Обзор прессы Алтайского края за 3 - 7 декабря 2007 года:

Спикер Алтайского крайсовета Александр Назарчук о своих планах: "Я еще подумаю...". "Единая Россия": Рыжак высказал самый реалистичный прогноз, а Локтев просчитался. Журналисты выяснили, насколько безопасно оставлять ребенка в детском саду. Один день в Барнауле с инвалидной коляской.

Выборы в Государственную думу РФ в Алтайском крае стали главным политическим событием минувшей недели. Практически ни одно издание не обошло стороной эту тему. 5 декабря информационное агентство ПолитСибРу возвращается к прогнозам алтайских политиков относительно результатов голосования. При этом издание отмечает, что больше всего, пожалуй, обсуждался вопрос о том, сколько наберет "Единая Россия". Сами единоросы расходились в оценках.

"Так, зампред крайсовета Сергей Землюков, отвечающий в региональной организации ЕР за идеологию, был осторожен и давал своей партии в Алтайском крае 30 - 40%. Справедливости ради заметим, что этот прогноз высказывался летом, когда еще никто не мог предположить, что во главе списка "Единой России" встанет Владимир Путин. Секретарь регионального политсовета ЕР Николай Герасименко тоже был осторожен и напоминал, что "руководство "Единой России" относит Алтай к проблемным регионам", - пишет информагентство.

Первый вице-губернатор Сергей Локтев, назначенный начальником краевого предвыборного штаба ЕР, на цифры не скупился. В интервью информагентству "Банкфакс" Локтев, сославшись на некраевые "объективные" исследовательские центры, сообщил, что рейтинг губернатора Александра Карлина, недавно вступившего в "ЕР", достигает в регионе 65%. Поэтому и "Единая Россия", список которой, как предполагается, возглавит г-н Карлин, "непременно" наберет 65%.

"Ближе всех к истине оказался руководитель фракции "ЕР" в крайсовете Николай Рыжак, который говорил, что у партии есть желание набрать на Алтае 50% голосов - "Единая Россия" набрала в крае 54,69%. Результат, вроде неплохой, но, как оказалось, очень низкий. По голосованию за ЕР Алтайский край вошел в последнюю десятку регионов России", - резюмирует ПолитСибРу.

41 сессия Алтайского краевого Совета народных депутатов (АКСНД) продолжает оставаться в фокусе внимание алтайской прессы. Как пишет 4 декабря газета "Комсомольская правда" на Алтае", по накалу страстей ее можно было бы сравнить с бразильским сериалом. Фракция "Единая Россия" повторно вынесла на обсуждение поправки в Устав Алтайского края. Изменения касались переименования краевого Совета народных депутатов в Законодательное собрание, а главу краевой администрации предлагалось официально именовать губернатором.

На предыдущей сессии у единоросов не получилось принять спорные поправки, однако на этот раз их поддержали представители других партий, в том числе несколько депутатов фракции "За наш Алтай". Категорически против данных изменений выступил входящий в "левую" фракцию председатель краевого Совета Александр Назарчук. Не найдя поддержки среди коллег, он решил сложить с себя полномочия спикера.

3 декабря алтайское информационное агентство "Банкфакс" публикует комментарий спикера Алтайского крайсовета Александра Назарчука по поводу сложившейся ситуации: "Моя позиция по поводу внесения изменений в Устав Алтайского края известна. Я на октябрьской сессии, когда фракция "ЕР" вносила этот вопрос, выступал против. И поскольку голосование прошло в пользу "ЕР"... Я не говорю сейчас о мотивах, как депутатов "готовили" к этому вопросу, суть не в этом... Коль депутаты проголосовали за поправки единоросов, а это противоречило моей позиции, я считаю невозможным возглавить представительный орган, в котором депутаты не поддерживают мою позицию. Это нормальное решение, так всегда поступали политики. Зачем же мне, допустим еще три сессии, на которых будут рассматриваться разные вопросы, работать?! Я так не могу... ".

При этом он подчеркивает: "Я ни на кого не обижаюсь, ведь после организационной сессии, когда меня избрали председателем КСНД, я сказал, что моя главная задача - это не допустить того, чтобы краевой Совет превратился в политический клуб. Сегодня накануне выборов удержать вне политических рамок решение, удержать представительный орган края невозможно. Нет никакого смысла пересматривать полномочия представительного органа. У нас в крае сложился нормальный баланс сил между исполнительной и представительной ветвями власти. А тот, кто думает, что это простое переименование, то очень заблуждается! За переименованием, за наделением другого статуса главы исполнительной власти края кроется серьезный пересмотр полномочий. Я не вижу необходимости в этом..."

