"Вторая любовь "Единой России".

(Газета 17.03.03. И.Саськов)

КРАСНОЯРСК Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что готов войти в высший политсовет "Единой России". Он забыл о старых разногласиях с партией и на съезде 28 - 29 марта войдет в ее руководящий орган. На этот съезд от Красноярского края поедет и Алина Кабаева, несмотря на то что живет в Москве. Она, как и борец Александр Карелин, будет работать с Хлопониным в высшем политсовете. "Кабаева используется партией, извините за грубость, как знак".

Очередное подтверждение о вступлении своего губернатора в высший политсовет "единороссов" жители края получили в минувшую субботу на внеочередном съезде регионального отделения "Единой России". Сам губернатор на съезде не присутствовал, однако прислал своего заместителя Вадима Медведева. Это, впрочем, не помешало делегатам пригласить Хлопонина, а заодно и мэра Красноярска Петра Пимашкова на всероссийский съезд "Единой России". Примечательно, что среди 14 делегатов "Единой России" от Красноярского края оказалась Алина Кабаева - олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, а по совместительству член высшего политсовета "единороссов". Ирония в том, что новоиспеченный делегат от Красноярского края не имеет к этому региону ровным счетом никакого отношения, поскольку живет в Москве. Игорь Тихов, председатель краевого отделения "Единой России", так объяснил этот парадокс: "Алина как делегат будет очень полезна краю в частности и партии в целом".

Другой "единоросс", член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков сказал по этому поводу: "Ну и что, если у нее есть политические амбиции. Ведь когда-то нужно начинать расти! Да, Кабаева используется партией, извините за грубость, как знак, как символ, как привлекательное лицо партии, но я думаю, что никто не может зарекаться от того, что гимнастка станет новой Слиской или еще кем-то в этом роде".

Хлопонин простил "единороссов"

Сам Хлопонин впервые подтвердил слухи о своем согласии вступить в высший политсовет "единороссов" на пресс-конференции в Красноярске. Он сообщил, что окончательно все точки над i будут расставлены в конце марта на съезде "единороссов". "Я еще думаю, - заявил Хлопонин. - Мне не хотелось бы просто являться некоей картинкой на фотографии; есть некая идеология, есть некие принципы и есть некие задачи, которые передо мной поставлены. В принципе, я получил достаточно позитивный ответ для себя и поэтому, скорее всего, приму такое решение". Все ранние нападки красноярского губернатора на "единороссов" вдруг оказались забыты. Хлопонин некоторое время не мог простить партии того, что на выборах в Красноярском крае она поддерживала, пусть и негласно, его конкурента Александра Усса. Но теперь Александр Хлопонин в своем нынешнем статусе стал серьезной поддержкой Кремлю в Красноярском крае. Кремль приблизил его к партии власти, и губернатору предстоит отрабатывать свою приближенность, переманивая на сторону "единороссов" голоса демократов региона.

По словам Хлопонина, своим вступлением в высший политсовет он надеется извлечь дивиденды и для Красноярского края, поскольку так проще влиять на федеральный центр в интересах жителей региона. "Проблема в том, что и в крае, и в России мы являемся заложниками огромного количества реформ, которые навалились сегодня на регионы со стороны федерального центра. Мы не готовы к такого рода валовым реформам. И задача как раз состоит в том, что реформы должны сочетаться с уровнем жизни людей", - заявил Хлопонин.

"Это не инициатива Хлопонина, а давление Кремля на Хлопонина"

Краевые коммунисты резко отрицательно отнеслись к решению Александра Хлопонина войти в политсовет "Единой России". Лидеры КПРФ, в сентябре прошлого года фактически обеспечившие Хлопонину победу на губернаторских выборах, в выражениях не стеснялись. Так, Всеволод Севостьянов, глава коммунистической фракции в Заксобрании края, заявил: "Губернатор проблемного региона не должен идти в партию власти ни под каким видом. Принято считать, что губернатор должен быть над политическими течениями, он как бы отец родной для всех жителей края - и тех, кто в лимузинах ездит, и тех, кто в очереди стоит. Поэтому когда губернатор начинает занимать какую-то политическую позицию, другие политические силы начинают оценивать это как негативный процесс. И для нас, для компартии, ясно, что если он будет входить в "Единую Россию", то для нас становится политическим противником".

