Дмитрий Ананьев - председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению

ИА "РосФинКом": Российский финансовый рынок активно развивается. Какие новые законы потребуются ему в ближайшее время?

Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию.

Объективные процессы глобализации мирового рынка капитала ставят вопрос о выживании национального фондового рынка России. Сохраняется проблема построения эффективной инфраструктуры рынка, которая может удовлетворить потребности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Формирование системы регулирования фондового рынка в этой области, опирающейся на лучший мировой опыт, не завершено. Необходимо принятие целого блока законов, направленных на модернизацию инфраструктуры фондового рынка: об организованных рынках и биржевой деятельности, о клиринге, о центральном депозитарии.

Другими важнейшими задачами, стоящими перед российским фондовым рынком, являются: увеличение количества участников рынка (эмитентов и инвесторов), а также развитие российских институциональных инвесторов, инвестирующих пенсионные средства и резервы страховых компаний.

Надо сказать, что макроэкономическая ситуация сегодня предоставила возможность для осуществления реформ финансового рынка, целью которых должен стать вывод российской финансовой системы на новый уровень развития, соответствующий требованиям растущей и нуждающейся в инвестиционных ресурсах экономики. В вопросе создания в России благоприятных условий для развития финансового рынка важно не упустить время.

ИА "РосФинКом": История развития российского фондового рынка показывает, что его возможности еще полностью не реализованы. Что, по вашему мнению, является главной проблемой?

Для создания условий устойчивого роста национальной капитализации необходимо диверсифицировать отраслевую структуру экономики, а также снизить доли крупнейших корпораций в национальной капитализации. Эти цели наиболее эффективно достигаются за счет активизации процессов IPO. С введением поправок в законодательство, упрощающих эмиссию акций и снимающих излишние административные барьеры, можно ожидать качественного изменения российского фондового рынка. Российские стандарты IPO, как отмечают эксперты, теперь полностью аналогичны стандартам, принятым во всем мире. Это должно привлечь эмитентов размещаться на российском рынке.

Однако проблема стимулирования IPO все еще остается в числе наиболее критических, и для ее решения требуется продолжение активной государственной политики в этом направлении. Необходимо упрощать процедуру размещения корпоративных облигаций. На очереди решение проблемы создания благоприятных законодательных условий для IPO банков. После вступления России в ВТО низкая капитализация российских банков может пагубно сказаться на их бизнесе. И именно IPO может стать реальным источником увеличения капитала.

Введение нового режима регулирования этого процесса призвано значительно снизить транзакционные издержки IPO и сформировать юридические факторы активизации IPO в России.

ИА "РосФинКом": В России достаточно быстро развивается срочный рынок. Достаточно ли его законодательное обеспечение?

Несмотря на позитивную динамику последних лет и решение проблемы судебной защиты требований по сделкам с производными финансовыми инструментами, Россия пока значительно отстает от многих развивающихся рынков по емкости срочного рынка. Требуются дополнительные усилия в обеспечении создания законодательной основы формирования рынка производных финансовых инструментов, а именно: установление процедуры неттинга и разработка единого понятийного аппарата рынка производных финансовых инструментов.

ИА "РосФинКом": И еще одна проблема - развитие негосударственных пенсионных фондов.

По уровню развития негосударственных пенсионных фондов Россия является мировым аутсайдером. Проблема заключается в том, что государство никак не может сделать решительный шаг в сторону признания приоритета частной пенсионной системы, ориентированной на рынок долевых и долговых финансовых инструментов. Необходимо последовательное проведение реформы пенсионного обеспечения и его переориентации в частную пенсионную систему. Назрела необходимость ускоренного развития негосударственных пенсионных фондов, активно размещающих резервы в корпоративные ценные бумаги на внутреннем фондовом рынке. Это даст заметный позитивный эффект в решении проблем социального обеспечения населения России.

ИА "РосФинКом": Российский банковский сектор невозможно отделить от финансового рынка. Какие болевые точки имеются здесь?

В 2007 году позитивные тенденции в развитии российской банковской системы существенно укрепились. Темпы роста большинства ее показателей были самыми высокими за всю историю развития. Так, темпы прироста активов банков составили более 45%, а капитала - более 60%. Повышается доверие к банкам вкладчиков и кредиторов. Российский рынок банковских услуг развивается в условиях обостряющейся конкуренции. Все более значимым фактором в этих процессах становится постепенное расширение участия в российском банковском секторе иностранного капитала, растущий интерес к России крупнейших транснациональных финансовых корпораций. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале всех кредитных организаций на 1 июля 2007 года составила 21,25%.

