Обзор прессы Новосибирской области с 24 по 30 марта

Горсовет подозревает руководство ОАО "Спартак" в "разбазаривании" земли стадиона. Новосибирский Роспотребнадзор пытается оспорить в суде продажу сертификатов дополнительного сервиса местным филиалом "Эльдорадо". Подобные иски ведомство уже выиграло в трех российских городах. Деньги, вырученные от продажи новосибирского ГУМа, местная мэрия потратит на ремонт дорог. Mail.Ru объявила об открытии в Новосибирске офиса продаж. "PepsiCo" и "Собол" поделили брэнды.

Вокруг стадиона "Спартак" в очередной раз разгорается нешуточный скандал. Как в пятницу, 28 февраля, пишет газета "Новая Сибирь", "новосибирские депутаты заподозрили руководство акционерного общества в том, что оно втихаря и задешево распродает территории стадиона".

"Запросы от горсовета уже разосланы в соответствующие инстанции, - рассказывает издание. - В них говорится, что гендиректор ОАО "Спартак" Геннадий Гундарев не так давно провел сделку с некоей фирмой, аффилированной с компанией "РАТМ" - обладателем контрольного пакета акций "Спартака", уступив ей участок под застройку. При этом мэрия, которая также является акционером, даже не была поставлена в известность о проведенной операции. По существующему законодательству директор ОАО имел право совершить сделку на сумму, не превышающую 25% от стоимости всего имущества "Спартака", и продать часть его территории, не ставя в известность совет директоров. Но столь явное пренебрежение мнением городских властей возмутило депутатов. Не могло оставить их равнодушными и то, что участок дорогой земли в самом центре города ушел, как они считают, за чисто символическую плату".

Передел "Спартака" уже не первый год становится темой для обсуждения в широких кругах общественности, продолжает "Новая Сибирь". "Незадолго до парламентских выборов в горсовете была создана рабочая группа для выяснения обстоятельств, способствовавших приходу на стадион компании "РАТМ". Как уже сообщало издание, изначально акции распределялись между мэрией и Федерацией профсоюзов Новосибирской области (ФП НСО) поровну, и деловые партнеры вместе приняли решение о дополнительной эмиссии, средства от которой пошли на обустройство футбольного поля. Около 10% акций тогда приобрело ЗАО "Чкаловец-инвестиции", а через несколько месяцев ему уступила свою долю ФП НСО, которая рада была избавиться от собственности, приносившей одни убытки. Таким образом, ЗАО стало обладателем контрольного пакета. "Но со временем, поскольку девелоперская деятельность не совсем отвечала интересам нашего головного предприятия, - сказал корреспонденту газеты гендиректор ЗАО "Чкаловец-инвестиции" Александр Алтухов, - было принято решение продать акции". В итоге контрольный пакет перешел к РАТМу".

"Руководство "Спартака" пока не комментирует продажу земельного участка, ссылаясь на напряженный график работы предприятия, на котором уже несколько месяцев по инициативе горсовета идет проверка Контрольно-счетной палаты, - продолжает издание. - По мнению депутатов, именно старые ошибки, обнаруженные в процессе передела собственности "Спартака", на которые горсовет обратил внимание лишь в конце прошлого года, послужили причиной недавних тайных сделок с участием РАТМа. И с приходом КСП на "Спартак" создалась ситуация, при которой владельцы контрольного пакета акций в спешном порядке озаботились тем, чтобы укрепить свои позиции и закрепиться на участке земли. Гендиректор "РАТМ-Девелопмент" Наталья Торшина сообщила корреспонденту "Новой Сибири", что "хоть деятельность РАТМа на "Спартаке" и не подлежит обязательной проверке, но, поскольку компании скрывать нечего, ее руководство сделало жест доброй воли, предоставив необходимую информацию Контрольно-счетной палате", а давно запланированная застройка стадиона, "которую ждут и спортсмены, и мэрия", будет проведена без нарушений. Перед Новым годом глава группы компаний "РАТМ" Эдуард Таран представил мэру Новосибирска Владимиру Городецкому эскизы будущего спортивного центра города. Но, как уверяют злые языки, совсем недавно Эдуарду Тарану и Наталье Торшиной было отказано в очередной аудиенции у мэра, и случилось это якобы как раз после сделки по продаже участка стадиона. Наталья Торшина этот факт категорически отрицает и говорит, что отношения мэрии с РАТМом остаются такими же теплыми, какими были этой зимой, и мнение горсовета на них не повлияло. В конце апреля проект застройки стадиона "Спартак" будет представлен в градостроительный совет мэрии. К этому моменту в него будут внесены последние коррективы. В плане реконструкции и развития стадиона - возведение гостиницы на 200 мест, обустройство зон отдыха и новых тренировочных залов. И чтобы удовлетворить потребности максимально большего числа посетителей, РАТМ, не имеющий собственной большой стоянки для автомобилей, заключил взаимовыгодное соглашение с руководством Центрального рынка. Пока точная сумма вложений не называется. Строительство начнется только после получения всех разрешительных документов. Но, по заявлению Натальи Торшиной, ни о каком жилмассиве или новом рынке вместо футбольного поля в проекте речи нет".

