"Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году": Приднестровье за неделю
Приднестровское урегулирование: "Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году".
Приднестровское урегулирование: "Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году"
"В Приднестровье давно привыкли к громким, но совершенно необоснованным, а иногда и просто популистским заявлениям молдавских властей по поводу молдавско-приднестровского урегулирования, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - За примерами далеко ходить не нужно. В октябре 2007 года президент Молдавии
Информагентство отмечает, что "новым откровением по поводу скорого разрешения конфликта разразился министр реинтеграции РМ
"Может быть, - продолжило ИА "Ольвия-пресс", - под укреплением доверия и безопасности молдавский министр реинтеграции подразумевает постоянно организуемые Молдавией провокации в Зоне безопасности или непрекращающиеся попытки сократить количество миротворческих постов? Или Шова считает, что экономическая блокада Приднестровья, которая длится уже почти два года - лучший способ укрепления доверия? Мало того, самый лучший способ "стимулирования экономического сотрудничества между двумя берегами Днестра". И что подразумевает Шова, говоря о социальной помощи, оказываемой Молдавией Приднестровью? Заявления президента Воронина о том, что Кишинев, якобы, поделится с Приднестровьем гуманитарной помощью, поступающей в Молдавию из западных стран и ряда государств СНГ, ничего кроме популизма в себе не несли и, по сути, так и остались заявлениями. Впрочем, ничего иного и не следовало ожидать. В отличие от России, у которой слова не расходятся с делом и которая не на словах, а на деле помогала и помогает Приднестровью в трудную минуту, Молдавия лишь умеет разбрасываться громкими заявлениями".
Информагентство пишет: "Что же касается рассказов, о мерах, направленных на развитие инфраструктуры, то здесь вообще не понятно, о чем идет речь. Какую инфраструктуру развивает Молдавия на обоих берегах Днестра. Промышленную? Сельскохозяйственную? Наверное, все же инфраструктуру двух десятков неправительственных организаций, которые на деньги западных фондов "готовят" в Приднестровье то, для чего, собственно, всегда используют т.н. пятую колонну. По мнению Шовы, "важнейшим достижением 2007 года на политическом уровне стало определение окончательного решения приднестровского конфликта". Как заявил молдавский министр: "Нам удалось достичь консенсуса всех посредников и наблюдателей в переговорном процессе относительно завершения процесса урегулирования конфликта, определения юридического статуса приднестровского региона с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдавия". Оказывается, Молдавия за спиной Приднестровья в сепаратном сговоре с Евросоюзом, США, Украиной и Россией уже определили сроки завершения процесса урегулирования конфликта, мало того, в пользу Молдавии - суверенной и территориально целостной. А, судя по тому, как Шова обмолвился, будто "2007 год стал годом "инвестиций" в приднестровское урегулирование, результаты которых в Кишиневе надеются получить в 2008 году", следует понимать, что Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году".
"Конечно, никаких договоренностей с Россией о решении молдавско-приднестровского конфликта в пользу Молдавии не было и нет. Россия неоднократно заявляла о том, что урегулирование проблемы возможно только на основе двусторонних соглашений конфликтующих сторон в рамках переговорного процесса с участием обеих сторон конфликта. Как известно, такую же позицию Россия отстаивает и в отношении сербо-косовского урегулирования, не намерена она менять свою позицию и на постсоветском пространстве, тем более что в использовании двойных стандартов Москву упрекнуть не может никто. Так что откровения Шовы не что иное, как очередная "утка" молдавских властей", - резюмировало ИА "Ольвия-пресс".
