Парад бюллетеней

(Марина Алехина, Андрей Мармышев, "Российская газета", 4.12.2007)

Одновременно с выборами в Госдуму в крае, Туве и Хакасии прошли выборы в местные органы власти

Красноярский край

В регионе выбирали глав Каратузского и Шушенского районов и депутатов Минусинского городского Совета. В Каратузском, Абанском, Мотыгинском, Тасеевском, Канском районах прошли довыборы в представительные органы власти. А жители города Заозерный и Рыбинского района проголосовали по вопросу слияния двух муниципалитетов.

По информации, полученной "РГ", 81,65 процент жителей Заозерного ответили "да" на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что городской округ "город Заозерный" будет преобразован в городское поселение город Заозерный и войдет в состав Рыбинского района?". Против высказались 17,39 процентов граждан. В Рыбинском районе согласных меньше. Но все же 69,51 процент сельчан за интеграцию с городом. 29,31 процент против.

В борьбе за кресло главы Каратузского района приняли участие пять кандидатов. Окончательные цифры еще не известны. Однако пока лидирует действующий глава территории Владимир Саар. Он набрал 48,95 процентов голосов избирателей. На втором месте Анатолий Корытов с 29,19 процентов. Если до окончания подсчета голосов граждан Саар не сумеет преодолеть планку в 50 процентов, то муниципалитет ждет второй тур выборов.

А вот в Шушенском районе все решилось в первом же туре. Напомним, кресло главы территории оказалось вакантным после ухода Леонида Шорохова в заместители губернатора Красноярского края. На его место претендовало пять кандидатов. Победа досталась исполняющему обязанности главы района Анатолию Керзику. Ему оказал доверие 51 процент избирателей. Стали известны данные по итогам голосования по партийным спискам на выборах в Горсовет Минусинска. С 45,78 процентами лидирует "Единая Россия". ЛДПР набирает 18,77 процентов, "Справедливая Россия" -18,09, "Патриоты России" - 5,56. Отметим, явка на выборы в муниципальные органы власти была выше обычной. Это связано с тем, что голосование проходило одновременно с выборами в Госудуму и акцией "Народный бюджет".

Тува

В Туве избирали депутатов в хуралы 124 сельских поселений, 7 кожуунов Тувы, глав Каа-Хемского и Улуг-Хемского кожуунов, городских поселений - всего 234 выборных кампании разных уровней.

- При таком количестве выборов и соответственно выдвигающихся кандидатов в каждом из сел Тувы необходимо было учесть при формировании избирательных комиссий требование законодательства о запрете на включение в их состав близких родственников выдвигающихся кандидатов, или их прямых подчиненных, - говорит секретарь РИК Тувы мерген Самбала. - Конкуренция на депутатские мандаты была особенно высока там, где в соответствии с принятым уставом глава поселения или кожууна избирается из состава депутатского корпуса. Например, в селе Хорум-Даг на 7 мандатов претендуют 17 кандидатов. При этом там, где местные парламентарии лишены этого права по уставу поселения, наоборот очень сложно соблюсти требование альтернативности выборов - кандидатов немного.

Первые данные по итогам муниципальных выборов должны появиться сегодня. Сейчас члены избирательных комиссий сосредоточили свои усилия на подведение итогов выборов в Государственную Думу.

Хакасия

Жители Хакасии выбирали глав городской и поселковой администраций, депутатов Верховного Совета республики, и районного Совета. Вместе с бюллетенем федерального"уровня жители Сорска получили еще один, свой, "местный" - со списком претендентов на кресло мэра города. По итогам голосования во второй тур вышли Александр Кузнецов и Юрий Егоров. Один из них, теперь уже по большинству набранных голосов, займет место руководителя главы администрации города Сорск. Второй тур состоится 16 декабря.

Также с первого раза ни один из пяти претендентов на должность главы муниципального образования "Белоярский сельский Совет" не перешагнул необходимого 50-процентного барьера. Избирателям центра Алтайского района через две недели предстоит сделать выбор между Татьяной Раменской и Александром Мин Те Хо. По итогам первого тура претенденты идут почти вровень.

Зато не будет перевыборов среди кандидатов на освободившиеся места в депутатских корпусах разных уровней. В парламенте Хакасии Василий Рядчиков будет защищать интересы жителей Ширинского района, а Александр Окладников - Алтайского. Жителям этой территории на избирательных участках выдавали наибольшее количество бюллетеней. В минувшее воскресенье алтайцы выбирали и депутатов районного Совета. Ими стали Николай Танбаев и Валерий Рыжак.