Сергей Глазьев, приехавший в Красноярск для отчета перед избирателями о работе фракции КПРФ в Думе, тоже не одобряет этот шаг Хлопонина: "Я ему сочувствую, я думаю, что это не принесет ему популярности, потому что "Единую Россию" сегодня, по сути ее действий в Думе, можно охарактеризовать как партию демагогии и лжи, они говорят одно, а голосуют за прямо противоположное. Поэтому если Александр Геннадиевич присоединится к этой публике, то чести ему это не сделает, он должен будет поддерживать политику федеральной власти, которая сегодня ориентирована против интересов большинства населения, против национальных интересов страны, и на фоне объективных трудностей Красноярского края, я думаю, пользы это не принесет".

Первый секретарь Красноярского крайкома КПРФ депутат Госдумы Владислав Юрчик был еще более категоричен: "Скорее всего, это не инициатива Хлопонина, а серьезное давление Кремля на Хлопонина. Если он не выстоит и встанет в ряды "единороссов", то он не наберет ничего положительного от большинства красноярцев. Это будет его проигрыш".

"В комиссиях ЗС".

("Красноярский рабочий" 15.03.03)

Минувший год, завершившийся с долгом в миллион рублей, никак нельзя назвать успешным для краевого фонда науки.

Об этом рассказал директор фонда Сергей Кирик на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания края по науке и образованию. По его словам, за 2002 год в фонд поступило 215 научных проектов, 62 из них было отобрано для финансирования, но на деле ни один не получил финансовой поддержки. К сожалению, многие интересные научные проекты молодых ученых остались без движения. Отрадно, что благодаря поддержке депутатов ЗС в 2003 году удалось сохранить государственное финансирование фонда в размере 5 миллионов рублей. Постоянная комиссия поручила подготовить для Законодательного Собрания справку о механизме деятельности краевого фонда науки по всем направлениям.

Кроме того, на заседании было поддержано обращение депутатов краевого парламента к Государственной Думе и правительству РФ о ситуации в системе начального профессионального образования. Речь идет о сохранении финансирования из федерального бюджета учебных заведений начального профобразования края и других территорий, а также о принятии Федерального закона "Об основах социального заказа", где, в частности, будут разработаны механизмы взаимодействия социальных партнеров по подготовке рабочих кадров, увеличению оплаты труда работникам бюджетной сферы. Депутаты ЗС считают, что решение проблем начального профессионального образования обеспечит приток молодых рабочих на производство и тем самым будет способствовать росту благосостояния края и страны в целом.

"Интеррос".

("Красноярский рабочий" 15.03.03)

Вчера Красноярск посетил глава финансово-промышленной группы "Интеррос" Владимир Потанин. Одна из основных причин, побудивших его приехать на берега Енисея, - желание принять личное участие в торжественной церемонии награждения лучших студентов Сибирского федерального округа - победителей стипендиальной программы, созданной при его именном благотворительном фонде.

Однако повестка дня пребывания Владимира Олеговича на красноярской земле одним этим событием не ограничилась. Перед тем как встретиться со студентами в Красноярском театре музыкальной комедии, Владимир Потанин провел ряд деловых встреч с губернатором Александром Хлопониным, председателем Законодательного Собрания Александром Уссом и депутатами, с промышленниками и предпринимателями.

Во время бесед обсуждалась сложившаяся на сегодня в стране социально-экономическая ситуация, ее преломление в Красноярском крае, а также возможные меры по улучшению инвестиционного климата. К этому вопросу у Потанина, представляющего финансовую структуру - одну из крупнейших отечественных инвесторов в краевую экономику, отнюдь не праздный интерес. Вместе с тем большое внимание Владимир Олегович уделил теме развития в крае малого и среднего бизнеса - не только в сырьевой области, но и в сфере производства товаров народного потребления, средств массовой информации, наукоемких и технологичных производств.

"Дефицит тает по весне".

("Красноярский рабочий" 15.03.03)

Краевая администрация предлагает сократить на 40,2 миллиона рублей дефицит краевого бюджета на 2003 год.

