Депутат Новосибирского горсовета: Муниципальное имущество мы планируем сохранить для нужных городу предпринимателей
В 2008 году план приватизации муниципального имущества в Новосибирске увеличен почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. В последние годы доходы от продажи городской собственности выросли в разы. Если с 2003 по 2006 год от приватизации в бюджет города поступило около 1,9 млрд рублей, в 2007 - около 2 млрд (при плане 1,4 млрд руб.), то в 2008 году запланировано уже почти 3 млрд рублей. В то же время, согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", все непрофильное муниципальное имущество должно быть приватизировано до 1 января 2009 года. Сколько имущества остаётся в собственности города? Какие объекты являются самыми крупными? И сколько бюджет Новосибирска рассчитывает за них выручить? На эти вопросы корреспонденту ИА REGNUM 1 февраля ответил председатель комиссии по муниципальной собственности Совета депутатов Новосибирска, заместитель руководителя депутатского объединения "Народный депутат" Александр Люлько.
ИА REGNUM: Сколько объектов муниципальной собственности и на какую сумму удалось продать в 2007 году?
Мы реализовали имущества примерно на 2 млрд рублей. Причём, последняя продажа - Главного универсального магазина (ГУМ "Россия" принадлежал мэрии Новосибирска, общая площадь - 17 тыс. м, кв. в том числе торговых помещений - около 6,4 тыс. м. кв. - прим. ИА REGNUM) - прошла в конце года, поэтому 200 млн рублей на 2007 год записали, а всё остальное - на следующий. На 2008 год запланировано приватизировать имущества на 2,8 млрд рублей. В прогнозный план приватизации внесён 231 объект - это 93,7 тыс. м. кв. В 2009-10 гг. мы рассчитываем реализовать ещё 59,6 тыс. м. кв. И я должен сказать, что мы продаём сейчас меньше квадратных метров, чем раньше, а получаем за них больше. По понятным причинам: ведь стоимость квадратного метра жилья растёт. Возвращаясь к ГУМу, отмечу, что его конечная цена оказалась совершенно неожиданной. Вначале обсуждали стартовую цену 400 млн руб., затем определили начальную цену в 509 млн руб. И многие сомневались, а продадим ли за такую сумму? Ну а в результате у нас получилось, что мы его не за 509 млн продали, а за 1,234 млрд руб. Некоторые объекты мы продали по 300 тыс. рублей за м. кв. Например, магазины "Рубин", "Школьник" - в центре города примерно за такую цену ушли. Некоторые дешевле, в зависимости от значимости объекта. Раньше мы предлагали преимущественное право выкупа. Тот, кто занимает помещение, кто добросовестный арендатор, тот имеет право преимущественного выкупа. Такой принцип был. Но он приводил к существенным нарушениям. До начала 2000-х годов имущество продавалось по цене 2-3 тыс. руб. за м. кв. при цене тогда уже - 10 тыс. То есть бюджет недополучал деньги; и, вообще, очень коррупционный принцип. Потом федеральный законодатель всё это запретил и сказал - только на конкурсе. И наполняемость бюджета резко пошла вверх. Мы сейчас добились довольно большой прозрачности - теперь любой человек может прийти и посмотреть, как продаётся имущество. Вы можете прийти, любой гражданин, и даже иностранец. Открыто идёт продажа. И цены получаем большие.
ИА REGNUM: Какие крупные объекты в плане приватизации на 2008 год можно выделить? Собираетесь ли вы реализовать крупные рынки, торговые центры?
