"Экспериментальной площадкой станет участок между Поклонной горой и рекой Сетунь - новый жилой район построят над железной дорогой, перекрыв пути мощной платформой", сообщают о новом градостроительном проекте столичных властей "Известия" в номере от 9 ноября. Он обсуждался на заседании общестенного градостроительного совета. "Представленная на суд архитектурного совета разработка... довела идею до логического конца: если над "железкой" можно строить гаражи, значит, можно и жилье, и офисы, и бульвары. Главная цель так и формулируется: "превратить ранее отчужденные федеральные земли в полноценное городское пространство". Для этого планируется убрать кусок Московской железной дороги Киевского направления (от Третьего транспортного кольца до Минской улицы) в специальное "шумовиброзащитное закрытое искусственное сооружение-"платформу". Фактически перевести эту часть дороги в режим метро. В результате образуется изрядное количество новой площади под застройку - 54 га. С учетом прилегающих территорий площадь нового квартала составит 173 га. Вытянувшийся вдоль Поклонной горы район будет представлять собой "хребет", в "изголовье" которого появятся 70-этажная башня с апартаментами и два небольших офисных квартала. От нее начнется широкий - от 30 до 60 метров - бульвар. По мере удаления от центра высота зданий - в основном жилых и гостиничных - будет уменьшаться и в конце концов составит не более 8 этажей. Здание молла, завершающего "хребет", будет практически плоским. 3 детских сада, 2 школы и поликлиника, 18 тысяч мест в подземных гаражах и озелененные кровли домов... Единственным доводом "против" стало замечание искусствоведа Алексея Клименко о том, что при нынешней катастрофической ситуации с транспортом нагружать новые дороги еще и жильем неразумно. Однако его соображения были сломлены двумя мощными аргументами: во-первых, строить над железными дорогами дорого и надо заинтересовать инвестора, во-вторых, жилья много не бывает - Москва до сих пор не дошла до европейской нормы средней обеспеченности жильем в 20 кв. метров на человека", пишет газета.

"Выдвигая предложения подвесить новые автомобильные дороги, бульвары, дома над существующими стальными путями, архитекторы ссылаются на опыт Брюсселя, Антверпена, Берлина, Гонконга, Токио и Осаки", на ту же тему сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 12 ноября. "У нас подобный способ экономии земли имеет большую перспективу. Подсчитано, что в Москве железнодорожным полотном заняты в общей сложности 2,8 тысячи гектаров. Еще 4 тысячи га - это прилегающие участки или зоны отчуждения, на которых, как правило, размещаются малоценные, а то и заброшенные строения. Вот где многообещающий резерв пространства под строительство! Принятый проект предполагает, что железнодорожные пути на этом участке уберут под шумо-виброзащитную искусственную платформу, а сверху, помимо дороги, будет построен многофункциональный комплекс из общественных зданий, жилых домов, гостиниц и озелененных пространств", отмечает газета.

"Оригинальнейший для столицы проект второго вантового моста через Москву-реку разработал институт "Метрогипротранс"", сообщает "Российская газета" в номере от 12 ноября. "Первый, как известно, построен в Серебряном Бору и движение по нему должно быть открыто уже к концу текущего года. А новый проект предназначен для северного дублера Кутузовского проспекта, который свяжет запад столицы непосредственно с центральным ядром "Москва-Сити". Автотранспортный мост на этой трассе планируется построить рядом с железнодорожным мостом Смоленского направления и Западным речным портом, который после реконструкции и модернизации станет логистическим центром Сити... Вантовый-2 будет сильно отличаться от Живописного или Серебряноборского. Его пролет на стальных "ниточках" будет держать не арка, а всего один пилон - башнеобразный столб в 160 метров с 50-этажную высотку. Это соразмерно с соседними небоскребами Сити, которые и повыше, и пониже. Высотный пилон встанет на правом берегу и будет держать на 16 вантах два пролета по 180 метров, обеспечивая не только проезд через Москву-реку, но и въезд в центральное ядро Сити. Разместятся на нем 8 полос движения: по 4 в каждую сторону", пишет газета. "Конечно, если Москва стремится стать крупным центром международного туризма, такие смотровые или обзорные площадки просто необходимы. Но в случае с мостом у Сити появление такой площадки вызвано конструктивной необходимостью. Нужно было просто уравновесить пилон, испытывающий большую нагрузку в сторону выгиба моста. А раз противовес появился, его решили использовать. Смотровая площадка с панорамным лифтом будет устроена на стометровой высоте - как на Живописном мосту в Серебряном Бору".