Как уже ранее сообщало ИА REGNUM, сейчас Александр Назарчук ушел в почти в двухмесячный отпуск. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлен спикеру соответствии с поданным заявлением с 3 декабря 2007 года по 27 января 2008 года. На это время исполнять его обязанности будет зампредседателя АКСНД Сергей Землюков. После того, как Назарчук выйдет из отпуска, он и примет окончательное решение останется ли он в крайсовете в должности председателя или напишет новое заявление об добровольной отставке.

Несколько человек обратилось в редакцию газеты "Бийский рабочий" с информацией о том, что к ним в квартиру постучались люди и, представившись сотрудниками поликлиники, предложили купить дешевую медтехнику. Об этом издание сообщает в номере от 6 декабря.

Как отметили в комитете по здравоохранению, к ним также поступала информация от жителей города о том, что группа молодых людей ходит по квартирам и предлагает медицинскую технику по низким ценам. Медицинские работники лечебных учреждений города подобной работой не занимаются. Медики просят жителей быть внимательней, чтобы не стать жертвами махинаторов.

Журналисты редакции "Наши новости" (НН) выяснили, насколько безопасно оставлять ребенка в детском саду. 3 декабря в эфир вышел сюжет о том, как охраняются дошкольные учреждения во втором по величине городе Алтайского края - Бийске. Сюжет начинается такими словами: "Оставляя самое дорогое в жизни - ребенка - в детском саду, родитель, безусловно, рассчитывает на безопасность своего чада. Отправляемся в ближайший детский сад. Корреспондент "НН" Ирина Волокитина - посторонний человек в дошкольном учреждении. Здесь у нее нет ни сына, ни дочери. Но в ответ на слова: "Здравствуйте, можно забрать ребенка преждевременно?", - последовал ответ - "Конечно, пожалуйста!"

Автор продолжает далее: "Проблем не возникло и в другом подобном учреждении. Поста охраны здесь вообще не оказалось. На дверях другого садика, который посетила съемочная группа "НН" - многообещающее объявление - "В здании находится кнопка экстренного вызова милиции". Но двери открыты, охранника на месте нет. Впрочем, подобная ситуация обнаружилась не везде. В другом месте возмущенная ситуацией работница садика, узнав, что у девушки (журналистки НН), которая намеревалась забрать ребенка, нет пропуска, мгновенно нажала кнопку экстренного вызова милиции".

"Сделать это легко - специальное устройство всегда под рукой. Через 2,5 минуты у крыльца уже стояла машина специализированной охраны. Выяснив, что все в порядке, и журналисты лишь осмелились провести собственную проверку, старший группы рапортует - "учебная тревога". Вывод очевиден - в детский сад №47 посторонний человек не пройдет. Совсем недавно здесь ввели строгую систему пропусков. Как пояснила директор этого дошкольного учреждения Анна Карцева, "хотелось какой-то системы, чтобы она действительно работала на безопасность детей, поэтому и была введена эта пропускная система", - подчеркивают "Наши новости".

"Чтобы забрать малыша из садика, родители теперь должны предъявить специальный пропуск. На нем фотография ребенка и печать учреждения. Такая система действует всего пару месяцев, но уже дала свои результаты. К сожалению, этот опыт пока единственный. Всего же в Бийске около 40 детских садов. Теория - многие из них поставлены на специализированную охрану, (которую, кстати, оплачивают родители), практика говорит о другом", - резюмируют журналисты телепроекта.

Как студенту найти и не потерять жилье? - журналист газеты "Вечерний Барнаул" Елена Щиголева в номере от 7 декабря разбиралась в непростой проблеме взаимоотношений квартиросъемщиков и их хозяев: "Александр Величкин хранит свои вещи в камере хранения на железнодорожном вокзале. У него сейчас нет дома. Саша приехал в Барнаул два года назад, поступил в АлтГУ, получил комнату в общежитии. Сначала парень нашел себе подработку на неполный рабочий день в фирме одной программистом. Так продолжалось до конца второго курса, а потом Величкину предложили должность системного администратора, полный рабочий день и социальный пакет. "Бросать работу не хотелось, но и учеба для меня важна, - вспоминает Александр, - тогда я перешел на заочное отделение, а вместе с этим потерял койко-место в общаге!".