"В Красноярске раздали культурные гранты"

(Александр Троекуров, "Известия", 4.12.2007)

В рамках года культуры в театре Оперы и балета на днях прошло награждение победителей грантового конкурса губернатора края. Сто лучших работников региональных учреждений культуры, имена которых определила специальная комиссия еще в июне этого года, получили сертификаты на 100 тысяч рублей. Кроме того, 45 грантов в размере 1 млн. рублей положено муниципальным учреждениям культуры края: библиотекам, музеям, театрам. Организаторы заявили, что теперь вручение губернаторских грантов будут ежегодными. На эти цели в краевой бюджет 2008 года уже заложено 55 млн. рублей. По мнению руководителя агентства культуры администрации Красноярского края Зои Благих, такие мероприятия необходимы, так как деятели культуры не так часто становятся героями дня: "Я хочу, чтобы по сцене театра Оперы и балета прошли парадным шагом все эти люди, чтобы их имена звучали торжественно. Необходимо дать им почувствовать свою значимость, профессиональную компетентность уважение людей, сидящих в зале".

Кризис дошкольного возраста

(Вячеслав Корзун, "Российская газета", 4.12.2007)

Каждый второй ребенок в крае не посещает детсад

В 2007 году в крае начала реализовываться целевая программа "Дети". Одна из ее главных задач - поддержка системы дошкольных заведений. Власти пообещали сократить очередность в садики и впервые материально поддержать их персонал.

Каждый второй малыш в крае лишен возможности посещать детсад, а значит, и нормально готовиться к учебе в школе. Особенно остро эта проблема стоит для активно развивающегося краевого центра. Катастрофически не хватает детсадов в микрорайонах-новостройках. Чтобы получить место, родители вынуждены ставить ребенка в очередь чуть ли не с пеленок.

Краевые власти нашли временное решение этой проблемы, выплачивая денежные компенсации семьям, не имеющим возможности устроить ребенка в детский сад. Право на компенсацию получили родители детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Всего в крае около 27 тысяч таких малышей. Компенсация в размере трех тысяч рублей выплачивается ежемесячно. На это из краевого бюджета выделен миллиард рублей.

- Это, конечно, не ахти какие деньги, - говорит корреспонденту "РГ" молодая мама Светлана. - Но они отчасти оправдывают то, что я сижу с ребенком дома, вместо того, чтобы работать по специальности. Проблема в том, что скоро я права на эту компенсацию потеряю: сыну скоро 3 года. А в очереди в садик мы еще восемьсот какие-то. Что будем делать дальше, не знаю.

В администрации края признаются, что выплата компенсаций - лишь временная мера. Тем не менее от денежной поддержки семей власти пока отказываться не собираются. Одновременно с каждым годом будет увеличиваться объем выделяемых средств на строительство новых дошкольных учреждений.

- Только в этом году планируется ввести в эксплуатацию 11 новых зданий, предназначенных под детские сады, - сообщил заместитель губернатора Владимир Шишмарев. - Это позволит более чем на три тысячи увеличить количество мест в дошкольных заведениях. Но, несмотря на положительный результат, существуют и проблемы. Программа "Дети" разрабатывалась во второй половине 2006 года, и муниципалитеты не успели вовремя подготовить проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию детских садов, что задержало работы. В этом году мы заранее проанализируем готовность городов и районов и заблаговременно определим объем выделяемых средств.

В 2008 году начнется строительство 3 новых детских садов в краевом центре. Из краевого и городского бюджетов на их возведение будет потрачено 1,2 миллиарда рублей. Новые дошкольные учреждения появятся в микрорайонах Северный, Ястынское поле и Ветлужанка. Причем садик в Северном будет построен по совершенно новому проекту. В нем предусмотрены раздельные спальни и игровые комнаты, кабинеты психолога, логопеда, музыкальные залы, бассейн, актовый зал для проведения утренников. Детский сад разместится внутри жилого массива, вдали от проезжих частей. Этот проект в будущем должен стать типовым для всех дошкольных заведений Красноярска.