"Вокзалы "уплотняют" ради коммерческой застройки", сообщают "Известия" о проекте закрытия Рижского вокзала в номере от 12 ноября. "О предложении главного архитектора Москвы Александра Кузьмина закрыть Рижский вокзал и превратить его в музей "Известия" написали 23 октября. Шесть лет назад аналогичная идея, озвученная префектом Северо-Восточного округа Ириной Рабер, касавшаяся двух вокзалов - Рижского и Савеловского, - натолкнулась на решительные возражения Московской железной дороги (МЖД), отвечающей за пригородное сообщение. Но теперь все изменилось... план Кузьмина рассматривается на совместном координационном совете", пишет газета. "Старый проект предполагал замкнуть рижское направление на Ленинградский вокзал, прибавив к его расписанию три дальних поезда. Пятьдесят пар "рижских" электричек должны были стартовать со станции "Тушино", где есть метро. В подтексте - высвобождение железнодорожных территорий для городского строительства. Возможно, это реанимация старого советского плана: случайно ли кольцевая линия метрополитена обошла стороной маленькие вокзалы - Рижский и Савеловский?.. Развитие железных дорог ведет к разгрузке, а не перегрузке соседних направлений... Закрытие пригородного сообщения в черте города определенно вредно. Все железные дороги дублируют и разгружают метрополитен. Если планы мэрии осуществятся, жители Подмосковья и московские дачники "навалятся" на станцию "Тушино" и Краснопресненскую линию метро. Между тем сейчас Рижская железная дорога пересекается с тремя линиями метрополитена, а некоторые поезда следуют далее, по Каланчевской соединительной ветке, пересекая еще несколько линий... если для Рижской дороги был построен отдельный вокзал, надо ли от него отказываться?", задают вопрос "Известия". "Что касается Музея железнодорожного транспорта, то он на Рижском вокзале уже существует. Несколько ретропоездов стоят на запасных путях, а в правом крыле вокзального здания устроен выставочный зал... В сущности Рижский вокзал и есть действующий музей Российских железных дорог. Живой вокзал-музей лучше, чем музей в мертвом вокзале".

"Проблема московских обманутых дольщиков в скором времени будет решена окончательно", заверяет "Вечерняя Москва" в номере от 12 ноября. "Столичные власти намерены полностью решить вопрос уже в 2008 г., а не в 2009-м, как обещали президенту Путину, с уверенностью заявил мэр Москвы Юрий Лужков... В силу ряда обстоятельств наиболее пострадавшим от действий (или, точнее, бездействия) недобросовестных инвесторов оказался Восточный административный округ столицы. Из 3371 в ВАО зарегистрировано 1773 пострадавших соинвестора. Именно по этой причине именно ВАО стал своеобразным полигоном для отработки наиболее эффективных схем решения этой общегородской проблемы. К концу этого года здесь обманутым дольщикам будет предоставлен 21 многоквартирный дом. Большинство из них уже построены и сданы госкомиссии", пишет газета. "Самым же судьбоносным решением московских властей по проблеме обманутых дольщиков стало подписание 21 июня мэром постановления о возведении двух домов для дольщиков наиболее одиозной компании-застройщика - КТ "Социальная инициатива" ("СИ"). Дело в том, что в большинстве других случаев соинвесторы становились жертвами строительных компаний, не рассчитавших свои возможности и не сумевших завершить начатое строительство. Несмотря на всю явную нерадивость, они в своих действиях не преследовали цели прямого обмана соинвесторов. В случае же с "Социальной инициативой" имеет место самое обыкновенное мошенничество, так как компания изначально не собиралась доводить строительство до конца. Дело "Социальной инициативы" считается одним из наиболее циничных и масштабных мошенничеств в жилищно-строительной сфере. По данным дольщиков, от действий "Социнициативы" пострадало порядка 50 тысяч человек более чем в 50 городах и регионах страны, включая Нижний Новгород, Воронеж, Белгород, Смоленск, Новосибирск и Оренбург. Положение подавляющего большинства дольщиков этой компании практически безнадежно. Исключением из этого правила является только Москва... В соответствии с постановлением правительства Москвы квартиры получат все без исключения московские дольщики "Социальной инициативы"", пишет "Вечерка".

