Диверсия против красноярского футбола

(Сергей Иванов, "Сегодняшняя газета", 09.01.2008) Чем ближе день выхода из отпуска футболистов красноярского "Металлурга", тем тревожнее становится на душе у поклонников команды. Прошедшие в последних числах декабря две пресс-конференции с участием главы агентства по физической культуре, спорту и туризму администрации края Павла Ростовцева и президента ФК "Металлург" Дениса Рубцова еще больше подлили масла в огонь. Единственное, в чем сошлись оба руководителя - что бюджет команды должен быть прозрачным. Ростовцев даже заявил: "Моя задача - создать абсолютно прозрачную систему финансирования, чтобы любой руководитель, общественный деятель, тренер, гражданин Красноярского края мог понимать, куда же тратятся средства, выделяемые как из бюджетов, так и из спонсорской помощи". Но бюджет ФК "Металлург" был прозрачным и без этого напоминания Павла Александровича. Денис Рубцов, в отличие от всех своих предшественников, никогда не скрывал от журналистов, на что тратятся спонсорские и бюджетные деньги. Это лишний раз подтвердила проверка налоговых служб бухгалтерии команды. Вердикт силовиков был однозначным - за 2006 и 2007 годы претензий к руководству клуба нет.

Странным выглядело утверждение Ростовцева о плохом менеджменте в команде. Это как раз может служить примером для многих спортивных структур. За те два года, которые Рубцов находится у власти, он погасил задолженность по зарплате перед игроками, оставленную ему предшественником Владимиром Евтушенко. Между прочим, последний сейчас ходит в замах Ростовцева, и экс-биатлонист приводит его работу в пример. Странным выглядит и тот факт, что против Рубцова некими закулисными силами возбуждено уголовное дело за неуплату налогов в период с 2003 по 2005 год. Период, когда у власти в клубе находился... Евтушенко. Нелишне заметить, что за два года своей работы Рубцов сумел погасить два миллиона рублей этой задолженности (всего она составляла семь миллионов рублей). Кстати, когда Лев Кузнецов приглашал Рубцова на пост президента футбольного клуба, ему было обещано, что все налоговые долги команды закроет администрация края. Об этом же заявлял два года назад в присутствии десятков красноярских журналистов и Владимир Шишмарев. Только вот слов к делу не пришьешь. На это, видимо, и надеялись оппоненты Рубцова. Однако стоит заметить, что в Профессиональной футбольной лиге лежит гарантийное письмо администрации края о том, что все предыдущие задолженности ФК "Металлург" она погасит. Таким образом, дело против Рубцова выглядит со стороны дутым и сфабрикованным, и надо называть вещи своими именами. Более того, президент ПФЛ Николай Толстых поблагодарил Дениса Рубцова за работу, направленную на благо отечественного футбола.

И вот такого президента местного клуба Ростовцев называет плохим менеджером. Налицо то, что наш спортивный рулевой явно не вник во все тонкости игровых видов спорта. Его некоторые суждения, мягко говоря, ошибочны. К сожалению, Павел Александрович, не ведая того, ломает судьбы некоторых красноярских спортсменов. Наша футбольная команда находится на грани развала. Сергея Чепчугова пригласил КАМАЗ, куда он съездил на смотрины и приглянулся тренерам татарского клуба. Хотя по его признанию, никуда из Красноярска ему уезжать не хочется. Евгения Качана мечтает видеть в своих рядах "Урал". Получили приглашения от более благополучных клубов Базанов, Горюнов, Ситдиков, Гончаров. Между прочим, все - воспитанники местного футбола. Впереди нас ждет процедура лицензирования клуба. Из источников, близких к "Русалу", стало известно, что последний платеж для футбольной команды задерживается по просьбе администрации края. Что произойдет дальше - ясно как божий день. Футболисты, не получив зарплату за последние месяцы, пишут заявления в Контрольно-дисциплинарную комиссию ПФЛ и автоматически становятся свободными агентами. Клуб за них не сможет получить ни одной копейки компенсации при условии их перехода в другие команды. Далее может произойти потеря профессионального статуса ФК "Металлург". Видимо, к этому и клонят оппоненты Рубцова, так как попытки найти замену президенту пока не увенчались успехом. "Смертника", желающего сесть на раскаленную сковороду, пока не нашлось.

