Чудо в "Перьях"

(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 21.03.2008)

Красноярские пользователи Сети и мобильной связи могут радоваться: в конце прошлой недели заповедник "Столбы" обошел в конкурсе "Семь чудес России" Новосибирский зоопарк. И теперь занимает второе место после озера Байкал в Интернет и СМС-голосовании по Сибирскому федеральному округу. Однако до окончания очередного тура еще два с половиной месяца, и как изменится ситуация за это время - остается только догадываться.

Впрочем, все в наших руках. Если население края сможет продвинуть природное диво в третий тур конкурса, чтобы на равных конкурировать с архитектурными и первозданными чудесами России - такими, например, как казанский Кремль, Жигули или Петродворец - тогда известность Красноярья выйдет на принципиально новый уровень. Ведь все наши знаменитые проекты, от Богучанской ГЭС до Сибирского федерального университета, придуманы и разработаны в верхах власти, а когда инициатива продвижения или популяризации родных и памятных мест исходит от народа, это уже что-то совсем другое. Может, та самая любовь к Родине, о которой редко говорят вслух. Конкурс "Семь чудес России" придумали в прошлом году федеральные масс-медиа - газета, телеканал и радиостанция. Планируется, что суперфинал соревнования за самые удивительные места и строения государства завершится в День независимости - 12 июня. Кстати в этот же день нынче будет отмечаться и День Города в Красноярске. Необычность конкурса прежде всего в том, что в нем нет и привкуса гламурной элитарности, и номинантами являются не расфранченные блестящими перьями персонажи с микрофоном, а "Перья" настоящие, каменные - со Столбов. Или красивый изгиб реки. Даже болото есть - Томская область, например, невозмутимо выставила в качестве соискателя Васюганскую трясину, потому что она, как сказано в сопроводиловке, "раскинулась среди великих евразийских рек". Вряд ли после этих слов нам надо сомневаться, что наш заповедник стоит дороже...

Можно вспомнить о том, как раскручивали и продвигали собственные достопримечательности американцы, раньше многих понявшие ценность малой родины. В одноэтажных городках еще в девятнадцатом веке на въездах красовались рекламные щиты типа "Посетите самую большую аптеку мира" или "Самый острый кетчуп - только у нас в Раббернеке", и так далее. А если не удавалось найти ничего сверхъестественного, придумывали буквально на пустом месте: "Приглашаем в самый большой маленький город мира".

В России же, где непонятно зачем раздували последние десятилетия культ Москвы - снимали кино, сочиняли песни, навязывая нам образ исключительности, избранности столичных жителей, издавна копилось глухое раздражение провинции: как же так, неужели страна только Спасской башней жива? Сегодня в ходе конкурса "Семь чудес" у населения появился шанс подвинуть московский Кремль немного в сторону. Вряд ли кто-то усомнится, скажем, в том, что Байкал исключительное место на планете, а энергетика Саян, причудливых скал у Енисея буквально возрождает к жизни.

К сожалению, без казусов не обойдется и здесь. Например, Улан-Удэ номинировал... памятник Ленину весом в двенадцать тонн. Скорее всего, это чудо в финал не пройдет - в голосовании оно на последних позициях.

Излишне, вероятно, говорить подробно о том, что в состязании чудес есть сильная коммерческая составляющая - победители конкурса смогут привлечь каждый к своему "Провалу" намного больше туристов и инвесторов, чем прежде. Но для нас важно не столько это, сколько возможность сделать символы красноярской земли точками роста регионального патриотизма. Создать современную позитивную мифологию места. Гордость за свою Родину должна обретать контуры реальных объектов.

"Полковник Птица" нарушает все границы (Эдуард Русаков, "Красноярский рабочий", 21.03.2008)

Можно, конечно, отделаться шуткой - мол, что с него возьмёшь, с этого сумасшедшего "Полковника"... Но нарушение авторских прав - дело нешуточное. Иногда может привести к шумихе в зарубежной прессе, а то и (не дай Бог, конечно) к осложнению международных отношений.

