Бензиновый максимум и массовое изгнание студентов: обзор иркутских СМИ
Обзор СМИ Иркутской области за 31 марта - 7 апреля
О дальнейших перспективах роста цен на и без того недешевый в Иркутской области бензин рассказала газета "Конкурент". Материал под заголовком "Исторический максимум" был опубликован 5 апреля: "Иркутск и до последнего повышения цен на топливо относился к числу самых дорогих городов по цене бензина. По последним данным Росстата, которые были опубликованы 31 марта, областной центр со среднестатистической стоимостью АИ-92 23,43 рубля против среднероссийских 20,94 занимал 11-е место в списке из 83 столиц субъектов федерации. Иркутск опережали лишь Чита (24,4), Якутск (25,72), Хабаровск (24,24), Магадан (25,13), Южно-Сахалинск (24,9), Владивосток (24,16), Биробиджан (24,19), Благовещенск (24), Петропавловск-Камчатский (27,5) и Анадырь (29,4). Эксперты всегда затруднялись объяснить причины такого ценового расклада. Ведь в регионе находится входящий в восьмёрку по объёмам переработки нефти
"Заместитель губернатора области
"Перестал существовать торговый дом, который занимался продажей нефтепродуктов на региональном рынке, и, конечно, отсутствие сегодня регионального мощного оператора сыграло определённую роль, - заявил Клоков журналистам. - Сегодня мы ставим задачу, чтобы у нас появились оптовые операторы".
Генеральный директор ОАО "Иркутскнефтепродукт"
Как отмечает издание, отраслевые аналитики склонны считать, что причина сложившейся ситуации кроется в отсутствии конкуренции среди поставщиков топлива. В Иркутской области рынок контролируется собственником АНХК, поставляющим на комбинат нефть для переработки. Все владельцы АНХК при ценообразовании на местном рынке традиционно исходят не из экономической обоснованности цены, а из того, сколько будет стоить бензин, если конкурент привезёт его по железной дороге, ориентируясь главным образом на завод "
О реакции автомобилистов на рост цен на бензин в регионе 7 апреля рассказала газета "Комсомольская правда. Иркутск" в материале "Иркутские автомобилисты оглушили город сиренами": "Иркутские автомобилисты 6 апреля устроили акцию протеста. И все из-за резкого подорожания топлива. На этой неделе бензин снова подорожал: за литр 92-го теперь нужно платить не 22,5, а все 25 рублей. С 14:00 около 50 машин с ревом и включенными фарами проезжали по главным городским улицам и старому Ангарскому мосту. Бастовали все: и таксисты, и водители общественного транспорта, и водители на личных автомобилях. На машины, чтобы можно было сразу отличить, приклеили наклейки и прицепили флажки с российским триколором".
"Это безобразие! По-другому просто не назовешь. Конечно, я ездить буду. Но это же издевательство над людьми. Если бы не работа, я бы вместе со всеми по городу катался", - говорит системщик Станислав Буданов.
"Машины устроили гонки по Иркутску на два часа. Переговоры, где и когда начать акцию, народ вел на форуме в интернете. Рассчитывали состыковаться у "серого дома" (здание администрации Иркутской области - ИА REGNUM) и начать акцию протеста оттуда, - пишет газета. - Вдруг кто-то из властей выйдет переговорить? Автомобилисты явно недооценили компьютерную продвинутость стражей порядка, обязанных следить, как бы чего не вышло. Ведь разрешения на массовую сходку им никто не давал. Поэтому уже в 13:30 перед зданием областной администрации дежурили сотрудники ГИБДД с полосатыми жезлами. Они выгоняли автолюбителей. Служба такая. И журналистам пришлось охотиться за автопротестантами по всему городу. Будет или нет результат от такого протеста - неизвестно. Но водители в голос говорят, что просто так этого не оставят".
