Политолог, проректор Таджикско-российского (Славянского) университета в Душанбе Рахмон Ульмасов ответил на вопросы ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Как вы охарактеризуете уходящий год для таджикско-российских взаимоотношений?

Вначале хотелось бы отметить, что, к большому сожалению, когда мы говорим о таджикско-российских отношениях, все таджикские СМИ зациклились на проекте Рогунской ГЭС. Как будто, если есть продвижение по проекту Рогунской ГЭС, то отношения между нашими странами хорошие, а если нет, то плохие. На самом деле это не так. Достаточно отметить, что в уходящем году Таджикистан установил прямые отношения с 70 регионами России. Эти регионы непосредственно готовы с нами сотрудничать, инвестировать в нашу экономику, поставлять в Таджикистан свою продукцию и покупать нашу, принимать наших трудовых мигрантов. Буквально на днях в Таджикистане побывала делегация из Пермского края. Они готовы выделить для граждан Таджикистана 100 тысяч га земли, чтобы наши трудовые мигранты могли ее возделывать. Они выразили готовность создать все комфортные условия для наших мигрантов. Не это ли является показателем развития наших отношений? Тем более, что таких примеров множество. В уходящем году несколько российских компаний успешно осуществляли свою деятельность на территории Таджикистана. Российские компании приступили к поиску и добыче нефти и газа в Таджикистане, строят отели, бизнес-центры и ряд других важных проектов. К сожалению, реализация этих проектов не освещается в СМИ в нужном объеме. Ведь о чем свидетельствует только тот факт, что по итогам 2007 года уровень товарооборота между нашими странами увеличился в два раза. И поставлена задача в следующем году увеличить этот показатель до $1 млрд. Это очень большая цифра для наших взаимоотношений.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете уровень политического сотрудничества между нашими странами? Смогло ли руководство Таджикистана и России выйти на новый уровень политического сотрудничества?

В нынешнем году прорывом в таджикско-российских отношениях можно назвать приезд президента РФ Владимира Путина в Таджикистан. Постоянные встречи президентов двух стран свидетельствуют о том, что наши взаимоотношения на политическом уровне находятся на высоком уровне. Лидерам двух стран удалось сохранить тенденцию развития отношений между нашими странами.

ИА REGNUM: Насколько верны мнения ряда экспертов об охлаждении в таджикско-российских отношениях?

Как можно говорить об охлаждении, когда товарооборот между двумя странами за последний год увеличился в два раза? У Таджикистана пока что нет более серьезного экономического партнера, чем Россия. Поэтому говорить об охлаждении в таджикско-российских отношениях просто безосновательно.

ИА REGNUM: Как тогда понять заявление руководства Таджикистана о многовекторности внешней политики Таджикистана и объявление приоритетным сотрудничество с западными и исламскими странами?

Очень часто таким маленьким странам, как Таджикистан сложно осуществлять свою независимую внешнюю политику. И очень логичным является тот факт, что руководство Таджикистана намерено сотрудничать со всеми. Почему мы должны дружить только с Россией, США или Ираном? Мы имеем право дружить с кем хотим, и с теми странами, от которых для нашей страны будет польза, что и делается правительством Таджикистана. И почему нам не дружить с арабскими странами, если они готовы финансировать наши экономические проекты? Почему нам не дружить с Ираном, который строит в Таджикистане Сангтудинскую ГЭС-2 или с Китаем, который строит нам дороги? Таджикистан ведь не зацикливается на отношениях только с Россией или США. Таджикистану необходимо расширить географию стран для сотрудничества. И, прежде всего в этом вопросе необходимо исходить из экономической целесообразности развития сотрудничества с той или иной страной. Поэтому многовектороность нашей внешней политики - необходимая мера для Таджикистана.

ИА REGNUM: Недавно торгпред РФ в Таджикистане в беседе с журналистами отметил, что таджикское правительство не в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства по предоставлению налоговых льгот при реализации проектов со стороны российских компаний. Может ли это обстоятельство повлиять на процесс привлечения российского капитала в таджикскую экономику?

К большому сожалению, такие факты имеются. Эта вина, прежде всего, наших чиновников. Это беда нашей республики, когда не реализуются в полном объеме достигнутые договоренности. Это недальновидность и чванство таджикских чиновников, которые в определенной степени тормозят развитие таджикско-российских экономических связей.

ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, будут развиваться таджикско-российские отношения в наступающем году?

Думаю, в ближайшее время будет решен главный вопрос - по проекту Рогунской ГЭС. Между странами СНГ будет подписана концепция по регулированию трудовой миграции. Для взаимоотношений между Таджикистаном и Россией это очень важный документ, который позволит решить множество проблем в области трудовой миграции. И если эти две проблемы решатся, можно сказать, что это и будет прорывом в таджикско-российских отношениях.

Кроме Рогунского проекта, я надеюсь, что до конца 2008 года будет решен вопрос с месторождением Кони Мансур на севере Таджикистана, к которому проявил интерес "Норильский никель". Эта компания единственная, которая имеет возможность реализовать столь крупный проект, так как необходимы вложения в размере более $4 млрд. И по имеющейся информации эта российская компания готова инвестировать необходимую сумму. Если этот проект начнет реализовываться, Таджикистан получит возможность трудоустроить десятки тысяч своих граждан, будут задействованы огромное количество специалистов, которые столько лет бездействовали. Думаю, что реализация этих проектов позволит нашим странам выйти на новые высоты сотрудничества.

Что касается Рогунского проекта, я уверен, что Таджикистану и России удастся договориться и российское правительство возьмет на себя обязательство по достройке этого объекта. В качестве исполнителя, думаю, будет избрана не РАО "ЕЭС России", так как она находится на стадии реструктуризации. Скорее всего, будет уполномочена другая российская компания.

ИА REGNUM: Почему тогда в сентябре, во время визита в Таджикистан президента РФ Владимира Путина, руководство Таджикистана не согласилось подписать новый документ по Рогунской ГЭС?

В этом документе были проблемы технического характера. И решение этих вопросов - дело не одного дня. Это очень крупный проект, который требует детальной проработки. Рогунская ГЭС должна служить десятилетия. И за каждый шаг необходимо отвечать и перед будущим поколением. Сам Рогун во многом будет определять будущее нашей страны. Поэтому расставшись с одним инвестором, нельзя было оперативно подписывать соглашение с другим. Сейчас эксперты должны расставить все точки, чтобы польза от этого проекта была.