"На всем протяжении молдавско-приднестровских переговоров по урегулированию конфликта руководство Молдавии категорически отказывается обсуждать тему федерализации страны, - пишет газета "Приднестровье". - Во что бы то ни стало, на правом берегу Днестра стремятся сохранить унитарное строение государства, а нынешний президент Молдавии Владимир Воронин видит в федерализации угрозу целостности и государственной независимости республики. Приверженность позиции унитаризма руководства Молдавии привела к срыву неоднократных попыток реализовать различные варианты программ урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем на федеративной основе, включая и так называемый "план Козака". Это был уникальный шанс для Кишинева. Москва вынудила Тирасполь пойти на ряд значительных уступок и согласиться на возвращение в состав Молдавии на условиях, откровенно говоря, не совсем выгодных для Приднестровья. Но в нем был заложен один пункт, который вызывал в Кишиневе наибольшую обеспокоенность и неприятие. Речь идет о пункте, предусматривающем право субъекта федерации (Приднестровья) на выход из состава федерации в случае принятия решения о присоединении федерации к другому государству или с полной утратой федерацией своего суверенитета".
Газета отмечает: "С одной стороны, если рассматривать этот пункт через призму менталитета кишиневских политиков, - это своеобразная "мина замедленного действия", позволяющая Приднестровью рано или поздно отделиться от Молдавии с приобретением суверенитета. Но с другой стороны, это право дамокловым мечом висело бы над теми, кто грезил и грезит воссоединением с Румынией, предостерегая их от необдуманного шага. Этот пункт был основной и надежной гарантией сохранения Молдавской Федерацией своей государственности, а, следовательно, и территориальной целостности. Кроме того, можно предположить с большой долей уверенности, что Приднестровье в составе федеративной Молдавии существенно повлияло бы на оздоровление политического климата в стране, а своим промышленным потенциалом значительно улучшило бы экономическую атмосферу федерации. Ради такой перспективы Кишиневу стоило с какой-нибудь десяток лет потерпеть присутствие российских военных на своей территории". "Но президент Молдавии, - продолжило издание, - как выяснилось, вовсе не уполномочен решать судьбу своего государства без консультации с "вашингтонским обкомом". Его советник
"Молдавия сохранила свою унитарность и возродила в Бухаресте надежду на воссоединение. Именно недальновидная, марионеточная политика руководства Молдавии дает основание президенту Румынии
В эфире Первого республиканского телеканала Приднестровья сообщили, что "Североатлантический Альянс выступил за мирное и долгосрочное решение приднестровского вопроса. Помощник заместителя генерального секретаря Альянса
На встрече молдавский президент вместе с посланником альянса обсудили возможность предстоящего рассмотрения молдавским парламентом проекта Концепции национальной безопасности, в которой будут отражены недавние инициативы президента Владимира Воронина о мерах по укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем. То есть интервью газетам "Комсомольская правда" и "Известия", наконец, узаконят - пожелтевшие в последние годы газеты стали официальными вестниками молдавского президента. С каждой из сотрудничающих стран НАТО заключает свой индивидуальный план. "Партнерство ради мира" работает в нескольких десятках государств мира. У Молдавии с Североатлантическим альянсом тоже своя история, но суть везде остается одна - продвижение НАТО на восток - всему миру известная мечта Альянса, и в последнее время вполне уже реально осуществимая. Эту главную задачу и скрывает под собой помощь странам постсоветского пространства. План сотрудничества с Молдавией - борьба с пестицидами и экологией, гуманитарные программы - непонятно, каким образом это относится к военной организации? Хотя многие международные компании уже давно перестали выполнять свои только первоначальные функции. В подписанном документе - индивидуальном плане партнерства Молдавии и НАТО пунктов много: ликвидация ракетного топлива, совместные учения, присмотр за политической и военной ситуациями, и даже отношения Молдавии с Европейским союзом".
Как отметил в эфире Первого республиканского телеканала министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии
"Существуют и проекты по национальной безопасности, принята новая военная национальная стратегия, - продолжили в телевизионном эфире. - С НАТО и Евросоюзом Молдавия дружит уже почти серьезно. Только как относится к Молдавии НАТО - вопрос иного характера. В начале наступившего года поговорить о планах наперед прибыл натовский посланец - принимали его на всех уровнях: и президент Молдавии, и спикер парламента, и МИД. По словам помощника заместителя генерального секретаря НАТО по безопасности и сотрудничеству Роберта Симмонса, "мы удовлетворены успехами по внедрению Индивидуального плана партнерских действий Молдавия-НАТО. Это очень значимый документ. И мы ждем, чтобы эти успехи продолжались. Данный Индивидуальный план позволяет нам конструктивно дискутировать о проблемах, которые существуют в Республике Молдова. И в особенности, мы поддерживаем нейтралитет Молдавии. Мы уверены, что Россия должна придерживаться обязательств, взятых в 1999 году в Стамбуле о том, что она выведет свои войска с территории Молдавии. В наших следующих встречах в рамках совета мы будем отстаивать эти принципы и в дальнейшем".