"Холдинг "Капитал Груп", строящий в основном офисы и жилье, готовится стать крупнейшим игроком на рынке торговой недвижимости", сообщает "КоммерсантЪ" в номере от 13 ноября". "Как стало известно Ъ, девелопер собирается возвести в столице около 1,3 млн кв. м торговых площадей, стоимость строительства которых эксперты оценивают в $1,95 млрд. Для этого компания поучаствует в программах московского правительства: в частности, построит 24 торгово-сервисных пешеходных перехода на основных магистралях города... первым проектом станет торговый центр площадью около 120 тыс. кв. м над станцией метро "Речной вокзал"... только объем инвестиций в ТЦ у "Речного вокзала" составит $250 млн. Однако этот проект лишь малая часть проанонсированной программы строительства. Как рассказали Ъ несколько игроков рынка, несколько месяцев назад "Капитал Груп" вошла в проект строительства 24 пешеходных торгово-сервисных переходов (ПТСП) под маркой Sunflower, предполагающий возведение более 500 тыс. кв. м торговых площадей", пишет газета. "Помимо проекта торгового центра на "Речном" и Sunflower "Капитал Груп" планирует построить в Москве еще ряд торговых объектов. В постановлении правительства Москвы от 16 января 2007 году #10-ПП "О ходе реализации Концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве" говорится, что торговый центр на "Речном вокзале" - один из трех подобных пилотных объектов. Два других - пересадочные узлы у станций метро "Планерная" и "Тушинская". Строительство транспортно-пересадочных узлов возле столичных станций метро столичные чиновники также обсуждают уже несколько лет. Исходя из текста постановления, всего планируется застроить 40 участков, расположенных рядом со станциями метро".

А в номере от 14 ноября "КоммерсантЪ" сообщает о проекте застройки двух участков в рамках строительства "Москва-Сити". "MosCityGroup (MCG) Павла Фукса мало двух участков на территории ММДЦ "Москва-Сити", предполагающих возведение более 480 тыс. кв. м. Как стало известно Ъ, на территории выставочного комплекса "Экспоцентр" рядом с "Москва-Сити" MCG построит многофункциональный комплекс площадью 330 тыс. кв. м. По оценкам экспертов, права на проект и его реализация могут обойтись MCG примерно в $800 млн... Предпроектные предложения по комплексу на территории "Экспоцентра", разработанные архитектурным бюро Zaha Hadid Architects, были одобрены столичными властями еще осенью прошлого года. На сайте MCG этот проект носит название "Юрий Долгорукий" и предполагает строительство двух башен высотой 56 и 50 этажей и общей площадью около 330 тыс. кв. м", пишет газета. "Для MCG "Юрий Долгорукий" станет третьим проектом, который компании удалось заполучить в районе ММДЦ. В "Сити" девелопер уже развивает два участка -- #4 и #12, где будут построены башни Imperial Tower (общей площадью около 280 тыс. кв. м) и Eurasia Tower (более 200 тыс. кв. м)... MCG не единственный девелопер ММДЦ, нацеленный на увеличение портфеля проектов в "Москва-Сити". Так, Mirax Group (строит башню "Федерация") займется реконструкцией подстанции #805, расположенной на 25-м участке "Сити". За это компания получила право возвести по соседству офисный комплекс площадью 250 тыс. кв. м".