Активно в крае ведется процесс возвращения зданий дошкольных учреждений, которые ранее были перепрофилированы под другие цели. В этом году детям вернули здания 17 садов на 2163 места. До 2010 года планируется возвратить еще 50 зданий.

Впервые в этом году в крае начала действовать система материальной поддержки воспитателей - одной из наименее социально защищенной категории бюджетников. На этой неделе были объявлены конкурсы среди работников детсадов. Их итоги подведут в марте следующего года.

- Победители получат неплохие гранты, - говорит Владимир Шишмарев. - И уже в новом учебном году смогут встретить детей в обновленных помещениях с хорошей материальной базой и современным техническим оборудованием.

Айда на таможню! Кутюр привезли...

(Оксана Грибанова, "Сегодняшняя газета", 4.12.2007)

90% вещей, якобы конфискованных на таможне, на самом деле привезены с ближайшего базара...

В последнее время в Красноярске активно плодятся магазины-"конфискаты". Растущие как грибы торговые точки считаются альтернативными: вещи в них стоят относительно дешево, зато многие из них отличаются хорошим качеством. Что такое конфискат и откуда он, собственно, берется, узнавал наш корреспондент.

Носки вместо ноутбуков

К стокам и секонд-хендам красноярцы уже давно привыкли, ходят туда чаще, чем на рынок. А вот фирмы, торгующие конфискатом, для горожан еще загадка. Само слово "конфискат" отпугивает. Дескать, подсунут что-нибудь нелегальное да испорченное. Ничего подобного. Все товары новые. И, что немаловажно, - разнообразные и недорогие. Можете даже конфискованный подъемный кран приобрести - всего за 25.000 рублей. Существование "качественной дешевизны" объясняется просто - у товара есть свое, не самое радужное таможенное прошлое...

Таможня - именно там изначально оседают вещи, с которыми "что-то не так". Задержка на границе может случиться по разным причинам. Например, у человека, на которого оформлен груз, нет денег на уплату высоких таможенных пошлин. Возможно, предприниматель к моменту прибытия товара не успел арендовать склад и вовсе отказался от вещей - хранить груз на таможне очень дорого. Еще один пункт - неправильно декларированный товар. Например, прибывшая фура загружена ноутбуками, а в документах груз обозначен как "чулочно-носочные изделия". И как следствие - проверка и возможная конфискация.

Далее судьбу изъятого товара решает суд. По итогам заседания вещи присваивают статус "бесхозяйной" - с этого момента она официально становится собственностью государства и источником пополнения бюджета страны. Понятно, что казне килограммы забракованных на таможне платьев не нужны. А вот деньги, вырученные от продажи конфиската, для бюджета хорошее подспорье.

Вещи за бесценок: не сезон...

В Красноярске реализацией изъятого на таможне товара занимается филиал Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Он же передает конфискат специалистам-оценщикам. Задача последних - определить стоимость бесхозяйных вещей. И, как правило, после оценки цена падает 25-30% (в некоторых случаях и на 50-70%) относительно рыночной стоимости. Залежавшиеся на складе босоножки будут стоить намного дешевле аналогичных из обычного магазина. Во-первых, потому, что пылились какое-то время на складе. Во-вторых, зимой для летней обуви не сезон. Кстати, контролировать работу оценщиков вне компетенции государства.

- Мы не можем вмешиваться в процедуру оценку имущества, - говорит заместитель начальника отдела реализации принудительно изъятого имущества филиала Российского фонда федерального имущества в Красноярском крае Алексей КОЛОВИЧ. - Только если нас совсем не устраивает оценочная стоимость вещей, мы проводим дополнительную экспертизу. Но это довольно редкая ситуация. Был случай, когда партия обуви, оцененная в три миллиона рублей, на самом деле и вовсе продаже не подлежала. Повторная оценка показала - у китайских черевичек не хватало важных деталей. Обувшись в "недосапожки", человек мог при самом лучшем раскладе отделаться мозолью.

Рыба до суда не доживет

По результатам конкурсного отбора РФФИ заключает договоры с организациями, которые и станут впоследствии продавать конфискат. Поверенные фирмы берут товар фактически под честное слово. Все деньги от продажи идут в бюджет страны. Компании же получают от сделки определенный процент, изначально заложенный в договоре с государством. Любопытно, что цены на конфискат бизнесмены не имеют право накручивать.