О массовом отчислении студентов из крупнейшего вуза Приангарья - Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) 7 апреля рассказала "Областная газета" в материале под заголовком "Лишние студенты?": "На минувшей неделе (31 марта - 4 апреля - ИА REGNUM) в редакцию издания обратились несколько студентов самого большого и популярного вуза Приангарья - ИрГТУ. Вернее - бывших студентов. Экс-политеховцы заявили, что в вузе идет массовое отчисление студентов, и по итогам зимней сессии ряды учащихся покинули порядка 2-3 тыс. человек. По мнению ребят, происходящее связано с проверкой Технического университета специалистами Рособрнадзора".
19-летний Андрей с большим удивлением обнаружил свою фамилию в списках на отчисление, вывешенных у дверей деканата родного факультета. Молодой человек всегда успешно сдавал экзамены и зачеты, но в этот раз, устроившись на работу, допустил несколько задолженностей. "Многие мои однокурсники работают уже с первого курса и постоянно пропускают пары. Я видел, как им разрешали пересдать экзамены до следующей сессии, и поэтому тоже пошел работать с полной уверенностью, что отчисление мне, как и другим ребятам, не грозит", - говорит он. Андрей не защитил курсовую работу и вовремя не сдал два экзамена. Сейчас он продолжает работать, но уже не является студентом, а значит, вполне может быть вызван на заседание призывной комиссии и пополнить этой весной вооруженные силы страны. В результате отчисления один из курсов факультета кибернетики ИрГТУ лишился целой группы студентов. Многие ребята сейчас ходят в университет и договариваются с преподавателями о пересдаче зачетов и экзаменов, чтобы к осени восстановиться на учебе.
"По уставу вуза мы обязаны отчислять студентов, имеющих по окончании сессии три и больше задолженностей, - комментирует декан факультета
"Нам жалко ребят, но что поделаешь? - говорит Александр Петров. - Раньше мы, действительно, разрешали им закрывать долги до следующей сессии. Но эта практика себя не оправдала. Когда очень много задолжников на факультете, они потом и следующую сессию сдать не могут - им же надо долги ликвидировать, вот они и запускают текущий материал, по которому снова не сдают экзамены. То есть мы каждый год почти столько же студентов отчисляем, но после летней сессии".
"Декан признается, что сейчас такими мерами "в вузе наводится определенный порядок", но связывать происходящее с прошедшей проверкой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) не стал. Специалисты данного ведомства приезжали в ИрГТУ в конце марта. Визит москвичей был связан с тем, что в этом году у Технического университета заканчивается срок, на который выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности. В прошлом году министр образования и науки
Как пишет газета, согласно комплексной оценке ИрГТУ за 2008 год, размещенной на сайте вуза, в Политехе сегодня учатся 35,7 тыс. человек. Пять лет назад их было 27 тыс. Председатель комиссии, проверяющей вуз, главный специалист Рособрнадзора Лилик Арутчьян заверила, что площади ИрГТУ соответствуют по нормативам количеству обучающихся здесь студентов. По ее словам, результаты экспертизы вуза обнародованию не подлежат и будут обсуждаться на аккредитационной коллегии Рособрнадзора в мае-июне. "Но уже сейчас в целом можно отметить, что ИрГТУ - это хороший вуз. По многим показателям он находится в первой четверти технических университетов страны", - отметила она. Между тем, ректор ИрГТУ Иван Головных в пятницу, 4 апреля, опроверг факт массового отчисления студентов в связи с проверкой. По его словам, в вузе идет "нормальный процесс, когда в результате академической неуспеваемости некоторые студенты покидают стены вуза".