Да что там команда мастеров! Благодаря "стараниям" краевых чиновников от спорта начала рушиться система детской спортивной школы футбольного клуба. Из-за отсутствия финансирования уволились из кадетского корпуса два детских тренера. Перспективные ребята из дубля либо заканчивают с футболом, либо ищут более счастливой доли на стороне. Ситуация вокруг профессиональной футбольной команды вышла из-под контроля. О ней уже известно президенту ПФЛ Николаю Толстых. Есть сведения, что знает про это и Вячеслав Фетисов, так как его региональным советником является бывший глава краевого агентства Сергей Симкачев. Удивительно, что администрация края пока сохраняет спокойствие. Или, может быть, ее всё устраивает? А может, это просто диверсия против красноярского футбола?

P.S. Сегодня должна состояться встреча заместителя губернатора края Валерия Кузубова с президентом ФК "Металлург" Денисом Рубцовым. Возможно, на ней стороны найдут взаимопонимание, и мы сумеем сохранить нашу команду.

"Я всю жизнь играю в краски!"

(Эдуард Русаков, "Красноярский рабочий", 10.01.2008)

Наша встреча с красноярским художником Иваном Даниловым состоялась вскоре после открытия его персональной выставки в музее имени Б. Я. Ряузова и за несколько дней до начала юбилейных торжеств, посвящённых 160-летию В. И. Сурикова.

Оказавшись в мастерской художника, я увидел новую, ещё не завершённую его работу - портрет молодого Сурикова на фоне Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. С этой картины, создаваемой специально к юбилейной выставке, мы и начали нашу беседу.

- Я долго думал, как написать эту картину, - сказал Иван Степанович, - то ли в пейзажном варианте, то ли ещё как... Ведь обычных портретов Сурикова уже много написано. А тут случайно зашёл к художнику Роману Сорокину и в одной из его книг случайно обнаружил вот эту фотографию, - показывает её мне. - Я просто был поражён, так она меня тронула! Тут Суриков совсем молодой, он только что приехал из Красноярска в Санкт-Петербург.

- У вас он и одет-то, как казачок, - в шароварах, сапожках! А как будет называться картина?

- Ещё не решил, картина не закончена. Я хотел показать, как Петербург поразил Сурикова: он признавался, что смотрит на памятники, "как на людей", они для него были живые. Не случайно ведь и на первой работе, которую он там написал, была изображена эта площадь. Белая ночь, туман, и всё это будет в серых тонах, с вкраплениями вспышек, всполохов. Может, и чайка будет пролетать - там же Нева рядом. Эту картину я готовлю к Суриковскому юбилею, а на краевую выставку, которая на днях откроется, дам только один пейзаж - "Деревня Балай".

- Образ этой деревни можно увидеть на многих ваших работах, в том числе и на последней персональной выставке. А ведь родились вы не там, а в деревне Береть Берёзовского района...

- Да, но в деревне Балай я много жил и работал, и сейчас там часто бываю, у меня там дед живёт. Чем мне нравится эта деревня - там нет гор, а лишь дома и небо, и горизонт виден. А родная деревня Береть мне дорога и памятна тем, что там я впервые взялся за кисть, когда мне было лет пять. Кстати, за кисть я взялся раньше, чем за карандаш! Отец где-то доставал краски, бумаги не было, на почте покупали плакаты, и на обратной стороне я рисовал красками. Ещё соседка ссыльная была, тоже мне красок подкидывала.

- Помните ли свою первую детскую "картину"?

- Смутно помню: родился телёнок, его принесли в избу с мороза, он свернулся калачиком возле печки, а я взял лист бумаги и нарисовал его акварелью.

- На вашей последней выставке я заметил, что пейзажи очень органично вписываются в интерьер ряузовского музея, в них ощутимо влияние этого мастера.

- У меня с ним были очень хорошие отношения. Скажем откровенно: Ряузов - великий художник! Когда после окончания художественного училища я начал выставляться, тогда был жёсткий отбор. Ряузову мои картины нравились. И даже когда выставком меня не пускал, Ряузов брал мои картины - уже после выставкома - и сам на стенку вешал! Я же в те времена хулиганил в живописи, экспериментировал с цветом, а выставком был строгий, и это не проходило. А Ряузову мои работы нравились по цвету, и благодаря ему я впервые попал на выставку. Потом он мне дал кликуху - "Данила-мастер", так и звал при встречах.