Простому человеку необязательно приходить за конфискатом в магазин к поверенному. Хотите опередить более информированных соискателей дешевого добра? Обратитесь непосредственно в фонд федерального имущества, который находится по адресу: ул. Дубенского, 6. Там вы можете оставить свою заявку, например, на телевизор. Как только нужный товар прибудет в Красноярск, вам об этом тут же лично сообщат.

Кстати, конфискатом может оказаться всё, что угодно: дорогие шубы, компьютеры, детские игрушки и даже продукты. Еду и напитки таможенники регистрируют как скоропорт и в отличие от вещей распродают еще до решения суда. За два месяца (примерно столько длятся судебные заседания по признанию конфиската бесхозяйным) рыба, например, испортится. А хранить продукт в специальных холодильниках - накладно. О безопасности конфискованных продуктов судит ветеринарная служба. Порой заключение специалистов неутешительно, и скоропорт попросту уничтожают.

Кругом - псевдоконфискат

Качество товаров, забракованных на таможне, может быть хорошим, а может оказаться и не очень. По крайней мере, в настоящем магазине-"конфискате" о возможных дефектах одежды-обуви вам честно расскажут. Как и о происхождении: из Италии - так из Италии, из Китая - так из Китая.

Однако сегодня в краевом центре очень много псевдоконфиската. Плакаты с призывом "Лучшие бренды с московских терминалов" ни что иное, как обман. Судите сами: почему товар, как будто прибывший из Москвы, нельзя было реализовать в самой столице? Тем более, если он от кутюр.... 90% вещей, якобы конфискованных на таможне, на самом деле привезены в магазин с ближайшего базара. Мошенники маскируют китайский ширпотреб за бренд и продают его дороже, чем на рынке. Не хотите обзавестись подделкой - требуйте у продавца сертификат качества.

Конфискат часто путают с арестованным имуществом. Последним называется то, что было изъято у человека, допустим, за долги. Как правило, такие вещи имеют статус б/у и распродаются государством за копейки (к примеру, цветной телевизор может стоить около тысячи рублей). На такой товар также легко сделать заявку в красноярском отделении фонда федерального имущества. Кстати, арестованным может оказаться и автомобиль. Правда, это, как правило, не самый презентабельный старый "Москвич". И в редких случаях - приличное авто.

Сегодня в Красноярске можно приобрести конфискованную и арестованную технику, мебель и одежду. В частности:

солярий (5.000 рублей), тренажер (500 рублей);

системный блок (1.500 рублей), монитор (500 рублей), принтер (500 рублей), колонки (300 рублей), бесперебойник (500 рублей), DVD (300 рублей);

стиральная машинка (500 - 4.000 рублей), холодильник (1.000-3.000 рублей), кухонный гарнитур (3.000 рублей), 4 обеденных стула (400 рублей), керамическая плитка (500 рублей), духовой шкаф (1.000 рублей), чайник (100 800 рублей), тостер (150 рублей), телевизоры (от 300 до 2.000 рублей);

видеоплеер (300 рублей), фотоаппарат (200 рублей);

17 наименований одежды на общую стоимость 6.100 рублей;

двери межкомнатные - 4 штуки (6.000-12.000 рублей), прихожая (5.000 рублей), трюмо (500 рублей), кухонный гарнитур (10.000 рублей); Подробности на сайте филиала Российского Фонда федерального имущества www.fpf.ru

"Прямым рейсом"

(Сергей Горланов, "Известия", 4.12.2007)

Оптимизация маршрутной сети сделает город максимально удобным для пассажиров

С января 2008 года в Красноярске начнется постепенное изменение маршрутной сети Красноярска. Предполагается, что количество маршрутов заметно сократится - вместо 120 их останется 70, однако больше не будет дублирования, а автобусы будут ходить с интервалом в 7-10 минут. Кроме того, замена "пазиков" на машины городского класса средней и большой вместимости позволит не только не снизить общего количества пасссажиромест, но и увеличить его.

На данный момент коммерческие перевозки в Красноярске осуществляются на 58 маршрутах, в процессе участвует более 1200 автобусов. Одним из главных недостатков маршруток является малая вместимость - автобусы зачастую переполнены. Кроме этого, наблюдается рост ДТП с участием маршрутных автобусов. Что неудивительно - длина некоторых маршрутов доходит до 43 км, что не соответствует предъявляемым условиям безопасности пассажирских перевозок. Все обозначенные недостатки сегодняшних пассажирских перевозок были учтены при разработке новой комплексной маршрутной сети. В рамках данного проекта планируется уменьшить количество дублирующихся маршрутов на 39%, сократить общее количество малогабаритных автобусов на 36,2% за счет приобретения новых большой вместимости, сократить интервал, повысить безопасность перевозок улучшить качество обслуживания.

