Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM, проанализировав уровень общественного резонанса и интенсивность читательского интереса, приводит перечень главных событий, произошедших в 2007 году в Грузии.

1. Скандальные обвинения Ираклия Окруашвили в адрес властей. 25 сентября 2007 года экс-министр Грузии Иракли Окруашвили на презентации своей партии "Движение за единую Грузию" обвинил грузинские власти в репрессиях, убийствах, коррупции и попрании национальных ценностей. В этот же день в эфире телекомпании "Имеди" он обвинил президента Грузии в поручении ему убийства бизнесмена Бадри Патаркацишвили, поручении главе МВД Грузии Иванэ Мерабишвили избиения бизнесмена Валерия Гелашвили, а также заявил, что тело покойного премьер-министра Зураба Жваниа было принесено туда, где его обнаружили, уже после его смерти. 27 сентября Иракли Окруашвили был задержан по обвинению в коррупции и 28 сентября приговорен Тбилисским городским судом к двухмесячному предварительному заключению. Ему были предъявлены обвинения в "получении взятки в особо крупных размерах с вымогательством организованной группой", "злоупотреблении служебным положением", "служебной халатности" и "легализации имущества, приобретенного преступными путем". Тбилисский апелляционный суд оставил в силе решение Тбилисского городского суда. Однако 8 октября в Генпрокуратуре сообщили, что по ходатайству стороны обвинения и самого Ираклия Окруашвили суд изменил ему временную меру пресечения на освобождение под залог в размере 10 млн. лари ($6,3 млн.). В Генпрокуратуре отметили, что это решение было принято с учетом того, что Окруашвили отказался от всех своих обвинений в адрес властей, выразил готовность сотрудничать со следствием и признал свою вину по части предъявленных ему обвинений. В тот же день в подтверждение этого заявления Генпрокуратурой были распространены видеоматериалы допросов Окруашвили. В Генпрокуратуре также отметили, что освобождение экс-министра под залог не означает снятия с него обвинений. 9 октября экс-министр был выпущен на свободу, никаких комментариев прессе он не делал. Его соратники по партии заявили, что Иракли Окруашвили находится в неважном состоянии, и что он принял решение отказаться на данном этапе от политической деятельности. 1 ноября Иракли Окруашвили, получив соответствующее разрешение от правоохранительных органов Грузии, выехал на лечение в Мюнхен, откуда вновь обвинил власти в нарушениях закона. 14 ноября Тбилисский городской суд удовлетворил требование Генпрокуратуры Грузии и вновь изменил меру пресечения для Окруашвили на предварительное заключение. 15 ноября экс-министр был объявлен в международный розыск. В конце ноября он был арестован в Берлине германскими правоохранительными органами и приговорен к предварительному заключению, которое отбывает в берлинской тюрьме "Моабит". 3 декабря берлинский суд второй инстанции оставил в силе приговор суда первой инстанции о предварительном заключении Окруашвили. В настоящее время в Германии идет обсуждение возможной экстрадиции Окруашвили в Грузию. Параллельно во Франции идет рассмотрение вопроса предоставления ему политического убежища (именно этой страной экс-министру была выдана виза). Сторонники Ираклия Окруашвили считают недопустимым его экстрадицию в Грузию, заявляя, что обвинения, выдвинутые в его адрес грузинскими правоохранительными органами - безосновательны и являются проявлением политического преследования со стороны властей.