В редакцию газеты "Красноярский рабочий" поступило письмо, подписанное заместителем председателя Ассоциации болгарских драматургов Панчо Панчевым, в котором выражено недовольство по поводу того, что "в последние годы русские театры ставят болгарские пьесы без лицензии и с нарушением авторских прав". Среди этих театров (а в пространном списке нарушителей мелькают и столичный Малый театр, и известные питерские театры, и ещё два десятка театров из разных городов России) упомянуты и два наших - Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина и Канский государственный драматический театр, которые нарушают авторские права болгарского драматурга Христо Бойчева, автора пьесы "Полковник Птица". Кстати, в этом "чёрном списке" упомянута ещё и пьеса Стефана Цанева "Последняя ночь Сократа", но в репертуаре драмтеатра имени Пушкина такой пьесы нет, и театр даже не приступал к её постановке.

Тем не менее обида болгарских драматургов вполне понятна. Неудивительно, что подобная практика наших театров вызвала антироссийскую кампанию в болгарских СМИ как раз накануне Года России, который отмечается в 2008 году. Как сказано в письме Панчо Панчева, "всё это огорчает болгарскую интеллигенцию, которая сохранила хорошие чувства к русской культуре".

Прежде чем выразить нашу позицию, напомним читателям, что о премьере спектакля "Полковник Птица", состоявшейся в Пушкинском драмтеатре весной 2007 года (а в Канском театре ещё раньше, в 2004 году), мы писали в "Красноярском рабочем". Герои этой трагикомедии Христо Бойчева - бесстрашные пациенты психбольницы в голубых касках солдат ООН, которые отправляются в поход через всю Европу, минуя государственные границы, и доходят до Страсбурга. Ну а сама пьеса дошла до Сибири, и тоже, оказывается, не совсем легально. Утешать себя можно лишь тем, что спектакли были хорошо встречены публикой и критикой. Так, известный театральный критик Татьяна Тихоновец (обозреватель журнала "Театр") назвала поставленного в Красноярске "Полковника Птицу" "самым лучшим спектаклем по этой пьесе", который ей довелось видеть. Приходилось слышать немало добрых слов и о канской постановке.

Но вернёмся к главному. Авторское право надо, конечно же, соблюдать, кто бы спорил. За всё надо платить. И за право постановки, и за каждый спектакль. И договор надо заключать заранее - до, а не после премьеры. Но, к сожалению, руководители наших театров не рассчитали, что на все эти формальности может уйти слишком много времени.

- Договор нами был заключён заранее с представителем автора, - заверили нас в пресс-службе Красноярского театра драмы имени Пушкина. - Но в течение года мы не могли открыть валютный счёт, через который можно было бы перечислить деньги за границу. А когда наконец счёт открыли и мы стали перечислять деньги, выяснилось, что реквизиты банка изменились - и деньги вернулись назад. Потом нам прислали новые реквизиты, но, чтобы на них отправить деньги, надо перезаключать соглашение. И сейчас идёт переоформление дополнительного соглашения к договору. Как только оно будет подписано обеими сторонами, деньги будут перечислены. Мы очень серьёзно к этому относимся и сожалеем о задержке, которая произошла не по вине театра.

А вот какую драматическую историю поведал нам директор Канского театра драмы Геннадий Селявко:

- Мы запросили Российское авторское общество (РАО) ещё в 2003 году о разрешении постановки спектакля по пьесе "Полковник Птица". В течение восьми месяцев от РАО не было никакого ответа... И спектакль вышел в апреле 2004 года, он был показан нашим театром всего два раза. Затем, сразу после этого, РАО уведомило нас, что с Христо Бойчевым у них нет никаких контактов и что мы должны договариваться с ним напрямую сами. Мы связались с представителем авторского агентства Росицей Лахановой, которая затребовала за разрешение на постановку полторы тысячи евро. Для нас это слишком большие деньги, мы обычно работаем с авторами по валовому сбору - то есть платим процент отчисления за прокат спектакля. И мы предложили им высокий процент - до 25 процентов от валового сбора. В результате длительной переписки сумма за право постановки была снижена до пятисот евро, но у нас и таких денег тогда не было, и мы решили снять спектакль с репертуара. До 2007 года спектакль не эксплуатировался, а в 2007-м мы отважились представить его на фестиваль "Театральная столица края". С его проката мы не получили ни копейки, но - "засветились" в прессе, в Интернете - и поднялась новая "волна" претензий, и болгары нам выставили счёт в тысячу евро и уже не шли ни на какие уступки. Они отказываются подписывать высланный нами договор до тех пор, пока мы не перечислим деньги. Но ведь ни один банк не примет платежи без подписей на договоре! Я предложил Росице Лахановой заключить договор не с юридическим лицом (театром), а с физическим, то есть со мной, так как процессуально это будет проще и дешевле. А потом у них сменился расчётный счёт в банке, и теперь я жду подписанного договора с изменёнными реквизитами...