Однако одновременно остаются неразрешенными некоторые проблемы. Банковская система по-прежнему не способна в полной мере решить задачу привлечения сбережений и трансформации их в долгосрочные инвестиции реального сектора экономики. Во многом первопричина заключена в сформировавшейся структуре банковской системы. Российская банковская система имеет чрезмерно высокую концентрацию: в пяти крупнейших банках сосредоточено около половины совокупных банковских активов. Сложилась и крайне неблагоприятная ситуация с размещением банковских учреждений по территории страны - более половины российских банков сосредоточено в Москве и Московской области. При этом региональные банки значительно отстают по уровню и темпам развития.

ИА "РосФинКом": Какие в этой связи планируется предпринимать меры?

Необходима комплексная программа по взаимодействию участников финансового рынка по капитализации региональной банковской системы и развитию региональных фондовых рынков. Существенно сдерживает развитие российской банковской системы отсутствие законодательного обеспечения секьюритизации активов коммерческих банков. Кстати, одним из возможных путей повышения капитализации банков может стать привлечение новых акционеров за счет дополнительной эмиссии и размещения акций на фондовом рынке.

Немаловажной является задача укрепления устойчивости кредитных организаций за счет совершенствования систем управления рисками и внутреннего контроля, развития корпоративного управления и транспарентности, внедрения новых информационных технологий.

Значительно тормозят развитие банковской системы проблемы, связанные с отсутствием действенной юридической защиты прав банков как кредиторов. Нередки случаи преднамеренного банкротства и создания подконтрольной заемщикам кредиторской задолженности в целях воспрепятствовать возврату кредитов.

Необходимо активизировать усилия по подготовке законопроектов, предусматривающих законодательное регулирование сферы потребительского кредитования, создание правовых условий развития системы образовательных кредитов, повышение доступности образовательных кредитов для граждан Российской Федерации. Также важно законодательное регулирование секъюритизации активов кредитных организаций и расширение форм банковского обслуживания клиентов вне места нахождения банков (для этого также требуется законодательное обеспечение).

Кроме того, практика применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" показала необходимость внесения существенных изменений в этот закон.

Важную роль в обеспечении конкурентоспособности российской банковской системы имеет законодательное обеспечение участия иностранного капитала. В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", квота участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается специальным федеральным законом по предложению правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такого федерального закона нет. Советом директоров Банка России отменена существовавшая квота на участие иностранного капитала. Вопрос приобретает особую значимость в связи с подготовкой вступления России в ВТО.

Банковское законодательство наиболее полно представлено в сегменте финансового права. Поэтому возникает вопрос о возможности его систематизации и подготовке Банковского кодекса.

ИА "РосФинКом": В свете продолжающегося кризиса на мировых рынках не считаете ли вы, что в нашей стране необходимо установить некий особый финансовый режим?

Нестабильность на мировых финансовых рынках, следствием которой явились дефицит ликвидности и переоценка рисков, не оказала немедленного негативного воздействия на российские финансы, в том числе и на банковскую систему. Объем банковской ликвидности сохранялся на весьма высоком уровне и, за вычетом трех крупнейших государственных банков, соответствовал значениям начала текущего года.

Дело в том, что Россия оказалась менее подвержена финансовым потрясениям, так как российский частный бизнес имеет в своих активах гораздо меньше разного рода ценных бумаг и акций, подверженных риску, чем в западных странах. Однако стремительный темп роста кредитования и быстрое увеличение задолженности частного сектора приводят к повышению рисков и ставят вопрос об устойчивости ситуации.

Судите сами, доля внешнего финансирования в российской банковской сфере значительна - 17% от совокупных пассивов, и она в существенной мере определяет стоимость фондирования. Конечно, российские банки вполне осознали изменение ситуации - отныне внешнее финансирование будет осуществляться в меньшем объеме и будет более дорогим. Правда, надо учитывать, что при этом доступ к рефинансированию со стороны Банка России хотя и расширен, но не намного (и не слишком дешев - свыше 6%). Очевидно, что, по крайней мере, до конца первого квартала 2008 года снижения средней стоимости фондирования ожидать не стоит.

А вообще, необходимо уделить более серьезное внимание прогнозированию развития сложившейся конфигурации финансовой системы.