Издание продолжает: "Снимать отдельную квартиру парню оказалось дорого, поэтому пришлось искать комнату на подселении. "Тамару Ивановну нашел по объявлению, - рассказывает студент, - бабушка похоронила своего мужа несколько месяцев назад, осталась одна, родственники живут далеко, пенсия маленькая, поэтому отделила комнату для студента. Она хорошая хозяйка, несколько месяцев мы жили с ней дружно. Баба Тома варила обед, я помогал по хозяйству, вовремя платил за комнату...".

"Было бы хорошо, да денег стало маловато... Баба Тома решила, что полутора тысяч, которые брала за постой с Сашки, не стало хватать, в квартире ведь имеется еще одна комната! Хозяйка пригласила заочников - ей удобно: мальчики живут один месяц и съезжают. "Сначала поселился один парень, потом еще один, - рассказывает Саша, - потом в другой комнате появились девчонки, две! И в очередной раз я прихожу с работы, а мне спать негде, подселили еще одного человека! В итоге в квартире нас жило пятеро и хозяйка". Продуктов, которые привез Саша из деревни, не осталось, одежду кто-то надел без его ведома, из чемодана пропала книга... "Сколько можно терпеть? Я собрал вещи и ушел", - продолжает автор повествование о злоключения героя.

"Вечерний Барнаул" провел собственное расследование и узнал, каким должен быть идеальный студент. Жители частных домов хотят видеть у себя парней - работящих, непьющих: "Печь чтобы помогал топить". "Деревенских нужно, чтобы продукты привозили". "Непьющий и некурящий". "Только девочку, красивенькую!". "Девочку, чтобы по хозяйству помогала!". "Чтобы слушался, а там не важно, кто!". "Условие: я буду сама готовить обед - и никаких друзей!". "Мальчика, и чтобы домой не поздно приходил!". Получается, что девочки у нас не особо пользуются спросом.

Какой же должна быть идеальная хозяйка? Об этом издание спросили студентов разных курсов и разных факультетов, но тут мнения сошлись, и получился вот такой образ: мирная женщина в годах, одинокая, проживающая в трехкомнатной квартире, она не должна: "лезть в мои дела", "есть мои продукты", "пользоваться моей косметикой или носить мои вещи". Почти все опрошенные согласились помогать бабушкам по хозяйству: и дрова наколоть, и пол помыть, и за продуктами сходить. Но в ответ просят не поднимать цены на жилплощадь и "не надо набивать студентами свои комнаты!".

Один день в Барнауле с инвалидной коляской: "Комсомолка" проверила, насколько удобен город для людей с ограниченными физическими возможностями. 4 декабря газета публикует статью Елены Панфило, которая узнала, как живется в Барнауле людям, лишенным возможности ходить.

"Зимой инвалиды-колясочники на улицу не выходят, - пишет автор. - Лариса Чугунова - одна из немногих, кто решается на зимние прогулки. Каждый день она ходит в ближайший продуктовый магазин. Раз в месяц отправляется в "дальние походы". Обычный маршрут - почтовое отделение (заплатить "коммуналку"), поликлиника (получить рецепт на льготные лекарства), аптека (забрать их), иногда - районный комитет по социальной защите (получить какую-либо справку или оформить субсидию на квартплату). Ларисе повезло: она живет на проспекте Строителей и все административные учреждения, магазины, поликлиника находятся относительно недалеко от ее дома. Так что общественным транспортом она почти не пользуется. По городу женщина ходит одна, рассчитывая только на помощь посторонних людей".

Автор продолжает: "Ларисе 41 год. 13 лет назад с ней произошло несчастье - оступилась в темном подъезде и упала с лестницы. Когда пришла в сознание, почувствовала, что ноги ее больше не слушаются. Муж Ларисы Алексей не бросил жену, хотя она на этом настаивала - не хотела портить ему жизнь. Но в начале этого года его насмерть сбила машина. Сейчас Лариса живет со своей дочерью Галиной в тесной квартирке на первом этаже старого барака, которую выхлопотала у прежнего мэра Барнаула Владимира Баварина".

"С квартирой мне повезло. Площадка подъезда расположена на одном уровне с землей, так что лестницы нет и мне нетрудно без посторонней помощи выйти из дома. А вот раньше я жила с родителями на четвертом этаже пятиэтажки. Так там каждый выход на улицу был сродни подвигу - садилась на ступеньки, отталкивалась руками и так сползала на первый этаж. Коляску за мной тащила дочь", - рассказала корреспонденту "Вечернего Барнаула" Лариса Чугунова.