О необычном судебном процессе - интернат против матери одного из своих воспитанников 3 апреля рассказал еженедельник "СМ номер один" в материале "Саянский детский дом-интернат подал в суд на мать воспитанника": "Женщина отказывалась перечислять часть пенсии своего ребенка на счет социального учреждения за содержание дочери. По закону такого ребенка за неуплату должны отчислить. Но если его вернут родителям, пострадает сам ребенок. Сегодня в детском доме-интернате (ДДИ) содержатся 315 воспитанников со всех городов и весей Иркутской области. Местных ребятишек из Саянска и Зимы всего 12. Родители имеются у десятой части детей. Сирот, как и положено, полностью содержит государство, цена вопроса примерно 16 тыс. рублей в месяц. А вот если имеются родители, получающие пенсию (сейчас это около 3 тыс. рублей) на ребенка-инвалида, то они должны 75% от этой выплаты перечислить социальному учреждению на содержание именно своего ребенка, а недостающую часть добавит государство. Для этого при поступлении ребенка в дом-интернат между руководством и родителями заключается договор. Но зачастую родители сдают детей-инвалидов и забывают о них - не навещают, не интересуются".
Жительница Саянска Катерина сдала свою дочь - лежачего инвалида - в ДДИ еще в 1996 году и последний год как будто забыла о ней. Не навещала, не интересовалась и не перечисляла деньги. "По закону мы обязаны такого ребенка за неуплату отчислить, - говорит Виктор Епифанцев, директор этого социального учреждения. - Но на деле понимаем, что пострадает он, и пытаемся всячески воздействовать на нерадивых родителей. С родительницей К., к сожалению, дело дошло до суда, который, конечно, примет решение в пользу детского дома и обяжет мамашу платить. К счастью, такие случаи пока единичны". В качестве альтернативы руководство СДДИ разрешает родителям не перечислять деньги, а самим покупать детям одежду и другие необходимые вещи - родителям так спокойнее, они уверены, что помощь поступит точно по назначению. Кстати, на родительские средства могут приобретаться только личные вещи для ребенка, которые затем, в случае перевода его на другое место лечения, по описи передаются с ним".
Как продолжает издание, еще одна болезненная проблема в интернате - положенное инвалидам жилье. "Интересы детей с этого года блюдет вновь созданный департамент опеки, попечительства и семейной политики. Схема простая и сложная одновременно: если ребенка оформляют в социальное учреждение, опека закрепляет за ним жилье (если таковое имеется), в котором он был прописан. Это решение обязательно визирует глава администрации. Далее жилье могут продавать или менять, но обязательно без ухудшения жилищных условий и при наличии в новой квартире доли ребенка. А вот здесь начинаются сложности, поскольку следить за всеми перипетиями и состоянием жилья с момента поступления ребенка в интернат обязаны уже не органы опеки, а руководство детского дома. Но если учесть, что в тот же ДДИ привозят детей со всей области, то уследить за всем просто невозможно".
"И здесь начинается долгая, нудная и совершенно бесполезная переписка с муниципалитетами, с территорий которых к нам поступили дети, - рассказывает юрисконсульт Саянского ДДИ Дмитрий Мелкоступов. - Нередко наши письма просто игнорируют. Везде сидят грамотные юристы и занимаются только тем, что пытаются найти лазейку в законе и воспользоваться ею. Одна из таких лазеек - это что по закону положено всех детей, прибывающих к нам, в Саянский детский дом, регистрировать по месту пребывания. По сути, сегодня мэр Саянска должен озаботиться поиском жилья примерно для 200 наших воспитанников. Но мы делаем все возможное, чтобы жилье было закреплено за детьми там, откуда они приехали".
Пока юристы соревнуются в знании законов, жилье детей-инвалидов уплывает в неизвестном направлении. Причем по неизвестным причинам свои распоряжения отменяет сам глава администрации, возмущается Виктор Епифанцев: "То есть захотел - закрепил жилье, понадобилось для других нужд - отменил свое распоряжение без объяснения причин. Так случилось в Иркутске, когда квартиру воспитанника дома-интерната продали, но в новом жилье его доли не оказалось. А самого ребенка поставили на льготную очередь. Переписка по этому делу длится уже полгода. Руководство ДДИ намерено обратиться в прокуратуру".