Вопрос о совершенствовании дорожно-транспортной сети Красноярска рассматривается уже не первый год. По мнению главы города Петра Пимашкова, в настоящее время решение всех существующих вопросов, связанных с транспортной системой, является для краевого центра первостепенной задачей. В нынешнем году были проведены масштабные работы по строительству и благоустройству городских дорог, поэтому вводить новую маршрутную сеть можно уже сейчас. Однако городские власти считают, что внедрение новшеств должно быть постепенным.

- Главное помнить, что при решении проблем пассажирских перевозок, изменения того или иного маршрута приводят к определенным неудобствам горожан. Поэтому сейчас наша задача - минимизировать их при разработке и введении новой маршрутной сети, - считает Петр Пимашков.

В то же время необходимость в переменах назрела уже давно, действующие сегодня маршруты не отвечают требованиям города и не соответствуют сложившимся на данный момент пассажиропотокам. По словам заместителя главы города, начальника департамента транспорта администрации Ивана Девяткина, такое положение вещей связано с тем фактом, что состояние маршрутной сети Красноярска не изучалось около 7 лет. Поэтому в ноябре прошлого года Политехническим институтом СФУ было проведено исследование пассажирских потоков транспортной сети Красноярска. Более тысячи студентов в течение четырех дней проводили обследование пассажиропотока на всех видах городского транспорта. Как выяснилось, в настоящее время ежесуточно общественным транспортом перевозится более 1 млн человек, по сравнению с 1999 годом этот показатель вырос на 23% или на 191 тыс. человек. По словам начальника отдела организации пассажирских перевозок департамента транспорта администрации города Сергея Веселкова, Красноярск в последние годы активно развивается, а с учетом того, что исследования необходимо проводить один раз в 3-5 лет, сейчас изменения будут достаточно серьезными.

- Нынешняя маршрутная сеть формировалась отчасти хаотично, коммерсанты время от времени выходили с предложением организовать какой-то маршрут, департамент рассматривал заявки, давал разрешения. В итоге образовалось множество параллельных сетей, когда муниципальные и коммерческие маршруты фактически повторяют друг друга, предприниматели лишь немного удлиняли их, - пояснил "Известиям" Сергей Веселков.

При этом соотношение социально значимых муниципальных автобусов и "маршруток" к сегодняшнему моменту достигло показателя 1 к 10 - на 120 "муниципалов" приходится около 1200 частников. В результате большинство городских автобусов фактически стали выполнять исключительно социальную роль - перевозку льготников. Соответственно, муниципальные автотранспортные предприятия перестали получать прибыль, более того, работали в основном при помощи дотаций из бюджета. Работать дальше в таких условиях было нельзя, но и отдавать все перевозки на откуп коммерсантам также было невозможно. Так, примерно два года назад "маршрутчики" потребовали от городских властей поднять тарифы, в ответ на отказ объявили забастовку - часть автобусов оставалась в гаражах. Естественно, городские власти не могли не ответить на такой шантаж, в итоге было принято принципиальное решение активно развивать муниципальный транспорт и довести соотношение городских автобусов к коммерческим как минимум до показателя 50 на 50. Однако это не главная задача, суть новой маршрутной схемы в том, что она будет единой и полноценной.

- Не будет разделения на социальные и коммерческие маршруты - абсолютно все автобусы будут возить льготников, мы заложим такой пункт в условия конкурсов. Кроме того, теперь каждый маршрут будет полноценным. Они сформированы таким образом, что работать будет не 1-2 автобуса, как это иногда происходит сейчас, а, допустим, 20 машин с максимальным интервалом 7-10 минут, - рассказывает Сергей Веселков.

В то же время в 2008 году будет введена пластиковая социальная карта льготника с электронным чипом и фотокарточкой, а у кондукторов появятся специальные считывающие устройства. Сейчас единый социальный билет действует далеко не на всех маршрутах - новая система позволит льготникам ездить абсолютно на всех видах транспорта без исключения. Пенсионеры и инвалиды будут ежемесячно вносить на карточку ту же самую сумму, что платят за социальный билет, что позволит им беспрепятственно ездить по городу. Новая система удобна и для перевозчиков - вопрос компенсации выпадающих доходов будет снят.