Трудности начинаются за дверью подъезда. По зимней слякоти коляска идет тяжело. Но Лариса лихо выходит на дорогу, по которой мчатся машины. "Сейчас на другую сторону перейдем - и на почту", - предупреждает она. Увидев женщину в инвалидной коляске, водители тут же останавливаются и пропускают ее. Но - вот проблема - пешеходной дорожки в этом месте нет, и Лариса смело идет прямо по краю проезжей части. На почту можно пройти и другим маршрутом. Но, во-первых, он длиннее, а во-вторых, на пути встречаются высокие бордюры, преодолеть которые на инвалидной коляске невозможно.

Автор пишет далее: "Выходим на улицу Молодежную. Вот и почтовое отделение. Но подняться к нему Лариса не может - оно находится чуть выше пешеходной дорожки, а она настолько узкая, что места для разгона у Ларисы просто нет. Ее коляску приходится толкать. На входе - крыльцо без пандуса. Тупик? "Сейчас дождемся, когда мимо пойдут два или три мужчины и попросим, чтобы они меня подняли, - успокаивает Лариса. - Я всегда так делаю, и мне почти никто в помощи не отказывает. Правда, иногда ждать долго приходится. Тогда я прошу проходящих женщин вызвать кого-нибудь из сотрудников почты, отдаю им квитанции и деньги, а сама спокойно жду на улице".

"Так, до почты добрались, за квартиру заплачено, теперь надо получить льготный рецепт, - идет журналист по маршруту. - Идем в поликлинику № 3. Опять крыльцо без пандуса, две пластиковых двери, неудобные порожки, за которые цепляются колеса коляски. Здесь помощников приходится ждать дольше - в поликлинику здоровые люди не ходят, а больные не всегда соглашаются поднимать тяжести. На двое молодых парней все-таки подхватывают коляску. Но в узком коридоре есть еще одно препятствие - лестница ступеней в семь. Хорошо, что кабинет участкового терапевта находится перед ней. А вот попасть на прием к "узкому" специалисту она не сможет - эти врачи принимают на втором этаже. Лифт, правда, есть, но вот только ее коляска в него не входит".

"Но я нашла выход, - рассказывает Лариса. - Прошу в регистратуре вызвать нужного специалиста, он спускается ко мне и принимает в свободном кабинете доврачебной помощи. А насчет пандуса на входе я с главным врачом разговаривала. Он заявил, что не сделает его никогда - нечего, мол, инвалидам в поликлинике делать, врача на дом приглашать надо. Да, терапевт приходит в день вызова, а вот "узкого" специалиста приходится ждать несколько дней и даже недель".

"Сегодня Ларисе везет - и врач на месте, и очереди перед кабинетом нет. Льготный рецепт оформляют очень быстро. Теперь - в аптеку. В коммерческие аптеки Лариса не ходит - просто не может туда попасть. У некоторых пандусы есть, но они слишком крутые, без поручней и обрываются, не доходя до тротуара. Отправляемся в муниципальную аптеку № 6. Пандус здесь почти удобный - не слишком крутой, и место для разгона коляски есть, но он покрыт скользкой гранитной крошкой, и поручень всего один. Не без труда Лариса забирается на крыльцо, на самом верху коляска застревает и начинает катиться назад. Женщина хватается руками за поручень и подтягивается. Очередная вершина покорена", - отмечает "Комсомольская правда" на Алтае".

При этом журналист подчеркивает: "А вот в комитет по соцзащите Железнодорожного района Ларисе не попасть при всем желании. Ее путь обрывается у высокой крутой лестницы. "Когда приходит время оформлять субсидию на оплату квартиры, я прихожу сюда и жду, когда кто-нибудь из работников соцзащиты ко мне спустится, - рассказывает Лариса. - Все бумаги и справки мне приносят прямо на улицу. Здесь же мне их оформляют, и я ставлю свою подпись. А иначе никак - кабинеты этих сотрудников находятся на втором этаже".

"Наш город очень неудобен для таких, как я. Но зато здесь живут очень отзывчивые люди. Мне очень редко отказывают в помощи, поэтому и ходить в одиночестве по улицам я не боюсь - всегда найдется тот, кто выручит", - такими словами Ларисы заканчивает автор свое повествование о жизни инвалидов в городе.