Ну, например, у нас стоит в плане приватизации ТЦ "Праздничный зал" (расположен на Красном проспекте в центре Новосибирска - прим. ИА REGNUM). Правда, есть разные точки зрения, сейчас его продать или не торопиться, но в плане он, тем не менее, стоит. Вообще, у нас еще остались несколько объектов, которых нет в прогнозном плане приватизации, но за которые мы можем получить большие деньги. Например, есть такое АО "Гусинобродское" (предприятие, работающее на крупнейшем оптово-розничном рынке в Сибири - прим. ИА REGNUM). Там 100% акций принадлежит муниципалитету. Мы можем их продать, но мы не торопимся это сделать. Потому что оно является неким нашим представителем на той "барахолке". Там же оно занимает не так много места. Но, с другой стороны, мы можем как-то влиять на ситуацию. А если мы продадим, мы вообще ничего не сможем. Там тоже есть два пути развития. Первый: просто объявить конкурс и продать частным компаниям, неважно каким, местным, московским или иностранным. Но мэрия и горсовет приняли другую концепцию: не "кидать" тех арендаторов, которые там есть, а предложить им самим осваивать эту территорию.
ИА REGNUM: Сколько имущества останется нереализованным к 1 января 2009 года?
Сейчас постепенно акценты всё же меняются в мэрии с "получить как можно больше денег" на "давайте всё-таки что-то оставим". То есть, наполнение бюджета - это важно, но важно также и обеспечить собственные нужды. Мы собираемся сейчас оставить помещения для тех, кто нам нужен. Запланировано формирование резервного фонда - это для расширения деятельности муниципальных предприятий и учреждений, поддержки малого и среднего бизнеса - то есть сдавать в аренду для определённых организаций. 247, 2 тыс. м. кв. - это та собственность, которая у нас останется после 2010 года. Государство дало нам возможность не продавать всё до 1 января 2009 года. Мы должны были от всего освободиться. Но сейчас маленькая лазейка появилась - дали возможность сохранить помещения для малого и среднего бизнеса. Раньше по 131-му закону об общих принципах организации местного самоуправления мы должны были продать всё. И в аренду ничего не сдавать. Но наш новосибирский горсовет неоднократно обращался в Госдуму РФ с просьбой пересмотреть этот вопрос. И вот в конце 2007 года Госдума приняла решение, которое действует с 1 января 2008 года: мы можем предоставлять помещения в аренду малому и среднему бизнесу, если этот бизнес ведёт деятельность, которая нужна для функционирования города. Следующий вопрос - выработать критерии, кому предоставлять помещения. Это абстрактно всё: нужен - не нужен. Можно обосновать, что и виноводочные магазины нужны, и пивные, и игорные клубы кому-то нужны. Поэтому здесь нужно выработать критерий. Уже создана рабочая группа - совместная нашей комиссии (по муниципальной собственности - прим. ИА REGNUM) и комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству. Мы должны выработать критерий - какой бизнес признать нужным для города. Окончательное решение пока не принято, но предварительное обсуждение уже велось. Чем известен Новосибирск? Тем, что здесь наука, культурные учреждения, хорошие инновационные учреждения, медицинские, образовательные. Вот я думаю, что для таких сфер деятельности малого и среднего бизнеса нужно предоставить аренду и оказать им самую существенную поддержку. Что такое малый и средний бизнес: это небольшая норма прибыли. А те цены, которые сейчас установились за объекты недвижимости - где-то 38 тыс. рублей за м. кв., а за жилые помещения - уже за 60 тыс. за м. кв. Они непосильны. В таких случаях поддержкой является как раз аренда муниципальных помещений. Потому что мы, во-первых, держим цену аренду несколько ниже, чем в среднем, во-вторых, стабильно: то есть у нас в течение года не может быть изменена сумма арендной платы, и не может она в дальнейшем повышаться более, чем в два раза. К тому же, у нас установлены коэффициенты по сферам деятельности. Ну, например, если вы образовательное учреждение, то для вас коэффициент - 0,1, ну грубо говоря, вы платите в 10 раз меньше, чем в среднем. Если вы ночной клуб, то вы в десятки раз больше будете платить, чем в среднем. А в рыночной аренде - им плевать, чем вы занимаетесь. Платите и всё. В результате все помещения займут те, у кого прибыль самая высокая - торговцы водкой, пивом, ночные клубы, игровые автоматы. А организации, которые занимаются общественными вопросами или торгуют обычными товарами не смогут платить.
