которую войдут сами депутаты и представители общественных объединений республики", - отмечает издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Принятие Верховным Советом ПМР закона "Об общественных объединениях" без обсуждения самими общественными организациями не соответствует принципам организации демократического государства, поэтому необходимо проводить многократное всеобщее обсуждение и экспертизу. При этом, необходимо менять не только сам закон "Об общественных объединениях", а все законодательство ПМР, которое так или иначе регламентирует деятельность общественных объединений. Это и соответствующий профильный закон, и определенные налоги, связанные с деятельностью общественных объединений в отраслевых законах (допустим закон "Об образовании" или закон "О культуре"). Все эти вопросы необходимо рассматривать и прорабатывать, причем не только депутатами, но и всеми общественниками".

"Самое первое и главное требование общественников - исключить жесткую регламентацию внутренней структуры общественных организаций и движений. Для этого имеется устав. Еще одна поправка - ввести статью о "государственной поддержке общественных объединений" и отменить жесткий механизм государственного контроля над общественными объединениями. Это, конечно, нонсенс, когда в проекте закона "Об общественных объединениях" говорится о том, что государство должно участвовать во всех мероприятиях общественного объединения, причем без соответствующего приглашения или когда говорится о том, что государство может требовать и запрашивать документы общественных организаций без всякого на то основания". Порядок общественной деятельности ПМР должен соответствовать российскому. Нужно все делать как в российском законодательстве, разрешить госорганам комплексную проверку раз в год. И ввести такую норму законодательства - как приостановка деятельности. А не сразу после первого предупреждения роспуск общественной организации. Также нужна поправка относительно введения отдельной категории "социально значимых" общественных объединений. Такой статус должен появиться, а такие организации должны иметь первоочередное право на поддержку государства. Но контролировать и присваивать этот статус должен специальный общественный совет по развитию институтов гражданского общества. Подобный орган в России уже есть и работает при президенте. В состав совета входят авторитетные общественные государственные деятели. Нельзя запрещать участвовать в работе организаций всем должностным лицам исполнительных органов государственной власти", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.