Никита Иванов, Модест Колеров, Глеб Павловский

Меморандум 17 марта 2003 (резюме)

Сейчас, накануне новой Войны в Заливе, мы вновь видим, какую роль в создании вооруженных конфликтов играет ответственность или безответственность политических и общественных элит. Сейчас, накануне войны, мы снова видим, как демонстративное и многолетнее нарушение национальных интересов и интернациональных стандартов становится объективной причиной массовых несчастий, смертей и разрушений. И мы не можем позволить, чтобы новый центр попрания интересов России и цивилизованных стандартов - и, следовательно, конфликта созревал на наших западных границах, в Балтийском регионе.

Национальные интересы России в Балтийском регионе основываются на вечных приоритетах России на Северо-Западе:

(1) стратегическом контроле над морским побережьем Балтийского моря, поддержании статуса ведущей балтийской державы и безусловного обеспечения суверенитета России над Калининградской областью,

(2) диверсификации транспортных потоков из России, исключающих их монополизацию на любом направлении и кем бы то ни было, в том числе в постнефтяную эпоху экономического развития мира,

(3) защиты цивилизованных прав всех жителей этого региона Европы, кто в своей частной, деловой и общественной жизни ориентируется на Россию и лоялен к России,

(4) политической, правовой и культурной поддержки российской диаспоры, всех граждан бывшего СССР - в силу статуса России как правопреемника Советского Союза.

В последнее время Россия предприняла шаги по оптимизации транзитных потоков российской нефти таким образом, чтобы неконтролируемые российским капиталом трубопроводы и недружественные России порты (например, Вентспилс в Латвии) были задействованы в транзите в последнюю очередь. Эта борьба России против недружественной монополии на региональный транзит российской нефти вызвала со стороны Латвии беспрецедентные попытки политического давления на Россию. Построив свое благополучие во многом на российском транзите, а свою внешнюю политику - на русофобии, Латвия требует от России сохранения своей транзитной монополии. Почему на фоне постоянных попыток Латвии разжечь конфликт между Россией и США, Россией и Европейским Союзом мы не видим жесткой реакции российского МИДа? Почему правительство России позволяет Латвии паразитировать на российской экономике и одновременно диктовать себе чужую волю?

ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ полагает необходимым вновь проанализировать действия и планы России в Прибалтике и, в частности, в Латвии.

Калининград. Анклавное положение Калининградской области вынуждает Россию создать разветвленную, глубоко эшелонированную систему обеспечения национальных интересов в этой части Прибалтики. У политической элиты Калининградской области не должно быть сомнений, что, поскольку единственная политическая перспектива области - в составе России, постольку ее единственный экономический капитал - представление интересов России в Прибалтике. Этому должны быть подчинены любые "особые экономические условия", которые могут быть предоставлены Калининграду, в ближайшее время и впредь.

Транзит. Принципиальная для российских национальных интересов в Прибалтике ось Калининград - Санкт-Петербург - является важнейшей, но лишь частью гораздо более широкого театра действий на Северо-Западе: Калининград - Мурманск (Архангельск). С точки зрения интересов России, прибалтийский транзит - в любом случае - вчерашний день, имеющий для нас смысл только из-за Калининграда. На Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку. Констатируя эти позитивные перемены, ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ не видит в них достаточно планомерной, систематической и организующей воли правительства России. Латвия. ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ убежден, что для России в равной степени приемлем любой свободный выбор русскоязычных жителей Латвии: Россия обязана оказать всю необходимую политическую и экономическую поддержку гражданам России, постоянно живущим в Латвии, и - всю необходимую культурную и гуманитарную помощь русскоязычным гражданам Латвии.

ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ считает, что минимум политических требований российского общества к Латвии, неоднократно озвученный МИД России, должен состоять в переходе Латвии на европейские стандарты в отношениях с меньшинствами - реальном и контролируемом сообща с Россией.

Внешняя политика Латвия отличается подчеркнутым проамериканизмом, в контексте современной международной ситуации приобретающим выраженно антиевропейский характер. Именно латвийская дипломатия выступила инициатором обращения стран-кандидатов НАТО в поддержку военной операции против Ирака без санкции СБ ООН. Европейская общественность и парламенты, "старая Европа", должны знать об этой антиевропейской позиции Латвии.

ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ считает необходимым пересмотреть российскую политику и внутри Латвии. До сих пор она строилась на поддержке набора разнородных политических сил, декларирующих - зачастую бездоказательно - защиту интересов русскоязычного населения Латвии. Прежде чем поддержать чью бы то ни было политику, Россия вправе задаться вопросом об эффективности ее результатов. Не обремененные ответственностью "друзья России" должны уйти в прошлое.

Из других балтийских соседей России Латвия выделяется недоговороспособным стилем своей внутренней и внешней политики. Можно констатировать, что сегодня Латвия - наш неконвенциональный сосед. В свете изложенного ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ убежден, что у правительства России есть ресурсы прямого и законного давления на Латвию. Ключевыми практическими задачами России является реализация трех конкурентных предложений Латвии:

(1) приобретение контроля над латвийским нефтетранзитным комплексом - либо полный отказ от транзитных услуг Латвии;

(2) сотрудничество с лояльными к России и цивилизованными политиками Латвии всех политических направлений, - либо торможение деятельности финансирующих их ФПГ на территории России и в соседних государствах;

(3) ликвидация юридически нелепого статуса "негражданин Латвийской Республики" путем предоставления русскоязычным жителям латвийского (российского) гражданства и прав голосования, - либо юридическое оспаривание вступления Латвии в ЕС. Это позволит русскоязычному населению Латвии сделать выбор между принудительной ассимиляцией, противоречащей всем цивилизованным и особенно европейским стандартам, - и полноценным гражданским существованием при поддержке России.

Без соблюдения российских национальных интересов само существование нефтетранзитного комплекса Латвии и участие в его функционировании превращается в антигосударственное паразитирование на экономике России, не имеющее никаких европейских перспектив.