Но застройка этой территории не ограничивается офисами. "Пока Сити поднимает этажи, архитекторы думают и над тем, как будет выглядеть столица по соседству с новым деловым центром. Например, на последнем заседании общественного градостроительного совета утвержден проект высотного жилого комплекса, разработанный японским архитектором с мировым именем Кионори Кикутаке", сообщает "Российская газета" в номере от 15 ноября. "По единодушному мнению московских архитекторов он станет интересной перекличкой с ансамблем небоскребов "Москвы-Сити"... Его новаторский проект представляет собой группу из трех пирамид: центральной 51-этажной и двух 36-этажных на общем стилобате. 15-этажные "связки" соединяют части комплекса в единое целое. Здесь 1100 квартир, рассчитанных на 2700 жителей. Ромбы на фасадах 36-этажек - это не квартиры, а рекреационные помещения-атриумы, где можно гулять и отдыхать. По сути это висячие сады. В комплексе предусмотрена вся инфраструктура, обеспечивающая питание, бытовое обслуживание, обучение и спорт. Кроме жилья в этом сооружении предусмотрены школа, детский сад, кафе и автостоянка на 2340 машин", пишет газета. "Дом Кикутаке станет доминантой правого берега реки напротив Сити. Он должен быть построен на месте фабрики "Фили-кровля" (Кутузовский проезд, 16). Она и стала камнем преткновения. Руководители города считают, что проект, хотя и хорош, но реализовать его возможно лишь тогда, когда построят и запустят в другом месте аналогичную фабрику".

Привлекает застройщиков и старый московский район - Таганка. "Как стало известно РБК daily, турецкая Enka и российская MCG Павла Фукса совместно участвуют в проекте "Таганский Бизнес Парк", который предполагает возведение делового квартала между Новохохловской и Нижегородской улицами в районе Таганки в Москве", сообщает "РБК daily" в номере от 15 ноября. "О проекте "Таганский Бизнес Парк" РБК daily рассказали сразу несколько участников рынка... проект, расположенный между Новохохловской и Нижегородской улицами, будет состоять из офисных площадей, торгово-развлекательной и гостиничной частей... По информации участников рынка, компания MCG приобрела долю в этом проекте у компании "Ингеоком". В "Ингеокоме" вчера подтвердить эти данные не удалось. В MCG отметили, что сейчас на 40% проект принадлежит им, однако не прокомментировали, у кого купили долю", пишет газета. "В пресс-службе MCG РБК daily пояснили, что проект подразумевает застройку 6,71 га вдоль Хохловского ручья: 221,7 тыс. кв. м придется на офисную часть (класс В); 186,3 тыс. кв. м на подземную парковку (4,5 тыс. машиномест); 57,8 тыс. кв. м на гостиничные апартаменты и 26,2 тыс. кв. м на жилье. Уже проведены геофизические исследования участка, ведется вынос существующих внутриплощадных сетей, строительство планируется закончить в 2012 году. Предполагается, что апартаменты будут проданы, а управлять гостиницей и офисным комплексом станет MCG... Опрошенные РБК daily аналитики считают, что проект обойдется девелоперам дороже чем в 600 млн долл".

"Круглый стол "Цена эстетики в жилищном строительстве" собрал во вторник известных московских архитекторов и директоров крупных строительных компаний, экономистов", сообщает "Газета" в номере от 14 ноября. "Основная проблема, о которой говорили выступавшие, - инвестиции в эстетику составляют до 5% от себестоимости строительства, это, по мнению архитекторов, вполне достаточные суммы. Однако по-настоящему выразительные здания, жилые комплексы, поселки можно пересчитать по пальцам. Причина - в позиции девелоперов, не желающих вкладывать лишние, по их мнению, средства, а также в психологии и платежеспособности покупателей, не готовых доплачивать за эстетику, и во всеядности рынка", пишет газета. "Цена эстетики, отмечали собравшиеся, в разных сегментах жилищного строительства - многоэтажных домах, таунхаусах, коттеджах - это прежде всего качество проектного решения, строительных материалов... Эти же слагаемые важны, когда покупатель выбирает архитектурный стиль: к высокому качеству архитектуры и строительства он добавляет хорошую планировку. Между тем взаимоотношения девелопера с архитектором при выработке концепции строительного объекта складываются непросто: застройщику важно экономить на внешнем виде застройки и на стройматериалах, не рисковать финансами, архитектор борется за внешний вид и качество своего проекта. Что касается влияния государственных инстанций на эстетику современного жилищного строительства, архитекторы отметили, что нет особой разницы в отношении к проекту между государственным и частным заказчиком".

