5 января в Грузии состоятся досрочные президентские выборы, а также всенародный референдум, призванный дать ответ сразу на два вопроса - когда состоятся парламентские выборы, и хотят ли граждане Грузии видеть свою страны в составе НАТО. Корреспондент ИА REGNUM попросил прокомментировать ситуацию в Грузии руководителя отдела проблем ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александра Скакова.

ИА REGNUM: Александр Юрьевич, каковы шансы на победу у действующего президента Михаила Саакашвили? Что принципиально нового может произойти в российско-грузинских отношениях, если будет избран оппозиционный кандидат?

Мне представляется практически неизбежной победа Михаила Саакашвили на выборах. По целому ряду причин. Во-первых, оппозиция так и не сумела выставить единого кандидата, её электорат будет раздроблен между 4-5 кандидатами. Во-вторых, основной оппозиционный кандидат Леван Гачечиладзе не является ни харизматической, ни хотя бы хорошо узнаваемой фигурой, в провинции он малоизвестен. Наконец, у оппозиции ограничен доступ к СМИ и слишком мало времени для раскрутки своих кандидатов и предвыборной борьбы. Да и своей внятной программы, которую можно предложить избирателю, у оппозиции нет. С единственным лозунгом "Грузия без Саакашвили" выборы не выигрывают. Не надо думать, что весь грузинский народ отвернулся от Саакашвили, у него ещё есть вполне весомый электорат. И самое главное - у него есть выращенный за эти годы административный ресурс и созданный практически с нуля аппарат подавления. Я убежден, что честных выборов ждать не стоит. Саакашвили нужна победа в первом туре, иначе во втором туре оппозиционный электорат объединится и за счет протестного голосования Саакашвили может проиграть. Поэтому выборы будут проведены в один тур, и в этом туре Саакашвили наберет около 60 % голосов. Гачечиладзе и Патаркацишвили наберут по 15-20 %. Западные наблюдатели, отметив некоторые нарушения, признают результаты выборов, ведь нельзя же окончательно дискредитировать "маяк демократии". Недовольная оппозиция с полным основанием оспорит результаты выборов, отметив многочисленные фальсификации, и выведет людей на улицы. Акции протеста будут подавлены по уже отработанной схеме, после чего Саакашвили постарается раздробить оппозицию: часть будет вытеснена из страны или посажена за "попытку переворота", а часть - привлечена на сторону власти. В любом случае, в интересах Саакашвили полный разгром опасно усилившейся оппозиции, и это окажется для него не слишком затруднительно. На определенное время режим усилится.

Другой сценарий, впрочем, не исключающий первый: Саакашвили организовывает очередные провокации в Южной Осетии или Абхазии, с целью вызвать небольшой военный конфликт ограниченного масштаба (не имея целью захват Цхинвала или Сухума), поднимается волна истерии, в том числе, антироссийской, и, при виде внешнего врага, рейтинг Саакашвили заметно поднимается. Учитывая неуклонное приближение "часа X" для Косово, предвыборная борьба и вероятные провокации могут совпасть с признанием независимости Косово (впрочем, этот вариант я считаю наименее вероятным, признание Косово вряд ли произойдет в течение декабря - начала января). Если Москва выполнит свое обещание и признает в этом случае независимость Абхазии - как это скажется на рейтинге Саакашвили? Только одним образом - на волне антироссийской и националистической истерии его рейтинг вырастет.

Если же предположить невероятное - победу оппозиции, то на российско-грузинских отношениях это скажется лишь незначительным образом. Конечно, Саакашвили вызывает в российской политической элите идиосинкразию, и общаться со сменившим его лидером будет значительно проще. Но проблемы, стоящие между Россией и Грузией, от этого никуда не исчезнут, от мятежных Абхазии и Южной Осетии Грузия не откажется, её евроатлантический курс не изменится.

ИА REGNUM: Кто, по-вашему, заинтересован в дестабилизации внутриполитической ситуации в Грузии? Чьи интересы представляет Патаркацишвили?

Очень много игроков заинтересовано не столько в дестабилизации Грузии, сколько в ослаблении режима Саакашвили. Даже Западу выгодно его ослабление: оно сделает Саакашвили более управляемым. Не исключено, учитывая проатлантические симпатии большинства оппозиционеров, что эта игра задумана в Европе, но, скорее всего, не на уровне глав государств. Выгодно ослабление режима Саакашвили и для всех соседей Грузии: слишком агрессивна политика Тбилиси, слишком явно проявляются его устремления к роли гегемона на всем Кавказе. "Маяк демократии" стоит слегка притушить - в этом сходятся все.

ИА REGNUM: Как следует воспринимать назначенный на 5 января референдум по НАТО - в чем, так сказать, историческое значение сего мероприятия? Возможно ли, к примеру, воздействие его итогов на сроки проведения аналогичного действия на Украине?

Исход референдума по НАТО предрешен. Грузин так долго уверяли, что НАТО решит все их проблемы, что 70-80 % проголосует за вступление в альянс. Эти цифры известны по многочисленным опросам, думаю, им можно доверять. Поэтому реально ни для России, ни для НАТО, этот референдум ничего не изменит. Напротив, население Украины в своем большинстве на данном этапе не поддерживает идею вступления в НАТО. Общественное мнение за полгода-год не изменить, поэтому в ближайшее время референдум там проводить не будут, слишком велик риск у действующей власти его проиграть, хотя обработку населения в атлантическом духе продолжат. Мутация режима Саакашвили в сторону авторитаризма началась не вчера, а позавчера, и в Брюсселе, и в Вашингтоне об этом хорошо известно. Но это не влияло и не влияет на их отношение к евроатлантическим поползновениям Тбилиси. Как говорится, "это сукин сын, но это наш сукин сын". В том случае, если Россия никоим образом, кроме одной риторики, не будет препятствовать этому процессу, приглашение Грузии к членству в НАТО может произойти уже в 2009 года.

Вступление Грузии в НАТО, учитывая конфликты в Абхазии и Южной Осетии, проблемы Северного Кавказа, станет для России новым и крайне болезненным Хасавюртом, более того, может в более дальней перспективе привести к потере нами Северного Кавказа. Цели Тбилиси очевидны: вступив в НАТО, Саакашвили сможет ничего не опасаясь под любым предлогом спровоцировать новую войну в Абхазии и Южной Осетии, а у России руки будет связаны, она не сможет остановить грузинских ястребов, рискуя ввязаться в конфликт со всем альянсом.