При этом доходы бюджета возрастут на 451,4 миллиона рублей, расходы - на 411,2 миллиона. Законопроект о корректировке основного финансового документа края 19 марта рассмотрит сессия Законодательного Собрания. В соответствии с федеральными нормами в доходы и расходы краевого бюджета предложено включить суммы субвенций и субсидий из госбюджета на дорожное хозяйство и на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и соцкульт-быта, переданных в ведение органов местного самоуправления. Кроме того, по бюджетам муниципальных образований и органов госвласти распределена проинвентаризированная кредиторская задолженность -1,057 миллиарда рублей из общей суммы 1,305 миллиарда. Также внесены существенные изменения в программу государственных внутренних заимствований края на 2003 год.

"Смотрите, кто приехал".

(Владимир Жилетов "Сегодняшняя газета" 15.03.03)

В ПЯТНИЦУ в Красноярск прибыл Владимир Потатин, глава группы "Интерросс". В первой половине дня он провел ряд встреч в администрации края. В первую очередь господин Потанин нанес визит своему бывшему подчиненному, а ныне губернатору края Александру Хлопонину, а после встретился с депутатами Законодательного Собрания и главами крупнейший предприятий.

Как заявил глава "Интерросса", основная цель его визита в наш край - участие в церемонии награждения лучших студентов высших учебных заведений, ставших стипендиатами Потанина. Беседы же в администрации касались инвестиций ФПГ "Интерросс" в Красноярском крае и сохранности этих средств. "Мы с Александром Геннадиевичем как раз сейчас смотрели карту в кабинете, убедились, что все на месте. Все инвестиции в целости и сохранности. Александр Геннадиевич даже рассказал, что предпринимается для улучшения инвестиционного климата, так что объем инвестиций снижать не будем. Рыночная стоимость "Норильского никеля" - 5 миллиардов долларов, две трети принадлежат "Интерроссу", - рассказал владелец заводов, газет, пароходов. Также Потанин отметил, что в настоящий момент у него нет конкретных программ в отношении Красноярского края, но существует вероятность их появления. Кроме цветной металлургии интерес для "Интерросса" могут представлять: "Товары народного потребления, средства массовой информации и высокотехнологические производства". В конце краткого брифинга Владимир Потанин поделился: "В последнее время я с вашим губернатором ни о чем, кроме Красноярского края, говорить не могу: у него голова забита проблемами региона".

В подтверждение этих слов Александр Хлопонин начал рассказывать о своей поездке в первопрестольную, где у него состоялись встречи в министерстве финансов и дорожном фонде. "Губернатор должен не только сидеть в регионе, но и налаживать столичные связи, - отметил Хлопонин, посетовав: - Только я улетаю, происходит череда событий: краевой суд сгорел, арестовали главу района, слухи, что посадили Фурсу, и еще Захарова чуть не зарезали". Отвечая на вопрос о возможном вхождении в высший совет "Единой России", он заявил: "Скорее всего, я приму такое решение, в этом случае я поеду в Москву на съезд партии 28 числа".

Встреча Потанина с депутатами и бизнесменами больше всего походила на стандартный визит вежливости. В общих чертах собравшиеся обсудили проблемы госстроительства и экономическую ситуацию в стране. Красноярский край в этой беседе практически не затрагивался. "Мы всегда стремимся в разном формате встретиться с разными людьми. Вынес со встречи, в прямом смысле этого слова, Владимир Олегович журнал "Огонек", который ему подарил Пащенко", - попытался пошутить спикер регионального парламента Александр Усс.

"Вячеслав Новиков: "На выборах в Госдуму оппозиция появится обязательно".

(Максим Глазунов "Сегодняшняя газета" 15.03.03)

Сенатор Новиков, к сожалению, в последнее время - редкий гость в красноярских СМИ. От чего акулы пера и микрофона откровенно тоскуют: ну кто еще так доходчиво и образно разъяснит, что к чему, расставит все по полочкам в любом, даже самом запутанном вопросе! "Сегодняшней Газете" удалось заполучить Вячеслава Александровича в собеседники в последний его приезд в Красноярск. Говорили... понемногу обо всем.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ В СТОЛИЦЕ

- Вячеслав Александрович, то, чем вы занимались здесь, знала каждая домохозяйка. О вашей деятельности в Москве известно очень мало. Просветите нас, что вы там делали целый год?

