Уходящий 2007 год был полон бурных перемен и неожиданностей для Тюменской области. Одним из главных событий в политической жизни региона стало избрание нового состава Тюменской областной Думы - в третий раз председателем избран Сергей Корепанов. В Тюмени обновилась муниципальная власть (Сергея Сметанюка сменил Евгений Куйвашев). Заменили федералов: в ГУВД (Сергея Безрукова на Павла Недоростова), в РУ ФСБ ( Александра Вяткина на Юрия Пахомова), в прокуратуре (Эрнеста Валеева на Владимира Владимирова), в облвоенкомате (Юрия Серкова на Александра Моторина) в областном суде (Владимира Беляева на Александра Антипина) и мн. др. В целом, 2007 год отметился широкой антикоррупционной кампанией и приходом новых, молодых кадров. Экономика региона получила дополнительную подпитку с началом разработки Южно-русского месторождения на Ямале, которую ведут РАО "Газпром" и концерн ВASF, а вместе с тем и начало воплощения грандиозного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". О наиболее заметных общественных событиях в Тюменской области в 2007 году рассказывает корреспондент ИА REGNUM.

Модернизация железнодорожной системы

В мае после подписания ряда соглашений между правительством Тюменской области и начальством Свердловской железной дороги, в регионе началась модернизайия железнодорожной системы. В общей сложности в области в 2007 году реконструировано до 1 000 километров железнодорожных путей. В 2006 году этот показатель был ниже примерно в 1,5 раза.

В настоящее время капитальный ремонт ведется на участках Тюмень-Сургут, Богданович-Свердловск и в Пермском отделении магистрали. Самым проблемным перегоном сотрудники Свердловской железной дороги называют участок Шамары-Кордон, где в марте сошли с рельсов 13 грузовых вагонов.

Напомним, что в связи с участившимися авариями на Свердловской магистрали, в ее руководстве произошли кадровые перестановки. Начальником дороги стал красноярец Владимир Супрун, а Шевкет Шайдуллин был снят с должности и переведен в Москву в правление ОАО "РЖД".

Транспортная проблема

Транспортная проблема всегда была и остается одной из наиболее актуальных в Тюмени. При развитии города в cоветскую эпоху, считалось, что численность его населения не превысит отметки в 300 тыс. жителей (сейчас это число, только официально, в 2,5 раза больше). Соответственно, и дороги не были приспособлены к тому транспортному потоку, который наблюдается сегодня (в городе насчитывается около 160 тыс. автомобилей, не считая транзитных). 2007 год положил начало ряду разработок, которые будут поэтапно решать задачи разгрузки тюменских дорог.

В скором времени транспортная схема города полнится двухуровневой эстакадой, аналогов которой нет в областном центре. Идею возведения "высотной" магистрали была одобрена 23 января на координационном совете по выработке единой земельной и градостроительной политики в Тюменской области. Специалисты научного центра "НТПИ ТИ" разработали программу развития улично-дорожной сети до 2025 года.

Строительство магистралей непрерывного движения и обходных дорог позволило значительно сократить пребывание транзитного транспорта в городской черте. Еще один вариант решения транспортной проблемы - возведение подземных пешеходных переходов. Двухуровневая магистраль будет начинаться от съезда с моста по улице Мориса Тереза, а заканчиваться на улице Володарского. Цена вопроса - более двух миллиардов рублей. Срок строительства - 1,5-2 года.

Начальник областного Управления ГИБДД продал пост ГАИ

Одним из самых громких скандалов в этом году стал арест начальника Управления ГИБДД Тюменской области Валерия Смолина, продавшего, ни много, ни мало - пост ГАИ. После этого последовал, как снежный ком с горы, ряд арестов и обвинений в коррупции высокопоставленных лиц региона.