А вообще-то я считаю, - вздохнул Геннадий Фёдорович, - что для таких маленьких провинциальных театров, как наш, эти условия - кабальные. Мы готовы перечислять с каждого спектакля даже 50 процентов, но платить авансом нам очень сложно. Единственный выход - привлечение спонсорских средств, на что я сейчас и рассчитываю. А в будущем, скорее всего, спектакли зарубежных авторов браться в репертуар на таких условиях просто не будут.

- Нет, отказываться от современной зарубежной драматургии нам не хотелось бы, - возразила директору главный специалист отдела развития услуг агентства культуры Красноярского края Татьяна Попова. - Просто руководители театров должны заранее продумывать все моменты, связанные с авторским правом, заранее всё оговаривать с драматургами. При заключении договоров на постановку произведений иностранных авторов надо своевременно рассматривать проблемы оплаты авторского вознаграждения и не допускать нарушения законодательства в области авторских прав. Причиной задержки выплаты авторского гонорара в случае с пьесой "Полковник Птица" явились уже упомянутые непредвиденные сложности с открытием валютных счетов у краевых государственных театров. В настоящее время руководителями театров решается вопрос о перечислении авторского гонорара до 1 мая этого года.

Вот, собственно, и всё, хотя история с сибирскими приключениями безумного "Полковника Птицы" пока не завершилась. Подвергать себя публичной покаянной порке, вроде гоголевской унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, навряд ли кто из нас захочет. Но уроки из этого горького опыта будут, наверное, извлечены. А то как же мы сможем построить правовое государство? И об имидже страны следует помнить. Это мы с вами знаем о своей бедности и безалаберности (и многое прощаем себе за это), но перед другими-то мы хотим непременно казаться богатыми и могучими. И совсем уж ни к чему ссориться с братьями-болгарами, с которыми нас связывает и впрямь многовековая дружба.

Теория вероятностей

(Юлия Смоляк, "Городские новости", 21.03.2008)

Полиграф пойдет служить государству?

Министерство внутренних дел РФ и ФСБ в рамках всероссийской кампании по борьбе с коррупцией выступили с оригинальной инициативой: предложили всех отечественных чиновников, претендующих на высокие посты, проверять при помощи контактного полиграфа. Или, проще, детектора лжи. Заблаговременно, таким образом, выявляя потенциальных коррупционеров.

Предложение силовиков общественность смутило и заставило вспомнить о гражданских правах и свободах, о Конституции РФ, согласно которой проверка на детекторе лжи - дело исключительно добровольное. Однако противники нововведения не слишком убедительны, правильным образом составленный закон об использовании контактного полиграфа может нивелировать противоречия с Конституцией, а бороться с коррупцией таки надо, с этим не поспоришь. Остается лишь один вопрос: не превратятся ли проверки чиновников в очередную "охоту на ведьм"?

К слову, все это уже было. О полиграфе в качестве антикоррупционного инструмента периодически заговаривали в течение прошедших восьми лет. Последний всплеск подобных настроений случился в конце 2006 года: воронежский губернатор Владимир Кулаков заявил о своей уверенности в "стопроцентной правоте" детектора лжи. В прошлом глава областного УФСБ, Кулаков предположил, что неблагонадежные и нечистые на руку чиновники "сами уйдут", убоявшись проверок. Идеи губернатора Воронежской области горячо поддержал депутат Заксобрания Красноярского края Олег Пащенко, который тогда по собственному желанию прошел тестирование - и коллегам посоветовал.