В эфире Первого телеканала Приднестровья подчеркнули, что "отношения Молдавии с Североатлантическим альянсом, Евросоюзом, ОБСЕ и другими международными организациями всегда сводятся к обсуждению молдавско-приднестровского конфликта. На этой неделе Кишинев и Тирасполь буквально заполонили представители этих евро-американских пособников мира на планете. Обсуждают, анализируют уже два года одно и то же. Надо урегулировать проблему, говорят приезжие дипломаты всех мастей. Так, по словам Симмонса, "события развиваются, и мы знаем, что господин президент Молдавии предложил ряд инициатив по урегулированию приднестровского конфликта. И, конечно же, концепция национальной безопасности должна придерживаться этих инициатив. Таким образом, мы поддерживаем Молдавию в ее выборе и считаем, что эта концепция должна отражать сегодняшнюю ситуацию". При этом Андрей Стратан отметил: "В Молдавии высоко ценят позицию НАТО по этому вопросу в соответствии с обязательствами, взятыми в рамках ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Также хотел бы отметить позицию стран-участниц НАТО по этому вопросу на министерских встречах ОБСЕ, в том числе и ту, которая проходила в конце декабря 2007 года в Мадриде". В официальных документах военный союз отмечает тоже пока дипломатично, но твердо: "НАТО выступает за мирное и долгосрочное решение приднестровского вопроса на основе суверенитета и территориальной целостности Молдавии и отмечает разницу в подходах к урегулированию в Косово и Приднестровье", - отметили на приднестровском республиканском телеканале.
ОБСЕ: "Возникает впечатление, что кроме американцев вопросами безопасности в Европе, заниматься просто некому"
"Сегодня ситуация, связанная с деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), складывается совершенно парадоксальная, - пишет газета "Приднестровье". - В десятый раз на пост главы миссии ОБСЕ в Молдавии назначен представитель Соединенных Штатов Америки. Возникает впечатление, что кроме американцев вопросами безопасности и сотрудничества в Европе, заниматься просто некому. Наверное, действительно так и есть, если на этот пост, ставший вакантным после тихой отставки контрабандиста и по совместительству главы миссии ОБСЕ в Молдавии
Издание продолжило: "Так кто же он, новый глава миссии ОБСЕ в Молдавии, Филипп Ремлер? Прежде всего, дипломат - несколько лет он был послом США в Грузии, затем, сотрудником политического отдела Государственного департамента Соединенных Штатов и, как мы уже говорили, главным советником посольства в России. Но кроме этого, он является специалистом по замороженным конфликтам, причем, именно на постсоветском пространстве, что само по себе говорит о многом, и, прежде всего, о поставленных перед ним Вашингтоном целях, которые Ремлер должен реализовать в Молдавии. Но вот что удивляет и вместе с тем настораживает: почему дипломата столь высокого ранга внезапно назначают на, скажем прямо, весьма неоднозначную должность в ОБСЕ? К тому же, какая роль может быть у полевой миссии в небольшой стране на юго-востоке Европы? Ответ напрашивается только один - США намерены форсировать решение молдавско-приднестровской проблемы, для этого Вашингтон и отправляет в Молдавию одного из главных своих специалистов по замороженным конфликтам. Какие шаги в этом направлении предпримет Ремлер, заняв свой пост, говорить пока рано. Но если обратиться к периоду его деятельности на посту посла США в Грузии, то предположить можно многое".