2. Разгон массовых акций протеста оппозиции 7 ноября. Усугублявшийся политический кризис в стране вылился в митинг оппозиции 28 сентября, поводом для которого стал арест правоохранительными органами Грузии 27 сентября экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. В ходе митинга рядом оппозиционных партий было учреждено "Общенародное движение". 17 октября 2007 года десятью оппозиционными объединениями - Республиканской, Консервативной, Лейбористкой партиями, партиями "Свобода", "Путь Грузии", "Партия народа", "Движение за единую Грузию", объединениями "Национальный форум", "Мы сами" и "Картули даси" в Сагурамо (недалеко от Тбилиси) был подписан манифест с едиными подходами к 12 принципиальным вопросам. Оппозиция, в частности, зафиксировала, что видит выход из политического кризиса в консолидации общества и оппозиционных политических сил и в проведении справедливых парламентских выборов весной 2008 года (как это предусматривала Конституция Грузии до внесения в нее поправок в конце 2006 года), а приемлемой для Грузии моделью правления считает парламентское правление европейского стиля. Позже к манифесту присоединился и ряд других оппозиционных объединений. 2 ноября объединенная оппозиция провела в Тбилиси масштабный митинг с участием до 100 человек. Оппозиция требовала проведения выборов в парламент в апреле 2008 года, освобождения политзаключенных, формирования избирательных администраций на паритетной основе между разными политическими силами и внесения изменений в избирательное законодательство. После отказа руководства страны пойти на диалог с оппозицией, требования последней радикализировались - к ним добавилось требование отставки президента Грузии. 5 ноября, в ходе очередного митинга, была объявлена голодовка с целью добиться от властей исполнения выдвигавшихся требований. Ранним утром - около 8 часов 7 ноября правоохранительные органы Грузии очистили территорию перед парламентом от голодающих людей и их палаток. По информации мэрии, решение очистить площадь было обусловлено необходимостью возобновления движения по проспекту Руставели, проведения санитарно-очистных работ, а также нежеланием превращения столицы в "палаточный городок". Перед парламентом Грузии стали собираться люди, опротестовавшие действия правоохранительных органов. Около часу дня стихийно образовавшаяся многотысячная акция протеста была разогнана с использованием водометов, слезоточивого газа, дубинок и резиновых пуль. После разгона на проспекте Руставели участники акции протеста, руководимые объединенной оппозицией, переместились на площадь Рике, откуда примерно в 10-00 были также разогнаны с использованием тех же средств. В целом, в результате разгонов акций протеста 7 ноября, пострадали около 600 человек. Вечером того же дня было прервано вещание телекомпаний "Имеди" и "Кавкасиа", а ночью было объявлено, что в стране с 8 ноября вводится чрезвычайное положение (которое продлилось до вечера 16 ноября). Власти заявили, что процессы в Грузии управляются извне, в частности, "российской олигархической силой", и объявили бизнесмена Бадри Патаркацишвили подозреваемым в попытке организации государственного переворота. Международная правозащитная организация Human Rights Watch в своем отчете по событиям в Грузии 7 ноября сделала заключение о том, что "власти Грузии 7 ноября использовали чрезмерную силу, когда жестоко разогнали демонстрантов в Тбилиси и ворвались в частную телекомпанию "Имеди". "Несмотря на то, была ли реальной опасность государственного переворота в Грузии, власти все же были обязаны уважать основные права человека и обеспечить законные и адекватные действия полиции во время разгона акций протеста", - отмечено в отчете.

3. Назначение внеочередных президентских выборов и плебисцита по срокам проведения парламентских выборов. 8 ноября Михаил Саакашвили, бывший тогда президентом Грузии, объявил о проведении внеочередных президентских выборов, а также плебисцита по срокам проведения парламентских выборов 5 января 2008 года. Как отметил Михаил Саакашвили, это решение - "компромисс, который дает оппозиции шанс действительно стать избранной народом, если она того заслуживает". Что касается плебисцита, то позже было решено провести его по двум вопросам - желает ли население проведения парламентских выборов осенью этого года, как это ныне предусмотрено Конституцией, либо весной, как этого требует оппозиция, а также на предмет того, поддерживает ли население вступление Грузии в НАТО. В последующие дни Михаил Саакашвили провел определенные кадровые перестановки. В частности, 16 ноября он заявил об обновлении состава кабинета министров и назначении на пост премьер-министра банкира Ладо Гургенидзе, декларировавшего приоритетным направлением государственной политики социальную сферу (обновленный состав правительства был утвержден парламентом 22 ноября). Оппозиция скептически отнеслась к кадровым изменениям в правительстве, заявив, что пока у власти - Михаил Саакашвили, ситуация в стране коренным образом не изменится. В обществе ожидания того, что оппозиция постарается выдвинуть на пост президента единого кандидата, однако они не оправдались. ЦИК Грузии в качестве официальных кандидатов в президенты зарегистрировало 7 человек. Помимо кандидата в президенты от правящей партии - Михаила Саакашвили, это кандидат от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе, лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили (выдвинувший свою кандидатуру отдельно от объединенной оппозиции, в которую он входил до этого), бизнесмен Аркадий (Бадри) Патаркацишвили, лидер партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, лидер "Партии будущего" Гиорги Маисашвили и лидер партии "Имеди" Ирина Саришвили. На днях Бадри Патаркацишвили сделал заявление о том, что, прислушавшись к требованиям оппозиции, он решил отказаться от участия в выборах, однако письменное заявление в ЦИК от него, по информации его избирательного штаба, поступит 4 января.