Поэтому мне особенно приятно, что моя персональная выставка открылась в музее Ряузова, это даже символично. Хотел на афише так и написать: "Данила-мастер", но скромность помешала (смеётся). Ряузов был человек замечательный, но я его люблю как художника. У него я учился работе с фактурой, цветом. В его работах есть что-то завораживающее, мистическое. А вроде - простые работы... К такой простоте нелегко придти, такая простота - самое сложное. Об этом говорили и Левитан, и Серов.

- Кто ещё из художников вам особенно близок?

- Из красноярцев - Горенский, Сергин. Из русских реалистов - Коровин, Серов, Репин, Суриков. Из западных - конечно, импрессионисты. Но когда я пишу работу, я не думаю о других художниках. Хотя, конечно, подсознательно это отражается - влияние, перекличка, опыт разных художественных течений. Но работать стараюсь по-своему.

- И ваши картины всегда узнаваемы, их не спутаешь с другими авторами. Хотя видно, что вы творчески усвоили опыт разных художественных направлений. По тому, как вы работаете с фоном, видно, что вам вообще нравится играть с чистым цветом. Кстати, как вы относитесь к абстрактной живописи?

- Нормально отношусь. Но заниматься чистой абстракцией мне не интересно. Всегда должна присутствовать реальность. А с фоном я и впрямь люблю повозиться, поиграть с цветом. Я всю жизнь играю в краски! Честно скажу: как ребёнок играю. Хоть и есть у меня навыки, есть наработанные приёмы, но всё равно каждый раз не знаю, что будет, куда меня работа поведёт. Никогда не вижу финиша, окончательной цели - и это мне интересно. Некоторые мои работы смотрятся как незавершённые, и я это делаю специально, не обязательно всё дописывать, главное - ухватить первое впечатление. А если начнёшь переделывать, то испортишь. Я иногда специально "порчу"! Надо оставлять зрителю возможность для размышления.

- Есть ли у нас в Красноярске арт-рынок? Имеются ли продвинутые галеристы и меценаты, которые бы поддерживали художников?

- Сам я плохой бизнесмен, в долгах как в шелках (улыбается). А насчёт арт-рынка - у нас этого нет и не скоро ещё будет. Знаю, что в нашем городе многим мои работы нравятся, покупают - и я продаю, кстати, недорого. Мне хватает на краски и чтобы прожить. Коммерческий заказ бывает примерно раз в год.

- Как вы думаете, почему у нас художественный рынок не развит?

- Никто этим не занимается. Ни у бизнесменов, ни у чиновников нет настоящего интереса к искусству. В этом можно убедиться на открытии выставок. Единственный, кто помогает художникам, это Вадим Александрович Комаров, председатель общественного фонда "Суриков". А от чиновников никакой помощи нет. Да вы проверьте в бюджете - сколько копеек отпускают на культуру! Их даже и делить-то неловко. Впрочем, так было во все времена, и до революции культура спасалась только за счёт предпринимателей. И сейчас остаётся ждать, когда таких людей, как Комаров, станет больше. Был ещё у нас Евгений Викторович Тарасенко, который, к сожалению, умер. Он просто любил искусство - вот что главное! Он устраивал выставки, издавал альбомы, помогал художникам. Он и мне помогал, а когда я в Китай уехал, Тарасенко скоропостижно скончался. Кстати, в Китае государство помогает художникам.

- Китайцы и нашим художникам помогают - приглашают к себе поработать, устраивают выставки. Вот вы сколько раз уже побывали в Китае?

- Два раза. Первый раз был два месяца, второй - почти полгода. Жил в Харбине, на острове Солнечном, - там и парк, и музей русского искусства, и там же мы жили. Китайцы огромные деньги выделяют на культуру. Они и музей содержат, и каждого художника обеспечивают жильём, красками, питанием. Я там только начинаю писать картину, как мне уже привозят раму. Все художники там живут за счёт государства. И, кстати, представители власти в Китае всегда посещают выставки. А ведь это очень важно! Готовясь к выставке, художник может даже инфаркт схватить - такое это ответственное дело. А если бы нас, художников и вообще людей искусства, не было, кто бы знал всех этих чиновников?! Мы же, художники, всех этих деятелей и прославляем. Умные бизнесмены используют художников, чтобы с их помощью выйти на рынок, продвинуть свой бизнес. И в истории остаются лишь те предприниматели и те политики, кто помогал художникам. Как наш губернатор Замятин и золотопромышленник Кузнецов, которые в своё время помогли Сурикову.