Газета пишет, что "в феврале 2002 года, когда Россия утверждала, что в Панкисском ущелье, находящемся на территории Грузии, скрывались чеченские боевики, а сама Грузия данный факт отрицала, совершенно неожиданно на помощь России пришли США. Посол этой страны в Грузии Филипп Ремлер во всеуслышанье заявляет буквально следующее: "Десятки боевиков "
"Новый глава ОБСЕ заинтересован в разрешении молдавско-приднестровской проблемы, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - В середине января Приднестровье посетил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии
Информагентство продолжило: "Какую информацию получил глава ОБСЕ от молдавского руководства, не трудно догадаться. Объективности и правдивости в ней минимум, если вообще есть. А ведь совершенно не знающий существующего положения дел нынешний действующий председатель ОБСЕ может сделать совершенно необоснованные и несправедливые выводы. Только объективные и строго документированные факты способны убедить главу ОБСЕ в справедливости избранного приднестровцами пути". "Конечно, для получения объективной картины по молдавско-приднестровской проблематике Илкки Канерве не мешало бы посетить и Москву. Однако о таком визите речь пока не идет. Вполне возможно, что позиция России по молдавско-приднестровскому конфликту главе ОБСЕ известна. Россия неоднократно заявляла с высоких международных трибун о том, что молдавско-приднестровский конфликт может быть разрешен только с учетом мнений обеих конфликтующих сторон, а не в одностороннем порядке, как настаивает Молдавия, и уж тем более не путем силового давления", - резюмировала "Ольвия-пресс".
В эфире Первого республиканского телеканала Приднестровья сообщили, что "после того, как с 1 января 2008 года бразды правления в ОБСЕ взяла Финляндия, новой председатель Иллка Канерва сразу посетил Приднестровье, Украину и Молдавию. Столь пристальное внимание льстит, но оно и не удивительно, так как в приоритетах главы ОБСЕ - решение "замороженных конфликтов". На фоне грядущей развязки косовского узла другие приоритеты вряд ли могли бы быть. Что от этого внимания выиграет Приднестровье и сдвинется ли переговорный процесс с мертвой точки, пока непонятно. Без политической воли молдавских властей это практически невозможно, а вот воли-то за 408 дней до выборов и смены молдавского правителя может не хватить. Но ознакомительный визит состоялся - работа началась.
Предшественник Канерва - испанец
"Сам Канерва уверен, что ОБСЕ переживает трудные времена, - отметили в телевизионном эфире. - И еще труднее станет, если проводить политику, основанную на давлении. Кроме того, он намерен решить проблемы связанные с Россией. Правда, в ходе визита в Киев глава МИД Украины
Приднестровье-Молдавия-Румыния: "Шутка Бухареста" превратилась в "агрессию"
"Сегодня в Кишиневе у власти находятся коммунисты, которые представляют местную элиту, отвергающую попытки "румынизации" и стремящуюся добиться вступления Молдавии в Евросоюз в качестве независимого государства, - пишет газета "Приднестровье". - Президент Румынии Траян Бэсеску, комментируя высылку дипломатов из Молдавии, подчеркнул, что "мы находимся в зоне провокаций" и что "Румыния будет и дальше поддерживать румын из Республики Молдова". По словам Бэсеску, "никогда и никому не удавалось окончательно разделить один народ", и "румынский народ объединится в Европейском Cоюзе". Именно радикальная позиция румынского президента Траяна Бэсеску, открыто призывающего к поглощению Молдавии со стороны Румынии, в немалой степени способствовала разжиганию "холодной войны" между Бухарестом и Кишиневом. В самой Молдавии значительная часть радикально настроенной оппозиции и интеллигенции поддерживает идею вхождения Молдавии в состав Румынии. Для данной категории населения Молдавии румынизация - это давняя мечта. Сторонники объединения двух стран в Молдавии считают, что вхождение их страны в состав Румынии, являющейся членом Евросоюза, приведет к скорейшей интеграции этой бывшей советской республики в общеевропейское пространство. Однако для нынешней коммунистической элиты Молдавии во главе с президентом страны Владимиром Ворониным вхождение в состав Румынии будет означать политическое фиаско. Вот почему нынешняя исполнительная власть Молдавии всеми путями препятствует этому процессу".