21 мая отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры Тюменской области во взаимодействии с областным Управлением ФСБ России изобличен в превышении должностных полномочий и ряде других преступлений начальник Управления ГИБДД областного милицейского главка Смолин. Он был арестован судом и водворен в следственный изолятор. В ходе следствия вскрыты факты преступной деятельности и ряда других руководящих милицейских работников, один из которых - майор милиции, занимающий должность заместителя начальника отдела ГИБДД Заводоуковского ГРОВД, также заключен под стражу.

15 мая 2007 года прокуратура Тюменской области возбудила в отношении Смолина уголовное дело по ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Как отметили в прокуратуре, он, занимая должность начальника Заводоуковского ГРОВД, продал в 2002 году одной из коммерческих фирм расположенное на 93 км федеральной трассы "Тюмень-Омск" здание стационарного поста ГИБДД.

В тот же день прокуратура области возбудила еще одно уголовное дело по ст. 304 УК РФ (провокация взятки), к которому причастен Смолин. Расследованием установлено, что 12 апреля 2007 года житель Курганской области обратился в прокуратуру Тюменской области с заявлением о вымогательстве у него взятки одним из сотрудников дорожно-патрульной службы ОГИБДД Заводоуковского ГРОВД.

Как установила прокуратура области, непосредственное отношение к провокации взятки имеет начальник областного Управления ГИБДД и еще два сотрудника милиции. 17 мая 2007 Смолин, два сотрудника милиции и житель Курганской области прокуратурой области задержаны.

Избран новый мэр Тюмени

5 июля был избран новый главаТюмени Евгений Куйвашев. Избрание Евгения Куйвашева (экс-мэра Тобольска) главой администрации Тюмени стало настоящей неожиданностью для многих, и было воспринято общественностью с большой настороженностью. Кресло главы города Тюмени освободилось 15 мая, после того, как депутаты гордумы одобрили отставку Сергея Сметанюка. Экс-глава города написал заявление об увольнении в связи с переходом на работу в правительство области.

На пост градоначальника в ходе конкурса претендовали пять человек - два кандидата от партий "Единой России" и "Справедливой России", а также три самовыдвиженца. Всего к участию в конкурсе рабочая группа рекомендовала допустить трех кандидатов - помощника депутата облдумы, кандидата от "Справедливой России" Ивана Турту, мэра Тобольска, кандидата от "Единой России" Евгения Куйвашева и инженера-строителя, самовыдвиженца Сергея Шустова.

Дан старт реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"

30 июля полномочный представитель президента в Уральском ФО (УрФО) Петр Латышев представил проект "Урал промышленный - Урал Полярный". Этот проект предполагает создание индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала, а также строительство ключевых элементов новой опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

"Роль разрабатываемых в рамках проекта ресурсов не в закреплении за Россией статуса сырьевого придатка, а катализатора, который запустит механизм эффективного хозяйствования", - подчеркнул полпред. Он отметил, что в настоящее время управляющая компания мега-проекта проводит активную работу. Ею была подготовлена заявка на получение финансирования из Инвестиционного фонда России. На заседании инвестиционной комиссии в рамках XI Петербургского международного экономического форума было принято решение о государственной поддержке проекта и выделении финансирования из Инвестфонда РФ в размере 6,5 млрд рублей на разработку проектной документации строительства железной дороги.

Проект получил одобрение и поддержку президента России, правительства РФ и политической партии "Единая Россия". По словам Латышева, министром природных ресурсов уже утвержден "Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2009 годы", предусматривающий значительное увеличение финансирования геологического изучения, поиска и оценки полезных ископаемых. Сумма выделяемых средств составляет 11,3 млрд рублей, из них 3,2 млрд рублей поступает из федерального бюджета, 1,8 млрд - из региональных бюджетов, а 6,3 млрд вкладывают сами компаний.

Кроме того, завершена разработка технической части обоснования инвестиций транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный". Железнодорожные линии, составившие основу проекта, включены в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)" и транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года.