- Часто ли вам приходится работать по заказу? И влияет ли заказчик на свободу творчества?

- С одним заказчиком даже поругался - он всё требовал то одно подрисовать в портрете любимой женщины, то другое... Иногда я иду в чём-то навстречу желанию заказчика, но в основном себя отстаиваю. Говорю им: время пройдёт, и вы убедитесь, что я был прав. Так что угождать не надо. Посмотрите на мои портреты Горенского, Рослякова, Образцова - и поймёте, о чём речь. Интересная была история с портретом китайского профессора Тхао Е - я у него два месяца лечился иглоукалыванием и задолжал ему двадцать тысяч юаней. Он мне сам предложил: напишите мой портрет, и мы в расчёте. Я написал портрет, ему очень понравилось, ну а я ему ещё в подарок и картину сделал. Он меня потом пять раз в ресторан сводил! (смеётся). А в Харбинском русском музее сейчас двадцать четыре моих работы.

- И стандартный вопрос напоследок - о творческих планах.

- Как я уже сказал, буду участвовать в краевой выставке, в юбилейной выставке, посвящённой Сурикову. Есть у меня несколько зарубежных предложений. Зовут в Грецию, Германию, Италию, США - там будет предоставлена возможность и поработать, и выставиться.

- Нет соблазна уехать и не вернуться?

- Нет, мне на Западе скучно. Вот в Германии была возможность остаться, но работать там интересно, а жить - скучно. Дольше трёх месяцев не выдерживаю!

Не до фонаря

(Алексей Казанцев, "Городские новости", 10.01.2008)

В городе станет светлее

Знаменитые светские вечеринки и балы прошлых веков проходили при освещении, которое очень удивило бы современного человека. Совсем недавно ученые Российской академии наук попытались узнать, как освещались дворцовые залы во времена Александра Пушкина. Результаты были сенсационными - несмотря на огромное количество свечей, тусклым светом в лучшем случае была освещена лишь четверть зала, где танцевали пары. А знаменитые светские сплетники рассказывали свои новости буквально в самых темных уголках. Не лучше обстояли дела и с уличным освещением. Фонари были тусклыми и освещали небольшой пятачок вокруг собственного столба и работали с момента наступления темноты до трех часов ночи. Причем работали не больше 18 дней в месяц и, как вскоре заметили горожане, все хуже и хуже. Позднее выяснилось, что пожарные, которым вменялось в обязанность следить и зажигать фонари, по достоинству оценили конопляное масло, которым заправлялись светильники: служивые начали добавлять его в кашу. Первые попытки использовать для освещения улиц хлебный спирт закончились плачевно - улицы городов по понятной причине погрузились в глубокий беспросвет. В спирт стали добавлять скипидар, что повлекло за собой трагические последствия - горожане начали травиться фонарным топливом.

Сегодня сети городского освещения вновь стали объектом охоты горожан. Кабели, содержащие цветные металлы, срезают километрами. "Полноценная жизнь мегаполиса, его безопасность и комфорт напрямую зависят от хорошего освещения улиц. В светлом городе и на душе светло. Пока уровень освещенности магистралей невысок. Безусловно, работа по освещению города идет постоянно: это восстановление сетей, их капитальный ремонт и строительство новых. Однако, чтобы решить проблему, объем ремонтных работ недостаточен. Мешают и охотники за цветным ломом, которые вырезают установленные сети", - заявил глава города Петр Пимашков. По словам заместителя главы города, начальника департамента городского хозяйства Виктора Ящука, уровень освещенности более 50 процентов протяженности улиц и дорог в городе ниже норм, предусмотренных СНиПами. Это составляет одну треть протяженности магистральных улиц, отнесенных к категории важнейших. Поэтому в ближайшие несколько лет вопросы освещения улиц и дворов будут решаться в первую очередь, в городе принята программа развития наружного освещения на 2008-2010 годы. Средства на ее реализацию уже заложены в бюджете. "Особое внимание в отрасли ЖКХ будет уделено освещению города. Программа "Светлый город" имеет общий размер финансирования 221 млн рублей. В рамках данной программы 61 млн рублей будет направлено на ремонт уличного освещения таких микрорайонов, как Ветлужанка, Солнечный и Слобода Весны. По сравнению с прошлыми годами, в 2008 году финансирование увеличилось в два раза", - заявила, комментируя итоги принятия основного финансового документа города, начальник главного финансового управления Красноярска Галина Фазлеева. К слову, программа "Светлый город" действует в Красноярске с 2005 года, у нас, Санкт-Петербурге, Архангельске и Нижнем Новгороде такие проекты были приняты даже раньше, чем в Москве. Депутат городского Совета Сергей Литовчик считает принятие программы жизненно важным для города: "Для многих горожан эта программа долгожданна. В Красноярске, к сожалению, много мест, которые плохо освещены. Это печальный итог целого комплекса факторов. За годы бесхозяйственности были разворованы и разграблены километры проводов. Кроме того, остаются бесхозные сети: во времена смены экономического и политического курса предприятия оставляли многие объекты инфраструктуры, не передав их на баланс муниципалитета. Программа предусматривает решение этих проблем. В бюджете на 2008 год выделены средства на проведение учета всех электросетей и передачу их на эксплуатацию, а также на их восстановление и ремонт. Это касается и восстановления систем автоматического управления сетями. Через три года горожане и власти об этой проблеме забудут. Кроме того, важным моментом является освещение не только городских улиц, но и территорий детских садов и школ. Пока в Красноярске существуют темные и опасные в вечернее и ночное время места. Думаю, что уже с января будущего года в этом вопросе будут подвижки. Если говорить в целом, то в ближайшее время будут освещены территории вокруг тысячи домов, а это около четырех тысяч светоточек".