Теперь, судя по выступлениям представителей МВД и ФСБ, все серьезнее. В частности, подполковник милиции, один из ведущих специалистов МВД по детектору лжи Игорь Нестеренко предположил, что встать на пути нововведения может лишь отсутствие закона, регулирующего использование полиграфа. "В общем и целом это хорошее предложение, - заметил Нестеренко. - Единственный проблемный момент заключается в том, что на сегодня нет до конца проработанной правовой базы. Закон по полиграфу должен бы ликвидировать этот правовой вакуум".

Идем на голос

Процедура проверки на контактном полиграфе, даже когда она проводится в порядке эксперимента и угрозы разоблачения нет, не слишком приятна. Человека обматывают датчиками, которые отслеживают изменения дыхания, кровяного давления... "Липучки" на пальцах левой руки, измеряющие, помимо прочего, потоотделение, давят, заставляя прислушиваться к собственному пульсу.

- Все эти неудобства ведут к тому, что испытуемый начинает чересчур нервничать. Поэтому я стараюсь заранее успокоить человека и, что немаловажно, определить его физическое и душевное состояние на момент проверки. Любое недомогание, недосып, абстинентный синдром, например, могут смазать картину. Как показывает практика - а за три года работы я провел уже около 1 300 проверок, - чем увереннее чувствует себя испытуемый перед началом проверки, тем яснее результаты, - рассказывает полиграфолог, сотрудник отдела кадровой безопасности ООО "Молния" Григорий Ермаков.

Немного теории, пожалуй, не помешает. Полиграфная проверка является разновидностью психофизиологического метода выявления скрываемой человеком информации, суть которого в том, что любая эмоция сопровождается определенными изменениями динамики некоторых физиологических функций. Некоторые заметны даже внешне: пытающиеся солгать краснеют, бледнеют и, простите, потеют. Последнее наблюдение было совершено еще в глубокой древности и использовалось в целях "детекции лжи". В некоторых африканских племенах колдун искал лжеца, совершенно натурально обнюхивая подозреваемых во время ритуального танца.

Первую "цивилизованную" попытку использовать физиологию для выявления лжи сделал в конце XIX века итальянский психиатр Чезаре Ломброзо: во время допросов подозреваемых он измерял у них кровяное давление. И утверждал, что может точно определить, когда они лгут. А в 20-х годах прошлого столетия американец Леонард Киллер, сотрудник полицейского департамента Калифорнии, попробовал изобличать ложь с помощью "дыхательного" метода. Затем уволился из полиции, сконструировал первый полиграф и организовал серийное производство хитрых приборов, открыл Школу подготовки полиграфологов. Правда, детекторы лжи были тогда несовершенны - регистрировали лишь показатели дыхания, электрической активности кожи и относительного кровяного давления. Много позже все эти методы были объединены, и получился современный полиграф: компактное устройство на базе персонального компьютера, датчики которого измеряют и фиксируют все параллельно протекающие физиологические процессы: дыхание¸ кровяное давление, биотоки мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры, тремора, голоса и др.

- Степень достоверности контактного полиграфа напрямую связана с количеством фиксируемых параметров, - объясняет Григорий Ермаков. - Современные устройства дают 96- 97-процентную вероятность. Полиграфологи предпочитают оперировать именно этим термином и говорить, например, так: "человек склонен к азартным играм с вероятностью 96 процентов". По итогам исследования я не могу однозначно судить о предрасположенности человека к наркотикам, алкоголю, кражам... Однако считается, что вероятность в пределах 90-97 процентов - это уже очень серьезный результат. Если же возникают сомнения - физиологические реакции организма на определенный вопрос неоднозначны, - приходится "копать" в этом направлении, спрашивать что-то дополнительно.