4. Прекращение вещания телекомпании "Имеди". Вещание телекомпании "Имеди" было прервано вечером 7 ноября, после разгона правоохранительными органами Грузии акции протеста объединенной оппозиции на площади Рике - в тот вечер в здание телекомпании ворвались сотрудники различных подразделений МВД. С того времени имущество и лицензия компании находились под арестом - до 7 декабря - даты, с которой Тбилисский городской суд, учтя ходатайство Генпрокуратуры, сделанное на основе политического решения грузинских властей о возобновлении вещания "Имеди" в связи с предвыборным периодом, разрешил телекомпании выйти в эфир. Причиной ареста имущества и лицензии телекомпании правоохранительные органы назвали угрозу использования фактическим владельцем "Имеди" - Бадри Патаркацишвили этого телевидения в дни акций протеста для усугубления ситуации в стране - вплоть до свержения властей. Телекомпания "Имеди" возобновила показ программ 12 декабря, правда, в ограниченном масштабе - вследствие того, что большая часть аппаратуры в результате спецоперации правоохранительных структур была повреждена. Международные организации и правозащитники приветствовали выход "Имеди" в эфир, отмечая, что "плюрализм медиа" в демократической стране, и особенно в предвыборный период, является крайне важным. В период вынужденного "простоя" телекомпании ее покинул целый ряд журналистов, в том числе популярные ведущие Инга Григолиа и Эка Хопериа, а также сотрудников техперсонала. Днем 26 декабря "Имеди" покинули еще 6 журналистов. Они отметили, что считают неприемлемым оставаться на телевидении в условиях того, что "учредитель канала, кандидат в президенты Бадри Патаркацишвили является главным действующим лицом развернувшихся в последние дни событий", в связи с чем есть опасения в "неправильном использовании" их журналистской свободы. Вечером того же дня руководство телекомпании и ее сотрудники заявили, что решили прервать вещание телекомпании в знак протеста против "грязных политических игр". Сотрудники телекомпании подчеркнули, что для них неприемлемы как методы грузинских властей, которые, в частности, намеревались ликвидировать фактического владельца телеканала, кандидата в президенты Бадри Патаркацишвили, и которые разгромили здание телекомпании 7 ноября, так и методы, использовавшиеся Бадри Патаркацишвили для прихода во власть. Единственным выходом из создавшейся ситуации, по их словам, может явиться продажа Бадри Патаркацишвили своей доли в "Имеди" - либо творческому коллективу телекомпании, либо мультинациональной News corp. - владельцу контрольного пакета акций "Имеди". На следующий день Бадри Патаркацишвили заявил об отказе от участия в предвыборной гонке, хотя и связал это свое решение не с ситуацией в телекомпании, а с соответствующим призывом в его адрес грузинской оппозиции.

5. Инциденты в зоне конфликтов и на прилагающих к ним территориях. На протяжении 2007 года в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов и на прилегающих к ним территориях наблюдался целый ряд инцидентов, в том числе обстрел объектов, похищения людей, нарушения воздушного пространства и т.д. Один из таких инцидентов, получивший наибольший резонанс - вторжение в воздушное пространство Грузии 6 августа 2007 года самолета с российскими опознавательными знаками, выпустившего ракету по РЛС в районе Гори, вблизи населенного пункта Цителубани. Факт вторжения самолета на территорию Грузии с территории России и сброса ракеты подтвердили две международные группы экспертов. Между тем, делегация российских экспертов подвергла сомнению выводы международных групп, заявив, что доказательств нарушения воздушного пространства со стороны России нет. А Генштаб ВС РФ опроверг факт каких-либо полетов в указанное время российских летательных аппаратов в приграничном к Грузии воздушном пространстве. В ходе рассмотрения ракетного инцидента на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене 6 сентября послы большинства стран в ОБСЕ, в частности, представители США и Великобритании, заявили журналистам, что у них нет оснований не доверять заключениям международных групп экспертов, и что виновницей инцидента в Цителубани они считают Россию. "Мы не намерены создавать дополнительную экспертную группу, чтобы заново расследовать обстоятельства этого дела. Есть заключения экспертов, и мы им доверяем. Главная цель ОБСЕ - сделать все, чтобы подобные инциденты в будущем не повторялись", - заявил журналистам главный докладчик на заседании по ракетному инциденту Миомир Зузул.

