Роснефть может лишиться лицензии на добычу нефти в Чечне: обзор чеченских СМИ
"
"Почему в архитектуре Грозного отсутствуют традиции национальной башенной культуры чеченцев?" - таким вопросом задался корреспондент газеты "Вести республики" Ислам Хатуев. "В средние века чеченцы с уважением относились к человеку только в том случае, если он мог назвать свой род (тейп) и принадлежал к определенному племени (тукхум). При этом своеобразным показателем древности рода, человеческого благородства и достоинства являлось наличие постройки башенного типа", - отмечает автор и сетует по поводу того, "что сейчас башенные постройки сохранились лишь в отдельных горных районах". Время и люди не пощадили их. Известно, например, что в период депортации чеченского народа в 1944-1957 годах только в Аргунском ущелье было разрушено более двухсот жилых и боевых башен. Две военные кампании, смерчем пронесшиеся по древней чеченской земле уже в наши дни, нанесли остаткам башенной архитектуры непоправимый урон... Однако в этой статье хотелось бы затронуть несколько иную сторону проблемы, отмечает автор и делится своими мыслями: "Сейчас мы переживаем время масштабного восстановительного процесса в республике, наша столица преображается на глазах. Почти не осталось в Грозном следов страшных развалин. На их месте красуются современные и со вкусом отстроенные здания. Это не может не радовать любого нормального человека. Тем не менее об одной детали мы немного подзабыли - в архитектуре Грозного почти полностью отсутствуют традиции национальной башенной культуры". Подводя итоги, автор пишет: "Каждый чеченец гордится своей родовой башней, некогда отстроенной его предками в горах. Так пусть все будут гордиться общенациональной башней (пусть и построенной в XXI веке). А где ей быть, если не в столице Чеченской Республики?" ("Вести Республики", № 190 от 24 декабря 2007 года).
Фильм "12" - философско-психологическая драма, отражающая весь спектр чувств, обид, претензий и желаний всех слоев российского общества, адресованных неизвестно к кому. Но в данном случае объектом, призванным стать "жертвенным ягненком", выбран чеченский мальчик. С этого утверждения начинает свою статью, озаглавленную "Кто убил русского офицера "Володю"?", журналист И. Атабиев. Автор отмечает, что сюжет картины не о Чеченской Республике и чеченцах, он даже не о чеченских войнах. Показанные в фильме события вполне могли бы быть заменены каким-нибудь терактом на Северном Кавказе или чрезвычайной ситуацией в одном из регионов России. По мнению Атабиева, талантливый режиссер и актер
Журналист Хавас Акбиев в статье "Чечня - твердыня южного рубежа России" пишет, что президенту республики недавно обратились студенты-чеченцы, обучающиеся в различных вузах Казани. Это будущие юристы, экономисты, журналисты, медики, строители. Они пишут: "Обращаемся к Вам в связи с тем, что грубо нарушаются наши конституционные права и свободы правоохранительными органами города Казани. Так, мы каждый год должны становиться на регистрационный учет и при этом обязаны проходить кабинеты разных служб органов внутренних дел Казани. Обязаны давать объяснения о личной жизни, жизни друзей, знакомых чеченской национальности... В последнее время нас периодически доставляют в органы внутренних дел по разным вопросам, не относящимся к нам. Особенно задевает нашу национальную гордость то, что задерживают чеченских девушек и не разрешают родственникам присутствовать во время дачи ими объяснений. Ввиду того, что такие незаконные мероприятия проводятся часто, мы вынуждены систематически пропускать занятия. А причина проведения этих мероприятий только в том, что мы - лица чеченской национальности". Далее автор сообщает: "Нас, правозащитников, удивила не столько жалоба студентов, направленных на учебу в Татарстан по целевому приему, сколько распоряжение начальника Управления внутренних дел города Казани А.В. Селивановского от 24.10.07 года за № 479-р "О проведении оперативно-профилактических мероприятий по противодействию преступной деятельности чеченской диаспоры". Знает ли Селивановский, что диаспора - это пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения? А чеченцы являются гражданами РФ? И отношение к ним должно быть таким же, как и к представителям других национальностей (татарам, русским, удмуртам и т.д.), проживающим в Республике Татарстан". Далее автор отмечает: "Получается очень странно: когда говорят или пишут о преступных сообществах, например, о таких, как "Хади Такташ", "Тагирьяновские", "Ореховские" и т.д., почему-то национальность не упоминается, а вот когда кавказец совершает даже маленький проступок, обязательно СМИ со смакованием упоминают его национальность, каждый раз при этом подчеркивая, что преступность не имеет национальности. Если мы действительно заинтересованы в соблюдении прав человека и хотим благополучия нашей общей Родине - России, мы должны перестать навешивать ярлыки по национальному признаку". ("Гумс", № 102 от 23 декабря 2007 года).
"Резких повышений тарифов не ожидается", - пообещал управляющий директор ОАО "
14 декабря в актовом зале Дома печати в Грозном состоялось празднование 90-летия старейшей газеты Чечни - "Грозненский рабочий". На юбилее издания присутствовали видные политические, общественные деятели, представители творческой интеллигенции: журналисты и писатели, артисты и художники. Здесь также присутствовали гости из Москвы и Республики Ингушетия. Всем гостям праздника были вручены памятные подарки, среди которых было и уникальное издание "Грозненский рабочий" 90 лет", авторами и составителями которого стали генеральный директор ЗАО "Газета "Грозненский рабочий" Муса Мурадов и главный редактор газеты Лема Турпалов. У "Грозненского рабочего" большие планы на будущее. "В перспективе будем увеличивать периодичность газеты - пока до двух-трех номеров в неделю, а затем и каждый день", - рассказал редактору газеты "Чеченское общество"