Задача была поставлена просто: попытаться обмануть детектор. И хотя заранее было известно, что это удается лишь людям, прошедшим специальную подготовку, эксперимент был обставлен со всей серьезностью: Григорий перечислял имена, корреспондент "Городских новостей" старалась как можно правдоподобнее отрицать собственное. Вердикт профессионального полиграфолога был неутешителен: "Вот, смотрите, здесь аппаратура выдает ровную реакцию, а на имени Юлия что-то случилось с дыханием. Да и голос был явно не таким. Для меня это повод насторожиться и поспрашивать еще", - сказал Ермаков.

Стоп-кадр

Вопреки навеянному кинематографом распространенному представлению, будто бы основная область практического применения полиграфа в мире - это криминалистика, дела сегодня обстоят совершенно наоборот. Детектор лжи используют для проверок сотрудников, причем как перед приемом на работу, так и в ходе плановых (или, при возникновении нештатных ситуаций, внеплановых) исследований персонала.

В США еще в начале 70-х годов прошлого века около 25 процентов всех компаний прибегали к помощи полиграфа, сегодня в Америке проходит около миллиона проверок в год, и это никого особо не смущает. Отечественные предприниматели пока в основном стесняются. Несмотря на то, что, по результатам ежегодных исследований Международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, использование сотрудниками компаний служебного положения в личных целях стоит на первом месте (более 60 процентов) среди экономических преступлений, наносящих наибольший вред российскому бизнесу. Коррумпированность власти, кстати, лишь на втором.

Лет пять назад руководители крупных и не очень компаний поняли, что хоть отчасти справиться с "человеческим фактором" им способен помочь контактный полиграф. И теперь своих сотрудников планово ловят на лжи, например, West Telecom, "Ультра", Dixis, "Евросеть". Известно, что детектор лжи используют и в ряде банков, однако руководство кредитных учреждений не подтверждает эту информацию. Но и не опровергает ее.

Екатерина, сотрудница красноярского субфилиала "Евросети", рассказывает, что плановые проверки проходят примерно раз в 6-8 месяцев, и сотрудники к ним уже привыкли. "Не всегда результаты совпадают с действительностью, - делится впечатлениями девушка. - Бывает, что однозначно ответить на вопрос невозможно, а требуют - либо "да", либо "нет". Честно сказать, пару раз я пыталась полиграф обмануть. Но... не возьмут меня в разведку".

- То, что в основном услугами полиграфологов пользуются компании, занимающиеся мобильным ритейлом, объясняется просто: телефон или сим-карта - вещи достаточно мелкие, при желании их можно легко спрятать и вынести, - говорит Григорий Ермаков. - Это первое. Второе - в этом секторе, как правило, большая текучка кадров, и проверить их благонадежность стандартными, скажем так, методами не всегда возможно. Стремление работодателей обезопасить себя с помощью детектора лжи как тенденция современного рынка было "принято на заметку" и рядом кадровых агентств Красноярска. "Мы заключили контракт с полиграфологом в октябре 2005 года, когда в городе наметился спрос на такие услуги, - говорит директор одного из городских агентств Валерия. - Клиентов, желающих проверить потенциальных работников на детекторе лжи, с каждым годом становится больше. Технология простая: сначала мы ищем кандидатов на указанную должность, сами отбираем наиболее подходящих, знакомим их с заказчиком. Он сужает круг соискателей до двух - трех кандидатур, которых и тестируют в результате с помощью полиграфа. И, как показывает практика, решающую роль с точки зрения работодателя здесь играет бесконфликтная работа кандидата на предыдущих местах, а также отсутствие склонности к кражам и разного рода махинациям".

Чин чином

Стандартное тестирование на контактном полиграфе проходит по более чем двадцати "факторам риска": отношения с наркотиками и алкоголем, склонность к азартным играм, связь с криминалом, скрываемые судимости, совершение преступлений, к том числе экономических, на предыдущих местах работы... И все это абсолютно законно. Во-первых, в трудовом законодательстве есть статья о проверке добровольно сообщаемых о себе сведений. Понятно, что проверять можно традиционными способами, когда служба безопасности компании прозванивает предыдущие места работы кандидата, "пробивает" его по линии правоохранительных органов и т.п. Но полиграф, как правило, дает более полную и достоверную информацию.