Рассмотрение иска новосибирского управления Роспотребнадзора к филиалу "Эльдорадо-Сибирь" назначено на 16 мая в суде Центрального района, об этом со ссылкой на заместителя начальника отдела защиты прав потребителей 27 марта сообщают "Ведомости".

"Иск был подан на основании жалоб покупателей сети в конце декабря 2007 г. Роспотребнадзор требует от ритейлера прекратить продажу сертификатов программ дополнительного сервиса (ПДС) с нарушением закона "О защите прав потребителей" (недостоверная и неполная информация о товаре, услуге, ненадлежащее качество товара). Продавцы магазинов сети, продавая покупателям ПДС, не разъясняли, что программа действует в течение гарантийного срока на товар от производителя и дублирует его гарантийные услуги, говорит Харченко, ссылаясь на жалобы заявителей. По ее словам, Роспотребнадзор решил обратиться в суд потому, что филиал не выполнил прошлогоднее предписание ведомства прекратить это нарушение. Филиал пытался в 2007 г. оспорить это решение, но безуспешно. Представитель "Эльдорадо" Илья Новохатский знает о предстоящем судебном разбирательстве. Он говорит, что еще в ноябре 2007 г. компания учла все претензии новосибирского Роспотребнадзора: теперь сертификаты ПДС снабжаются приложением, в котором расписаны условия их действия. Но Роспотребнадзор это не устроило. "Дополнения лишь разъясняют используемые в ПДС термины, но не снимают главной претензии относительно сроков действия сертификата", - поясняет Харченко".

"В 2006-2007 гг. Роспотребнадзору удалось выиграть подобные иски к филиалам компании в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске, - продолжает издание. - Теперь в этих городах магазины сети продают ПДС, которые вступают в действие после гарантийного срока производителя и не дублируют такие бесплатные услуги, как консультация по применению, профилактика и диагностика. Новохатский это подтвердил. Ранее в "Эльдорадо" "Ведомостям" рассказывали, что стоимость сертификата ПДС составляет 10-15% от стоимости товара, что участники рынка оценивали в среднем как 3-4% выручки (около 13% прибыли) ритейлера. Директор по аналитике потребительского сектора Deutsche Bank Алексей Кривошапко оценивает долю сертификатов ПДС в 2% от общего оборота "Эльдорадо". Юрист "Юридической практики" Иван Кокарев говорит, что у "Эльдорадо-Сибирь" шансов на успех нет. "Проиграв суды в других регионах, рассчитывать на победу в Новосибирске - вопреки здравому смыслу", - отмечает он. Другие сети тоже продают покупателям программы дополнительного сервиса ("Техносила" - "Сервис +", "М.видео" - "Что бы ни случилось", "Мир" - "Программа надежности", DOMO - "Сертификат дополнительного сервиса"). Стоимость программы зависит от цены товара: выше 25 000 руб. - 8-12% от цены за два года и 10-15% - за три года. Но программы этих сетей вступают в действие по истечении гарантии производителя техники".

Сессия горсовета Новосибирска приняла поправки в бюджет города на текущий год, сообщает газета "Ведомости". По словам начальника бюджетного отдела управления финансов и налоговой политики мэрии Василия Хрубилова, общий объем доходов увеличился на 240,33 млн руб. за счет получения федеральных субсидий, субвенций и доходов от предпринимательской деятельности, составив 28,81 млрд руб. Расходы увеличились на 1,08 млрд руб. и составили 31,26 млрд руб., дефицит бюджета увеличился на 839 млн руб. до 2,45 млрд руб. Дополнительные суммы расходов заложены на капитальное строительство (проектирование дороги, соединяющей трассы М51 и М52, начало строительства магистрали, выходящей на М52, и развязки Каменской магистрали, Фабричной, Большевистской улиц и Красного проспекта), ЖКХ и социальные выплаты. Основной источник увеличения финансирования расходных статей - деньги от продажи принадлежавшего муниципалитету ГУМа за 1,23 млрд руб. (в 2,5 раза выше стартовой цены) в ноябре 2007 г. Около 200 млн руб. из этой суммы были учтены еще в бюджете 2007 г. и столько же - в первоначально утвержденном бюджете-2008, пояснила начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова. Еще около 50 млн руб. пошли на погашение внутреннего долга. По бюджетному кодексу при дефицитном бюджете средства от продажи муниципального имущества относятся к расходной части.