6. Завершение вывода российских военных баз из Грузии. 27 июня 2007 года был подписан акт передачи российской стороной министерству обороны Грузии объектов дислоцированной в Ахалкалаки военной базы №62. 13 ноября состоялось подписание акта приема-передачи Россией министерству обороны Грузии объектов 12-й российской военной базы в Батуми. На сегодняшний день российских воинских подразделений на подконтрольной грузинским властям территории страны уже нет. Российские миротворцы осуществляют миссию в зонах конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе положительно расценил завершение вывода из Грузии российских военных баз и выразил надежду на то, что вскоре российских воинских частей не останется и в зонах конфликта. "Это очень большая победа нашей страны, нашей дипломатии, совместной работы всех наших структур. И я надеюсь, что такими же темпами нам удастся вывести остальные российские воинские части со всей территории страны, в том числе из Абхазии, которые и сегодня создают стране большие проблемы", - заявил Гиви Таргамадзе.

7. Подача Грузией иска против России в Страсбургский суд. 26 марта Грузия обратилась в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с межгосударственным иском против РФ в связи с нарушениями российской стороной ряда положений Европейской конвенции по правам человека и основным свободам при депортации грузинских граждан из России осенью прошлого года. Согласно позиции грузинской стороны, массовая депортация граждан Грузии из Российской Федерации проводилась с нарушениями - как российского законодательства, так и норм международного права. Россия была обвинена в нарушении прав живших на ее территории грузин, оговариваемых статьями 5 ("право на личную свободу и неприкосновенность"), 3 ("запрещение пыток"), 8 ("право на уважение частной и семейной жизни"), 13 ("право на эффективное средство правовой защиты"), 14 ("право на запрещение дискриминации") и 18 ("пределы использования ограничений в отношении прав") Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, Грузия обвинила Россию в нарушении статей 1 и 2 протокола 1 к Конвенции ("защита собственности и право на образование"), статьи 4 протокола 4 ("запрещение коллективной высылки иностранцев") и статьи 1 протокола 7 ("процедурные гарантии в случае высылки иностранцев"). В иске также содержится требование о полном возмещении материального и морального ущерба, который был нанесен лицам грузинской национальности и гражданам Грузии в процессе депортации. Согласно информации грузинской стороны, в период массовой депортации с территории России в отношении выходцев из Грузии было вынесено около пяти тысяч судебных решений, две с половиной тысячи граждан Грузии были высланы из России в принудительном порядке. МИД РФ расценило вышеупомянутый иск Грузии как "недружественный шаг против РФ" и "попытку политизации проблемы".