По официальным данным департамента ЖКХ, в рамках проведения капитального ремонта сетей наружного освещения за три года предполагается обновить 18 тысяч светоточек. "В результате проведения экономической реформы и передачи в муниципальную собственность ведомственного жилья без сетей наружного освещения в Красноярске около 30 процентов существующих линий остались бесхозными", - говорит Вадим Ящук. 3,3 тысячи светоточек в ближайшие три года поставят на учет в казну города. Будут построены и новые сети - как выяснилось, примерно четверть городских улиц и проездов не имеют наружного освещения вовсе. Итак, в течение трех лет планируется построить около 30 км сетей. В первую очередь займутся освещением на улицах Семофорной, Прибойной и Грунтовой.

Как отмечает Василий Хохлов, начальник ГАИ УВД по Кировскому району Красноярска, одна из причин аварий - недостаточное освещение: "В этом году у нас там произошло уже три ДТП, в которых погибли люди. Именно из-за того, что отсутствует освещение. Пешеходы переходят проезжую часть и водители их просто не видят в темноте, происходит наезд". По мнению специалистов, трагедии на дорогах происходят еще и от того, что мы руководствуемся еще советскими нормами освещения, которые предписывают добиваться яркости света на основных автомагистралях в 1,6 канделы на квадратный метр. Эти устаревшие нормативы были разработаны исходя из интенсивности автомобильного движения и средней скорости автомобиля 60 километров в час. Но интенсивность и средняя скорость движения автомашин у нас изменились, поэтому нормативы яркости освещения требуют пересмотра. Также в рамках программы, будут освещены автодороги на совхоз "Удачный", на Плодовоягодную станцию и Мясокомбинат.

Помимо капитального ремонта и строительства новых сетей, будет введена в эксплуатацию автоматизированная система управления наружным освещением. Показания приборов будут выводиться на монитор в диспетчерском пункте, так что появится возможность контролировать и уровень освещенности и "видеть" места повреждений. Позаботятся и об эстетической составляющей. На некоторых зданиях и мостах, в основном в центре города, установят иллюминацию. Как считает Елена Грачева, креативный директор мастерской художественной ковки АО "Пламя", уличные фонари тоже могут быть произведением искусства: "Если речь идет об уличном освещении, надо позаботиться о том, чтобы электрическая часть была защищена от попадания воды. Нужно продумать, как менять лампы, чтобы это было удобно. Решить, чем его покрасить. Для уличного светильника лучший вариант - порошковая краска, защищающая от ржавчины. Для светильников придумано огромное количество способов покраски, от патинирования до прозрачного лака, подчеркивающего благородную красоту металла". Дизайнер надеется, что в скором времени заменят фонари, установленные в историческом центре Красноярска. Большая их часть не соответствует архитектуре старого города. Какими должны быть ретросветильники, Грачева не говорит, но полагает, что для воссоздания фонаря "под старину" нужно поднимать тонны архивных документов.