- Работа велась в нескольких ипостасях. Первое - это обычная работа члена Совета Федерации. Принятие всех основных законов, которыми федеральная власть облагодетельствовала население России, в течение года это порядка 118 законов. Далее - это работа в комитетах и комиссиях СФ и разных прочих рабочих органах, как то: в согласительных комиссиях, рабочих группах и так далее. Работа в качестве парламентария союзного государства Россия - Белоруссия. И последнее - это то, что здесь называлось "работа с избирателями". Конечно, там это далеко не избиратели, поскольку они меня фактически не избирали, а просто люди, проживающие на территории края. Ну и, если там я по этим вопросам общался с администрацией края, то теперь я обращаюсь все больше в правительство. Ну и, наконец, последний вид деятельности - это работа с Законодательным Собранием.

Наиболее содержательной из всего этого является работа в комитетах и комиссиях. Я вхожу в один комитет (так положено по регламенту) - по бюджету. В комиссии можно входить сколько угодно, хотя по статусу они ничем не отличаются от комитетов. Я вхожу в две комиссии - комиссию по взаимодействию со Счетной палатой и комиссию по естественным монополиям.

- То, чем вы занимаетесь в СФ, это то же самое, чем вы привыкли заниматься здесь, или же есть принципиальная разница?

- Разница, на самом деле, очень серьезная. Появляется ощущение внутренней свободы. Что мне всегда мешало? Есть, скажем, какая-нибудь проблема, те же цветные металлы. Ну нельзя же так: воруют, провода режут, все стонут... И как это можно отрегулировать, ты примерно соображаешь, но чтобы сделать - руки коротки, потому что федеральное законодательство не позволяет. Там же, в СФ, практически никаких ограничений нет. И в этом смысле состояние свободы - оно комфортное. Но зато механизмы, конечно, не сравнимы. Для того, чтобы что-нибудь провести, представляете, надо пройти через Думу. Там могут поставить на рассмотрение, могут не поставить, могут задержать законопроект - сколько угодно их "болтается" уже достаточно долгое время. Сама процедура прохождения законов через Госдуму тоже другая. Это комитет, комитет создает рабочую группу: если ты хочешь участвовать в обсуждении или вносить поправки, значит, ты должен сидеть вместе с ними, отстаивать свои поправки, отслеживать, как это дойдет до заседания. Если это необходимо - на пленарном заседании отстаивать свои поправки. После этого проект приходит в СФ, здесь подкомитеты прорабатывают, а дальше этот сакраментальный вопрос: мы же не можем внести изменения! Мы можем только одобрить либо отклонить.

- Получается, СФ - это такой последний исходящий контроль, защита от идиота...

- Совершенно верно, и яркий тому пример - закон о языке. Здесь мы свою функцию выполнили - отклонили со свистом. Всего 7 человек "за".

Так что работа привычная. Только поток другой. Если при работе в ЗС документы я читал все, то теперь я физически не могу этого сделать. Поэтому выбираешь направление и вникаешь по полной программе. А по всему остальному... Есть такой замечательный момент - мы получаем стенограмму заседания Думы. Ну и там становится все ясно: видны все позиции, видно столкновение мнений, за что люди борются и так далее. Так что представление о законопроекте имеешь.

- Недавно изменился принцип формирования СФ. Пошло это на пользу или во вред самому органу? Как вообще, на ваш взгляд,- достаточно серьезные люди там сегодня работают?

- Да, безусловно. Хотя очень много претензий было по формированию состава. Сегодня разные соображения имеют регионы при выдвижении своих представителей. Некоторые хотят получить откровенных лоббистов. Некоторые выдвигают из соображений, что этот человек своего назначения заслуживает перед данным субъектом Федерации, и так далее.

- Известные тувинцы, например, - Пугачев и Нарусова...

- Совершенно верно. Иногда появляются вовсе уж смешные вещи в СМИ по поводу того, что Нарусову избрали от Тувы только за то, что она организовала Ооржаку встречу с Грефом. Думаю, это аргументация все-таки не очень серьезная...

- То бишь, нынешний принцип формирования СФ более-менее нормальный?

- Да не нормальный! И ненормальность заключается в жесточайшей зависимости сенаторов. Куча людей зависит просто от администрации президента. Просто потому, что с их подачи они становились сенаторами. Далее зависимость от губернаторов, где влияние просто прямое. Звонки и все прочее. У меня был случай с одним товарищем, фамилию не буду называть. Обсуждаем с ним один законопроект. Смотри, говорю, выгода от него очевидна, в том числе, и для твоего региона. Он соглашается: да, мол, хороший закон и очень нужный, а потом... У меня там репутация человека, который говорит то, что другие думают, а сказать публично не решаются. Поэтому он на меня так пристально поглядел, говорит: сейчас я выйду на некоторое время. Приходит, говорит: не-е, нехороший закон, не будем за него голосовать. То бишь, аргументация никакой роли не играет.