8. Принятие парламентом закона о репатриации в Грузию турок-месхетинцев. Парламент Грузии 11 июля утвердил закон Грузии "О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-х годах ХХ века советскими властями". Документ свидетельствует о готовности Грузии принять турок-месхетинцев и устанавливает процедуры получения ими статуса репатрианта. Согласно закону, турки-месхетинцы, желающие получить гражданство Грузии, должны до 1 января 2009 года представить всю нужную для получения статуса репатрианта документацию в консульства Грузии в странах их проживания, либо в министерство по беженцам и расселению Грузии, а также пройти тест на знание грузинского языка и истории Грузии. В перечень документов входит удостоверение личности либо документ, подтверждающий гражданство той или иной страны, свидетельство о рождении, справки с места жительства, о семейном положении, о состоянии здоровья, наличии судимостей и т.д. Разрешение на репатриацию будет выдано после проверки всей вышеуказанной информации соответствующими государственными структурами Грузии, в том числе МВД. Ряд представителей оппозиции, в том числе фракция "Демократический фронт", выразили протест против принятия этого закона, и в знак протеста отказались от участия в голосовании. В числе аргументов против утверждения закона оппозиционеры называли отсутствие четкого графика по тому, в какой период и в какие регионы страны должны быть репатриированы турки-месхетинцы, отмечая, что их компактное заселение, особенно в район Самцхе-Джавахети (армянонаселенный регион Грузии) категорически неприемлемо, поскольку чревато серьезным этноконфликтом. Они указывали и на недопустимость переселения турок-месхетинцев с точки зрения отсутствия информации по количеству желающих вернуться в Грузию, по их настрою, а также из-за неимения в стране материальных средств, достаточных для обеспечения процесса репатриации. "Такого типа обязательство - возвращение в страну турок-месхетинцев - власти должны брать на себя только с согласия населения", - подчеркивали они. Парламентское большинство назвало аргументы оппозиции "спекуляцией". Как пояснили представители большинства, законопроект устанавливает лишь процедуры получения статуса репатрианта, а все остальное, в том числе места их будущего заселения, явится предметом другого нормативного документа. Они также отметили, что Грузия не берет на себя обязательств по обеспечению репатриантов жильем, а также по выдаче им какой-либо имущественной компенсации.

9. Подписание Грузией нового рамочного договора "Грузия-Евросоюз". Грузинская сторона поставила подпись под этим документом 23 февраля. Как отметил государственный министр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Гиорги Барамидзе, рамочное соглашение с Евросоюзом упорядочит различные финансовые регуляции помощи ЕС Грузии, что позволит Евросоюзу беспрепятственно осуществлять запланированные программы поддержки. "Инструмент TACIS, который предусматривал в основном техническую помощь и ограничивался консультациями и советами, заменен более эффективной формой сотрудничества, в том числе инструментом партнерства в рамках Европейской соседской политики", - заявил госминистр. Рамочный договор "Грузия-ЕС" предусматривает освобождение от налогов осуществляемых Евросоюзом в Грузии программ.

10. Перезахоронение в Грузию праха первого президента страны Звиада Гамсахурдиа. Звиад Гамсахурдиа обрел последнее упокоение в Тбилиси, в Мтацминдском пантеоне писателей и общественных деятелей, куда его прах был перевезен из Грозного. Звиад Гамсахурдиа был избран президентом Грузии 26 мая 1991 года и смещен с поста главы государства в начале 1992 года в результате "тбилисской войны". Будучи в изгнании, Звиад Гамсахурдиа погиб при невыясненных обстоятельствах в доме своего сторонника в одном из сел Западной Грузии, и 31 декабря 1993 года был тайно похоронен в селе Джихашкари. В феврале 1994 года по требованию семьи Звиада Гамсахурдиа его останки были вывезены из Грузии в Чечню, в город Грозный, где он был похоронен у главной площади города, на улице Чехова. Летом 2006 года вдова - Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа приняла решение о перезахоронении праха Звиада Гамсахурдиа в Тбилиси. Однако в начале 2007 года выяснилось, что его могила утеряна. Российская сторона вняла просьбам Грузии и провела поиски могилы Звиада Гамсахурдиа, в которых принял участие и один из его сыновей - Цотнэ Гамсахурдиа. В результате, 3 марта в центре Грозного, в парке Кирова, было найдено захоронение с личными вещами и, предположительно, останками покойного. Спустя несколько дней останки были перевезены в Ростов-на-Дону, где была проведена их идентификационная экспертиза. После заключения экспертизы о том, что останки действительно принадлежат Звиаду Гамсахурдиа, было принято решение об их перевозе в Грузию. 1 апреля прах Звиада Гамсахуриа был предан земле в Мтацминдском пантеоне. Что касается проведения расследования по обстоятельствам смерти первого президента Грузии, то этот вопрос пока остается открытым. Напомним, что родственники покойного считают, что Звиад Гамсахурдиа был убит, и требуют от Генпрокуратуры Грузии возбуждения соответствующего уголовного дела. 31 марта 2007 года первому президенту Грузии исполнилось бы 68 лет.

