Во время визита президента России Владимира Путина в Болгарию было подписано Соглашение об участии Болгарии в строительстве газотранспортной магистрали "Южной поток". Как планируется сторонами-подписантами, через этот трубопровод "Газпром" будет ежегодно поставлять в Европу около 30 млрд кубометров газа, фактически повторяя при этом маршрут будущего проекта Nabuсco, предназначенного транспортировать каспийское "голубое топливо" в Европу, минуя Россию. В Софии подписаны и два крупных контракта в области энергетики - на строительство в Болгарии новой АЭС "Белене" и нефтепровода Бургас-Александруполис. За комментариями на тему, в какой степени имеет место энерготранспортное соперничество между Россией и странами Европейского союза и как оно может отразиться на судьбе азербайджанских трубопроводов, корреспондент ИА REGNUM обратился к эксперту, главному редактору Информационно-аналитического агентства "3rd View" Рауфу Раджабову.

ИА REGNUM: Признаете ли вы неоднократно озвученное в СМИ противостояние маршрутов доставки центральноазиатских и азербайджанских энергоносителей на Запад?

Начнем с того, что проходивший в конце прошлого года энергетический саммит в польском городе Кракове и состоявшийся одновременно с ним визит президента России Владимира Путина в Казахстан и Туркменистан ставили перед собой, в принципе, одну и ту же задачу, но предлагали взаимоисключающие друг друга, по своей сути, варианты ее решения. В который раз "яблоком раздора" стали энергоресурсы региона Центральной Азии, а точнее - маршруты их доставки на европейский рынок. Что касается различного рода разговоров на предмет участия в данном процессе Азербайджана, то не стоит излишне политизировать или драматизировать ситуацию в свете итогов визита российского президента в регион Центральной Азии, а теперь и Болгарию. Как экспортер сырой нефти Азербайджан в лице президента Ильхама Алиева не раз заявлял о том, что приоритетным направлением для экспорта является нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Но тут же говорилось, что параллельно с этим и маршрут Одесса - Броды - Гданьск также является для Азербайджана значимым. Важным аспектом проблемы нефтепровода Одесса - Броды является позиция Казахстана. На официальном уровне Астана ограничивается чисто дипломатическими заявлениями, не подкрепленными реальными шагами. Президент этой страны Нурсултан Назарбаев неоднократно заявлял о своей поддержке проекта "Баку - Джейхан", выразив готовность поставлять нефть по "трубе" БТД и желание присоединиться к газовому проекту "Баку - Тбилиси - Эрзурум", что позволит Астане получить альтернативный коридор выхода на международные рынки сбыта своих энергоресурсов. Напомню, что к 2015 году Казахстан намерен довести годовой объем добычи "черного золота" на своей территории до 150 млн. тонн. Учитывая это, теперь можно в определенной степени понять выжидательную позицию, которую занимала по отношению к БТД официальная Астана. Ведь в результате соперничества в регионе за свое "черное золото" Казахстан, практически ничего не вкладывая, получил необыкновенно широкие возможности для диверсификации нефтяных потоков из республики. Хотелось бы коснуться несколькими словами и Украины. Новые цены на природный газ станут серьезным испытанием на прочность не только для экономики этой страны, но и её политической системы. Все негативные последствия высоких цен на природный газ негативно отражаются на жизненном уровне граждан Украины. А поскольку Азербайджан наравне с Грузией и Молдавией является членом ГУАМ, то ослабление Украины и в целом ГУАМ является одной из основных целей, преследуемых Москвой.

ИА REGNUM: Как бы это ни оценивалось, но, наверное, проекты строительства газопровода "Южный поток" и нефтепровода Бургас - Александрополис предназначены для решения и других, более масштабных задач...

Несомненно, что подписанный между российским "Газпромом" и итальянской компанией Eni меморандум о строительстве очередного газопровода по дну Чёрного моря под названием "Южный поток" и дополненный Соглашением об участии в этом Болгарии, помимо всей своей экономической значимости имеют и политическую окраску. Реализация проекта обещает стать не только очередным раундом в соперничестве между Россией и Турцией за влияние на Балканах, но и понизит значимость последней как крупного энергетического узла в обеспечении поставок энергоносителей в Европу. Широко анонсируемый проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, включающий в себя сооружение крупных нефтехранилищ на черноморском побережье Болгарии, а теперь ещё и "Южный поток", фактически создают в этой стране крупный энергетический узёл, конкурирующий с турецким, но уже на территории государств-членов ЕС. Здесь следует учесть и закрепленные 18 января соответствующим договором планы России по строительству атомной электростанции в Болгарии. Если обратить внимание, то нетрудно заметить, что этот узел по распределению энергоресурсов создаётся на территории православных стран, где исторически сильно влияние России, несмотря на членство Болгарии и Греции в НАТО и ЕС. Безусловно, важную роль в реализации проекта Бургас - Александрополис играет Россия, ведущая активную борьбу за контроль над транспортировкой энергоресурсов из бассейна Каспийского моря. Москва в свое время отвергла предложение ВР о переводе на реверсный режим работы азербайджанского участка северного маршрута нефтепровода, идущего в Новороссийск. А ведь это дало бы возможность Баку получать тюменскую нефть, добычу которой осуществляет компания ТНК-ВР, и уже сейчас наполнить мощности нефтепровода БТД.

ИА REGNUM: Многих экономистов и политиков как в Азербайджане, так и за его пределами интересует, каким образом реализация проекта Бургас - Александрополис отразится на эксплуатации БТД?

Следует заметить, что любой маршрут транспортировки нефти, альтернативный БТД, уже является, по сути своей, конкурентом последнему. Но не стоит забывать, что Трансбалканский нефтепровод - пока еще только проект, тогда как БТД - действующая реальность. А сравнение технико-экономических показателей нефтепроводов логичнее было бы осуществлять на стадии проектирования. Сейчас же выявление преимуществ маршрутов БТД и Бургас-Александрополис происходит на эмоционально-политическом уровне. Между тем в трансбалканском варианте помимо других технических моментов возникают дополнительные две морские перевалки. Сильной стороной формируемого энергетического узла является то, что в случае газопровода "Южный поток", он даёт возможность выхода на конечного потребителя, минуя третьи страны. Турция, выдвигавшая ранее условия всем поставщикам, что перепродавать природный газ на европейские рынки будет сама, лишается возможности влияния на них. Похоже, что такой вариант не устраивал не только Москву, но и некоторые европейские столицы, которые молчаливо приветствовали новый проект "Газпрома". Кроме всего, этот проект будет во-многом способствовать попытке доминирования России в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и регионе Причерноморья в целом, где намечается новая линия противостояния России с ЕС и ГУАМ. В любых вариантах будут предприниматься попытки поставить под сомнение репутацию Турции как надёжного экспортёра и транзитной территории. Кстати, пользу из намерений России осуществить проект "Южный поток", Азербайджан, пожалуй, уже извлёк. Выразилась она в некотором смягчении позиции Турции по экспорту азербайджанского газа на европейские рынки. В заключение отмечу, что все эти проекты дорогостоящие и связаны с большими рисками экономического и политического характера. И хочется надеяться, что они хорошо просчитаны на долгую перспективу, а не на конъюнктуру, связанную с ожиданием большой нефти или газа.