Издание продолжило: "Сегодня в Кишиневе у Владимира Воронина появился серьезный оппонент. В июне этого года мэром Кишинева был избран 28-летний представитель оппозиционной Либеральной партии
Как отмечает "Приднестровье", "что же касается руководства Евросоюза, оно тоже не будет в восторге от идеи вхождения Молдавии в состав Румынии. Для стран ЕС это будет новая головная боль. Им и так тяжело "переварить" процесс адаптации Румынии и Болгарии к стандартам Евросоюза, а вхождение в это пространство экономически отсталой Молдавии приведет к дополнительным расходам".
ИА "Ольвия-пресс" пишет, что "в декабре 2007 года Владимир Воронин побывал в Брюсселе, где пожаловался на "агрессивную" политику, которую Румыния проводит в отношении его страны. Молдавский президент обвинил румынских лидеров в том, что они "недолжным образом признали государственность Молдавии. Насколько мы понимаем, существует специальная концепция и специальная политика. Цель - реализовать старые задачи по созданию единого румынского государства". Сегодня уже мало кто сомневается, что такая стратегия у Бухареста есть. Она была всегда, но 2007 год можно назвать в этом плане переломным. До 2007 года на первом месте для Румынии была интеграция в Европейский Союз. Румыны много лет стремились к ней. "Бессарабский вопрос" в это время не терял своей важности, но оставался на втором плане. 1 января 2007 года европейская цель была достигнута, и внешняя политика Бухареста "разморозилась". Произошло все очень быстро. Уже в начале года харизматичный президент Траян Бэсеску на заседании Европарламента заявил, что "все румыны снова должны быть вместе". В Кишиневе тогда это приняли за обычную шутку Бухареста. Сейчас уже говорят не о шутках, а об "агрессии". Траян Бэсеску с тех пор много раз повторил, что разделенная нация объединится".
Информагентство отмечает: "Можно выделить три компонента усиления румынского влияния в Молдавии - гражданство, язык и церковь. Они тоже были, начиная с 90-х гг. ХХ века. Но сегодня они используются качественно по-иному. До 2007 года, например, практика предоставления румынского гражданства жителям Молдавии была в какой-то мере неформальной. Сейчас она стала элементом политики государства. И процесс приобрел другие масштабы. Наряду с этим повысилась роль лингвистического фактора. Румыния организует научные форумы, чтобы показать несостоятельность понятия "молдавский язык". Лингвистические споры до последнего момента не были столь очевидны. Но вот в ноябре 2007 года в румынском городе Сучава (кстати, исторической столице Молдавского княжества) прошел симпозиум, на котором молдавский язык был назван "антинаучным" явлением. Примерно в то же время с аналогичным заявлением выступила и Румынская академия наук. К научным кругам и светским властям присоединились власти церковные. Синод Румынской православной церкви еще в конце октября объявил о создании своих епархий на территории Молдавии".
"Ольвия-пресс" пишет: "Бухарест будет и далее действовать просто - ориентироваться на жителей Молдавии, которые хотят получить румынское гражданство, визы и работу в ЕС. Протесты властей в Кишиневе будут при этом игнорироваться. Кроме гражданского общества, Бухарест сегодня опирается на партийное лобби, которое в 2007 году тоже качественно усилилось и изменилось. Наряду с традиционной
"Выборы в Республике Молдова, как известно, должны состояться в начале 2009 года. В Румынии ожидают от них перелома - коммунисты отправятся в оппозицию, а большинство получит правый блок. И тогда объединение пойдет легче. Закон, запрещающий тем, у кого двойное гражданство, занимать государственные должности в Молдавии, имеет обратную сторону. Он коснется граждан не только Румынии, но также России или, например, Украины. Закон предусматривает большие ограничения - под него подпадают и рядовые служащие. Могут пострадать интересы целых групп населения. Партия коммунистов, принявшая его, еще более запутается в "национальном вопросе", - заключило информагентство.