11. Осуждение бывшего лидера движения "Грузия, вперед" Ираклия Батиашвили на 7 лет тюремного заключения. Тбилисский городской суд 23 мая приговорил бывшего тогда лидером оппозиционного общественного движения "Грузия, вперед" Ираклия Батиашвили к 7 годам лишения свободы по обвинению в оказании интеллектуальной помощи экс-уполномоченному президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзару Квициани, поднявшему там летом 2006 года вооруженный мятеж. Основным доказательством вины Батиашвили, арестованного 29 июля 2006 года, явились аудиозаписи его телефонных разговоров с Квициани, в одном из которых, в частности, Батиашвили советует Квициани обратиться посредством масс-медиа к представителям ВС Грузии и призвать их не стрелять в свой же народ. Иракли Батиашвили по сей день утверждает, что ни в чем не виновен. Он и его адвокаты заявляют, что представленные на суде аудиоматериалы были сфабрикованы и не соответствуют по содержанию тем разговорам, которые Батиашвили действительно вел с Квициани. 13 сентября Тбилисский апелляционный суд оставил в силе приговор первой инстанции, причем, как и городской суд, отказал в удовлетворении ходатайства стороны защиты о проведении экспертизы вышеупомянутых аудиозаписей. Адвокаты Батиашвили обжаловали приговор в Верховном суде. Соратники Ираклия Батиашвили, а также ряда партий и НПО, считают его политзаключенным. Следует отметить, что во время подготовки в ноябре распоряжения президента Грузии о помиловании заключенных, Батиашвили отказался подавать прошение о помиловании. "Батиашвили не желает подпадать под амнистию и помилование, и теперь мы пытаемся найти юридическую форму, чтобы освободить его из тюрьмы", - заявила журналистам 20 ноября председатель парламентского комитета по правам человека и гражданской интеграции Елене Тевдорадзе и выразила надежду на то, что новый - 2008 год он встретит дома. В начале октября Батиашвили через свою супругу сделал из тюрьмы заявление о том, что покидает ряды движения, причем причин это решения не конкретизировал. Одна из версий - он хочет продолжить свою политическую карьеру в качестве независимого политика. Иракли Батиашвили - бывший глава госбезопасности Грузии времен Эдуарда Шеварднадзе, депутат парламента созывов 1995-1999 гг. и 1999-2004 гг.