Во-вторых, прежде чем обмотать человека датчиками, ему в обязательном порядке объясняют принципы работы аппарата, а также права, обязанности, степень достоверности выносимых заключений. "Это чтобы не было так страшно, - объясняет Григорий Ермаков. - Ведь в сознании обывателя детектор лжи - практически всесильный механизм, "вскрывающий" голову человека и извлекающий на суд полиграфолога все тайны... Я же даю понять испытуемому, что мне нужны конкретные сведения - и поэтому в обязательном порядке проговариваю вопросы, причем уже в конечных формулировках. Да, кстати, термином "детектор лжи" полиграфологи стараются не употреблять. Все-таки понятия "ложь - правда", "добро - зло" - скорее категории философского порядка. "Контактный полиграф" - более нейтральное, не столь пугающее название".

В-третьих, по законодательству, люди должны идти на процедуру тестирования сознательно и добровольно: соответствующий документ подписывается до начала процедуры. В нем, кстати, указывается и круг лиц, которым можно ознакомиться с результатами тестирования. И, наконец, в-четвертых: закон запрещает задавать испытуемому вопросы личного характера - об исповедуемой религии, сексуальной ориентации, частной жизни.

- Существует мнение, что проверки сотрудников или кандидатов на вакантные должности на детекторе лжи нарушают гражданские права человека. Тут можно поспорить, - говорил в одном из интервью заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Александр Черноризов. - По моему глубокому убеждению, психологическое тестирование, которое используется повсеместно по поводу и без оного, нарушает все мыслимые запреты и этические нормы. Сравните ситуацию: полиграфолог заранее согласует круг вопросов с обследуемым лицом, которое дает письменное согласие на проведение процедуры и в любой момент может от нее отказаться. Психолог во время психологического диагностирования может использовать тесты, выявляющие различные аспекты личности, характера, способностей, установок, мотивов человека, не спрашивая никого и не объясняя никому, зачем он это делает и для кого предназначена получаемая информация.

По мнению Григория Ермакова, выводы, сделанные на основе проверки будущих высоких чиновников на детекторе лжи, вряд ли могут быть "подтасованы" в ту или иную сторону. "Хотя бы потому, что процедура жестко регламентирована, а в случаях с назначением человека на ответственную должность наверняка будет происходить в присутствии адвоката. Так, в общем-то, и должно быть в идеале, - считает он. - Конечно, от профессионализма полиграфолога тоже многое зависит. Но при необходимости и его компетентность можно проверить".

- Ничего страшного или нарушающего права человека в этой процедуре я не усматриваю, если человек идет на нее добровольно, - говорит депутат Красноярского городского Совета Елена Пензина. - Заранее определить психическую адекватность-неадекватность, пристрастие к наркотикам, склонность к алкоголизму; выяснить, насколько часто и много "брал" чиновник на прошлых должностях - и как собирается работать на новой, - разве это плохо? Я полагаю, "охота на ведьм" вряд ли начнется, и в итоге все будет зависеть от тех, кто на основе результатов проверки будет принимать конечное решение.

Остается лишь два вопроса. Первый: что помешает отказать в должности кандидату, который не согласился пройти проверку - из-за некорректно составленных вопросов, например - на детекторе лжи?.. И второй: когда детектор "научится" определять степень профпригодности высоких чиновников? Ответ почти очевиден: когда в России победят коррупцию.

Полет без правил

(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 21.03.2008)

Это случилось на Манском аэродроме, где экипаж вертолета Ми-8, принадлежащего МЧС, совершал учебно-тренировочные полеты. Поднявшись в очередной раз в воздух, командир "восьмерки" принял экстренное сообщение РП - руководителя полетов: "На вашем эшелоне - неустановленное воздушное судно, опасное сближение!". Как учат летные наставления, пилот резко отвернул машину - с земли было хорошо видно, что расстояние между Ми-8 и затесавшимся на ту же высоту Як-12 не превышало трехсот метров, тогда как минимальное требование в подобных случаях - два километра. Вертолет тут же благополучно сел, но на этом детективно-воздушная история не закончилась.

