"Говорить о китайской экспансии на территории Сибири просто смешно": обзор СМИ Забайкалья
Обзор СМИ Забайкальского края за 24-30 марта
"Азия-экспресс" в номере за 27 марта отмечает, что на протяжении последних двух лет федеральное правительство особенно часто обращает свой взор к проблемам Дальнего Востока и Забайкалья: "Визиты главы правительства РФ, прежнего и вновь избранного президентов России в регион стали особенно частыми. Но вот вопрос: последуют ли за ними реальные дела, конкретные программы с полным финансированием или обойдётся, как и прежде было не раз, общими разговорами о необходимости усилить к огромной территории внимание со стороны министерств и ведомств?"
Издание напоминает, что 19 марта в Москве состоялось заседание президиума государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края: "Правительство заявляет о поражающих воображение суммах на развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Говорилось, например, о 426 млрд рублей из федерального бюджета, которые причитаются Дальнему Востоку и Забайкалью в рамках федеральной целевой программы до 2013 года. Деньги немалые, поэтому правительство очень беспокоится об их целевом использовании. Были даже предложения федеральным чиновникам лично поруководить расходами".
Журналист издания отмечает, что в Забайкальском крае немало в этом направлении делается: "В последние три года в Читинской области, например, удалось сдвинуть с места создание законодательства, стимулирующего привлечение как отечественных, так и иностранных инвесторов, приняты соответствующие законы. Это играет большую роль. Но всё же крупные проекты региона инвестируются по-прежнему преимущественного по линии государства, а интенсивность этих финансовых вливаний зависит от конъектуры промышленного потенциала. В частности, необходимо дальнейшее развитие железных дорог не только на юго-востоке Забайкальского края, где уже многое делается, но и на Забайкальском севере. Почему? Потому что остаётся значимой задачей освоение месторождений Кодар-Удоканского района и прилегающих к нему объектов зоны БАМа".
Еженедельник напоминает, что два года назад была принята стратегия развития Сибири и приводит слова губернатора Забайкальского края
"Ваша реклама" в номере за 28 марта напоминает, что с 1999 года на территории Могочинского района функционирует автомобильный грузовой сезонный пункт пропуска Покровка, сопредельный с КПП Логухэ в приграничной китайской провинции Хэйлунцзян. По информации издания, зимой 2007-2008 г.г. Покровка не работала: "Автомобильный пункт пропуска Покровка является наиболее обустроенным среди малых пунктов пропуска края и был, по мнению внешнеэкономического ведомства края, готов к работе. Об этом, в частности, говорилось в тезисах к выступлению заместителя губернатора, председателя комитета международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма
Тем не менее, работа в сезоне 2007-2008 годов так и не началась: "Хотя за год до этого в Забайкалье автомобильные грузовые перевозки по льду Амура между Россией и Китаем начались даже на две недели раньше, чем в соседней Амурской области, обслуживая, главным образом, транспортные потребности местных экспортеров леса. Весной 2007 года через Покровку возили лес даже до 10 апреля".
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) Забайкальского края в настоящее время серьезно осложнилась из-за вступления в силу приказа Федеральной таможенной службы (
В 2008 году для развития приграничной инфраструктуры комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма счел необходимым подготовить обращения в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации по изменению приказа ФТС России от 23 октября 2007 года. Кроме того, в соответствии с федеральным законом, до конца 2008 года планируется осуществить передачу пункта пропуска Покровка в собственность Российской Федерации - в настоящее время он находится в собственности Читинской области.
"Экстра" в номере за 26 марта публикует интервью с начальником управления ФМС России по Забайкальском краю Любовью Сизиковой, которая рассказывает о том, что за последние годы приезжих из-за рубежа в Чите стало значительно больше: "На протяжении последних лет Читинская область выступает активным участником миграционных процессов, являясь одновременно и принимающим центром, и регионом транзита мигрантов. В Забайкалье мигранты из-за границы приезжают, в первую очередь, по экономическим причинам. Внешняя трудовая миграция является у нас самым динамичным миграционным потоком. Число трудовых мигрантов, легально осуществлявших трудовую деятельность на территории области, в прошлом году превысило 30 тысяч и возросло в 1,5 раза по сравнению с годом предыдущим".
Остальная часть иммигрантов связывает своё пребывание на территории края с решением частных вопросов, получением образования, туризмом, коммерческой деятельностью: "Их количество тоже год от года растет. На миграционный учёт с частной целью в области в 2007 году поставлено более 12 тыс. временных мигрантов, с туристической - более 4 тысяч".
Сизикова отмечает, что избыточного населения на территории края нет: "Забайкалье - территория, которую испокон веков осваивали приезжие. В Забайкальском крае ощущается острая нехватка рабочих рук. Где их взять? Только за счёт миграции! Наблюдаемая динамика роста привлекаемой иностранной рабочей силы во многом объясняется тем, что неуклонно снижается число экономически активных жителей области. Сокращение количества работающих, увеличение численности нетрудоспособных лиц, превышение уровня смертности над уровнем рождаемости неизбежно влекут за собой импорт "свежей рабочей силы" из-за рубежа".