Сейчас в качестве наиболее острого вопроса многие СМИ ставят сокращение длинных маршрутов. Однако такое решение полностью обоснованно. В соответствии со средней эксплуатационной скоростью автобуса в городе - этот показатель составляет 20 км в час, по всем нормам длина пути не должна превышать 30 км. К тому же, средняя длина поездки в Красноярске - всего 6,4 км, то есть абсолютное большинство населения вряд ли почувствует какие-то неудобства.

Для того, чтобы красноярцы сами смогли внести свои предложения по оптимизации, первоначальный вариант маршрутной сети был вынесен на всеобщее обсуждение.

- В общей сложности пришло около 4 тыс. обращений. Сегодня эти заявки уже обработаны и соответствующие корректировки в схему внесены. Хочу отметить, что около половины обращений были основаны исключительно на эмоциях - люди не разобравшись, что происходит, даже не увидев саму схему, стали едва ли не матом, хотя случалось и такое, требовать оставить все как есть. Было достаточно много организованных обращений, когда "маршрутчики" сами собирали подписи против внедрения новой сети, так как это касается их коммерческих интересов. Мы вынуждены были анализировать и такие заявки. И лишь около 30% обращений были конструктивными, именно на их основе были внесены изменения, - пояснил Сергей Веселков.

Многие предприниматели, занятые перевозками внутри города, уже начали жаловаться, что потеряют свой бизнес. Однако власти Красноярска уверены, что возить пассажиров должны именно автобусы городского класса, а не "пазики", в основном предназначенные для пригородных и межпоселковых перевозок.

- Новая маршрутная сеть предусматривает использование машин средней и большой вместимости. Конечно, есть и маршруты, где останутся ПАЗы, но предназначенные для города, такие уже есть в Красноярске, - отметил Сергей Веселков.

При этом власти намерены создать все условия для водителей - в 2008 году в Красноярске будет оборудовано 16 конечных остановочных пунктов со всей необходимой инфраструктурой, такое распоряжение уже подписано главой города Петром Пимашковым. В первую очередь речь идет о создании конечных остановок в развивающихся районах: Ветлужанка, Академгородок, Красфарма, ЛДК, в микрорайонах Зеленая роща, Северный, Солнечный, Верхние Черемушки. Соответственно, следующим этапом реформирования маршрутной сети станет диспетчеризация.

- Не секрет, что сегодня управлением потоков занимаются так называемые "кукушки" - люди, дежурящие на ключевых остановках и сообщающие водителям отрыв от конкурентов. Такой подход порождает "гонки" между автобусами и зачастую приводит к авариям. Ставится задача создать централизованную автоматизированную диспетчерскую систему, подчиненную не предпринимателям, а непосредственно городу. Диспетчеры смогут отслеживать все маршруты и оперативно регулировать интервалы движения, - пояснил Сергей Веселков.

Таким образом, новая маршрутная сеть позволит учесть интересы всех участников процесса. Муниципалитет получит контроль над движением пассажирского транспорта, "маршрутчики" - благоприятные условия работы, пассажиры - максимально удобную и понятную сеть маршрутов, а Красноярск в целом - оптимизацию движения и разгрузку магистралей, в первую очередь исторического центра.

Плюс электрификация

В нынешнем году власти четко определились с будущим трамвая - этот вид транспорта отныне будет курсировать исключительно по улицам правобережья. Такая ситуация связана с тем, что мосты в Красноярске не предназначены для трамваев. Однако другой вид электротранспорта - троллейбусы, в соответствии с планами будут ходить едва ли не по всему городу. Строительство четвертого моста через Енисей позволит создать дополнительные маршруты - уже спроектирована линия до Красфармы, в перспективе появится троллейбусный маршрут через улицы 60 лет Октября, Павлова и Мичурина с выходом на Октябрьский мост. Еще один проект - "городская электричка", сейчас активно обсуждается администрацией краевого центра и Красноярским филиалом ОАО "РЖД". В перспективе запуск такого поезда может значительно разгрузить основные магистрали, однако для этого необходимо оборудовать платформы - вопрос находится в компетенции железнодорожников, как только он будет урегулирован, должна начаться реализация этого проекта.