В то время как чиновники и дизайнеры заботятся о том, чтобы в городе было светло и красиво, экологи бьют тревогу. Они убеждены, что искусственный свет это не только благо цивилизации, но и причина сравнительно новой экологической проблемы - "светового загрязнения" окружающей среды. По результатам исследований выяснилось, что деревья, растущие вблизи ярких фонарей, живут меньше, чаще болеют и вырабатывают меньше кислорода. Так что предстоит еще и работа по озеленению города.

"Цифровые технологии"

(Андрей Хохлов, "Труд-Енисей", 10.01.2008)

2008-й станет рекордным по количеству региональных юбилеев: ровно век со дня падения Тунгусского метеорита, 160-летие Василия Ивановича Сурикова, и, разумеется, 380-й день рождения самого Красноярска. Вообще-то перечисленные бренды давно уже избавились от налета местечковости. Космический удар по эвенкийской тайге прославил Енисейскую губернию на весь мир, да еще с той оговоркой, что упади, мол, метеорит, четырьмя секундами позже, - Санкт-Петербург был бы сметен с лица земли. Возможно, именно тогда и начались в Красноярске разговоры о переносе российской столицы на Енисей: два раза снаряд в одну воронку не падает.

Великий русский художник Суриков, автор исторических полотен, каждое из которых показало переломы на теле России, - уже давно не только прославленная фамилия, но и общественное, духовное и коммерческое предприятие уровня Лермонтова в Пензенской области или Шукшина на Алтае: выставки, музеи, а особенно его родство со знатной дворянской семьей Михалковых несколько облагораживает город на Енисее, где никогда не было столбовых боярских родов типа Шереметевых или Голицыных. Наконец, краевой центр, где еще в начале девяностых вспомнили об исторических корнях и, восстанавливая храмы, стали также широко праздновать дни рождения города, - с наступлением второй волны индустриализации стал известен не только в Российской Федерации. Его уникальное расположение на стыке Запада и Востока, модерновая коммерциализация каторжной и сырьевой Сибири, неузнаваемо изменившийся внешний облик и стали теми факторами, которые переводят Красноярск из разряда заштатных окраинных городов в категорию перспективных мегаполисов. Некоторые этнографы уже сейчас называют нас моделью "плавильного котла" восточной России, где достаточно безболезненно (по сравнению с буйным Воронежем, например) перемешиваются нации и народности, мирно сосуществуют религиозные конфессии - благо, что для этого существует сильный экономический фундамент. Стоит напомнить, что конфликтные ситуации и "горячие точки" по всему миру возникают в первую очередь там, где люди не имеют возможности легального заработка.

Индустрия юбилеев - такой же, по сути, бизнес, как добыча нефти или производство елочных украшений. С той лишь разницей, что сугубо агитационные и развлекательные инвестиции в сознание населения имеют слабо определенный срок окупаемости и прибыль от них порой вообще подсчитать невозможно. Но размеры вложений в круглые даты уже обнародованы - например, городской бюджет, по словам вице-главы Красноярска Василия Куимова, перечислит на проект "День рождения Сурикова" два миллиона рублей. По его словам, планируется отреставрировать памятник Василию Ивановичу и памятные места жизни художника. Также планируется отлить из бронзы бюст художника, подобный тому, что хранится в музее-усадьбе Василия Сурикова. И обустроить усадьбу матери известного живописца в Торгашино. Сделать новым местом отдыха для горожан Суриковский ручей, расположенный недалеко от Плодово-ягодной станции.

Депутатам Законодательного собрания на днях рассказали о тех мероприятиях, которые планирует провести администрация города в 2008 году в честь 160-летия со дня рождения В. И. Сурикова и 380-летия со дня основания Красноярска. В частности, предлагается провести полное восстановление острога на острове Татышев. По окончании заседания парламентарий Василий Нечаев сказал: "Сегодня первая в этом созыве встреча в Законодательном собрании депутатов с представителями творческих организаций. Мы обсудили вопросы взаимоотношений власти и творческих союзов. Конечно, нельзя пройти мимо юбилея Сурикова, Василий Васильевич Куимов сегодня об этом доложил. Такая круглая дата, как 160-летие, естественно, должна отмечаться очень широко во всем крае. Комитет склоняется к тому, что надо не только морально поддержать, но и финансировать те проекты, с которыми выходит на нас городская администрация".

