Игры Украины и Грузии можно воспринимать как имитацию процесса расширения НАТО: эксперт
Нет такого французского президента, который бы не хотел быть немного "де Голлем". И это похвально, поскольку политика великого европейского нонконформиста никогда не была односторонней и отличалась разнонаправленной содержательностью. Политика
Обе атлантические державы за последние 40 лет отсутствия Франции в военной структуре НАТО успели приспособиться. Новые реалии, исходящие из инициативы Парижа, - как ожидаемая активизация Франции в Евроатлантическом сообществе, но уже не в качестве "стороннего" критика, а активного участника, что является темой более широкого рассмотрения, могли бы привести к излишним неудобствам для Вашингтона и Лондона.
Быть может, одной из самых актуальных интриг на Западе в настоящее время является то, что потребует Саркози в обмен на возвращение его страны в военную структуру Альянса, какие условия выдвинет французский президент. Это пока остается загадкой для политиков и аналитиков в Вашингтоне и в европейских столицах, хотя одна из версий выглядит более чем очевидной. Речь идет об "относительно окончательном" прояснении проблемы о приеме или, вернее, о неприеме Турции в Европейский союз и об ограничении дальнейшего расширения состава НАТО, то есть прекращении приема в Альянс государств Восточной Европы.
Сейчас, после известных событий, связанных с политическим кризисом на Украине и в Грузии, политики и аналитики западных государств уже с должными аргументами объясняют "паузу" в приеме новых государств Восточной Европы в НАТО. Пауза эта якобы объясняется двумя группами причин: недовольством России и угрозами, которые возникают со стороны российской политики; "незрелостью" стран-кандидатов, отсутствием необходимых уровней демократического, экономического и оборонного развития. Украина еще раз продемонстрировала нестабильность государственности, неадекватность централизованного управления, сомнительность политических перспектив. В Грузии после некоторых успехов в администрировании практически выявляется некая кризисная цикличность, свойственная этой стране и объясняемая отсутствием решений ряда фундаментальных проблем государственности и общества. Вместе с тем "пауза" в расширении состава НАТО была утверждена гораздо ранее, во всяком случае, в период между весной 2006 года и весной 2007 года. Визиты президента
В связи с этими реалиями и соответствующими разъяснениями со стороны Запада, данными руководителям Украины и Грузии, в этих странах была свернута пропаганда по вопросу о вступлении в НАТО. Но именно в начале 2008 года происходит реанимация инициатив Украины и Грузии по данному вопросу. После того, как на Украине сформировано правительство
Образцово-показательный визит французского президента в Вашингтон в прошлом году вовсе не решил ключевые проблемы, а всего лишь сделал заявку на их решение. США и Великобритания не могут принимать такие "подарки", как корректировку реальной политики в НАТО, в том числе в военной сфере, и не склоны легко и без условий принимать такие презенты, тем более от Франции. Они наблюдают, как Саркози, декларируя приверженность атлантистским идеалам, приобретает новые позиции на Ближнем Востоке, в Средиземноморском бассейне, не прибегая к блокированию усилий России и Китая, а также весьма формально относясь к иранской ядерной проблеме. Конечно, от инициатив и предложений до их реализации еще далеко, но Николя Саркози идет по заявленному курсу весьма последовательно, приобретая пока новые позиции, которых не смог достичь Ширак, находясь в конфронтации с Дж. Бушем. Практически, Саркози подает сигналы и государствам Восточной Европы, еще не вступившим в НАТО и ЕС, что им следует больше усилий предпринимать, апеллируя к Парижу. С этой политикой вполне солидарна Германия, обращая внимание всей Восточной Европы на Берлин, где и будут решаться ключевые проблемы континента.
Этого не могут не замечать руководители и ведущие политики Украины и Грузии, но продолжают играть в эти игры, что наверняка можно воспринимать как имитацию процесса расширения НАТО.
Данная "разминка" с использованием политических ресурсов в Восточной Европе далеко не первый сценарий в трансатлантической дискуссии между ведущими центрами силы. При этом данные ресурсы используются вовсе не всегда в применении к России. Франция и Германия - еще более частые адресаты, чем Россия. История расширения НАТО в направлении Восточной Европы - это целая цепь политических надрывов. В настоящее время, когда восточно-европейский ресурс все более исчерпывается и лидер Восточной Европы - Польша предпочитает больше прислушиваться к европейским столицам, как ранее Испания и Италия переориентировались, не утратив свои позиции, государства, находящиеся на кромке Восточной Европы, приобрели и еще долго будут иметь важное значение для политических игр. События, происходящие на Украине и в Грузии, стали удобной маскировкой истинных целей проектировщиков, но вопрос о расширении НАТО на среднесрочную перспективу уже решен, и хорошо бы проводить реальную политику, приближенную к проблемам национальной и региональной безопасности.