- Что это еще за Як? Откуда он взялся? Вы видели опознавательные знаки? - поинтересовался руководитель полетов у пилотов МЧС. Те ничего не знали: "На связь не выходит, и все тут. Кто такой, неизвестно". В свою очередь, среди документов Манского аэродрома отсутствовала заявка на вылет какого-то ни было Як-12. Подняться в воздух без такого разрешения и опознавательных знаков - это все равно, что выехать из гаража без прав и автомобильных номеров. Диалог между обеспокоенными РП и командиром вертолета был краток: "Догоню, узнаю, что это за борт".

Як - самолет маленький и от "ми-восьмого" уйти не может - разные весовые категории. Поэтому, вероятно, пилот-преследователь увлекся и, как сообщили корреспонденту "Труда-Енисея" в Енисейской транспортной прокуратуре, уже сам на этот раз допустил опасное сближение с легкомоторной крошкой. Иными словами, чуть не порубил ее в капусту лопастями огромного винта. Места там хоть и малолюдные, но населенные, и никакой гарантии того, что трагедии не случится, не было. Не говоря уже об опасности для жизней четырех летчиков в Ми-8 и Як-12.

Погоня закончилась удачной посадкой - к счастью, никто не пострадал. "Летучий голландец", как установили уже на земле, принадлежал общественной структуре - Федерации любителей авиации, у которой на счету таких ЧП сколько угодно. И дальше за дело взялась прокуратура.

- Выяснилось, что оба командира нарушили одиннадцатую статью российского кодекса об административных правонарушениях, - рассказала нашей газете помощник прокурора Марина Сизых. - А именно - пренебрегли требованиями по выдерживанию безопасных высот полета. Наказание предусматривает штраф - до пяти тысяч рублей. Кроме того, командир "Яка" не имел права вообще подниматься в воздух.

Это еще не все. Видимо, день был такой: не только летчики летали как бог на душу положит, но и с земли ими командовали больше по велению сердца, чем по лицензии. "Руководитель полетов был представителем РОСТО - российской оборонно-спортивной технической организацией. И не имел права на подобный статус - он мог быть лишь помощником", - пояснили нам в прокуратуре. В итоге можно констатировать - над Манским аэродромом было учинено авиационное ралли на грани фола. Причины происшествий, как утверждают эксперты, не только в личной безответственности пилотов и наземных служащих. Система получения допусков на взлет в Красноярском крае сегодня такова, что, например, манскому летчику надо ехать за документами в Емельяновский район - это больше сотни километров. Авиационная инфраструктура еще советских времен стремительно ветшает, специалистов все меньше и меньше, содержать многие пункты обслуживания воздушных трасс некому.

- Сегодня одна из основных проблем безопасности в воздухе - несанкционированные полеты Федерации любителей авиации. Это, к сожалению, общероссийская тенденция, - констатирует ситуацию Марина Сизых.

И в прокуратуре, и в "большой" авиации, где с тревогой наблюдают за заметно участившимися случаями опасных сближений среди летающих "младших братьев", считают: с ростом благосостояния российских граждан число авиапроисшествий возрастет. Аналогично тому, как усиливается опасность на дорогах. Приобрести собственный самолет сегодня в принципе не проблема, были бы деньги, а сообщений о случаях покупки лицензии на полеты гражданами, которым-то и велосипед доверять опасно, достаточно. Начнем с того, что Манский аэродром - вообще место несчастливое, если не сказать трагическое. Осенью 2002 года в самолете Ан-2 тут заживо сгорели двенадцать человек, в крае объявили траур. Кстати, третий траур за тот ужасный год, и во всех случаях - из-за авиационных катастроф: сначала Ми-8 с Лебедем, потом такой же вертолет на Таймыре, и, наконец, манская трагедия.

Пилоты называют своих "несанкционированных" коллег партизанами. Один такой специалист по полетам без правил недавно дал интервью: "Я знаю, что если меня собьет ПВО, то хотя бы помру в воздухе, а не в приемной в очереди к заведующему сводно-загрузочными листками" - волокита везде одна и та же.