Все эти позиции больше относятся к духовно-исторической надстройке над "чистой" экономикой: сколько понадобится времени, чтобы научить любить великие полотна тех, кто прежде картин Сурикова не видел, неизвестно. Но, наверное, все это необходимо. Семь эпохальных шедевров Василия Ивановича, кроме своей богатой истории, несут на себе еще и смысловую нагрузку современности - точно так же, как актуален сегодня Гоголь, злободневен и Суриков. Мне недавно довелось слышать о занятной дискуссии вокруг картины "Меншиков в Березове", разгоревшейся в одной бизнес-структуре между коммерсантами и чиновниками - разговор шел ни много ни мало о том, насколько талантливо это произведение. Поблекший титан и царский фаворит в опале, окруженный домочадцами, - не Ходорковский ли это в Краснокаменске, не перспектива ли некоторых любимчиков двора? Во всяком случае, художественное воплощение постулата "Все под Богом ходим" тут просто гениально.

Строго говоря, череда красноярских юбилеев в планах властей выстроена так, что памятные даты как бы перетекают друг в друга. На суриковских торжествах нам непременно напомнят о том, что Красноярску - 380. (Цифра хорошая, подчеркивающая высокую энергетику индустриального города; когда краевому центру было 220, тут промышленность была только золотодобывающей). В свою очередь, празднование Дня города должно вобрать в себя и великого живописца, и Тунгусское диво, и многое другое. Я бы, например, отметил такой юбилей - 20 лет со дня прибытия в Красноярск Михаила Сергеевича Горбачева, которому на пути из аэропорта в лицо, едва ли не впервые в стране, сказали, чего стоит его перестройка...

Пожалуй, несколько особняком в сплошной полосе торжеств выделяется метеорит. Если, скажем, полотна Сурикова, макет казацких стругов или многомиллиардный бюджет Красноярска еще несут в себе позитивный заряд, то катастрофа возле Ванавар и выжженное пятно в 2 000 квадратных километров на месте северного леса ну никак не укладываются в общий тренд национальных проектов и освоения Ванкора. Однако PR-технологии делают чудеса. Тунгусское чудо, по мнению экспертов тревел-агентств, со временем станет туристической Меккой, тем более что мистики там хоть отбавляй. Например, такой: куда все-таки девалось космическое тело? Почему вода в озерах Эвенкии после падения метеорита стала особенно рыбной и целебной? "Туристов возят в район падения дива, которое Сибирским фондом "Тунгусский космический феномен" признан кораблем-посланцем иных цивилизаций", живописуют события справочники для романтичных путешественников.

Сегодня в Эвенкии к 100-летию падения Тунгусского метеорита приурочили создание музея под открытым небом. Там восстановят культурную и историческую атмосферу того времени. По словам пресс-секретаря администрации Эвенкийского муниципального района Юлии Головач, "музей разместится в Тунгусо-Чунском районе, вблизи поселка Ванавары - ближайшего к месту падения метеорита населенного пункта". Он займет часть территории государственного природного заповедника "Тунгусский". Туристы смогут увидеть эвенкийское стойбище с чумом, охотничьей избушкой, оленями.

Кроме водного и воздушного маршрутов, готовится также пеший маршрут "Тропа Леонида Кулика", по которому первый исследователь космического пришельца в 1920-х годах преодолел 80 километров по болотам и тайге от поселка Ванавара до предполагаемого места падения метеорита. "Музей будет открыт в июне 2008 года", - сообщила Головач, отметив, что "к этой дате мы ожидаем большого наплыва зарубежных гостей".

Постскриптум

Без праздников жить нельзя, или, как говаривали в застойные годы, "у хорошего человека каждый день праздник". Однако Москва и центральная часть России, похоже, решили довести эту традицию до полнейшего абсурда, закачивая в сознание соотечественников "всенародную радость" по поводу юбилеев придворных бездарей, гламурных придурков или откровенно переписывая историю под местных царьков и бабаев, позволяя им тем самым широко праздновать дутые даты и цифры.

К счастью, в России остались еще адекватные ареалы проживания - европейский Север, Сибирь, Якутия, где новые веяния воспринимаются скептически. Смею надеяться, к нормальным регионам относится и наш край. Пример тому - великая триада юбилеев посвящена реальным гениям, населенным пунктам или астрономическим явлениям. В них не так уж много конъюнктуры, и это здорово в первую очередь потому, что прошлое мы еще не забыли. Значит, пушка из будущего, как говорит пословица, по нам выстрелить не должна.