Говоря о теме "незримой китайской экспансии" на территорию Сибири и Дальнего Востока, Сизикова заявляет, что не перевелись еще политики, которые готовы делать политический капитал на чём угодно: "На самом деле, сейчас с китайскими гражданами даже меньше проблем, чем с гражданами СНГ. Хотя ещё 10 лет назад у нас в области ситуация была тревожная. "Нелегалов" из Китая мы тогда выдворяли целыми вагонами. С тех пор многое изменилось. Порядка стало больше".
Большая работа, по словам Сизиковой, проведена с представителями сопредельной стороны: "У некоторых китайских туристов в те годы появилось оригинальное "хобби" терять паспорта (чтобы нельзя было проследить сроки пребывания в России). Отправлять их в Хабаровск, в Генконсульство КНР, за новыми документами мы не могли, не было средств. К счастью, удалось договориться с китайскими пограничниками и полицейскими в Манчжурии они стали принимать у нас своих сограждан и без документов".
В настоящее время китайские граждане, как правило, ведут себя законопослушно: "Мы приучили к порядку и руководителей забайкальских турфирм: теперь они трясутся над каждым китайским туристом: не дай бог, он часом потеряется и отстанет от своей группы. Поэтому сегодня, если к нам и попадают "загостившиеся" иностранцы, то это, как правило, те, которые получили визы в других регионах".
По информации Сизиковой, если до 2006 года в Забайкалье доля китайских граждан в структуре иностранной рабочей силы составляла около 80%, то в 2007 году она снизилась до 70%. В прошлом году миграционная служба привлекла к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства более 2,5 тыс. граждан КНР и 1,8 тыс. стран СНГ: "Как видите, разрыв в цифрах очень небольшой. В этих условиях говорить о какой-то там "экспансии" просто смешно".
"Вечорка" в номере за 26 марта берёт интервью у заведующего кафедрой политологии читинского педуниверситета, кандидата исторических наук
В результате закрепления такой смешанной избирательной системы, уверен Кузнецов, возникает серьезная юридическая коллизия, связанная с конфликтом между нормами федерального Закона "Об образовании в составе РФ нового субъекта в результате объединения Читинской области и АБАО" и положениями другого федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав": "Законодательство исходит из принципа всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права и устанавливает требование, согласно которому вес избирательного голоса всех граждан России должен быть примерно равным. У нас же получается, что для избрания одного депутата населению бывшей Читинской области требуется приблизительно 37 тыс. голосов, а вот в бывшем АБАО для избрания одного депутата потребуется всего 9,3 тыс. голосов. Не нужно быть математиком, чтобы понять, что вес голоса одного избирателя, проживающего на территории бывшего АБАО, оказывается, почти в четыре раза выше голоса одного избирателя, проживающего на территории бывшей Читинской области".
Кузнецов уверен, что нарушение требований закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." - основного правового акта, регулирующего порядок подготовки и проведения выборов органов государственной власти в России, может послужить основанием для признания результатов выборов первого состава законодательного собрания края нелегитимными: "В связи с этим, хотелось бы услышать официальную позицию прокуратуры Читинской области, в ведении которой как раз и находится обеспечение надзора за соблюдением федерального законодательства на территории Забайкалья".
"Вечорка" сравнивает цены на бензин в Забайкальском крае с ценами в других регионах страны: "Статистика, надо отметить, получается прелюбопытнейшая. В своем обзоре мы не будем брать цены в западной части России. Там климат иной, да и жизнь совсем другая. Проследим цены в крупных городах по трассе от Новосибирска до Владивостока. Что ждет автомобилиста, рискни он совершить такое путешествие? На востоке страны дороже, чем в Забайкальском крае (24,4 руб.), бензин марки АИ-92 можно приобрести только в Якутске (25,72 руб.), Петропавловске-Камчатском (27,50 руб.), Южно-Сахалинске (24,90 руб.) и на Чукотке (29,40 руб.). В гонке за Америкой Чита находится в группе лидеров. Теперь отчасти становится понятно, почему в нашем регионе цены на многие продукты питания выше, нежели в соседних регионах. Во многом они зависят от цен на топливо".
Еще более удивительным, по мнению журналиста издания, выглядит факт лидерства Забайкальского края при наличии в регионе, фактически, монополиста на рынке продажи нефтепродуктов - ОАО "Нефтемаркет": "Серьезных конкурентов у предприятия нет, и "Нефтемаркет" без особых усилий может как понизить цены (вариант фантастический), так и их поднять (вариант привычный). Отговорки руководства о дороговизне транспортировки нефтепродуктов в регион малопонятны. Цены на бензин в Иркутской области, где находится ближайший нефтеперерабатывающий завод, выше, чем в Бурятии, почти на полрубля. И Забайкальский край, и Бурятию бензином снабжает Ангарский комбинат, но если в Бурятии цена бензина равняется 23 руб., то в Забайкалье бензин уже дороже почти на 1,5 руб. В Красноярском крае и Новосибирской области бензин тоже привозной. Доставляется он туда либо из Ангарска, либо из Тюменской области. Путь неблизкий, но цены на топливо там ощутимо ниже. Значит, дело не в железнодорожном тарифе, а в политике регионального монополиста".
Трудно себе представить, отмечает автор материала, что "Нефтемаркет" покупает бензин в Ангарске по более высокой цене, чем конкуренты из Бурятии и Красноярского края: "Удивительно и то, что год от года антимонопольная служба не находит никаких нарушений в деятельности бензиновых королей Забайкалья. Может быть, этот факт объясняется тем, что предприятием ОАО "Нефтемаркет" руководит член партии "