- По большому счету - что мне будет за нарушение режима воздушного пространства? Не ПВО же за мной на "воронке" приезжать будет. Вот когда будет налажено соответствующее взаимодействие ПВО и МВД, тогда вопрос будет уместен, - откровенничает нелегальный пилот. Можно не сомневаться, что таких по всей стране сотни.

Барби не спасёт спящую красавицу

(Лариса Рябинина, "Красноярский рабочий", 21.03.2008)

В Красноярске и Норильске открывается сегодня большой фестиваль мультфильмов - для детей и взрослых.

Такого разнообразия анимационного кино в Сибири (впрочем, и в других регионах тоже) давно не видели. Зрители познакомятся с зарубежными мультиками - призёрами престижных мировых фестивалей. И самое главное - посмотрят наконец самые свежие и самые лучшие российские фильмы. Их почему-то не крутят по телевизору и почти не показывают в кино.

- Когда я спрашиваю у людей, какие отечественные мультфильмы они знают, всё заканчивается "Чебурашкой" или "Ну погоди!", - говорит арт-директор фестиваля Дина Годер. - Просто увидеть новую анимацию - редкое счастье. Бывает, хожу и всем пересказываю содержание мультиков: этот о том, тот об этом. Но это же не дело, их надо смотреть! Тем более что мультфильмы любят и дети, и взрослые. В залы набивается столько народа - яблоку негде упасть, многие сидят на ступеньках.

Показы пройдут одновременно в Красноярске и заполярном Норильске - в течение шести дней. В программе сотни короткометражных историй, рассчитанных и на очень маленьких детей - от 3 лет, и на их бабушек с дедушками.

Среди авторов самые разные люди: от признанного мэтра Александра Татарского, московского режиссёра Марии Степановой, за свои работы не раз получавшей международные призы (она, кстати, проведёт в Сибири мастер-классы, наглядно покажет, как анимация создаётся из самых неожиданных сыпучих материалов - песка, соли, специй), до студентов ВГИКа и Киевского университета кино и телевидения.

Ещё одна москвичка - Елизавета Скворцова привезла на фестиваль удивительно тёплый мультфильм "Колыбельные мира". Это своего рода экранизация песен, которые поют мамы всей планеты. Есть тут и шведская история - про маленького тролля, мечтающего о лошадке, и украинская - о ёлках, мёрзнущих зимой, и чукотская, канадская, французская, венгерская, грузинская... А у Марии Якушиной из Петербурга совсем другой стиль, свои мультики она черпает из Интернета.

Одна из самых необычных программ на фестивале - эстонская, от студии "Нукуфильм", недавно разменявшей полвека. Балтийские братья покажут детские мультики - к примеру, цикл о девочке Мириам или картину из пластилина о зайце, который гоняется за снеговиком, чтобы отнять морковку.

Но больше всего у студии всё-таки фильмов для взрослых. Главные действующие лица анимационного кино "Варвары" - куклы Барби. Они пытаются спасти Спящую красавицу от злой королевы, но вконец запутываются, поскольку обе - на одно лицо. Где добро, где зло, не разобрать. Мультик "Братья Медвежье Сердце" воспроизводит картину Шишкина "Утро в сосновом бору". Только написал её, как выясняется, не знаменитый художник, а мать-медведица. В конце концов трое её отпрысков уезжают в Париж и становятся импрессионистами.

Организаторы фестиваля подчёркивают: родителям, отправившимся в кино вместе с детьми, стоит обратить внимание, на какой возраст мультики рассчитаны. Никакой особой жестокости или порнографии в программе, конечно, нет. И всё-таки малышам ни к чему смотреть страшные сказки или неоднозначные, запутанные фильмы. Счастья им это не прибавит.

Кстати, сходить в кинотеатр на сей раз может семья с любым достатком. В Красноярске билеты продаются за символические цены: взрослый - 40 рублей, детский - 20. А в Норильске удовольствие посмотреть мультики вообще не стоит ничего.