12. Осуждение 13 сторонников Игоря Гиоргадзе на различные сроки тюремного заключения по обвинению в попытке государственного переворота. Тбилисский городской суд 24 августа вынес приговор в отношении 14 сторонников бывшего шефа госбезопасности Грузии, лидера партии "Справедливость" Игоря Гиоргадзе, обвиненных в попытке государственного переворота, согласно которому 13 из них были приговорены к различным срокам тюремного заключения, а еще один - в результате сотрудничества со следствием - был освобожден условно. Годом раньше - 6 сентября 2006 года МВД Грузии по итогам спецоперации, проведенной в нескольких городах Грузии, одновременно задержало по подозрению в попытке организации государственного переворота несколько десятков сторонников партии "Справедливость". Впоследствии часть их них была освобождена, а 13-ти были предъявлены обвинения по части 1 статьи 315 УК Грузии - "Заговор с целью насильственной смены конституционного строя Грузии, свержения государственной власти или ее захвата", предусматривающей лишение свободы сроком от 5 до 8 лет. Согласно материалам следствия, сторонники Игоря Гиоргадзе планировали в конкретные сроки мобилизовать в Тбилиси несколько тысяч человек, которые бы выступили против правительства, в том числе и вооруженным путем. 8 сентября Тбилисский городской суд в качестве временной меры пресечения избрал для 12-ти задержанных - Майи Топуриа, Гурама Папукашвили, Валерия Галдава, Кахи Кантариа, Гиоргия Метревели, Рамаза Самнидзе, Вахтанга Талахадзе, Теймураза Жоржолиани (лидер Монархистской партии), Гиоргия Ахобадзе, Якова Квиникадзе, Реваза Булиа и Зазы Давитаиа, категорически отрицавших существование какого-либо заговора, предварительное заключение сроком на два месяца, в ноябре продлил его еще на 1 месяц. Еще одну задержанную - Майю Николеишвили, которая в ходе следствия дала признательные показания, суд освободил под залог в $5,5 тыс. Остальные 12 назвали ее лжесвидетелем. В январе 2007 года четырем из арестованных - Майе Топурия, Кахе Кантариа, Рамазу Самнидзе и Теймуразу Жоржолиани - было добавлено новое, более тяжкое обвинение по части 2 статьи 315 УК Грузии - "Мятеж с целью насильственной смены конституционного строя Грузии, свержения государственной власти или ее захвата". На заседании 26 марта Тбилисский городской суд удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры Грузии и закрыл судебный процесс. Суд счел обоснованным аргументы Генпрокуратуры о необходимости проведения судебных заседаний в закрытом формате исходя из соображений обеспечения безопасности тайных свидетелей и членов их семей, того, что часть рассматриваемых на суде материалов проходит под грифом "секретно", а также того, что часть возможных соучастников заговора до сих пор находится на свободе. В ходе судебного процесса выяснилось, что обвинение будет предъявлено еще одному - 14-ому стороннику Игоря Гиоргадзе - Геннадию Арчвадзе. Изначально Арчвадзе, который ныне находится в розыске, в деле не фигурировал, и его фамилия появилась в списке подсудимых уже по передаче дела в суд. 24 августа Тбилисский городской суд приговорил 14 вышеупомянутых лиц к различным срокам лишения свободы. Топуриа, Кантариа, Жоржолиани и Самнидзе были признаны виновными в подготовке вооруженного восстания с целью свержения в Грузии законной власти, а первые двое, помимо того - еще и в незаконном приобретения оружия. В результате Топуриа была приговорена к 8,5 годам лишения свободы, Кантариа - к 8-и, Жоржолиани и Самнидзе - к 7-и годам лишения свободы. Остальные были осуждены по обвинению в заговоре с целью насильственного свержения конституционного строя. Арчвадзе был приговорен к 7 годам лишения свободы, Булиа, Папукашвили, Квиникадзе, Ахобадзе, Давитаиа, Талахадзе - к 4,5 годам, Метревели - к 4 годам, Галдава - к 3,5 годам лишения свободы. Николеишвили с учетом чистосердечного признания и сотрудничества со следствием получила два года условно. Бывший шеф службы безопасности Грузии, руководитель оппозиционной партии "Справедливость" Игорь Гиоргадзе объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Он обвиняется в организации покушения на главу грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе 29 августа 1995 года, а также в других действиях, направленных против государства Грузии.

13. Повышение практически вдвое потребительских тарифов на природный газ и воду. С 1 мая 2007 года в Грузии вступили в силу новые тарифы за потребление природного газа, согласно которым население стало платить за 1 кубометр природного газа вместо 35 тетри (около $0,22) от 49 до 55 тетри ($0,31-$0,34) в зависимости от региона, то есть примерно на 48% больше. В Тбилиси потребительский тариф на газ составил 51 тетри ($0,32). Повышение потребительских тарифов было связано с подорожанием для Грузии российского газа, стоимость которого с 1 января 2007 года возросла с $110 до $235 за тысячу кубометров. Следует отметить, что с этого года у Грузии - три источника газоснабжения; более того, в настоящее время большую часть природного газа она получает из Азербайджана по относительно более низким ценам. Из общего объема суточной потребности в газе - около 5 млн. кубометров, 1 млн. она получает в качестве платы за транзит российского газа в Армению, еще 1 млн. - от консорциума "Шах-Дениз" (по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум), остальной объем - от азербайджанской компании "Азергаз" (по "старому" газопроводу). Фиксированные тарифы за потребление воды с 15 января в Тбилиси были повышены ровно вдвое. Плата за воду для населения составила 2,4 лари ($ 1,5) с человека, для организаций - 4,4 лари ($ 2,75) в месяц. В рамках пакета льгот, для социально незащищенных слоев населения потребительский тариф на воду остался прежним - 1,2 лари ($ 0,75), остальную сумму стала доплачивать столичная мэрия. В конце октября владельцем "Тбилводоканала" по итогам проведенного министерством экономического развития конкурса стала швейцарская компания "Multiplex Solutions". Компания-победитель взяла на себя обязательство не повышать в 2008-2009 гг. фиксированный тариф за потребление воды для физических лиц, а в 2010-2013 гг. поддерживать его на уровне 2,95 лари ($1,84).