Забастовка работников коммерческого транспорта Тюмени

Забастовка владельцев коммерческого общественного транспорта Тюмени, не вышедших на работу 1 августа, стала настоящим экзаменом для местной власти. Власть этот экзамен выдержала успешно. Проблема решилась за неделю. По вступившему с 1 августа в силу распоряжению городской администрации о введении новых льготных категорий граждан для проезда в коммерческом общественном транспорте возникло много разногласий между правительством города и области и владельцами коммерческого транспорта Тюмени.

8 августа состоялась встреча представителей частных перевозчиков с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, представителями правительства Тюменской области и администрации Тюмени. Наиболее удачным было признано предложение поэтапного перехода к новому порядку перевозок. На первом этапе - до 10 сентября 2007 года - был объявлен переходный период. За транспортировку пассажиров указанных льготных категорий в этот период каждый перевозчик получает компенсацию согласно расчету, который делается специальными контролерами, определяющими среднее арифметическое количество льготников.

С 10 сентября 2007 года каждый учащийся, студент или пенсионер получил книжку с отрывными талонами (билетами) на определенное количество поездок на каждую дату. Для студентов и школьников пришлось по две бесплатные поездки в день. При посадке в автобус пассажиров льготных категорий кондуктор отрывает билет, который становится документом на право получения компенсации из муниципального бюджета для владельца частного автобуса.

Реорганизация аграрного сектора

В 2007 г. в Тюменской области начало воплощаться много грандиозных инвестиционных проектов. Одним из них стал проект реорганизации аграрного сектора, - сулящий большие перспективы, особенно в сфере животноводства.

Каждый вложенный в инвестиционные проекты Тюменской области рубль дает четыре. Такое заявление сделал 13 августа губернатор Владимир Якушев. Увеличенные в 2007 году вложения в аграрный сектор экономики, в частности, в закупки крупного рогатого скота из Германии, Голландии и Дании позволят улучшить генофонд местных племенных хозяйств, что в несколько раз повысит надои коров, качество и конкурентоспособность их молока и мяса. В области строится 15 мегаферм, оснащенных самой современной техникой. В начале сентября открылось 3-4 фермы на 1200 голов.

В Тюмени появились Городские управы

Введение в августе новых органов власти в Тюмени - Городских управ - расширило полномочия административных округов, и во многом способствовало положительным изменениям в сфере контроля за порядком в городе. Управы занялись функциями озеленения, вывоза мусора, содержанием дорог, а также социальными вопросами, как организацией досуга молодежи, координацией детских и подростковых клубов и т.п. Принципиальным нововведением явилось обязанность управ по обеспечению жителей округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. По мнению специалистов, данная модель управления позволяет детализировать структуру городской власти, перераспределить полномочия и обязанности таким образом, чтобы максимально приблизить власть к населению.

Остановлен рост цен

Резкий скачок цен во всех регионах России в октябре, в Тюменской области был взят под жесткий контроль и остановлен законодательными мерами. Cогласно постановлению правительства области от 12 октября 2007 года № 242-п, которое вступило в силу 15 октября, размер торговых надбавок на ряд продуктов первой необходимости не должен превышать 10%. Для обеспечения контроля за соблюдением постановления в регионе была создана межведомственная рабочая группа.

В состав рабочей группы вошли заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь, директор областного Департамента тарифной и ценовой политики Сергей Евко, заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса Леонид Сауков. О нарушениях постановления правительства и необоснованных надбавках на указанные в документе продукты жители области сообщают по многоканальному телефону.

Тюменцы впервые вошли в Книгу рекордов Гинесса

14 февраля впервые в истории Тюменской области областной центр - Тюмень - попала в Книгу рекордов России за уникальное достижение - самому массовому поцелую на льду. В День всех влюбленных 100 пар на ледовой площадке гимназии №21 целовались в течение десяти минут.

1 сентября тюменцы поставили беспрецедентный рекорд, который войдет в книгу Гинесса - самый массовый школьный вальс. Организаторы закружили в вальсе на площади у здания администрации города более 1 000 человек.