ИА REGNUM: Кто еще может рассчитывать на имущество из резервного фонда?
На прошлой неделе состоялось заседание совета председателей горсовета. И вот Надежда Болтенко (председатель Новосибирского горсовета - прим. ИА REGNUM) вышла с хорошей инициативой - рассмотреть список объектов по районам. Что нужно оставить, что нужно продать - провести полную ревизию. Наша комиссия на последнем заседании приняла план работы. Мы серьёзно увеличим контрольные функции. То есть будем каждый месяц приглашать глав администраций районов, департамент земельных и имущественных отношений, депутатов по районам, и рассматривать уже вопрос так: что, как мы считаем, нужно продать, а что оставить для муниципальных нужд, и что там разместить. И чаще всего депутаты лучше знают, что нужно сделать. Ну, допустим, кому мы сейчас озабочены дать помещение? Прежде всего, общественным организациям, которые нужды для города, например, ветеранские организации, территориальное общественное самоуправление, которое много что делает. Сейчас серьёзная задача - это обеспечить помещениями управляющие компании. Потому что, ни для кого не секрет, сейчас муниципальные учреждения, ЖЭУ ликвидировали, а помещения остались бесхозными. Их и управляющим компаниям не отдают, и не продают, потому что просто пока не успели зарегистрировать. И на этом люди просто деньги зарабатывают, размещая там склады и прочее. А нам в управляющих компаниях говорят, что негде ставить технику, которую только что купили. Например, снегоуборочную. Она у них на улице стоит.
ИА REGNUM: Может ли вопрос приватизации муниципальной недвижимости стать одним из главных на предстоящих в 2009 году выборах мэра Новосибирска? Ведь в своё время депутаты не стали продавать тот же ГУМ "Россия" в 2004-2005 годах накануне выборов в Новосибирский горсовет, опасаясь недовольства социально-незащищенной части населения?
Не думаю. Недвижимость перестала быть узким местом. Главной проблемой сейчас становится не недвижимость, а земля. Основные нарушения у нас сейчас в сфере земельных отношений. В частности по нашей просьбе были проверены два района в части размещения временных объектов. Взяли узкий вопрос - автостоянки. Обнаружили 100 миллионов вне бюджета. Это серьёзная вещь. А если возьмём павильончики, киоски, остановочные павильоны... У нас много объектов, которые вообще никак не зарегистрированы. Например, в частном секторе. Их, фактически, вообще нет. То есть они не платят ни налогов, ни аренды, вообще ничего.
И сейчас наша комиссия будет этим серьёзно заниматься. Если с точки зрения недвижимости, я считаю, у нас всё прозрачно в городе, и понятно, как идут торги, достаточно открытая процедура, то, с точки зрения земли возникают очень большие вопросы. Думаю, главная наша задача теперь - это добиться прозрачности в земельных отношениях. Если до конца срока полномочий нам этого удастся добиться, это будет прекрасно.
Справка ИА REGNUM:
Александр Люлько родился в 1959 году в Новосибирске. В 1982 году окончил Новосибирский государственный университет. После его окончания работал преподавателем в Новосибирском государственном педагогическом институте, Институте математики Сибирского отделения Академии наук и в Новосибирском государственном университете. В 1989 году стал кандидатом физико-математических наук. В 1990 году был избран депутатом Новосибирского облсовета. С 1996 года - три раза подряд избирался депутатом Новосибирского горсовета, где возглавлял комиссию по промышленности, а затем - комиссию по муниципальной собственности. Помимо работы в Совете депутатов Новосибирска, Александр Люлько занимается преподавательской деятельностью; профессор Сибирского института международных отношений и регионоведения.