- А вообще, много в Москве людей, которые и соответствуют по своим профессиональным качествам и руководствуются в работе государственными интересами?

- Мало. Впрочем, как и везде.

ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ХЛОПОНИНА

- Новая администрация края на ваш взгляд более вменяема, чем прежняя? Легче с ней работать?

- С моей точки зрения, это просто несравнимо. Начнем с того, что с прошлой администрацией мне вообще приходилось сталкиваться достаточно редко, ибо они считали депутатов за своих противников, и все мысли, которые оттуда исходили, носили, якобы, вредоносный антиадминистративный посыл. Там же, где приходилось общаться, главная составляющая была политическая. В содержание, как правило, никто особенно и не влезал. Были некие политические задачи: с этими играем - с этим не играем, тут у нас есть некие интересы... Здесь все разумно, но мы этого не можем, потому что не велено... То есть, разговаривать было не о чем.

Сейчас же, по крайней мере в тех вопросах, где я общался, подход просто профессиональный. Общение доставляет удовольствие. То есть, если тебя посылают, то только лишь потому, что у людей аргументы лучше. В этом смысле сейчас ситуация просто другая. Я не буду сейчас говорить, хорошо они работают или плохо, но ситуация совершенно точно поменялась - стала вменяемой.

О СОВЕТЕ ГУБЕРНАТОРОВ

- Вопрос об объединении края, а точнее, о создании единого субъекта Федерации вместо трех, он, безусловно, стоит. На самом деле в той или иной форме он обсуждался с 1992-го года. Разные были периоды в отношениях, периоды обострения, периоды дружбы... Более того, президент неоднократно и недвусмысленно высказывался о том, что такого рода субъекты Федерации желательно было бы укрупнять. То бишь, политическая воля высшего руководства ясна и понятна. Но процесс этот очень непростой. С моей точки зрения, основная причина этой "непростоты" заключается в непонятной перспективе элит объединяемых субъектов. Причем, если скажем, в метрополии все более-менее понятно - элита как была, так и останется, то в меньших субъектах людям вообще непонятно: мы-то куда? Поэтому процесс торможения будет идти, в том числе, и на уровне спинного мозга.

Поэтому создание Совета губернаторов - это первый шажок к объединению на пути выяснения - а что же нас реально связывает. Проблем реальных много, и теперь они могут быть осмысленны по-другому.

- Какие проблемы? Примеры можете привести?

- Вот вам простенькая проблема: где лечить людей с определенными видами заболеваний? Когда человек приезжает из Эвенкии в Красноярск, это все равно, как будто бы он приехал из Кемерова. Субъекты разные, бюджеты разные - никто никому ничем не обязан. А строилось все из того расчета, что вся лучшая профильная медицина сосредоточена в Красноярске. И как быть в этой ситуации? Эта проблема должна быть регламентирована, жители Эвенкии и Таймыра должны быть полноправными жителями края и иметь тот же набор возможностей.

Та же самая ситуация и с образованием. Можно, конечно, из Хатанги поехать в Питер. Но не всегда хочется и, самое главное, не всегда можется. А край все же - это исторически одна территория с благожелательным отношением к тем же коренным жителям Таймыра в наших высших учебных заведениях. А это немаловажно. Люди воспитаны так, так всю жизнь и было, а теперь вдруг все разорвалось. Это плохо, что разорвалось, давайте восстанавливать!

То есть, мне кажется, что реальное содержание этого органа - как раз понимание общих проблем и того, что проблемы эти должны решаться сообща. А потом уже и следующий шаг - все это гораздо удобней делать имея единую систему управления.

О "НАШИХ" И "НЕНАШИХ"

- Я как шел по блоку "НАШИ!", так никогда из этого блока и не выходил. По-моему, я в нем и остаюсь. По крайней мере, по своему собственному ощущению. А вот что считают мои коллеги по этому поводу, это лучше спросить у них.

- В чем у вас это ощущение "нашести"?