Издание "Коммерсант-Сибирь" 27 марта пишет о том, что "компания Mail.Ru объявила об открытии в Новосибирске офиса продаж, который, как ожидают в компании, позволит ей в скором будущем стать здесь лидером рынка интернет-рекламы. Эксперты оценивают его в 60-80 млн руб. в год. Конкуренты Mail.Ru считают, что компания преувеличивает свои успехи и переоценивает роль региональных офисов в борьбе за рекламодателя. Основной задачей офиса является активная продажа рекламы на сайте mail.Ru. Коммерческий директор Mail.Ru Алексей Катков считает основными конкурентами компании печатные СМИ и наружную рекламу, бороться с которыми предполагается более низкой, чем у оффлайновых носителей, стоимостью контакта с отдельным представителем целевой аудитории. Директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова надеется расширить круг рекламодателей за счет клиентов, которые ранее не пользовались интернет-ресурсами для рекламы, чему будет способствовать, по ее мнению, федеральный статус Mail.Ru".

"Основным онлайновым конкурентом на местном рынке Катков назвал компанию НГС, заявив при этом, что Mail.Ru опережает ее портал по количеству посещений новосибирскими пользователями (395 тыс. посетителей в неделю против 215 тыс.), - пишет издание. - По оценке Каткова, объем интернет-рекламы в Новосибирске сегодня составляет 70 млн руб. в год. Директор по маркетингу компании "Новотелеком" Александр Ларьяновский называет цифру 60-80 млн руб. Сегодня лидирующие позиции на местном рынке занимает НГС, на которую приходится, по данным Ларьяновского, около половины всех доходов от интернет-рекламы. Директор по развитию НГС Сергей Астапенко считает оценки Mail.Ru своей популярности у новосибирцев некорректными: "Они берут статистику посещений своего сайта по одному источнику, а нашего - по другому. В результате наши показатели занижаются, а их завышаются". Он признает, что создание собственного офиса способно обеспечить определенный приток местной рекламы, но сомневается, что Mail.Ru способна совершить здесь какой-то прорыв, поскольку "ничего не мешало рекламодателям давать рекламу на этот сайт и раньше".

На минувшей неделе были раскрыты подробности сделки по приобретению компанией PepsiCo 100% акций "Собол-аква". Как пишет еженедельник "Континент-Сибирь", право использовать традиционные брэнды "Собол-аква" перешло к транснациональной компании. Бывшие акционеры "Собол-аква" оставили себе только марку "Жемчужина Сибири" и подумывают о развитии новой премиумной марки в сегменте HoReCa. На пресс-конференции, посвященной приобретению "Собол-аква", президент "Pepsi Bottling Group Россия" Алексей Мехоношин заявил, что, прежде всего, компанию интересуют не брэнды "Собол-аква", а расширение собственных мировых марок. Тем не менее, традиционные вкусы, производимые на новосибирском предприятии, Мехоношин пообещал оставить. "В первую очередь мы будем заполнять линии нашей собственной продукцией, - сказал он. - Но такие любимые вкусы, как "Лимонад", "Дюшес", естественно, будут сохранены". Алексей Мехоношин добавил, что вкладывать средства в продвижение традиционных брэндов "Собола" в этом году PepsiCo не собирается".

"Впрочем, - продолжает издание, - исходя из сегодняшней ситуации напитки "Собола" придется фактически заново выводить на рынок. В последнее время они исчезли с полок почти всех магазинов. По словам представителя акционеров компании "Собол-аква" Андрея Федорова, причиной послужила высокая цена входа в сети: "Все крупные сетевые операторы Новосибирска совершенно оправданно просят серьезный бонус за вход в торговую сеть. Естественно, мы не могли бороться с транснациональными компаниями и начали терять рынок, доля которого оценивалась в 15%". До последнего момента напитки "Собол-аква" можно было увидеть только в "Холидее". Представители торговых сетей, прекратившие некоторое время назад отношения с "Соболом", называют другую причину. "Сейчас продукции "Собол-акв" в нашей сети нет. Причиной стала плохо налаженная система логистики. Видимо, компания уже готовилась к продаже, поэтому возникли проблемы с такими деталями", - считает коммерческий директор сети магазинов "Пятерочка" Роман Загуменный. Прежние акционеры "Собола" тем временем строят планы относительно развития оставшейся в их руках "Жемчужины Сибири". "Мы собираемся развивать этот брэнд. Сегодня он плохо представлен на рынке, а спрос на него достаточно серьезный", - пояснил Андрей Федоров. Роман Загуменный считает, что при правильном подходе к продвижению "Жемчужина Сибири" вполне может потеснить на рынке лидера - "Карачинскую". Разливать "Жемчужину" продолжат из скважины в городе Татарске, где "Собол" работает не первый год. Эта же скважина должна дать воду для производства новой марки - вода премиум-класса будет разливаться в стеклянные бутылки, и продаваться в сегменте HoReCa. "Сегодня в ресторанах многие хотят выпить бутылочку воды из красивой упаковки, - рассказал Федоров. - Объем выпуска новой продукции подскажет рынок". Если все сложится удачно, добавил Андрей Федоров, то компания выйдет с новой маркой и за пределы региона".