14. Ввод в строй газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Подача природного газа с месторождения Шах-Дениз в Грузию по этому газопроводу началась 15 января. В двадцатых числах января она была прервана из-за технических проблем на первой скважине месторождения и возобновлена 17 марта. В настоящее время Грузия получает по этому газопроводу в среднем 1 млн. кубометров в сутки. Грузия рассчитывает, что со временем именно Южно-Кавказский газопровод - маршрут, альтернативный поставкам газа из России, станет для нее основным источником получения природного газа. Общая протяженность трубопровода составляет 692 км, его строительство обошлось примерно в $4 млрд.

15. Начало реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Презентация начала строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку состоялась 21 ноября в районе населенного пункта Марабда при участии бывшего тогда президентом Грузии Михаила Саакашвили, а также президентов Азербайджана и Турции Ильхама Алиева и Абдуллы Гюля. Пакет соглашений по реализации этого проекта был подписан в столице Грузии 8 февраля 2007 года. Проект предусматривает строительство новой - 105-километровой магистрали, 29 километров которой будет проложено в Грузии до границы с Турцией, 76 километров - на территории Турции, а также реконструкцию 183-километрового участка Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси. Кроме того, в рамках проекта в Ахалкалаки будет обустроен пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую. На первом этапе по железной дороге Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку предполагается транспортировка до 5 миллионов тонн грузов в год, в дальнейшем этот объем планируется увеличить. "Это - проект века, и его функция - связать Грузию с Европой прямым железнодорожным сообщением", - заявил на презентации начала строительства бывший тогда президентом Грузии Саакашвили. Проект железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку оценивается в $422 млн., с учетом соответствующей инфраструктуры - в $600 млн. На проведение работ на грузинском участке за счет Государственного нефтяного фонда Азербайджана правительство Азербайджана предоставило Грузии 25-летний кредит в размере $200 млн. с годовой процентной ставкой 1%. Предполагается, что железная дорога будет сдана в эксплуатацию через два-три года. Стороны надеются, что к проекту железнодорожной магистрали с пропускной способностью до 15 миллионов тонн грузов в год в будущем присоединятся Китай и Казахстан. Трехсторонняя азербайджано-грузино-турецкая декларация по проекту строительства линии железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку была подписана президентами Азербайджана, Грузии и Турции в Баку в мае 2005 года.

16. Ввод в эксплуатацию реконструированных Тбилисского и Батумского международных аэропортов. Презентация нового аэровокзала Тбилисского международного аэропорта и прилегающей к нему инфраструктуры состоялась 7 февраля, реконструированного Батумского аэропорта - 26 мая. Реконструкция аэропортов и их инфраструктур осуществлена компанией "TAV-URBAN Georgia LLC" в соответствии с соглашением, подписанным ее учредителями и министерством экономического развития Грузии 6 сентября 2005 года. По этому соглашению, консорциум турецких компаний "TAV" и "URBAN" обязался инвестировать в проекты реконструкции Тбилисского и Батумского аэропортов, в совокупности, $77 млн., в том числе $62 млн. - в реконструкцию Тбилисского аэропорта, $15 млн. - Батумского. Позже консорциум внес ряд изменений в первоначальные проекты и увеличил совокупный объем инвестиций до $99,3 млн., в том числе в реконструкцию Тбилисского аэропорта - до $70,8 млн., Батумского - до $28,5 млн. С 1 ноября 2005 года тбилисский аэропорт, за исключением VIP-1, VIP-2 и службы безопасности, перешел в управление "TAV Urban Georgia LLC" сроком на 15,5 лет. В апреле 2006 года парламент Грузии ратифицировал грузино-турецкое межправительственное соглашение о совместной эксплуатации Батумского аэропорта, в соответствии с которым он стал использоваться турецкими авиакомпаниями как внутренний аэропорт. Батумский аэропорт был также передан компании "TAV-URBAN Georgia LLC" в управление сроком на 20 лет.