- На самом деле это тонкий вопрос потому, что, когда создавался блок "НАШИ!", там были несколько разные идеологии у разных участников этого процесса. Скажем, один уклон, крайний, отличался следующим: наш - это исконный житель Красноярского края. А вот для меня, скажем, "наш-не наш" - это не вопрос прописки, а это вопрос: связывает ли человек свою судьбу с тем местом, где этот человек живет и работает. И с крайними позициями как раз по этому принципу некоторое внутреннее разделение и произошло.

- Тот же Сараев, который недавно приезжал в край, по-вашему "наш"?

- В настоящий момент нет, а тогда - безусловно. Потому что он считал край своим. Он привез свою жену, дети его здесь в школу ходили... И хотя это формальные все вещи - можно не возить жену, дело не в этом. Но для него это было естественным, потому что он связывал свою судьбу с Красноярским краем. И если бы не гибель Лебедя и последовавшие за этим перемены, возможно, он бы здесь и остался жить.

- А Хлопонин? Он-то семью не торопится везти?

- Во всяком случае, пока он не доказал обратного, нет основания подозревать, что он "не наш".

О НОВОЙ ОППОЗИЦИИ

- Как отца-основателя первой красноярской оппозиции не могу не спросить: есть ли сегодня почва для создания новой системной оппозиции в крае, оппозиции уже губернатору Хлопонину?

- Совершенно очевидно, что все будет зависеть от деятельности администрации. Для меня есть полная ясность в том, что деятельность администрации можно рассматривать в трех разных аспектах. Первое: я категорически не согласен с тем, что они делают, но я понимаю, что так тоже можно делать. В этом случае, для меня это даже не оппозиция - диалог.

Возможен другой вариант, когда я знаю, понимаю, готов доказать любому, что так делать нельзя, а они это делают. По недомыслию, отсутствию опыта, воспитанию... И упорствуют в этом. Вот тогда это понятие называется "конструктивная оппозиция". Я указываю на их ошибки, говорю, что вы все делаете не так, и критикую их за это самое.

А бывает еще один вид оппозиции, третий. Это когда люди мало того, что делают неправильно. Они знают о том, что они делают неправильно, но делают это для того, чтобы реализовать свои личные интересы. Тогда для меня это реальная жесткая оппозиция, в которой нет никакого конструктива. Чего такого критиковать - его надо выводить на чистую воду и устранять от власти.

Сейчас же для меня идет диалог, и я думаю, что для всех остальных тоже. Какие-то ошибки есть, но они очень понятные и преодолимые.

- А есть ли конфликт интересов - любых, может быть, экономических, который мог бы привести к возникновению оппозиции?

- Я думаю, что пока такого конфликта нет. Теоретически возможно развитие конфликта по линии "Русала" - все зависит от их амбиций здесь, от их устремлений и от желания конфликтовать. Возможен конфликт по линии МДМ, потому что уголь очень болезненная позиция - это жизнеобеспечение Красноярского края. Возможен, но это совсем в далекой перспективе, конфликт по линии ЮКОСА. По мере освоения месторождений, предоставления транспортных коридоров и так далее.

Но это все варианты возможного будущего. В настоящем же времени почвы для зарождения оппозиции я пока не вижу.

- Но возможно же, что исходя из своих долгосрочных интересов, кто-то из перечисленных игроков захочет "вкладываться" в создание оппозиционных политиков уже сейчас?

- Мой опыт общения с этими людьми показывает, что они очень прагматичны. Для того, чтобы что-то здесь создавать, надо вкладывать ресурсы, от организационных до финансовых. Пока опасности нет, зачем вкладываться? Вот появится, тогда и будем создавать, будем заинтересованы в появлении антихлопонинских депутатов, партий, поддержке элит и так далее.

- Так значит, выборы в Госдуму будут скучными, и никакой драчки от них ждать не приходится?

- Напротив, на выборах в Госдуму зародыш оппозиции появится обязательно. Потому что, если человек всерьез борется за депутатский мандат, он должен определиться с отношением к действующей администрации. Он же будет про краевые проблемы говорить! Большая часть, несомненно, захочет прислониться к светлому образу губернатора, поскольку пока имидж и рейтинг у него неплохой. Но все же прислониться не смогут! Поэтому должны появиться люди, которые всерьез будут бороться и которые начнут себя в таком качестве представлять. Тогда они будут заинтересованы в поддержке элит. И вот тут появляется уже ТЕМА для будущей оппозиции, и оппозиции именно системной.