"Даже граждане, приобретающие квартиры в "неименных" и неэлитных домах (а их 95%), готовы приплачивать "за красоту". Уловив массовые настроения, экономисты пересчитывают красоту в деньги. А архитекторы, нахлебавшиеся позора за башенки 90-х, отныне намерены творить "уютную дружелюбную среду" также и для граждан, которые в элитных домах не живут, но ходят мимо или видят их из окон", продолжают тему "Известия" в номере от14 ноября. "Если поездить по Москве, создается впечатление, что эстетика не дружит с деньгами, - говорит профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. - И вроде бы люди хотят, чтобы было красиво... Но почему в строительной сфере эстетика остается редкой птицей? По нашим подсчетам, декоративные элементы в типовом доме повышают себестоимость строительства всего на 4%, а продажная цена квартир в таком доме будет выше на 20%, чем в аналогичных. Красиво - это не дорого и совсем не трудно", приводит газета слова выступавших. "Массовое доступное жилье во всем мире создается на индустриальной основе, - оправдывает коллег первый зампредседателя Москомархитектуры Юрий Григорьев. - Архитектор массовой серии в первую очередь думает о функциональных удобствах, о зонировании, инженерии... Мы теряем городскую эстетику. Москва всегда была ансамблевым городом, а сейчас зачастую архитекторы строят, ничего вокруг себя не видя". "Мы слишком быстро застраиваем город, - признался Юрий Григорьев. - По 50-60 тысяч квартир в год. И останавливаться не собираемся. Иностранцы, когда узнают об этом, делают круглые глаза".

"До конца этого года управляющая компания "Новое кольцо Москвы" планирует выставить на конкурс по подбору инвесторов проекты строительства семи высотных зданий. Об этом сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин", пишет "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 43 (355). "До конца года конкурсная документация должна быть подготовлена по семи первоочередным объектам программы "Новое кольцо Москвы", среди которых высотки на Ярославском шоссе, Сущевском валу, проспекте 60-летия Октября. К тому же сроку по ним будут проведены конкурсы. Реализация проектов начнется в следующем году", - сказал он... А. Кузьмин отметил также, что столичные власти рассматривают возможность предоставить квартиры в высотках очередникам: "В этом плане прорабатываются два адреса в районе Марьинского парка. Предпроектная часть по этим зданиям уже сделана. Но дальше возникает вопрос: правильно ли с точки зрения этики селить очередников в эти высотки, а не туда, куда они хотят".

"К середине декабря все столичные гаражи-"ракушки", стоящие в неположенном месте, должны быть ликвидированы. Такое решение было принято в правительстве Москвы", сообщают "Новые Известия" в номере от 13 ноября. "В сущности, все правильно: "ракушки" перегораживают подъезд к дому, мешают замене труб и кабелей. Однако наладить адекватный механизм ликвидации "ракушек" властям на местах пока не удается. Автовладельцев зачастую информируют слишком поздно, компенсации выплачивают мизерные, да и достоверно определить, какая "ракушка" стоит в положенном месте, а какая нет - не всегда получается... "Снос должен иметь под собой веские основания, - пояснил "НИ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - То есть либо гараж мешает прокладке дороги, либо проезду машин скорой медицинской и пожарной помощи". Уцелеют лишь те гаражи, которые никому не мешают, а также "ракушки" инвалидов. Их гаражи просто перенесут в укромное место, подальше от мест пролегания коммуникаций и подъездов к дому", пишет газета. "Муниципальные власти считают нелегальной "ракушку" без договора об аренде. Однако, по словам правозащитников, нередко договор аренды расторгается в одностороннем порядке, без уведомления владельца гаража... Специалисты отмечают: нововведение ударит, прежде всего, по кошельку автовладельца. Компенсация за снесенную "ракушку" составляет максимум 700 долларов. Для сравнения: чтобы купить место на стоянке, нужно заплатить в среднем 4 тыс. у.е. Единственная доступная альтернатива - так называемый "народный" гараж. Но для того, чтобы попасть в эту муниципальную программу, нужно еще постоять в очереди, которая может тянуться месяцами. Впрочем, вероятнее всего, автовладельцы предпочтут не тратить деньги на гаражи, а просто начнут парковаться на тротуарах и детских площадках".